В Талмуде, в конце третьей главы Трактата Бава Батра, написано: «Когда Второй Храм оказался разрушенным, многие из евреев запретили себе вино и мясо». Великий знаток Торы рабби Иеhошуа сочтя, что это движение нужно остановить, обратился к людям. Он спросил их, почему они не едят мяса и не пьют вина, и они ответили, что мясо раньше служило для жертвоприношений, а вином окропляли жертвенник, пока был Храм. Но ведь сейчас Храм разрушен! А значит, есть мясо и пить вино — кощунственно!
Тогда рабби Иеhошуа спросил: «А почему бы не отказаться вам и от хлеба. Ведь пока был Храм, евреи совершали мучные жертвоприношения!» «Хорошо, - сказали люди, - ты прав, не будем есть хлеб». «А что будете есть?» «Фрукты». «Как же так? Ведь раньше первинки несли в Храм, а теперь их нести некуда. Как можно их есть?» Они сказали: «Будем есть другие фрукты — те, что не относятся к семи видам, из которых приносятся бикурим в Храме».
И тогда рабби Иеhошуа выдвинул последний аргумент: «Почему пьете воду?! Ведь её лили на жертвенник во время праздника Суккот!»
На это ответа не было. Люди поняли: многое из того, что раньше использовалось в заслугу службы в Храме, придется использовать сейчас, когда Храма уже нет. Рабби Иеhошуа сказал: «Мы, действительно, в постоянном трауре в память о разрушенном Храме, и нам надлежит вести себя подобающе. Но мы не должны отказаться от жизни. Есть четыре вещи, позволяющие отдать дань уважения и укрепить память о Храме. Но при этом не следует полностью запрещать все радостные события, сопровождающие человека на его пути».
Итак, что и как мы должны делать в память о Храме? Первое: штукатуря стены жилища, оставляем напротив входной двери маленький кусочек не закрытым. Это напоминание о том, что Дом Вс-вышнего разрушен. Мы не должны жить подобно бедуинам в шатрах. Но и забывать о Храме не вправе. Второе: когда накрывается стол для трапезы, пусть не будет одного из традиционных блюд. И так, чтобы это было заметно (сегодня, когда культура застолий изменилась, пример привести трудно). Третье: когда женщина украшает себя, она не должна надевать все, что есть. Раньше был целый обряд украшения, и в нем, можно было от чего-то отказаться, -так, чтобы было заметно. Четвертое: на свадьбе на голову жениха сыплют пепел, ведь Храм был сожжен, и уничтожена вся его утварь.
Урок рабби Иеhошуа учит тому, что обычаи постоянного траура должны отражаться в разных аспектах жизни. Мы живем, как обычно, но с маленькими «недочетами». Они напоминают о том, что наши действия могут быть более полными и радостными. И станут такими с возрождением Храма.
Этот урок, на самом деле, касается многих сторон нашей жизни и, в наибольшей степени, конкретно тех людей, кто не позволяет себе делать что бы то ни было не до конца. У многих из нас пропадает желание действовать, если мы не можем выполнить что-либо не так хорошо, как кто-то другой, или не так качественно, как можно было бы в другое время или в другой ситуации. От всего; что не по максимуму, многие предпочитают вообще отказаться.
Рабби Иеhошуа учит нас, что правильный подход — знать о недостатке, но все-таки делать. Таким образом, всегда остается что-то, что можно будет улучшить. И все-таки, есть определенные периоды траура, когда от каких-то вещей нужно полностью отказаться, ожидая и предвкушая то время, когда мы вновь обретем возможность делать по максимуму, заслужив ее соблюдением этого траура. Иногда, действительно, уместно продемонстрировать, насколько мы не хотим «не до конца». Когда мы предчувствуем, что ситуация скоро улучшится, нелишне напоминать себе: пока еще не так хорошо, как кажется.
И, как говорит трактат Бава Батра, тот, кто соблюдает траур по Иерусалиму, заслужит увидеть радость Иерусалима. Как сказано в Книге пророка Йешайя (66): «Радуйтесь с Иерусалимом все те, кто соблюдает траур по нему».
р.Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"