Рабби а-кадош
Рабби а-кадош
В Белзах жил бедный еврей, сапожник Сандлер, чужую обувь чинил, а своей ни одной пары не имел. Он, жена и дети очень бедствовали, чуть ли не умирали от голода. Решил сапожник отравиться в Россию на заработки.
Попал он в хорошую еврейскую общину, где не нуждались в новом сапожнике, но и без дела не оставили. Помогли открыть маленький магазин, а там пусть сам проявит свое старание и свои способности.
Однажды в еврейский поселок приехал граф, хозяин всего района. Едет по улице, видит, новый магазин и новый человек. Спрашивает, кто такой, да откуда. Рассказал Сандлер о себе, о том, как помогла ему местная община.
Граф, хотя и христианин, имел доброе сердце, каждый народ имеет своих праведников. Граф видел, что евреев угнетают, сочувствовал им, защищал от преследований и, как мог, пытался облегчить их страдания. И Сандлеру решил помочь, стал покупать у него обувь, чтобы поддержать торговлю.
Как-то заметил Сандлер, что лицо графа не такое светлое, как обычно. Спрашивает:
- Что случилось, какое горе у господина?
Отвечает граф:
- Еще какое горе! Единственный сын, мальчик восемнадцати лет, всегда добрый и спокойный, сошел с ума. Сидит и плачет, смотрит, но словно ничего не видит. Бьет себя или тех, кто его успокаивает, или же ломает всё вокруг. Потом сидит и плачет. Врачи поят его таблетками и микстурой, да напрасно. Никто не может помочь.
Говорит Сандлер графу:
- Мой господин знает, что я приехал из далекого города Белз. Там живет рав, обладающий чудесной силой. Если тебе будет угодно, то поедем к нему, попросим, чтобы вылечил твоего сына.
Граф слышал, что немало таких праведников среди евреев. Если есть хоть малейшая надежда, как ею не воспользоваться! На следующий день, на рассвете, он, больной юноша и Сандлер отправились в карете графа в далекий путь.
Через три дня добрались до города, до дома рава. Граф с сыном остались в карете, а Сандлер вошел в дом. Рассказал, по какому поводу приехал, и что граф - один из праведников народов мира, поэтому хорошо было бы помочь ему. Позвали графа с мальчиком, рабби выслушал отца, положил руку на голову мальчику и говорит:
- Недалеко от города есть такая-то деревня, а в деревне - такой-то поп. Немедленно езжайте к нему и скажите, что еврейский рав, а-кадош, послал к нему сумасшедшего, чтобы вылечил его. Это всё. Желаю удачи.
Удивились они, что рав посылает их к попу, но, не задерживаясь ни на минуту, отправились в деревню.
Дорога привела к огромной усадьбе попа. Их провели в сад, где поп сидел под старой яблоней и пил водку. Поп едва не задохнулся, когда увидел еврея в своем саду, даже на улице деревни запретил он появляться евреям, а тут рядом стоит! От такой наглости совсем покраснел поп.
Сандлер подошел ближе и говорит, что святой рабби, рав а-кадош, послал их, чтобы поп вылечил сумасшедшего.
Услышал поп и завопил на всю деревню:
- Замолчи, еврей! Мне противно слышать еврейские имена! А ты говоришь рабби а-кадош... Он послал ко мне сумасшедшего?
Вскочил с места и побежал вокруг стола. Бегает, бьет себя кулаками по голове и кричит:
- Рабби а-кадош! Рабби а-кадош! Рабби а-кадош! Рабби а-кадош!
Смотрит граф изумленно на это представление, уже и забыл, зачем пришел. Сандлер взял его под локоть и говорит:
- Пойдем, мой господин, всё в порядке, можно возвращаться домой. Посмотри на сына, выздоровел твой сын.
Действительно, глаза у мальчика ясные, смотрит на них, как будто только проснулся. Пошли они к выходу, а поп бьет себя кулаками по голове и кричит:
- Рабби а-кадош! Рабби а-кадош!
Приехали они к рабби в Белз, рассказали, как
их встретил и проводил поп. Улыбнулся рав и говорит:
- Сумасшедший поп много лет вредил евреям, кого жизни лишили из-за него, кого - имущества.
Не знал я, как к нему подступиться, да случай помог. Потому и послал этого юношу, чтобы достойно наказать попа.
Поклонились граф, мальчик и Сандлер раву и вернулись домой.
Всегда были праведники в Израиле. На них и держится мир. А сегодня что сказать? Сумасшедшие хотят уничтожить Израиль, но не позволит Милосердный. Амен.
hалаха
Тора обязывает поддерживать мир со всеми народами. Но запрещает евреям следовать их преступным обычаям: идолопоклонству, магии, разврату (Ваикра, 20:23). “Берегись, чтобы ты не попал в западню, следуя им...” (4эварим, 12:30).
Запрещено подражать им в одежде, обнажать те части тела, которые должны быть закрыты от постороннего глаза, или, как у них принято, женщине надевать мужскую одежду, а мужчине женскую (4эварим, 22:5).
Запрещено исполнять нееврейские траурные обряды и не следует носить черные траурные одежды, как это принято у неевреев.
Запрещено посещать молельные дома, церкви и храмы идолопоклонников.
Запрещено обращаться к колдунам, магам астрологам и гадалкам. Запрещено обращаться к врачам, которые пользуются их методами лечения.
Еврей-врач должен лечить неевреев, когда они к нему обращаются, и, в особых случаях, может нарушать Шаббат для опасно больных неевреев («Илкут Йосеф», К.Ш.А., 158:1).
Следует оказывать помощь и поддержку неевреям, оказавшимся в беде, и участвовать в похоронах. Все это называется “дэрех шалом”. Однако их свадебные трапезы запрещены.
Следует избегать обращения в нееврейский суд или в суд, где заседают евреи, которые не соблюдают законы Торы.
Запрещено чтение книг идолопоклонников и изучение нееврейской философии. Пусть никого не пугают эти запреты. Евреям они помогут сохранить свою жизнь, а неевреям — понять свои заблуждения.