Декабрь 2024 / Кислев 5785

История с географией

Перечисление всех стоянок в пустыне со скрупулезным упоминанием давно забытых географических названий - одно из самых непонятных мест Торы. Ведь речь идёт не о летописи. Наши мудрецы ищут ту информацию, которую Вс-вышний хотел донести до нас с вами. Единственным источником такой информации здесь могут быть только сами названия или их последовательность. Разумеется, разбирать всю цепочку (42 переезда) мы не будем. Остановимся на одном.

Говорит Тора: "И выехали из Рефидим и остановились в пустыне Синай" (Бемидбар 33:15). Объясняют наши мудрецы (Мидраш Танхума глава Бешалах, 25): "Рефидим - так как ослабли (в оригинале "рафу") руки народа Израиля от Торы". Это очень понятно, если вспомнить, что именно в этом месте на евреев напал Амалек. Но если так, то получается, что Тора укоряет наших предков. Зачем и почему? Ведь наша недельная глава (в отличие, например, от следующей) не занимается увещеваниями. Более того, как мы видим, следующая остановка - пустыня Синай, где, как известно, была дана Тора. Как, спрашивается, можно получать Тору в таком состоянии?

В книге «Толдот Яков Йосеф», автором которой является один из учеников Баал Шем Това, говорится следующее. "Есть закон, гласящий: Прерывают изучение Торы для того, чтобы вынести покойника, и для встречи невесты" (Трактат Ктубот 17а). Как и все прочие, этот закон касается каждого еврея, а не только тех, перед кем в данный момент лежит усопший. Если человек грешен, это равносильно тому, что в нем самом есть "труп". Значит, нужно оставить учёбу, «вынести покойника», раскаяться, - и только тогда вернуться к Торе. Важно соблюсти принцип, требующий от каждого из нас: "отдались от зла и делай добро" (Теhилим 34:15). Т.е., сначала раскайся, - а уж потом углубляйся в изучение Торы, й тогда удостоишься присутствия Вс-вышнего, - Шхины, - которую также принято называть невестой.

Кто-то может возразить, что изучение Торы само по себе является заповедью, равносильной всем остальным - зачем же прерывать его, пусть даже ради раскаяния? По этому поводу сказано (Те1талим 34:15): "А негодяю сказал Вс-вышний: что тебе до книги законов Моих?"

Написано (Шмот 19, 2): "И вышли из Рефидим и остановились в пустыне Синай". В предыдущем стихе уже было: "В третий месяц по выходе сыновей Израиля из Египта в тот день пришли в пустыню Синай". Зачем Тора делает этот повтор? Как говорят наши мудрецы (Мидраш Мехильта), чтобы связать уход из Рефидим с приходом в Синай. Пришли в Синай с раскаянием, и ушли из Рефидим с раскаянием.

Здесь как минимум две вещи требуют объяснения. Во-первых, откуда, собственно, видно, что пришли в Синай с раскаянием? А во-вторых, если даже и так, зачем было перед этим выходить из Рефидим с раскаянием, то есть каяться два раза подряд? Однако, в свете того, что говорилось выше, всё становится ясно. Для того, чтобы учить Тору, нужно сначала раскаяться. Значит, сам факт, что в Синае была дарована Тора, свидетельствует о том, что туда евреи пришли с раскаянием. Здесь же нам открывают дополнительный секрет. Почему ослабли руки народа Израиля от Торы? Из-за раскаяния. Ведь раскаяние — это работа, без совершения которой невозможно продолжать изучение Торы. Как видим, упоминание Рефидим - не упрёк, а похвала.

Конечно, проводы покойника - заповедь, выполнять которую хочется как можно реже, а встреча невесты - наоборот. Но давайте пожелаем каждому из нас разобраться со своим личным "трупом", а потом с помощью Торы удостоиться встретить Шхину!

р.Шимон Анетдинов - по материалам вестника "Кol Уaakov"