Недельная глава «Масэй», в буквальном переводе означает «поездки». Открывает главу детальное описание всех перемещений евреев в пустыне — от выхода из Египта до границ Эрец Исроэль. Большинство стихов в этом отрывке выглядят так: «И вышли из... и остановились в...»
Рав Моше Штернбух обращает внимание на то, что ничего не сказано о стоянках — ни в названии главы, ни в первых ее стихах. Казалось бы, нас больше интересует то, что происходило во время остановок евреев. Рав Штернбух объясняет: на самом деле, стоянки имеют второстепенное значение. Конечной целью выхода из Египта, пребывания в пустыне, переходов и остановок было прийти в Землю Обетованную. В пути безусловно требуется остановиться, чтобы отдохнуть, но это — лишь подготовка к дальнейшему походу.
Так же и наше пребывание в этом мире — подготовка к вечной жизни в Мире Будущем.
Широко известна история о том, как один богатый еврей из США, находясь по делам в России, решил воспользоваться случаем, чтобы посетить Хофец Хаима. Приехав в Радин и войдя в дом раввина, турист был поражен скудностью обстановки. Он спросил раввина: «А где ваша мебель?» Тот ответил вопросом на вопрос: «А твоя?» «Дома, - произнес богач. - Здесь я проездом, но в Нью-Йорке у меня есть полностью обставленный дом!» «И в этом мире мы все проездом! » - сказал Хофец Хаим. Наша цель в этом мире — собрать как можно больше заповедей и в тот мир явиться с солидным багажом. Этому должна быть посвящена вся жизнь еврея. Однако, если человек, предположим, решит отдавать изучению Торы все время, не делая ни малейшего перерыва, это может пагубно отразиться на его здоровье.
Где «золотая пропорция», позволяющая наилучшим образом двигаться вперед?
В Пиркей Авот перечислено 48 способов приобретения Торы. Один из них «миут сиха», что обычно переводят как «приуменьшение разговоров». Т.е., чтобы продвигаться в Торе, нужно меньше болтать. Но известен и другой комментарий: «миут сиха» переводится как «немного поговорить», - о том, о сем, - чтобы дать мозгу передохнуть. Существуют и более длительные периоды отдыха, например, каникулы в йешиве, отпуск на работе. Человеку необходимо перевести дух, восстановить силы, «подзарядить аккумуляторы». Но стоит помнить, что отдых — не цель, а средство, короткая остановка в пути к Будущему Миру.
Один юноша поступил в престижную йешиву. Учиться было нелегко, напряжение было большим, но вот, наконец, пришло время долгожданных каникул. Старшие товарищи посоветовали ему перед поездкой домой зайти к машгиаху, духовному наставнику йешивы, мудрому старцу — одному из глав поколения. Студент последовал совету. Он зашел в кабинет раввина и сказал: «Ребе, я уезжаю на каникулы!» В ответ прозвучал странный вопрос: «Зачем?» «Ну как же, ведь каникулы!» «Ну и что?!» - снова спросил раввин. Смущенный студент, пробормотав слова прощания, выскользнул за дверь.
Во время каникул он не мог нормально отдыхать. Разговор с наставником мучил его. Лишь к моменту возвращения в йешиву юноша понял смысл слов, сказанных наставником. Великий раввин, учитель сотен и тысяч, преподал ему важный урок: на каникулы не уезжают лишь потому, что наступил определенный день календаря. У каникул должна быть ясная цель: набраться сил перед долгим зимним семестром, уладить какие-то вопросы, выполнить важнейшую заповедь почитания родителей, поучить не то, что положено, а то, что хочется... Покидать йешиву только потому, что так делают все, - не правильно! Дай Б-г нам с пользой провести летний отпуск и после этой остановки с новыми силами продолжить наш путь к Будущему Миру!
р. Шломо Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"