Глупые торговцы

Глупые торговцы

Ашем наделяет праведников великой силой. Их чудесные деяния заставляют задуматься о возможностях человека, посвятившего свою жизнь Торе. Как это было с гаоном Моhарьи, автором книги «Авней Цедэк», комментариями на «Орах Хаим» и «Йоре Дэа».

В Тунисе, в городе Тунис, евреи всегда покупали адасим к празднику Суккот на базаре. Арабы, жившие в окрестных деревнях, заранее узнавали о еврейском празднике, привозили связки ароматных веток и продавали по цене четыре серебряные монеты за штуку.

Однажды собрались все торговцы на базарной площади и решили поднять цену на адасим. Они пришли к выводу, что, сколько бы они не за-требовали, евреи всё равно заплатят, потому что исполнение мицвы для них важнее денег. Договорились продавать по цене двадцать пять монет за ветку. А у кого не будет денег на адасим, так, слава Аллаху, не смогут исполнить заповедь! И это, конечно, радость для всех.

За день до праздника Суккот пришли евреи на базар покупать адасим и расстроились. Покупали из года в год, все были довольны, и арабы, и евреи. Сейчас же одна ветка продавалась по цене двадцать пять серебряных монет! Где это видано? На эти деньги семью месяц можно кормить.

Ходят евреи по базару, но цена везде одна. Поняли они, что торговцы сговорились, чтобы помешать им исполнять заповеди Всевышнего. Обидно стало, жил народ бедно. Как быть тем, у кого нет денег даже на праздничную трапезу? Отказались покупать адасим и пошли к рабби.

Выслушал святой рабби бедных евреев и пришел в негодование. Пообещал, что день не закончится, как продавцы восстановят прежнюю цену. Отправился на базар и пошел по рядам, где арабы продают адасим.

Спрашивает у одного цену, у другого. Говорит продавцу:

- Двадцать пять монет? Я согласен, если немедленно отнесешь ко мне домой.

Схватил араб деньги и с веточками в руках побежал в еврейский квартал. А рабби обратился с молитвой, к Всевышнему, чтобы покорились гои и не мешали евреям исполнять заповеди.

Смотрят все - поднялся араб над землей с веточками адаса в руке, ногами болтает в воздухе, кричать не может, рот свело от страха. Крыльев нет, а поднимается над базаром кругами, как птица, выше и выше. Вскоре стал маленькой точкой в голубом небе.

Cтражники тоже были там. Поспешили доложить королю. Вышел король на балкон, поднял глаза и удивился. Никогда не видел, чтобы человек летал. Как опустить его на землю, никто не знает. Говорят королю, что это еврейский рабби сотворил такое чудо. Надо его заставить спасти бедного араба.

Король немедленно приказал самым важным министрам взять королевскую карету и привезти рабби во дворец. Видит король - возвращается его карета, вышел навстречу, заводит рабби в главный зал, усаживает в кресло для почетных гостей. Говорит, что давно хотел познакомиться поближе, но мешали государственные дела.

Королю известно, что рабби великий мудрец, может ли он объяснить, как это человек, не имея крыльев, летает высоко в небе?

-    Ваше величество, - отвечает рабби, - я купил у него адасим и попросил отнести ко мне домой, но он так быстро бежал, «- то ветер подхватил его и поднял в небеса.

Король улыбнулся и говорит:

-    Знаю, знаю, что это ты сделал, не бойся признаться. Прошу только объяснить как.

-    Отвечает рабби:

-    С тем, кто летает сейчас в небесах, я уже ничего не могу поделать, но если ты прикажешь, он спустится к тебе и расскажет, за что наказан.

По слову короля бедняга опустился на землю и рассказал о заговоре продавцов на базаре. Вы-слушал король всю историю и видит, что евреи - праведный народ, а его поданные живут в жадности и во зле.

Велел объявить по всей стране, чтобы продавали адасим по цене, как в прошлые годы, и не смели повышать цены без его ведома. А рабби провел с почетом к выходу и велел отвезти домой на королевской карете.

hалаха

Пятнадцатый день месяца Тишрей — праздник Суккот (Ваикра, 23:34-36). Евреи переселяются во временные жилища, покрытые ветками, сквозь которые проглядывают звезды — в сукку.

Первый и последний дни праздника называются “йом тов”. Последний, восьмой день, называется “Шмини Ацерет”. Работать в йом тов запрещено, но можно зажигать огонь от “дежурного” огня и готовить еду для этого дня.

За пределами Израиля первый и последний дни йом тов удваиваются.

Сукку начинают строить сразу же после Йом Кипур. Стены можно делать из любого материала, который не разрушат ветер и дождь. Если используется синтетическая ткань, она должна быть достаточно плотной и прочной. Крепить ее следует на рамах с крепкими и частыми перемычками. Размер сукки неограничен, достаточно, чтобы человек мог сидеть и есть в ней. Но высота не может быть меньше 80 см и больше 9,6 метра.

Запрещено накрывать сукку, делать асах, из предметов, служивших для других целей, например, использовавшиеся в хозяйстве доски, детали мебели и т.п. Но можно положить такой предмет на схах, чтобы его не унес ветер. Схах обычно делают из веток. Следует располагать их так, чтобы через промежутки были видны звезды.

Промежутки между ветками не должны быть больше 24 см. Чтобы днем тени было больше, чем солнца.

Схах нельзя класть на железо. На раму сукки, если она из металла, следует положить деревянные рейки, а сверху уложить схах.

Сукку строят под открытым небом, даже ветки дерева над ней делают ее некошерной.

Все дни праздника мужчины обязаны есть хлеб только в сукке. В этом случае, стоя, произносим благословения:

БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛО-ЕНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АМОЦИ ЛЕХЭМ МИН ААРЕЦ.

БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛО-ЕНУ МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДЭШАНУ БЭМИЦ-ВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕШЭВ БАСУККА.

Каждый день в сукке мы вспоминаем великих учителей: Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида. Они наши незримые гости.

В сукке все равны: цари и простые труженики, богатые и бедные. В этом мире мы, как во временном жилище. Творец дает всем пропитание и защиту. Если надеяться не на Него, так на кого же? Сидим, смотрим на звезды сквозь ветви схаха и поём о Торе, сохранившей наш народ в веках.

Эту связь друг с другом и с Творцом мы выражаем в арбаат а-миним, в четырех видах растений, которые соединяем в дни праздника.

Четыре вида растений символизируют четыре типа евреев. Евреи, которые изучают Тору и исполняют заповеди Творца — этрог. Евреи, которые изучают Тору, но не исполняют заповеди — лулав, пальмовая ветвь. Евреи, которые исполняют заповеди Творца, но не изучают Тору

— адас. Евреи, которые не изучают Тору и не исполняют заповеди Творца — арава.

Как Творец соединил нас у горы Синай, так и мы соединяем, встряхиваем и возносим эти четыре растения в шести направлениях: в направлении четырех сторон света, вверх и вниз. Достойны сочувствия те, кто не смог выполнить эту заповедь. А кто мог, но не выполнил — вдвойне.

В последний день, в Ошана Раба, семь раз обходим с лулавом вокруг бима, на котором находится свиток Торы. Потом берем в руки пучок аравсл и обращаемся к Творцу с молитвой и просим не ради своих заслуг, а ради Его милосердия, за еврейский народ.

В древние времена в Храме в семь дней праздника евреи приносили семьдесят жертв за все народы мира. Чтобы не было войн, чтобы не было голода. Еврейский народ отличается от других народов своим величайшим миролюбием и терпимостью.

Сколько горя и страданий причинили нам дети Эсава и Ишмаэля! Но мы желаем и им добра и благоденствия. Чтобы поняли они: жизнь человека бесценна, а Творец  —  справедливый Судья. Чтобы подчинили себя Его власти.

Восьмой день Суккот — Шмини Ацерет и Симхат-Тора. В Израиле их празднуют в один день, в других странах — это два дня.

В день Симхат-Тора все мужчины обязаны выйти к чтению Торы. Выводят даже маленьких мальчиков, и это —  большая радость для всех. В этот день евреи всего мира, во всех странах, заканчивают чтение Торы и после последних строчек главы “Вэзот а-Бэраха” начинают читать главу “Брешит”.

Принято покупать право завершать годичный цикл чтения Торы. Купившего это право называют Хатан Тора. А тот, кто купил право начинать чтение годичного цикла, называется Хатан Брешит. После этого они оба на свои деньги устраивают праздничную трапезу для всей общины. В конце праздника, после вечерней молитвы, евреи возвращаются в синагоги, танцуют со свитками Торы и дают пожертвования. Удостоит вас Всевышний долгие годы жить в радости Торы! Амен.