Из недельной главы Матот мы узнаем о том, что по велению Б-га народ Израиля отправился на войну с Мидьяном, - отомстить за своих погибших. (Об удачном совращении евреев, предпринятом красавицами-мидьянитянками, и о начавшемся в следствие этого море, было рассказано ранее).
Из стана народа Израиля вышло двенадцатитысячное войско — по тысяче от каждого колена.
Оно сумело добиться невероятных успехов. Были побеждены пять могущественных царей Мидьяна, захвачены грандиозные трофеи, - много золота, огромное поголовье скота, рабыни...
Вот цифры: евреи захватили 670500 голов мелкого скота, 72000 голов крупного скота, 61000 ослов, незамужних девиц, не познавших мужчину (их потом оставят в живых) - 32000.
Безусловно, только чудо могло позволить столь маленькой армии добиться столь грандиозных результатов!
Когда Моше увидел, как некоторые люди пришли взять себе что-нибудь из добычи, он отчитал военачальников: во-первых в живых остались многие из тех женщин, с которыми евреи были знакомы прежде (эти дамы совращали их по наущению Билама), а во-вторых, трофеи должны быть поделены по закону.
Далее Моше Рабейну принимается давать точные указания, как распределить и «откошеровать» захваченное. Но речь его обрывается посередине, вместо него продолжает говорить его племянник Эльазар.
Что же случилось? Почему Эльазар «перебил» Моше и принялся провозглашать законы в его присутствии? На то была причина.
Моше Рабейну, отчитывая военачальников, разгневался. И в результате, даже забыл часть законов, касающихся данной ситуации. Вот почему Эльазару пришлось «подхватить эстафету» и возгласить часть законов вместо вышедшего из себя дяди.
В Торе, помимо описанного случая, мы встречаем еще только две ситуации, когда Моше Рабейну так же разгневан. Одна из них — приводит к тому, что Моше бьет по скале, вместо того, чтобы попросить у скалы воду. (Вспомним: после смерти сестры Моше, Мирьям, водоснабжение в еврейском стане прекратилось. Пока Мирьям была жива, в ее заслугу евреи имели чудесный колодец, кочевавший с ними по пустыне и бесперебойно обеспечивавший их питьевой водой. Испытав жажду, народ стал требовать от Моше воды и возмущаться тем, что он вывел их из Египта, где они были всем обеспечены и благополучны, привел их в это ужасное место, и теперь они должны будут умереть мучительной смертью. И это после всех чудес, дарованных им на протяжении 40 лет!)
В конце концов, Творец руками Моше Рабейну совершает чудо — вода выходит из скалы. Но из-за гнева (заметим, вполне справедливого) «технология» чуда нарушена. И это приводит к негативным для Моше последствиям. Вс-вышний лишает его права войти вместе с народом в Землю Обетованную.
Еще один случай — момент гибели двух сыновей Аhарона (их имена Надав и Авиhу). Оставшимся в живых Эльазару и Итамару Моше Рабейну делает замечание: они недостаточно соблюдают правила и неверно исполняют некоторые элементы Служения. К счастью, вмешивается АИарон и объясняет, что все идет в соответствии с Законом.
Из всех этих эпизодов можно сделать интересный и важный вывод: злиться вредно! Строго говоря, во всех описанных ситуациях Моше Рабейну имел все основания быть недовольным и делать замечания. Но получается, что даже в таких случаях стоит остерегаться гнева.
Как говорит царь Шломо в книге «Коhелет»: «Убери гнев с сердца своего, уберешь зло с плоти своей».
В Талмуде, Трактат Недарим, находим: «Каждый, кто злится, - разные виды ада правят им».
Подведем итог: гневаешься, делаешь хуже только себе.
И напоследок отметим. Приведенные выше истории случились со скромнейшим из людей — Моше Рабейну. За всю свою жизнь он только трижды прогневался, но к каким последствиям это привело!
Что ж тогда говорить о нас?! Сколько раз в день мы раздражаемся, злимся? Давно пора сделать выводы!
р. Леви-Ицхак Шпендик - по материалам вестника "Кol Уaakov"