Ноябрь 2018 / Кислев 5779

Путешествие в страну «7» | 31.07.2013

В наше время было сделано множество открытий в самых разных областях человеческого знания. Тора не представляет исключения. После тщательного исследования текста Пятикнижия с помощью новейших методов, включая компьютерный анализ, обнаружилось, что за внешним повествовательным слоем Книги Книг скрываются более глубокие слои.

К главе Ръе | 31.07.2013

Вс-вышний предоставляет Своему народу выбор между благословением и проклятием. После вступления в Кнаан благословение должно быть символически произнесено на горе Гризим, а проклятие ־ на горе Эйваль (обе горы-соседки находятся в окрестностях Шхема).

История возникновения сидура | 29.07.2013

Сидур - относительно новое явление в еврейской истории. Первый сидур был составлен всего лишь немногим более...

Желающим очиститься - помогают! | 29.07.2013

На пути возвращения к Творцу существует немало сложностей. Иногда человека вдруг охватывает чувство, близкое к отчаянию. Ему кажется, что жить по законам Торы он не в состоянии.

Машиах - эпоха или человек | 29.07.2013

До настоящего времени считалось очевидным, что упование на Машиаха относится, прежде всего, к личности человека, который в соответствии планом Вс-вышнего приведет человечество к совершенству.

Несколько граней лжемессианства в истории | 29.07.2013

Во многих еврейских книгах говорится об определенной эпохе, называемой «геула» — «освобождение». Это время приближения человечества к некоторому совершенному состоянию.

Аудиолекция р. Хаима Бурштейна | 28.07.2013

Ответ на вопросы слушателей о злоупотреблении христианской церковью 53 гл. книги пророка Иешаягу (Исаи)

Недельная глава Торы - раздел Экев | 23.07.2013

Глава “Экев” (“За то, что...”) предупреждает евреев, что нигде не могут они достигнуть такой...

К главе Экев | 23.07.2013

Одна из заповедей Торы, выделяющаяся в главе Экев, — это заповедь Биркат а-Мазон, благословение после еды. Когда человек ест хлеб, он обязан благодарить Вс-вышнего за землю и пищу, как сказано в нашей главе..

Пятнадцатое ава - Ту бе-Ав | 22.07.2013

Мишна в трактате Таанит говорит: «Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур». Что это за день – Пятнадцатое ава и почему он сравнивается с Йом-Кипуром?

Недельная глава Торы - раздел Ваэтханан | 20.07.2013

После победы евреев над двумя эморитянскими царями Моше пытался умолить (“Ваэтханан” — “И...

К глава Ваэтханан | 18.07.2013

Книга Дварим была впервые произнесена на равнинах Моава в последние пять недель жизни Моше-рабейну и за два с половиной месяца до вступления евреев в Страну Израиля. Поэтому неудивительно, что тема Эрец Исраэль выходит здесь на первый план.

Девятое ава | 14.07.2013

Девятый день месяца ав (Тиша беав) - самый печальный день еврейского календаря, день национального траура. Днем траура девятый день месяца ав стал потому, что в этот день был разрушен Храм (Бейт амикдаш) в Иерусалиме. Оба Храма - и Первый, и Второй - были разрушены именно в этот день..

Справедливо и хорошо! | 14.07.2013

Глава Ваэтханан продолжает пересказ речи Моше, которую тот произнес перед смертью. В ней пророк наставляет народ, напоминая ему, как происходило получение Торы у горы Синай. В конце Моше снова призывает евреев во всем держаться правды и справедливости.

Недельная глава Торы - раздел Дварим | 13.07.2013

Перед смертью Моше обратился к народу с речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого швата по...

Шаббат «Хазон» | 10.07.2013

"hафтара «Хазон» - отрывок из книги Пророка Иешаягу, читаемый в субботу перед 9 ава" - аудиолекция р. Хаима Бурштейна

Книга Дварим | 08.07.2013

Книга Дварим завершает Пятикнижие. Ее называют также Мишнэ Тора, Повторение Торы, поскольку в ней повторно изложены многие события Исхода и законы Торы. Отсюда, кстати, и русское название книги Дварим - Второзаконие.

Месяц Ав | 08.07.2013

С наступлением месяца ав не посещают никаких увеселительных мероприятий. И само собой разумеется, что запрещается устраивать какие-либо празднества. Даже если происходит какое-то радостное событие, нельзя слишком открыто предаваться веселью. Следует по возможности максимально умерить свою радость.

К главе Дварим | 08.07.2013

Книга Дварим — это прямое обращение Моше к сынам Израиля, напутствие, которое он давал им за неделю до своей смерти. Завещание Моше было адресовано молодому поколению. Это поколение родилось в пустыне, не было в Египте, не знало рабства и вообще никакой другой жизни, кроме искусственных условий, созданных для евреев Вс-вышним..

Недельная глава Торы - разделы Матот - Масей | 06.07.2013

В предыдущей главе содержится приказ Творца евреям выйти на войну с мидьянитянами. О том, как Израиль ...

Спрашивает: Григорий Россия, Moscow   

Уважаемый реб Хаим! У меня два вопроса. Про молитву Шма. В первой части всё говорится в единственном числе, поэтому всё понятно. Но во второй части сказано: вэ лимадтем отам бнейхем ледабер бам, бе шивтеха... увлехтеха... Получается смешение единственного и множественного числа. Как это понять? Научи сыновей своих произносить (эти слова), когда ты сам сидишь, идешь... ? Сыновья должны произносить, когда ты идешь? Или, когда они идут? Или "когда ты сидишь и идешь, то в это время учи сыновей произносить эти слова"? Вряд ли это просто повторение первого стиха, в Торе ведь нет бессмысленных повторов, здесь должен быть иной смысл? Второй вопрос про Книгу Ионы. Ведь Ниневия была языческим городом. И даже когда жители покаялись, они же не стали ни евреями, ни атеистами (а христианства и ислама тогда не существовало), то есть они продолжали быть идолопоклонниками и, следовательно, не выполняли заповеди бней-Ноах. Какое же это покаяние, и за что Б-г их простил? С уважением, Григорий Меламедов

Ответ: 02.11.2018  | Молитва

В принципе, немало комментариев посвящено этому вопросу. Один из них: во множественном числе Творец обращается ко всей Общине Израиля, говоря о принятии заповедей, что дарует Б-жественное благословение всему народу, а в единственном – к каждому еврею, дабы он пришел к счастью. Суть пророчества Йоны, обращенного к жителям Ассирии, сводилась к соблюдению ими 7 заповедей. Именно в этом они и раскаялись.

Спрашивает: Меир Россия: Москва, Москва   

Я соблюдающий еврей. Вопрос, есть ли запрет трубить в шофар вне элула и Рош--а-шана и чуть-чуть Йом-кипура?

Ответ: 01.11.2018  | Толкование писания

Нет запрета трубить в шофар не протяжении всего года, кроме суббот и праздников, в которые мудрецы установили нам запрет играть на музыкальных инструментах из опасения, что они сломаются, и человек станет их чинить. Тора повелевает нам трубить в шофар в Дни Суда – Рош Ашана, ибо это приводит к пробуждению трепета перед Небесами. В другие дни года к богобоязненности следует приходить иным способом – посредством изучения Мусара – мудрости трепета. 

Спрашивает: Сергей Россия: Санкт-Петербург, С-Петербург   

Доброго времени суток. В разговоре один "несоблюдающий" иудей сказал - Проще не соблюдать вообще, чем постоянно нарушать. Как это понять? Ведь "не соблюдать" и "нарушать" имеют одинаковое значение. Спасибо.

Ответ: 25.10.2018  | Мусар

Действительно, высказывание неверное и странное, и в сокровищницу изречений не войдет.

Задать вопрос раввину