Рабби Хаим бен Атар
Рабби Хаим бен Атар
Иногда Всевышний посылает на землю праведника, за заслуги которого наступает мир. О та-ком мы расскажем сейчас.
В одной из западных стран был король, сведущий в тайнах астрологии. Однажды он постро-ил карту звезд и увидел, что одновременно с ним под созвездием Льва родился некий еврей. Б-г наделил еврея даром ясновидения, огромной и страшной силой, большим богатством и удачей во всех делах. И еще увидел, что этот еврей живет в его стране.
Удивился король: в чем могущество еврея? Нет у него своего государства и нет министров, нет королевской армии. Кто такие евреи? Бедный и притесняемый народ, рассеянный по всей земле. Разве могут они сравниться с нами, разве мало их перебили рыцари христианского мира? Как могут звезды показывать то, чего нет, и не может быть?!
Во дворце короля была астрономическая лаборатория, где по ночам он наблюдал за звездами. Заперся король в лаборатории и составил звездную карту судьбы.
Разделил весь мир на двенадцать частей, чтобы показали звезды в каком направлении искать этого опасного еврея. Бросил гораль, который пал на один из городов королевства на востоке от столицы.
Решил отправиться туда, а вместо себя оставить верного друга, епископа королевства. Епископ перешагнул порог семидесяти лет, но еще был полон сил. Король пригласил его и говорит, что на короткое время отправляется в путешествие по стране. Пусть епископ временно переселится во дворец и управляет страной.
В простой дорожной одежде, с сумкой на плече король ночью, в тайне от всех, отправился в путь. Он шел по направлению, которое указал гораль, и, в конце концов, добрался до нужного города и оказался в нищем еврейском квартале.
Улицы были не мощеные и такие узкие, что одна телега с трудом пройдет. Маленькие хилые домики едва выглядывали из земли. Подумал король, что ошибся, ведь не может быть, чтобы здесь жил богатый и могущественный еврей! Вернулся в городскую гостиницу, где снял номер, закрыл плотно двери, опять построил звездную карту и бросил гораль.
Звезды показали, что действительно еврей живет на этой ужасной улице. Утром король снова пошел туда. По карте, которую он начертил ночью, нашел дом и постучал в двери. Открыла бедная женщина.
Спрашивает ее король: - Где твой муж?
- В синагоге, - отвечает, - вернется через час.
Повернулся король и пошел гулять по еврей-скому кварталу, заглядывая в низкие окна. Король был одет очень просто, как обычный путник, поэтому никто не обращал на него внимания. Через час вернулся к тому домику и опять постучал.
Дверь сразу же открылась. На пороге стоял хозяин и улыбался:
- Добро пожаловать, Ваше Величество!
Удивился король, что его узнали:
- Почему ты решил, что я король? Кто ты сам? Как твое имя?
- Конечно, я не ошибся, сохрани нас Б-г, ты -король. А я - рабби Хаим бен Атар.
Видит король, что этот еврей узнал его, решил, что перед ним пророк и святой человек, человек Б-га. Он прошел вслед за рабби в маленькую комнату и еще больше удивился. В комнате не было другой мебели, кроме стола, стула и маленькой керосиновой лампы на стене.
Повернулся король к рабби Хаиму:
- Я пришел, чтобы раскрыть тебе тайну.
- Слушаю, Ваше величество.
- Сначала скажи, как узнал ты, что я - король?
- Когда расскажешь, что привело тебя ко мне, - отвечу.
Рассказал король всё, что узнал и увидел, гадая по звездам.
- Верно, звезды не обманули тебя, - ответил рабби Хаим бен Атар, а-кадош, - я намного богаче и могущественнее тебя. Моя армия неисчислима, и мои солдаты верны мне, но это духовная армия. Если желаешь убедиться в моей силе, покажу сейчас же. Держи!
Протянул королю маленькое зеркало и попро-сил внимательно посмотреть. Поднес король зер-кало к глазам и увидел, что старый епископ в королевской спальне на королевской кровати душит его жену. Женщина отбивается руками и ногами, но силы ее уже иссякли, она хрипит и вот -вот испустит дух.
Король в ужасе закричал:
- Ой! Ой! Жена моя в опасности! Помогите! Мою королеву убивают!
Говорит рабби Хаим бен Атар, а-кадош:
- Господин мой, не кричи. У тебя за поясом пистолет, стреляй прямо в зеркало, в того, кто напал на твою жену, стреляй дважды.
Дрожащей рукой король выхватил пистолет и пустил в зеркало две пули. Увидел, что убил того, кого увидел в зеркале.
А рабби Хаим, а-кадош, спрашивает:
- Это твой верный друг, которому ты доверил свое государство?
- Да, - отвечает король, - но, может быть, всё это только в моем воображении? Или во сне? А может быть, это колдовство?
- Нет, мой король, не колдовство и не сон, не медли, возвращайся домой и на месте убедишься. Посмотри-ка снова в зеркало, чтобы узнать конец этой истории.
Смотрит король и видит, что его министры и охранники бегают туда сюда, показывают пальцами на разбитое стекло в окне, откуда стреляли в епископа. Потом видит, что сидят они совещаются. Слышит, что решили обвинить евреев в убийстве. Вытащили тело из коро
левской спальни, уложили на носилки, отнесли в сад и закопали под деревом.
Говорит рабби Хаим, а-кадош:
- Возвращайся домой, через несколько дней я сам приду к тебе.
Убедился король, что звезды не обманули, рабби, святой человек, человек Б-га, действительно обладает большим знанием и великой силой.
На следующий день он уже сидел в своем королевском кресле и велел позвать епископа.
Сказали ему, что епископ пошел в еврейский квартал и там бесследно исчез. А министры собрались вокруг короля и в один голос обвинили в убийстве евреев.
Король выслушал и говорит:
- Слышал я, что евреи нечестный, жестокий и неблагодарный народ, и жаждут христианской крови. Поэтому их следует судить передо мной. Пригласите всех самых важных граждан нашей страны и позовите на суд главных еврейских раввинов и руководителей еврейских общин. Суд будет всенародным.
Обрадовались министры такому указу и побежали его исполнять. В столице и в других городах только и говорят: евреи такие злодеи, что их можно грабить и убивать. Стали готовиться к погрому.
На третий день, в день суда, пришел рабби Хаим бен Атар, благословенно имя праведника!
Спрашивает его король:
- Ты, мудрый еврей, отвечай, почему евреи убили верного моего друга, старого епископа?
Живете вы среди праведных христиан в мире и благоденствии, а платите злом за добро?
Встал перед ним рабби Хаим и поднял руку:
- Король! Всё, что говорили тебе о евреях -ложь! Небеса наказали епископа, а не человек. Старый развратник пытался изнасиловать королеву, когда она была в своей постели. Зажал ей рот, чтобы не кричала, Но она, праведная женщина, защищалась, как могла. И он совершил бы это преступление, если бы не сразили его две пули, влетевшие из окна спальни. Вспомни, что ты видел в моем зеркале. Пригласи королеву, она все расскажет. А труп друга-изменника найдешь под деревом.
- Не годится королеве присутствовать в таком обществе, пойду к ней сам.
Приказал солдатам запереть все двери и никого не выпускать из зала. Пошел, а спустя пять минут вернулся с белым лицом. Сел на трон и приказал арестовать шесть министров.
Потом король повернулся к рабби Хаиму бен Атару и говорит:
- Ты прав, еврей, жена подтвердила, все было так, как я видел в твоем зеркале.
Послал солдат в сад. Они откопали труп и принесли на носилках. Врач короля осмотрел его и сказал, что одна пуля попала в грудь, другая в голову.
На следующий день повесили шесть министров короля, которые были уличены в сговоре с епископом и которые были главными обвинителями против евреев. Тысячи христиан, поданных короля, молча наблюдали за казнью.
А что тут скажешь?
Рабби Хаим бен Атар, а-кадош, зихроно ливраха, родился в Марокко в 5456 году. Он был, как менора для всего Израиля, и его комментарии на Тору «Ор а-Хаим» из “Источника живой воды” напоили уже не одно поколение евреев. Рабби Хаим бен Атар, один из четырех великих еврейских учителей, которых называли “а-кадош” - “святой”.
Он был наставником гаона а-Хида. В возрасте сорока шести лет совершил алию, открыл иешиву в Ирушалаиме и через год перешел в другой мир.
hалаха
Тора запрещает евреям гадать любым образом: по звездам, по каким-либо предметам и по приметам.
“Не учись совершать мерзости, которые совершают народы...” (Дэварим, 18:9).
Запрещено заниматься магией и колдовством, пробуждать в себе сверхчувственное восприятие (Ваикра, 19:26).
Дар предвидения и способность читать в сердцах людей открывается праведникам для того, чтобы они могли исправлять этот мир. Некоторым злодеям (подобно Бильаму) дается способность заглядывать в будущее, чтобы при-готовить мир к войне.
Когда евреи получали Тору, сказал Всесильный, что не даст им ангела-хранителя, как другим народам, Сам поведет, и будет охранять от всякого зла. Сказал: “Один из вас погонит тысячу!”. Как это было?
Огромная ассирийская армия окружила Ирушалаим, 185 тысяч профессиональных убийц ждали своего часа, чтобы ворваться и разграбить город. Что сделал еврейский царь Хизкияу?
Приказал всем евреям идти в иешивы и в бет-мидрашим, учить Тору. А у входа в иешивы повесил мечи: кто не будет учить, тот погибнет.
Хизкияу обратился к Ашему: “Всесильный, Б-г Израиля! Мы не можем воевать так, как другие народы, Ты будешь воевать за нас, а мы будем учить Твою Тору и исполнять Твои заповеди”.
Так оно и было. После этой молитвы, ночью, бежала непобедимая армия Санхэрива из Иудеи, бросив снаряжение, провиант и награбленное добро. Ученые люди недоумевают, что привело к внезапному бегству. Неужели непонятно? Каждый выполняет свою работу. Евреи трудятся над заповедями, Ашем охраняет своих работников.
Запрещено определять сроки для исполнения своих дел по звездам или по приметам. Запрещено обращаться к астрологам. Запрещено верить приметам. Чем ниже духовный уровень человека, тем больше в нем нелепых и глупых суеверий.
Запрещено произносить любые заклинания и заговоры, призванные помочь или навредить. Хитрецы, которые объявляют себя магами и экстрасенсами, наживаются на доверии глупцов.
Запрещено обращаться к чревовещателям и вопрошать души умерших.
За нарушение этих запретов Торы, в лучшем случае, полагается наказание плетью.
Тысячи лет тому назад Тора дала евреям огромные преимущества перед другими народами, открыв тайны природы и развития Вселенной.
Европейские племена тогда жили в пещерах и в ямах, накрытых хворостом, и молились своим нелепым идолам. А просвещенные греки и цивилизованные римляне придумали себе человекоподобных богов и ограничили весь мир одной плоской землей.
Но перед евреями Тора раскрыла тайну, как образовалась и развивалась Вселенная. Известно было, что наша планета, хотя и самая важная, но одна из многих планет. Человек получил землю как дом, подобный тому дому, который сын получает от отца, когда женится и создает свою семью.
Творец требует, чтобы человек хорошо знал и любил свой дом.
Тора дала в руки человека совершенный инструмент для исправления мира. Этот инструмент — молитвы и сэгулот.
В молитве человек устанавливает связь с Творцом и вызывает на себя воздействие особых сил: Добра (Хэсед) и Милосердия (Рахамим). Тот, кто в состоянии устанавливать такую связь, приобретает власть над материальным миром.
Не везде и не во всякое время молитва действует в полную силу. Лучше всего обращаться к Б-гу перед Стеной Плача, в этом месте ощущается Шэхина. Хорошо молиться перед свитками Торы. Молитва с восходом солнца, если ее читать сосредоточенно, никогда не бывает напрасной. Это может проверить любой человек. И стоит проверить.
“Сэгула” переводится как “особенность”, “талант” или “способность”. Сэгула — талисман, помогающий молитве и предохраняющий человека от воздействия злых сил, например, злого глаза или злого языка.
Это мезуза у входа в еврейский дом. Это две свечи, которые женщина зажигает к Шаббату. Это свеча, которую зажигает бездетная женщина на могиле рабби Меира. Это пожертвование на свиток Торы для синагоги, ради больного еврея.
Одна из самых драгоценных сэгулот — “Питум а-Кэторет”. Кэторет — воскурения, которые совершали ежедневно в Храме. Порядок приготовления смеси для воскурений евреи повторяют три раза в день: два раза в утренней молитве и один раз в “Минхе”.
Учил гаон рабби Хаим Фаладжи: “Тот, кто напишет на пергаменте текст “Кэторет” ктавом ашурит, как в свитке Торы, приобретет богатство и благополучие во всех делах”. Тот, кто ежедневно читает этот раздел по кошерному свитку, получает защиту от болезни и от несчастного случая.
Самая мощная сэгула, предохраняющая от несчастного случая, — это чтение “Шма, Исраэль”. В предчувствии опасности следует прикрыть глаза и, сосредоточившись на Имени, произнести всю фразу на одном долгом дыхании, чтобы выделить звук “хеш ”, и твердо и коротко последний звук “далет”. Стоит проверить!