Динамика численности горских евреев
Динамика численности горских евреев
ценить динамику численности горских евреев на протяжении последних двухсот лет очень сложно. Учет населения в еврейских общинах фактически не велся, а статистические данные властей далеки от полноты. В начале XX в. исследователь Кавказа Е. Козубский отмечал, что «если о численности всего населения Дагестанской области можно судить хотя бы приблизительно на основе существующих статистических данных, то в том, что касается отдельных народностей, никаких надежных источников и данных не имеется».
Кроме того, при учете населения в конце XIX — начале XX вв. всех евреев в данном регионе записывали в одну графу, следовательно, невозможно получить отдельных данных по численности горских евреев. Много неточностей и в записях актов гражданского состояния, поэтому нельзя делать выводы, полагаясь на них. В советское время при всех переписях населения, кроме переписи 1926 г., горские евреи также учитывались вместе с ашкеназами. Наконец, картину численности горских евреев искажает то, что в последних переписях многие горские евреи были записаны татами.
Созданию общей картины мешает и большая миграционная активность горских евреев: они часто меняли местожительство, переезжали из аула в аул, из города в город. Поэтому нередко данные о количестве горских евреев на Кавказе страдают приблизительностью и неточностью.
Первая половине XIX в. была очень тяжелым периодом в истории горских евреев. Присоединение к России, восстание Шамиля, междоусобные войны — все это увеличило смертность, которая и так была высокой из-за частых эпидемий, вызванных антисанитарными условиями, в которых жили горцы. Можно достаточно уверенно сказать, что в первой половине XIX в. численность горских евреев не только не выросла, но, наоборот, снизилась.
Наиболее полными и близкими к действительности являются данные 1860—1880-х гг. и перепись 1926 г. В 1867 г. Иуда Черный собрал сведения о числе семей горских евреев в различных поселениях, а в 1886 г. то же самое сделал Илья Анисимов.
По данным И. Черного, в 1867 г. на Кавказе насчитывалось 2 780 семей горских евреев. По различным данным средняя семья на Кавказе насчитывала тогда 5,5—6,5 человек. Еврейские семьи были больше, насчитывая в среднем 8—9 человек. Исходя из этого, количество горских евреев в 1860-х гг. может быть оценено приблизительно в 22—25 тыс. человек.
В «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края» проанализирована динамика еврейского населения в еврейских поселениях Джугутлар ( еврейский квартал Варташена, Нухинский уезд )и Мюджи-Гафтаран ( Геокчайский уезд ) в 1873—1885 гг. ВДжу-гутларе средняя еврейская семья насчитывала 9,5 человек против 6,5 человек в среднем по уезду; в Мюджи-Гафтаране — 9,3 человека против 6,7 человек в среднем по уезду. Темп прироста населения составлял 3% и 2,3% в год для Джугутлара и Мюджи-Гафтарана, соответственно, и был выше, чем у других народов региона.
В 1888 г. Анисимов насчитал 21 тыс. горских евреев. Он писал:
Число горских евреев составляет 4090дворов или 21 тысячу душ, живущих в 38 аулах и городах Дагестанской, Терской, Кубанской областей и в губерниях Бакинской и Елисаветопольской.
По переписи 1897 г. численность горских евреев составляла 31 тыс. человек. В дальнейшем естественный прирост населения на Кавказе, оставаясь на постоянном уровне, у горских евреев был немного выше, чем у окружающего населения. Значит, накануне первой мировой войны численность горских евреев возросла до 33—35 тыс. человек.
Этот рост численности горских евреев остановился с началом первой мировой войны. Снизился естественный прирост, как из-за мобилизации части мужчин, так и из-за ухудшения условий жизни. В гражданскую войну голод, разруха, погромы, бандитские налеты препятствовали росту еврейского населения. В эти же годы возросла эмиграция горских евреев в Турцию, Палестину и другие страны. С этой волной эмиграции Кавказ покинуло не менее 2 тыс. горских евреев. Эмиграция продолжалась и по окончании гражданской войны вплоть до 1924 г. В этот период выехало около 1 тыс. горских евреев. Можно уверенно утверждать, что в эти годы прироста не было, численность евреев даже снижалась. Когда в середине 1920-х гг. советская власть окончательно утвердилась на Кавказе, здесь проживало менее 30 тыс. горских евреев.
Как уже было сказано выше, единственный раз, когда при переписи горские евреи учитывались в качестве отдельной этнической общности, была перепись 1926 г., которая дала численность горских евреев 25800 человек. Около половины всех горских евреев, 11 592 человека, проживало в автономной республике Дагестан. В 1931 г. численность горских евреев в Дагестане составила 12 547 человек. В том же 1931 г. в Кубинском районе проживало 6079 горских евреев.
Учитывая среднегодовой прирост населения, который в Дагестане в 1920— 1930-х гг. был довольно высоким (около 2%), можно заключить, что перед второй мировой войной на Кавказе жило приблизительно 35 тыс. горских евреев.
В годы Великой Отечественной войны подавляющее большинство мужчин было мобилизовано на фронт, что привело к заметному снижению рождаемости. Смертность при этом, разумеется, выросла. То есть о естественном приросте на протяжении 4 лет войны говорить не приходится. На фронтах погибли от 1 тыс. до 1,5 тыс. горских евреев. Около 1,5 тыс. горских евреев, переселенных перед войной в Крым или как-то иначе попавших в другие регионы, которые были оккупированы немцами, погибли. Также около 1 тыс. горских евреев было расстреляно нацистами в аулах и городах Северного Кавказа. Так что численность горских евреев к концу войны вряд ли превышала 30 тыс. человек.
После войны горских евреев при переписях уже не учитывали отдельно. Годовой прирост населения в Дагестане составлял в этот период 2,2%. Это значит, что в 1959 г. количество горских евреев было в пределах 42—44 тыс. человек.
После войны советская власть вела политику ассимиляции горских евреев, все чаще записывая их татами. Благодаря этому за период 1959—1970 гг. численность татов в Азербайджане выросла на 118%, хотя в эти годы множество собственно татов было записано в паспортах азербайджанцами.
Исследованиями, проводившимися в 1988 г., отмечалось, что за 1926— 1959 гг. численность татов в Дагестанской республике выросла с 200 до 3000 человек. Поскольку в эти годы не было миграционной волны татов из соседнего Азербайджана, где они в основном и живут, то естественно предположить, что причина резкого роста — в том, что горские евреи все чаще стали записываться татами.
В 1960-е гг. среднегодовой прирост населения в городах Северного Кавказа составлял 1,6%. Исходя из этого, можно предположить, что к 1970 г. горских евреев насчитывалось 50—53 тыс. человек. В 1970-х гг. естественный прирост оставался на том же уровне, но в демографии горских евреев появился новый фактор — начавшаяся с 1974 г. репатриация в Израиль. С 1974 по 1979 гг. в Израиль репатриировались 7655 горских евреев, то есть репатриация примерно уравновешивала естественный прирост еврейского населения. Таким образом, в конце 1970-х гг. число горских евреев в СССР оставалось на том же уровне в 50—52 тыс. человек.
С начала 1990-х гг. усилился отъезд горских евреев на жительство в другие страны, в основном в Израиль, США и Россию. Между прочим, возможность эмиграции привела к тому, что множество людей, записанных в документах татами или, допустим, азербайджанцами, заявили о том, что они горские евреи. Это обстоятельство сделало статистику еще более запутанной. Есть сведения о том, что с последней волной алии в Израиль прибыло приблизительно 50 тыс. горских евреев. При этом, по моим оценкам, на Кавказе
проживает в настоящий момент не менее 30 тыс. горских евреев. Таким образом, либо завышено число репатриантов, либо предыдущие статистические данные по горским евреям были сильно занижены.
Как ни значительна эмиграция коренного еврейского населения с окраин СССР, европейские евреи, еще недавно более многочисленные в этих регионах (по крайней мере, в больших городах), эмигрируют еще быстрее. Это естественно, ведь с национальных окраин происходит, прежде всего, отток «русского» населения, к которому принадлежат и русскоговоряшие евреи-ашкеназы. Впервые за много десятилетий сложилась ситуация, когда в еврейской жизни Восточного Кавказа начинают вновь преобладать горские евреи.
В то же время в последние годы исчезло несколько значительных общин, прежде всего те, жители которых оказались в экстремальных условиях. Но и остальные заметно уменьшились. Горско-еврейские обшины убывают не так стремительно, как, скажем, грузинские или бухарские, но все же достаточно быстро.