""И Вс-вышний простит ей." (Бемидбар 30:13) Речь идёт о случае, когда замужняя женщина приняла на себя обет, муж отменил его, а она, не зная об отмене, всё-таки нарушила.
Рабби Акива говорил: ."Уж если тот, кто имел в виду съесть кусок свинины, а попал ему в руки кусок баранины, нуждается в прощении, то тем более нуждается в прощении тот, кто хотел съесть свинину и исполнил своё намерение"" (Назир 23а).
На первый взгляд, и мысль, и аргументация понятны. Можно лишь принять к сведению да обратить внимание на занятную подробность. В Торе 365 запретов. Почему рабби Акива для иллюстрации своей мысли выбрал именно хрюшку?
Как мы с вами помним, существует два признака кошерности животных. Съедобный с точки зрения Торы зверь должен иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку. Так вот, свинья - единственная тварь, копыта которой вполне кошерны, а вот жвачку отрыгивать она не умеет. Более того. Любое животное, ложась, поджимает ноги под себя. Кроме хавроньи. Она, наоборот, передними ногами прикрывает пятачок, как бы говоря: "Не будь педантом - не обращай внимание на рыло. Лучше посмотри, какие у меня кошерные копытца!"
Точно так же действует наш лучший друг - йецер hара. Подталкивая человека к нарушению, он прежде всего старается успокоить совесть - прикрыть пятачок кошерными копытами. Мол, о наказании подумаешь потом, да и вообще не такая уж это и провинность, нужно принять во внимание смягчающие обстоятельства, острую необходимость, общую слабость поколения и так далее. Знакомые рассуждения, не правда ли?
Всё это хорошо, как уже было сказано, только на первый взгляд. Если же мы с вами вчитаемся в слова рабби Акивы чуть-чуть повнимательнее, окажется, что он хотел нам сказать ещё кое-что. Действительно, почему нужно сравнивать эти ситуации - ведь без всякого "тем более" запрет употреблять в пищу то, что хрюкало при жизни, написан в Торе открытым текстом. Почему рабби Акива вспоминал о нём, читая именно этот стих?
Ответ кроется в самой сути противоборства сил в душе человека. "Сказал рабби Шимон бен Локиш: Йецер каждый день пытается убить человека, как сказано: "Выслеживает нечестивый праведника и ищет, чтобы умертвить его". (Теhилим,37:32), и если бы Вс-вышний не помогал человеку, эти попытки увенчались бы успехом, как сказано: "Вс-вышний не оставит его в руке нечестивого и не даст обвинить его на суде."(там же) " (Сука 52б).
Иначе говоря, самостоятельно справиться со своим йецером человек не может - нужна специальная помощь Творца. Ясно, что такая помощь может прийти только в тогда, когда речь идёт о нарушении.
Если же нарушения нет (как, например, в случае, о котором говорит рабби Акива), на помощь свыше уповать не приходится. Следовательно, в такой ситуации человек в принципе не может устоять перед соблазном (кстати, это именно то, что произошло с Иеhудой в истории с Тамар - то, что он сделал, было выполнением заповеди, а не нарушением, но сам он об этом не подозревал).
Но из приведенного выше стиха рабби Акива делает простой вывод - даже нарушение, которое совершено человеком в силу своей «природы», является грехом (то есть приводит к определённым разрушительным последствиям) и требует прощения (читай - исправления). Так какой же страшный вред наносит (себе, окружающим, всему миру) тот, кто нарушает заповедь Творца даже в случае, когда у него есть сила устоять!
Увы, позволяя себе всевозможные "поблажки" и "отклонения от буквы закона", мы сплошь и рядом упускаем из виду эту простую мысль.
р. Шимон Анетдинов - по книге рава Пинкуса «Тиферет Тора» и по книге «Бен Йеhояда»