Рассказ о рабби Шэмуэле Элиэзере
Рассказ о рабби Шэмуэле Элиэзере
Этот рассказ о рабби Шэмуэле Элиэзере, зихроно цадик ливраха, из небольшого польского города. Со временем его имя стало известно всему миру, и называть его стали “рабену а-кадош Шэмуэль Эйдлиш”.
Жители города считали его полоумным и никчемным человеком, так как он отрастил длинные волосы на голове и никогда ни с кем не разго-варивал, а если спросят о чем-то, то опускал глаза к земле и улыбался. Только его жена знала, что он
- один из величайших праведников поколения, и держала эту тайну в себе.
Дни и ночи проводил рабби Шэмуэль за изучением Торы и писал комментарии на Талмуд. Ночью он не ложился спать, но чтобы сон не одолел во время работы, привязывал свои длинные волосы веревкой к балке потолка. Когда глаза закрывались, а голова опускалась к столу, веревка натя-гивала волосы, и Шэмуэль возвращался к Торе.
В этом же городе, в главной синагоге, служил один б-гобоязненный шамаш. Каждую ночь, вернее, в полночь, он приходил в синагогу, крепко закрывал двери и читал Тэилим - книгу песен царя Давида.
Как известно, чтение Тэилим защищает от многих бед и того, кто читает, и того, для кого читают.
Всю книгу он разделил на семь частей. Читал одну часть и обходил вокруг бима, на которую поднимают сефер Тору, потом следующую часть, потом следующую. И таким образом обходил семь раз, пока не заканчивал книгу полностью.
В одну из ночей во время чтения Тэилим на шамаша внезапно напал сон. Он прислонился головой к перилам бима и закрыл глаза. Через несколько мгновений пришел он в себя и видит, что перед ним стоит рослый человек, одетый в царские одежды. “Не покажешь ли ты, уважаемый, -спрашивает, - где живет рабби Шэмуэль Элиэзер?”
Удивился шамаш: этот важный господин ищет полоумного еврея среди ночи? И называет его рабби? Вышел с ним на улицу и показал дорогу к последнему дому с правой стороны. А сам думает: “Каким образом господин оказался в синагоге? Наверное, я забыл запереть двери".
На вторую ночь крепко закрыл двери, проверил окна, сел читать и опять уснул. И вот, кто-то хлопает его по плечу. Открывает глаза, видит - стоит человек, небольшого роста, но с царственной осанкой и одет в царские одежды. “Проводи, - говорит, - меня к дому рабби Шэмуэля Элиэзера”.
Опять шамаш вывел гостя на улицу и показал дом Шэмуэля. Вернулся, осмотрел замки, и думает: “Как мог человек войти, если все закрыто?”.
На третью ночь он тщательно проверил все запоры на окнах и на дверях, чтобы не было сомнения, что кто-то войдет, сел у бима и раскрыл книгу.
Через некоторое время чувствует, что сладкий сон растекается по телу, вскочил и стал прыгать и танцевать. В конце концов, даже умылся, но только сел на свое место, уснул.
Но не поспал и нескольких минут. Будит его человек, одетый в шкуры и перепоясанный кушаком. И так же просит показать дом рабби Шэмуэля Элиэзера.
Посмотрел на него шамаш грозно и спрашивает:
- Кто ты? Как попал сюда? Двери и окна закрыты. Пока не скажешь, кто ты и как попал в синагогу, не покажу дом рабби Шэмуэля.
- Скажу тебе, - отвечает гость, - что высокий и широкоплечий еврей, который приходил в первую ночь, это был царь Шауль. Во вторую ночь тебя потревожил царь Давид. А я - пророк Элиягу. Да будет тебе известно, что до сих пор не окончен на Небесах суд над Шаулем, за то, что преследовал Давида. Ашем, Кадош, баруху, оставил это дело на усмотрение рабби Шэмуэля Элиэзера Эйдлиша. Какое решение он примет, то Небесный Суд утвердит. Царь Шауль, царь Давид и я ждем его ответ. Но ты не смей рассказывать об этом другим. Расскажешь - тут же умрешь.
Провел шамаш пророка Элиягу, вернулся и задумался:
- Шэмуэль, которого мы считали полоумным, над которым смеялись, так он один из тех, кто держит на себе наш мир? Рабби Шэмуэль - талмид-хахам, чье слово звучит перед Ашемом? Такой человек среди нас, а я буду молчать?
Разве я не обязан поведать всем евреям, что живет среди нас великий праведник? Я не смогу жить и держать в себе эту тайну. Чтобы впредь не унижали его, не унижали нашу Тору, я обязан рассказать о нем людям, даже, если умру.
На следующее утро, после молитвы, шамаш рассказал раву города о том, как приходили к нему царь Шауль, царь Давид и пророк Элиягу. И раскрыл тайну рабену рабби Шэмуэля Элиэзера Эйдлиша, зихроно цадик ливраха.
- Я знаю, что умру сегодня, - сказал он, - но я пойду в другой мир с радостью, что раскрыл тайну Учителя для евреев. Я счастлив, что могу прославить Имя Всевышнего и сделать Кидуш Ашем.
В этот же день он умер.
Счастливы праведники, подобные ему, посвящающие жизнь и смерть Б-гу. Да будет он нашей защитой и даст мир народу Израиля. Амен.
hалаха
Рабби Эльазар говорит: “Старательно изучай Тору и знай, что ответить апикорэсу (еретику). Помни, перед кем ты трудишься, кто дал тебе работу, и кто оплатит твои труды” (Пиркей Авот, 2:19).
Апикорэс (эпикуреец) утверждает, что смысл жизни заключен в получении животных удовольствий от еды и питья, от секса, от использования всевозможных материальных удобств, и так далее.
Девиз современного эпикурейца: “Ни в чем себе не отказывай!”. То есть можешь удовлетворять все свои желания. Если их удовлетворение приятно тебе, они дозволены. Все.
В таком случае, человек, перестающий ограничивать себя, становится животным. Обжорство, алкоголизм и наркомания, насилие и разврат в сознании такого человека являются вполне законными.
Сообщество таких людей узаконивает преступные желания и навязывает их другим.
Законы Торы, напротив, призывают к ограничению. Удовлетворяя свои физические потребности, мы не забываем о своем человеческом достоинстве. Мы запрещаем себе “грязную” пищу, запрещаем внебрачные связи, сокращаем время сна.
По мнению Рамбама, шесть часов сна вполне достаточно для нормального здорового человека.
Ни на одно мгновение, ни во сне, ни наяву, не забудем, что мы работники в доме Хозяина.
Перед сном евреи, как женщины, так и мужчины, обязаны читать “Шма, Исраэль ”.
Каждую ночь следует подводить итог прожитого дня и читать “Видуй”. Стоя, постараться вспомнить свои ошибки, раскаяться в том, что совершили. И продумать способ устранения, чтобы снова не повторять их.
После этого уже ничего нельзя есть, но можно пить. Если ложимся спать очень поздно, или не ложимся спать всю ночь, “Шма, Исраэлб” читаем за полчаса до хацот лайла — до полуночи.
Праведные евреи, болеющие душой за свой народ, после полуночи читают “Тикун хацот”. Читая “Тикун хацот”, мы исправляем “этот” мир. Время чтения “Тикун хацот” с полуночи, но закончить чтение следует за час до утренней зари.
“Тикун хацот” состоит из двух частей: “Тикун Рахелв” и “Тикун Лея ”.
“Тикун Рахелв” начинается с молитвы раскаяния.
Десять дней от Рош а-Шана до Йом а-Кипурим, в дни праздника Суккот и с первого дня Песаха до праздника Шавуот, в Пурим, в Хануку и в новомесячья, а также весь год шмиты. в Эрец Исраэль, и доме скорбящих читаем только “Тикун Лея”. В Шаббат и в праздничные дни “Тикун” не читаем. Женщины свободны от этой заповеди.