В трактате Кидушин (30б) сказано: «йецер hapa (злое желание) человека обновляется каждый день...» Можно сказать, что йецер появляется каждый день в новом облике. Например, если сегодня он пытался побудить человека возгордиться и был побежден, то завтра может завлечь его на путь ложной скромности, а послезавтра выкинуть еще что-нибудь... Наш йецер, как хамелеон, великолепно маскируется, нередко принимает облик чего-то благородного, даже праведного.
Вспомним недавно прочитанную главу Шлах. Моше, отправляя разведчиков в страну Кнаан, молится о своем ученике Иегошуа, чтобы тот не присоединился к злому замыслу «коллег» (Раши).
Возникает вопрос, почему Моше молится именно за Иегошуа, а не за Калева?
В сборнике «Леках Тов» приводится ответ. Иегошуа был ближайшим и самым преданным учеником Моше. Когда старейшины Эльдад и Мейдад получили пророчество о том, что Моше не введет народ в Землю Израиля, Иеhошуа был уверен, что их ждет наказание за кощунственные слова в адрес учителя.
Моше боялся, что именно Иеhошуа присоединится к клеветникам, чтобы отсрочить приход в Кнаан, а значит, отсрочить и смерть учителя. И будет при этом уверен, что делает мицву.
С грехом, движимым «благородными намерениями», мы сталкиваемся и в нашей недельной главе, в последних ее посуках (стихах). Мидьянитяне, по наущению Билама, поручили своим дочерям соблазнить евреев. Мидраш рассказывает, что дочери Мидьяна завлекали евреев низкими ценами на разные товары, заводили с ними беседу, поили вином, очаровывали, а условием близости ставили поклонение идолу. Руководитель колена Шпиона, Зимри привел мидьянитянку в стан, публично объявил о своем намерении быть с ней, за что и был убит Пинхасом, внуком Аhaрона.
Остановимся на минуту.
В трактате Сота (22б) приводятся слова царя Яная, сказанные им жене: «...остерегайся "хамелеонов", совершающих поступки, подобные тем, что совершал Зимри, и требующих награды Пинхаса...»
Как можно совершить грех и требовать за него награду? Рав Йосеф Хаим Зоненфельд объяснял это так. У Зимри был свой план спасения евреев от идолопоклонства. По его мнению, вся проблема заключалась в том, что евреи вступают в связь с мидьянитянками на «вражеской» территории. Стоит ввести их внутрь стана, обыскать, - и проблема будет решена. Так считал Зимри, и, подавая личный пример, призывал присоединяться к нему остальных евреев. О том, что сама связь с мидьянитянками запрещена, он не вспоминал, считая эту проблему второстепенной. Зимри решил, что такая высокая и благородная цель, как ограждение народа от поклонения идолам, оправдывает любые средства.
Есть некоторые люди, считающие, что ради кирув рехоким — приближения евреев к Торе, все средства хороши. Они ведут себя, как безумцы, которые при виде пожара хватают первые попавшиеся канистры с прозрачной жидкостью и плещут на огонь. Они не задумываются, что бензин — тоже прозрачная жидкость, и она, в отличие от воды, только еще больше разжигает пламя. Действительно, помощь в возвращении евреев к Торе — дело непростое, иногда вызывающее hалахические вопросы. Например, можно ли дать урок Торы в смешанной аудитории (одновременно для юношей и девушек)? Безусловно, такой урок привлечет больше людей, но как насчет hалахи? Или, другой пример, субботняя трапеза. Для многих, делающих сегодня Тшуву, с нее все и начиналось. Но можно ли пригласить на трапезу еврея, зная, что он приедет и уедет на машине?
Такие вопросы не решаются под влиянием чувств, даже очень возвышенных. Для правильного ответа на них, скорее всего, не хватит знаний рядового авреха (студента коллеля). Более того, не каждый раввин имеет право голоса в подобной ситуации. Гдолей ha поским — большие hалахические авторитеты, такие как рав Эльяшив, рав Каневский, рав Вознер, рав Овадья Йосэф, - те, кто уполномочен решать подобные вопросы.
На том листе Талмуда, где приводится высказывание, которым начата эта статья, написано еще и следующее: «Если бы не помощь Вс-вышнего, человек не мог бы победить йецер hapa...»
Дай нам Б-г, чтобы мы удостоились Его помощи и сумели распознать злое начало, как бы оно ни маскировалось. И победить в борьбе с ним!
р.Шломо Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"