Диспут

Диспут

Жил-был один бедный еврей по имени Залман. С малых лет он тяжело трудился, и учиться, конечно, у него никакой возможности не было. Была у него лошадь, была телега, на которой, раз в неделю, он возил овощи из своего села в столичный город, где была немалая еврейская община.

Как-то приехав в город, Залман обнаружил, что овощная лавка, в которую он сдавал свой товар, закрыта, улицы еврейского квартала пусты, даже детей не видно, кругом мертвая тишина. Очень он удивился, слез с телеги и пошел вдоль домов. Идет мимо закрытых окон и слышит слабые голоса, как будто оплакивают кого-то или молитвы читают. Так шел он и шел, пока не дошел до главной синагоги, у входа в которую стояли люди, а внутри было так полно, что невозможно войти. И все плачут. Спрашивает Залман:

-    Что случилось? Кто умер?

Отвечает один из стоявших у входа:

-    Неужели ты не знаешь? Уже два дня вся еврейская община держит пост, молится и просит Всевышнего, чтобы был отменен жестокий приговор. Главный поп нашего города ненавидит евреев, он давно ищет способ причинить нам несчастье и изгнать нас из наших домов. Поп предложил королю, что если есть мудрый человек среди евреев, то пусть он ответит перед королем на три вопроса, которые задаст поп. Но вопросы необычные, не словами будет он спрашивать, а жестами, и ответить надо так же, без слов. Ответит верно - останемся мы жить в городе, не ответит -будем изгнаны. А если не найдется такой мудрец среди нас, то наказание неизбежно. Король дал нам семь дней.

Выслушал Залман эти слова и пошел через толпу причитающих евреев к старому раву. Рав, в белом талите и с тэфиллином на голове, склонился почти до самого пола в глубокой молитве перед арон а-кодеш, где хранятся свитки Торы.

-    Господин мой, рабби, - сказал Залман, - не волнуйтесь так. С Б-жьей помощью, я пойду к королю и отвечу попу. Перестаньте плакать, возвращайтесь в свои дома.

Рав и все люди посмотрели на этого беднягу с удивлением: “Сумасшедший, какой-то, неужели не соображает, что говорит?”. А Залман не стал больше разговаривать, вышел из синагоги, залез на свою телегу и погнал лошадку к королевскому дворцу.

Вдруг видит - какой-то еврей перебегает от дома к дому. Останавливает его Залман и говорит:

-    Уважаемый, сделай доброе дело: продай кусок белого кошерного сыра. Я так голоден!

Еврей взял деньги и тут же вынес сыр, завернутый в белую тряпку. Сунул его Залман за пазуху и поехал дальше.

Когда Залман подъехал на своей телеге, нагруженной овощами, к королевскому дворцу, стражники остановили его и погнали прочь. “Надо же, какой-то оборванец приехал к королю!” Они кричат, и Залман кричит.

И случилось так, что в это самое время прибыл поп в роскошной поповской коляске.

-    Что тут за шум? - Спрашивает.

-    Да вот еврей-оборванец к королю пришел.

Рассмеялся поп, оглядел старый латаный - перелатаный тулуп еврея и говорит:

-    Что за дело у тебя к королю?

Объяснил Залман, что приехал ответить на вопросы попа.

-    Так ты самый мудрый из евреев? Ладно, только в таком виде нельзя входить во дворец.

Доложили королю, что прибыл еврей отвечать на вопросы попа, но оборванный какой-то и грязный. Подумал король, что, наверное, еврей только с виду такой простой, а на самом деле -большой мудрец, раз община послала его. Приказал отвести его в баню, искупать, одеть в подобающие одежды и привести в королевский зал. Так и сделали.

Привели Залмана к королю и поставили подальше от короля и попа. Вокруг толпа придворных, все ждут, что за знаки покажет поп, и как ответит еврей.

Посмотрел Залман на важного попа, стоящего рядом с королем и говорит:

-    Знай, что выше тебя и меня... Задавай свои вопросы.

Вскинул поп руку и показал Залману два растопыренных пальца, указательный и который рядом с ним. Еврей внимательно посмотрел на попа, поднял свою руку и показал ему один указательный палец. Говорит король попу:

-    Скажи мне правду, не соври, что ты спросил, и что он ответил?

-    Я показал еврею, что у мира два Б-га, а он ответил, что Б-г - один. И это первый вопрос.

Вновь вскинул поп свою руку с пятью растопыренными пальцами перед евреем, а тот в ответ показал ему сжатый кулак.

Спрашивает король:

-    А сейчас, что за вопрос ты ему задал, и что он ответил?

-    Сказал я еврею: “Вы говорите, что Б-г -один, а вы - его народ, так почему же он лишил вас своей земли и рассеял среди других народов?”. Ответил еврей, что в будущем они соберутся в единый кулак.

Подошел поп к столу, взял бутылку с красным вином и издали показал еврею. Как только увидел Залман в руках у попа эту бутылку, выхватил из-за пазухи сверток, развернул и поднял над голо-вой кусок белого сыра. Побелел поп, как этот сыр, и едва не потерял сознание. Схватил король попа за рукав:

-    Что? Что ты ему сказал, почему ответ еврея так напугал тебя?

-    О, мой король! Красное вино - это кровь. Я сказал ему, что евреи пролили в Храме кровь своего пророка. Как же после этого Б-г соберет их в Израиле? Ответил он: “Написано в Торе, что

отбелит Израиль себя от грехов и будет прощен”.

Увидел король, что еврей победил и приказал достойно наградить его.

Назавтра газеты писали, какие вопросы задавал поп, как отвечал ему еврей, и что евреи победили попа в этом удивительном споре, который должен был закончиться их изгнанием из города.

Принесли газету старому раву и говорят:

-    Рабби, мы думали, что тот развозчик зелени “ам-а-арец”, однако, он совсем не прост.

Прекратили евреи пост и покаянные молитвы и разошлись по своим домам. Послал старый рав за Залманом. Усадил его перед собой и говорит:

-    Скажи, дорогой, о чем тебя спрашивал поп и как ты отвечал.

-    Показал мне поп два пальца: я, мол, вырву твои глаза этими двумя пальцами. А я ответил, что одним пальцем вырву оба его глаза.

Рассмеялись все сидящие вокруг.

-    Потом поп показал мне растопыренную ладонь, что готов он надавать мне пощечин, а я сунул ему кулак - только попробуй, зубы выбью!

Окна зазвенели от смеха евреев.

-    Видит он, что со мной шутки плохи, взял бутылку вина и предлагает мир. Вытащил я кусок сыра и показал ему, что согласен на мир, вот и закуска к вину.

Вскочил старый рабби, расцеловал Залмана в обе щеки. Удивляются все чуду, которое сотворил Всевышний через этого простого еврея.

Спрашивает рав:

-    Скажи, милый, ты учишь Тору, ты возлагаешь тэфиллин?

- Рабби, неученый я. Конечно, тэфиллин возлагаю. Конечно, читаю “Шма, Исраэль”. Конечно, соблюдаю Шаббат и кашрут. Ну... еще, конечно, всегда выделяю цэдаку из своего скудного заработка. Научил меня всему этому мой отец, благословенна память его, а еще учил он меня: “Знай, кто выше меня и тебя, Он - видит”.

hалаха

Сказано в Торе (Дэварим, 6:8): “И повяжи их знаками на руку свою, и станут они знамениями между глаз твоих...”. Это заповедь для всех мужчин старше тринадцати лет возлагать тэфиллин.

Три заповеди — брит мила, Шаббат и тэфиллин свидетельствуют о человеке, что он еврей. А если нет свидетелей, т.е. не обрезан, или не возлагает тэфиллин, или Шаббат не соблюдает, то кто поверит ему?

Велика заслуга за исполнение мицвы тэфиллин. Человеку, исполняющему ее, обеспечена долгая жизнь и Улам Аба — “Вечный мир”.

Рассказывают, что лет сто пятьдесят тому назад в еврейское село Гусары, в Азербайджане (сейчас там евреев почти не осталось), пришла банда мусульманских фанатиков.

В час утренней молитвы они прошли по пустынным улицам, прямо к синагоге, во дворе которой собралась почти вся община, и устроили резню.

Глава банды подскочил к старому раву и занес меч над его головой. Рабби обернулся, держа в руке том Талмуда, пытаясь уклониться от удара. Меч опустился на книгу и разрубил ее. Тут бандит увидел тэфиллин на голове рабби и Имя Всевышнего на нем, — букву “Шин”.

В великом страхе он приказал немедленно прекратить убийства, собрал свою банду и бежал из села.

Следует быть очень осторожным, приобретая тэфиллин для себя или для своего сына, чтобы не оказался не пригодным, не кошерным.

Батим — это коробочки, в которые вкладывается кошерный клаф, т.е. пергамент с текстом, который написан “лишма” — во имя небес, праведным софером. Они должны быть изготовлены из кожи кошерных животных, иметь правильную квадратную форму, и окрашены особой черной краской.

Ремни тэфиллина с лицевой стороны также должны быть абсолютно черного цвета.

Богобоязненные евреи, тщательно исполняющие заповедь, возлагают две пары тэфиллин, одну — “шель Раши”, другую — “шель рабену Там”.

Внешне они одинаковы, но отличаются расположением парашийот — текстов Торы, вложенных в батим.

До возложения тэфиллин следует закутаться в талит. Если по какой-то причине сначала возложен тэфиллин, то следует снять его, облачиться в талит и возложить тэфиллин заново.

Время возложения тэфиллин — от зари до захода солнца.

Мы обязаны возлагать тэфиллин каждое утро и читать “Шма, Исраэль ”.

Тэфиллин не возлагается ночью, а также в Шаббат, в праздники и в хол а-моэд (полу праздничные дни между первым и последним днем Песах и Суккот).

Тот, кто пишет правой рукой, тот, для кого основная рабочая рука — правая, а также тот, кто может выполнять работу и правой и левой рукой, тот повязывает тэфиллин на левую руку. Тот, кто пишет только левой рукой и не в состоянии управлять правой, как левой, повязывает тэфиллин на правую руку.

Ашкеназские евреи возлагают тэфиллин стоя, сначала на руку, потом на голову. Восточные — на руку повязывают сидя, а головной возлагают стоя.

Когда обвязывают ремешок вокруг пальца, то говорят: “И обручаюсь я с миром, и обручаюсь я с правдой и справедливостью, с добром и милосердием, и обручаюсь я с верой, и познаю Творца”.

Если нет своего тэфиллина, можно возлагать тэфиллин товарища или тэфиллин, принадлежащий общине.

В любом случае перед исполнением мицвы следует сказать благословение.

Запрещено возлагать тэфиллин и находиться с ним в нечистом месте.

Мужчины обязаны возлагать тэфиллин с тринадцати лет и исполнять эту заповедь до последнего дня своей жизни. Каждый пропущенный день Тора рассматривает как преступление.

Женщины свободны от заповедей цицит и тэфиллин.

Те же, которые пытаются это сделать, явно оскверняют закон Торы.