Наша недельная глава начинается с того, что Балак, правитель Моава обращается за помощью к знаменитому колдуну Биламу. На это правителя толкает то обстоятельство, что евреи, идущие в Эрец Исроэль — рядом. Весь Моав трепещет от страха, особенно после того, как два могучих царя, Сихон и Ог, не устояли перед Моше. Балак, раздумывая о том, как отвести от Моава угрозу, приходит к выводу, что евреев нужно проклясть. Ведь уже ясно, что даже большая мощная армия, состоящая из физически одаренных солдат, не может противостоять духовной силе евреев. Балак считает, что против евреев сработает только одно оружие, духовное. Только проклятием можно уменьшить духовную силу еврейского народа. Вот для чего нужен Билам, единственный пророк-нееврей, успевший не раз продемонстрировать эффективное использование своего дара при разрешения нескольких военных конфликтов. Каждый раз - в пользу тех, кто его нанимал, т.е. платил хорошее вознаграждение.
Дар пророчества Вс-вышний никогда не дает для наживы. Билам не мог этого не знать. Однако, не в силах с собой совладать, будучи жадным и жестоким Билам жаждал богатства. Еще и еще! И Б-г не трогал колдуна, не отбирал его силу до тех пор, пока тот не решил использовать ее против евреев. Как говорят мудрецы, с того момента Билам перестал быть пророком. Более того, жизнь его не задалась. Это было возмездие за наплевательское отношение к полученному от Б-га дару. Билам сделался хромым, слепым, стал жить, подобно животному. И когда после описываемых событий евреи вступили в войну с Моавом, Билам был убит мечом (т.е. оружием Эйсава). Этот карающий нееврейский меч в руке еврея был возмездием за то, что против евреев Биламом было использовано еврейское оружие. Он принял смерть, когда ему было всего лишь 33 года. Интересно, что инициатор «проекта», Балак, вышел сухим из воды. А исполнитель Билам получил «по полной программе». Более того, как сказано в Талмуде, в заслугу жертвоприношений, совершенных Балаком вместе с Биламом во имя уничтожения евреев, внук Балака, Эглон, стал отцом моавитянки Рут (которой суждено было перейти в иудаизм, стать еврейкой и бабушкой царя Давида). Почему же такая «дискриминация», такое неравное отношение Небес к Балаку и Биламу?
Есть интересный посук в конце недельной главы, который описывает двух главных действующих лиц — Билама и Балака — уже после того, как попытка проклясть евреев провалилась. Тора пишет, что Билам встал и вернулся к месту проживания, а Балак пошел своим путем (Бемидбар 24, 25).
Очень похожий посук находим в конце главы Вайеце. Напомним читателю. Когда Яаков вместе с женами и детьми бежал из дома тестя, тот пустился в погоню, в надежде их настигнуть и вернуть. Он изнывал от желания хоть как-нибудь повредить Яакову, если бы позволил Вс-вышний. Вс-вышний не позволил. Встреча Лавана и Яакова кончилась относительно мирно, несмотря на предшествующее ей напряжение.
Тора говорит: «Встал Лаван и вернулся в свое место, а Яаков пошел своим путем» (Берешит 32,1-2). Здесь комментаторы усматривают параллель с финалом нашей недельной главы и говорят: вот в чем разница! Лаван после драматических событий старается забыть все, что случилось, и вернуться в то самое, привычное для себя состояние, в котором пребывал всегда. Поэтому и сказано «вернулся на свое место». А Яаков, проанализировав то, что случилось, берет это на вооружение. Сделанные выводы и накопленный опыт будут помогать ему в его дальнейшем пути.
То же с Балаком и Биламом. В то время, как Билам старается забыть все, стряхнуть с себя, как кошмарный сон, превращение своего проклятия в благословение, угодное Б-гу, Балак осмысливает, анализирует, делает выводы и определяет дальнейший путь своей жизни, существенно скорректировав его, улучшив, выпрямив.
Из того, к чему привели жертвоприношения Балака, мудрецы выводят важное правило (Санhедрин, 105б). Как говорит рав Иеhуда от имени Равы:
«Лучше делать хорошие дела с неправильными намерениями, чем не делать их, поскольку, в конце концов, намерения станут правильными». Именно так было с жертвоприношениями Балака: «доброе дело», сделанное во имя уничтожения евреев, в итоге, принесло Балаку и его потомкам то, что приносит настоящее еврейское жертвоприношение, совершенное с правильной каваной. Когда человек готов размышлять, анализировать, менять точку зрения, основываясь на своем опыте и опыте других людей, когда он критически относится к тому, что он делает и как делает, всегда есть надежда на исправление жизненного пути. Но человек закрытый для подобной внутренней работы, такой как Билам, никогда не использует во благо свои ошибки.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"