Ноябрь 2018 / Кислев 5779

Упущенная возможность | 10.06.2013

"И сказал Вс-вышний Мойше: не бойся его, потому что в руку твою отдал Я его, и народ его, и землю его..." (Бамидбар 21:34). В самом конце нашей недельной главы речь идёт о захвате двух небольших стран, которыми правят цари по имени Сихон и Ог соответственно.

Истинность наших намерений | 10.06.2013

Написано в Талмуде: «Кто тот, постоянно дающий цдоку? Он тот, кто всегда обеспечивает свою жену и детей». И еще одна цитата: «Шесть дней ты должен работать», - так сказано в Торе.

Машиах: основные моменты | 10.06.2013

Сказано в трактате «Шабат» (31а): «Когда душа человека поднимается на Небеса, то ангелы задают ей несколько вопросов. Один из них: ожидал ли этот человек прихода Машиаха?»

Недельная глава Торы - раздел Корах | 03.06.2013

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против власти Моше и Аарона....

Несмотря ни на что — святы! | 03.06.2013

Мудрецы говорят: хорошее дело ведет за собой другое хорошее дело, а грех — тащит грех. Это наглядно видно из событий, связанных с бунтом Кораха и описанных в Торе сразу же после главы о разведчиках.

Не то, что мы подумали | 03.06.2013

История Кораха - одна из ярчайших и самых популярных страниц нашей истории.

Метаморфозы предназначения | 02.06.2013

В начале нашей недельной главы происходит неприятное событие. С протестом против Моше и института когенов, как такового, выступает «группа товарищей» во главе с Корахом.

Возможности без границ? | 02.06.2013

В Мишне (Трактат Авот, перек 5) сказано: махлойкес (спор), если он ведется во имя Небес, дает результат, в противном случае результата не будет.

Недельная глава Торы - раздел Шлах | 30.05.2013

В главе “Шлах” (“Отправь”) Моше-рабейну, по настоянию народа, посылает 12 разведчиков осмотреть...

Урок Мусара | 28.05.2013

Недельная глава Шлах рассказывает о том, как после сорокадневной прогулки по Израилю в стан евреев вернулись разведчики. Они были в ужасе и сумели убедить большую часть народа, что победа невозможна, что жители этой страны — могучие воины и, к тому же, среди них сыновья великанов.

Лилипуты в стране гулливеров | 27.05.2013

Основная тема текущей недельной главы — рассказ о разведчиках, отправленных евреями в страну Кнаан.

Оберегающая заповедь | 26.05.2013

В конце главы Шлах, сразу же после истории с человеком, вышедшим собирать дрова в Шабат, Тора рассказывает о заповеди цицит. Эта заповедь—одна из важнейших. Мы читаем ее два раза в день, утром и вечером, как третью часть Шма.

Неравнозначные проступки | 26.05.2013

Главу Шлах трудно читать. Она начинается позитивно, но тон, которым говорит Тора, быстро меняется. Весь еврейский народ должен немедленно войти в Израиль.

Не окажись в объятиях греха! | 26.05.2013

Из нашей недельной главы мы знаем, что Моше Рабейну, отправляя разведчиков в страну Кнаан (а это были лидеры 12-ти колен), изменил имя одного из них. Гошеа бин Нун стал Йеhошуа.

Недельный глава Торы - раздел Бегаалотха | 25.05.2013

Глава “Беhаалотха” (“Когда возжигаешь”) разъясняет правила зажигания храмового...

Вопрос раввину | 22.05.2013

Уважаемый раввин! Будьте так добры, растолкуйте мне писание в Иешаягу 53! О Ком идёт речь?
Поскольку это важно и интересно для многих пользователей сайта, мы  публикуем: лекция о 31 главе Пророка Ирмеягу «О новом завете» и лекция о 7 главе Пророка Иешаягу «О зачатий девственницы».

Молитесь как Моше | 20.05.2013

Гемора Брахот (34а) приводит два случая, свидетелем и участником которых стал Рабби Элиезер.

Заслужить мицву | 20.05.2013

Из недельной главы мы знаем, что Вс-вышний, через Моше, повелел Аhарону зажигать Менору в Храме.

«Неправильное место»? | 20.05.2013

В Свитке Торы, как раз в середине нашей недельной главы, мы обнаруживаем «допущенную сойфером двойную ошибку». Это две перевернутые буквы «нун», Словно обрамляющие два посука — 35-й и 36-й.

Недельная глава Торы - раздел Насо | 12.05.2013

Глава “Насо” (“Определи число”)  завершается подсчет левитов. Исчисляются семейства Гершона и...

Спрашивает: Григорий Россия, Moscow   

Уважаемый реб Хаим! У меня два вопроса. Про молитву Шма. В первой части всё говорится в единственном числе, поэтому всё понятно. Но во второй части сказано: вэ лимадтем отам бнейхем ледабер бам, бе шивтеха... увлехтеха... Получается смешение единственного и множественного числа. Как это понять? Научи сыновей своих произносить (эти слова), когда ты сам сидишь, идешь... ? Сыновья должны произносить, когда ты идешь? Или, когда они идут? Или "когда ты сидишь и идешь, то в это время учи сыновей произносить эти слова"? Вряд ли это просто повторение первого стиха, в Торе ведь нет бессмысленных повторов, здесь должен быть иной смысл? Второй вопрос про Книгу Ионы. Ведь Ниневия была языческим городом. И даже когда жители покаялись, они же не стали ни евреями, ни атеистами (а христианства и ислама тогда не существовало), то есть они продолжали быть идолопоклонниками и, следовательно, не выполняли заповеди бней-Ноах. Какое же это покаяние, и за что Б-г их простил? С уважением, Григорий Меламедов

Ответ: 02.11.2018  | Молитва

В принципе, немало комментариев посвящено этому вопросу. Один из них: во множественном числе Творец обращается ко всей Общине Израиля, говоря о принятии заповедей, что дарует Б-жественное благословение всему народу, а в единственном – к каждому еврею, дабы он пришел к счастью. Суть пророчества Йоны, обращенного к жителям Ассирии, сводилась к соблюдению ими 7 заповедей. Именно в этом они и раскаялись.

Спрашивает: Меир Россия: Москва, Москва   

Я соблюдающий еврей. Вопрос, есть ли запрет трубить в шофар вне элула и Рош--а-шана и чуть-чуть Йом-кипура?

Ответ: 01.11.2018  | Толкование писания

Нет запрета трубить в шофар не протяжении всего года, кроме суббот и праздников, в которые мудрецы установили нам запрет играть на музыкальных инструментах из опасения, что они сломаются, и человек станет их чинить. Тора повелевает нам трубить в шофар в Дни Суда – Рош Ашана, ибо это приводит к пробуждению трепета перед Небесами. В другие дни года к богобоязненности следует приходить иным способом – посредством изучения Мусара – мудрости трепета. 

Спрашивает: Сергей Россия: Санкт-Петербург, С-Петербург   

Доброго времени суток. В разговоре один "несоблюдающий" иудей сказал - Проще не соблюдать вообще, чем постоянно нарушать. Как это понять? Ведь "не соблюдать" и "нарушать" имеют одинаковое значение. Спасибо.

Ответ: 25.10.2018  | Мусар

Действительно, высказывание неверное и странное, и в сокровищницу изречений не войдет.

Задать вопрос раввину