ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Для кого создан мир?

Р. Ты когда-нибудь задумывался о причине возникновения миров?
Т. Несколько лет назад у меня возник этот вопрос, но я отогнал его, и вот почему, если бы ты спросил о чем-то более легком: зачем, например, человеку, голова, я бы ответил: чтобы думать, управлять телом. Можно поинтересоваться: а зачем людям мыслить, для чего им дана такая способность? Ответ ясен: чтобы поддерживать жизнь в этом мире на более высоком уровне, чем у животного. Кроме того, и это на самом деле главное: служить Творцу. Цепочку вопросов можно продолжить: для чего служить? Скажу так: пребывание в этом мире ограничено несколькими десятками лет, а дальше - вечная жизнь. Чтобы "заработать" хорошее место в грядущем мире, необходимо хорошо потрудиться на земле.41 Но вопрос: чем обусловлено возникновение грядущего мира, ставит меня уже в тупик.
До сих пор причина любого явления, как и само явление, обнаруживались в рамках творения. Задача, тем самым, сводилась лишь к нахождению правильной связи во всем многообразии того, что создано. Сейчас сложнее. Поскольку причина всегда предшествует следствию, чтобы указать на причину создания мира, необходимо выйти за рамки всего созданного. А на это никто не способен, ибо наше понимание вещей ограничено творением. Единственное, что приходит в голову: Б־г захотел и создал, но это не объясняет причину, по которой Он захотел создавать миры. Скажи, правильно ли я мыслю или в мои рассуждения вкралась ошибка?

Р. Я поставлю встречный вопрос: могут ли вообще люди мыслить и делать выводы о Творце?
Т. Практика показывает, что могут.

Р. Не вступает ли это в противоречие с твоим рассуждением? Очевидно, Создатель мира существует вне мира, и, согласно твоей логике, Его невозможно объяснить в системе причинно-следственной связи.
Т. Наше знание о втором бытии Творца базируется на откровениях пророков и изучении Торы. Человеку было позволено выйти за рамки материального мира. Там открывались перед ним причинно-следственные связи верхних миров.

Р. Будем последовательными: знание о причине творения тоже могло быть открыто пророкам или прийти свыше в мир по иным каналам, а потом стать предметом изучения. Но оставим в стороне этот способ получить ответ на наш вопрос. Попробуем подойти с другого конца, используя принципиально иной метод. Известно, что результат действия может дать представление о причине, его породившей. Исходя из этого правила, причину всего созданного можно обнаружить в нижнем мире. Для этого достаточно увидеть, что является главным в сотворенном мире. Тогда все остальное лишь средства, позволяющие осуществить намеченную цель.
Т. Мысль, что главное в творении - это причина, ради которой все создано, нетрудно принять. Если продолжить эту идею, напрашивается ответ: цель творения - создание человека, ибо он главное во всем созданном.

Р. Что побудило тебя к столь категоричному выводу?
Т. Три обстоятельства. Первое - наблюдение. Второе - текст Пятикнижия. Третье - слова Талмуда.
Начну с первого. Безусловно, растения, животные, планеты все создано для человека, а не наоборот. Так и сказано в Пятикнижии: "И боязнь, и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они" (Брейшит, 9:2). Конец предложения не оставляет сомнения, кто главная фигура в творении.

Р. Приведу, со своей стороны, пример из Хумаша, который не только подтверждает твою мысль, но и усиливает ее. Тора открывается словами: "В начале сотворил Б-г небо и землю" (Брейшит, 1:1). Первое слово текста - בראשית (брейшит - в начале) состоит из двух частей: предлога ב («в») и слова ראשית (рейшит - начало). Согласно грамматике иврита, предлог "ב" допускает шесть интерпретаций, одна из которых бишвилъ («для», «ради»). Вторую часть слова рейшит - (начало) мидраш также трактует несколькими способами, один из которых рейшит - это Израиль. И тогда сказанное позволяет Раши перефразировать первое предложение так: "Ради Израиля сотворил Б-г небо и землю". Тот факт, что человек появился в шестой день творения, а не в первый, лишь подчеркивает, что все было создано ради него.
Т. Почему?

Р. Изготовлению стола предшествует подбор инструментов, материала, обработка дерева, изготовление деталей, их сборка. Появление вещи - завершение процесса. А мысль о ней - начало процесса. Подобно этому, создание человека в шестой день, завершающий творение, свидетельствует, что в плане Создателя это действие имело первостепенную важность, как и сказано: "Ради Израиля сотворил Б-г небо и землю".
Т. Следуя этой логике, в шестой день должен был появиться еврей. Как увязать это несоответствие?

Р. Подмеченное тобою противоречие - чисто внешнее. По существу, между первым человеком и Ам Исраэль есть глубокая связь. Один из самых весомых параметров, их объединяющий, особый даат (разум), позволяющий постигать кдушу Творца. Как следствие, язык, на котором говорил Адам, лашон акодеш, адекватно выражающий высокое учение Торы, достался именно нашему народу.42 Сопоставимость первого человека и Ам Исраэль определяется в первую очередь тем, что в системе "Образ Человека" они занимают фактически одно и то же место. Адам находился там до совершения аверы (греха). А изгнание из Сада Эдена (из рая) не что иное, как потеря этого места. Являясь творением рук Создателя, он, до того, как вкусил запретный плод, по праву считался Его первенцем. Выход из Египта и последую<ее получение Торы подняли Израиль на тот духовный уровень, который позволил ему занять пустующее место, как и говорит Тора: "Так сказал Гашем: Сын Мой, первенец Мой - Израиль" 11мот, 4:22). В высказывании р. Моше Хаима Луццато открыта степень внутренней связи Адама и Израиля: "Первый человек был сотворен таким, что произойти от него должен был только Израиль, как сказано в Талмуде: «Вас, а не другие народы называют человеком» (Бава мециа, 1146). Но, когда он совершил веру, в Хаву вошел яд, и тогда возникла возможность появления других народов".
Все сказанное показывает, что несоответствие между первым и шестым днями сотворения мира, отмеченное тобою, лишь кажущееся.43 На самом деле, замысел Всевышнего состоял в создании народа, которому суждено занять центральное место в настоящем и грядущем мирах. Об этом и говорит Тора в самом начале: "Ради Израиля сотворил Элоким небо и землю". В шестой, исключительный день, появилась первая реализация Его великого замысла, был создан Адам, занявший (временно) место в Саду Эдена.
Повторю мысль, которую ты высказал: весь мир был создан ради человека. Мы обнаружили подтверждение этому заключению Пятикнижии. Но ты упомянул, что указание на эту идею содержит также Талмуд.
Т. Так и есть. Вот что сказано в Вавилонском Талмуде: Каждый из людей обязан говорить: ради меня сотворен мир" Сангедрин, 37а".

Р. Твое собственное наблюдение, комментарий Раши, ссылка а Талмуд - все говорит, что мир действительно возник ради человека. Но не будем спешить с выводом. Приведу рассуждение, эторое его подрывает. Правильно ли считать, что ради годовалого ребенка созданы растения, звери, планеты? Конечно, нет. Мир с>ащается вокруг него в большей степени, чем вокруг взрослого, он предмет постоянной заботы родителей, но отсюда не следует, что цель творения сводится к созданию слаборазвитого существа.
Т. Утверждая, что человек - главное в творении, я не останавливался на том, что вокруг него все вертится, все для него. Существенно, что он властвует над миром.

Р. Представь себе царя, который никогда не покидал столицу. Он назначил наместника управлять провинцией, находящейся вдалеке, и в его руки передал всю полноту власти. Допустим теперь, что люди в провинции никогда не слышали ни о столице, ни о царе. В их глазах все подчинено воле губернатора. В этом смысле вся их округа существует ради него. На самом же деле это не так. Чтобы узнать истину, следует отказаться от локального взгляда, выйти за рамки "провинциальности". Так и в творении. На первый взгляд, все в мире: растения, животные, планеты, вся деятельность мира подчинена одному - жизни человека. Может показаться, что он является целью всего творения. Но это не так Ошибка возникает из-за ограниченности такого взгляда на вещи.
Т. Если я правильно понял, в твоей аналогии губернатор провинции подобен человеку, а царь, пребывающий в столице, Всевышний, властитель всех миров, всех "провинций", и о Его существовании некоторые люди, к сожалению, не догадываются. Они считают смыслом своего существования - угодить "губернатору", а объективно их действия направлены на поддержание царства, и, в этом смысле, они созданы ради царя. Но следуя логике твоего сравнения, получается, что Творец создал миры ради Себя. В самом деле, поскольку мир был создан ради того, кто в нем занимает центральное место, ради царя, то Всевышний, являющийся истинным правителем, сотворил миры ради Себя.
В чем смысл подобного действия?44И как это согласуется со сказанным в Пятикнижии: "Ради Израиля сотворил Элоким небо \ землю?" Как быть со словами Талмуда: "Каждый обязан говорить мир создан для меня"?

Р. Высказывания хахамим, с одной стороны, предельно точны, но, с другой стороны, большинство из них не следует понимать буквально. Если в данном случае диктовать будет буква, результат вступит в противоречие с истиной. Человека, полагающего, что весь мир функционирует именно ради него, называют баал гайва (гордец).
Т. Раскрой, в чем действительный смысл этих утверждений.

Р. В самом конце сефер Коэлет объясняет место, которое занимает человек в мире: "Послушаем всему заключение: Б-га бойся, заповеди Его береги, потому что это (в этом) весь человек" (Коэлет, 12:13).45 Слова "потому что это весь человек" звучат странно. Неясно, и как они согласуются с началом предложения: "Б-га бойся, заповеди Его береги".
Раши в своем комментарии видоизменяет фразу, он добавляет несколько слов, связывающих начало и конец предложения, после чего ее прочтение трудностей не вызывает: "Б-га бойся, заповеди Его береги, потому что для этого (ради страха перед Б-гом и соблюдения Его заповедей) создан весь человек". Раши, раскрывая смысл сказанного царем Шломо, связал вместе две части предложения, однако его комментарий не объясняет, зачем потребовалось сказать "весь человек"? Естественнее написать: "Потому что для этого создан человек".
Трактат Шабат учит: слово "весь" указывает, что не только сам человек создан для этой цели (страха перед Б-гом и выполнения заповедей), но с этим как-то связан и весь мир.
Т. По-моему, лишь человек способен выполнять заповеди, но не остальная часть творения. О какой связи между творением и страхом перед Небесами, выполнением заповедей ты говоришь в гаком случае?

Р. Концепция "Образ Человека", которую мы подробно разбирали, помогает понять мысль Талмуда. "Образ Человека" это относится не только к самому человеку, но распространяется на все творение. Это значит, что свойства человека, то, что с ним происходит, нашло отражение во всем мироздании. Ясно, что такие важные характеристики человека, как страх перед Небом и выполнение заповедей, должны занять видное место в устройстве и функционировании всего существующего. Таким образом, слова царя Шломо "потому, что это весь человек" в интерпретации трактата Шабат следует читать так: "потому, что в этом творение и человек".
Т. Выдержка из Талмуда не пояснила ситуацию, а еще больше запутала. Ты считаешь, что Творец все создал ради Себя. В трактате Сангедрин сказано: "Каждый обязан говорить: мир создан для меня". Трактат Шабат открывает, что смысл всего - в страхе перед Б-гом и выполнении заповедей: ради этого создан не только человек, но и все творение. Какой из этих трех точек зрения следует придерживаться?

Р. На первый взгляд, перед нами три самостоятельные идеи, не согласующиеся одна с другой. Но, на самом деле, все три говорят об одном. Просто мы имеем дело с тремя аспектами одного явления. Рассмотрим каждый из них по очереди.

Человек и творение. Взгляд р. Эльазара

Р. Трактат Шабат предлагает три мнения, объясняющие слова царя Шломо: «Б-га бойся, заповеди Его береги, потому что это весь человек». «Р. Эльазар сказал: Лишь для этого создан целый мир. Р. Аба бар Кахана сказал: Это равноценно целому миру. Шимон бен Азай сказал: Целый мир создан лишь для сопровождения этого» (Шабат, 30а).
Общее между этими тремя высказываниями - выяснение смысла выражения "весь человек". Царь Шломо говорит не только о самом человеке, но о чем-то большем: о творении и человеке. Для этого и добавлено слово "весь". Но в оценке роли, отведенной творению в этом утверждении, мнения хахамим разошлись. Р. Эльазар считает, что мир создан для страха перед Б-гом и выполнения заповедей. Р. Аба бар Кахана отмечает, что мир равноценен страху перед Б-гом и выполнению мицв. Шимон бен Азай подчеркивает, что мир сопровождает страх перед Б-гом и выполнение закона.
Т. Последние два высказывания мне совсем непонятны. А первое, хоть и приемлемо для слуха, но вызывает недоумение: назначение коровы - давать молоко, трудно усмотреть в ее жизни страх перед Творцом.

Р. Начнем с того, что тебе представляется более простым. Мысль, сформулированную р. Эльазаром, Махарал объясняет так: "Все остальные создания46 сотворены не для своей особой цели, а лишь потому, что Всевышний захотел сотворить того, у кого есть страх перед Небом. Но невозможно, чтобы это существо было единственным в мире. Поэтому сотворил вместе с ним остальных" (Хидушей агадот, Шабат, 30:1). Корова не наделена страхом перед Небом, поэтому у нее нет собственной цели для появления в мире и, вообще говоря, ей и не следовало бы появляться на свет. Ее пребывание здесь обусловлено лишь тем, что она полезна для существа, у которого есть страх перед Творцом. Сказанное относится, разумеется, не только к корове, но абсолютно ко всему. Приведу объяснение, отличное от того, которое дал Махарал. В одном из пророчеств говорится: "Вся земля полна славы Его" (Йешаягу, 6:3). Подняться до уровня духовности, на котором во всех предметах, явлениях, событиях прослеживается отпечаток великой руки Творца, - удел немногих. В большинстве своем, люди привыкли к окружающему миру, и их отношение к творению схоже с отношением к предметам, используемым в обиходе. Пророку Йешаягу было показано, что мир высок, причем не только в глобальных вещах, но во всех своих проявлениях.
Вот как комментирует эту часть пророчества Радак: «Он сотворил все, и за каждое из творений понимающие это воздают Ему славу». Радак делает ударение на том, что для истинного восхваления Б־га необходимо понимание. Недостаточно ограничиться принятием факта, что Он все сделал.
Т. Постижение творения приходит вследствие его изучения. Я знаком с несколькими религиозными учеными, но ни один из них не преуспел в восхвалении Всевышнего, хотя факт Его величия они принимают.

Р. Физики, математики, врачи - люди, связанные с изучением внешней, материальной стороны мира, не поднимаются до уровня, о котором говорит Йешаягу. Постижение мира, на которое указывает Радак, связано с изучением скрытой части миров, открытой в Торе. Восхищение звуками, красками, формой, гармонией мироздания - бледный отблеск внутреннего трепета, охватывающего человека, когда он прикасается к тайнам, скрытым в творении. Гимн Творцу, восходящий от человека, узнавшего внутреннюю суть океана, достигает большего звучания и чистоты, чем у того, кто впечатлен лишь грандиозностью зрелища, развернувшегося перед глазами.
Мысль, сформулированная Радаком, шире и глубже комментария Махарала. Функция творения не сводится к обслуживанию существа, имеющего страх перед Создателем. Каждый элемент творения сам по себе - демонстрация Его величия, и, тем самым, способствует возникновению страха перед Ним.
Приведу выдержку из сефер "Даат твунот", которая поможет лучше понять то, что было открыто Йешаягу в его пророческом видении. Идея, которую развивает р. Моше Хаим Луццато, состоит в том, что Творец создал нижний мир, желая подвести человека к пониманию скрытого. "Поскольку Всевышний захотел Свое наблюдение за миром представить в форме зрения, посредством глаз - у человека есть глаза. Он захотел представить Свои качества наблюдения за миром - хесед, дин, рахамим (доброту, суд и милосердие) - в виде цветов (белого, красного, зеленого). Поэтому эти три компонента (белый, красный, зеленый) существуют в глазу человека. А если бы Он не пожелал все это представить именно так, не было бы у человека этих органов и их компонентов, и (вместо них) появились бы другие органы и компоненты. Это относится ко всем свойствам, которые обнаруживаются в мире" (Даат твунот, 190).
Создание внешнего мира не сводится к необходимости создания среды, в которой могло бы пребывать существо, боящееся Небес. Правильный взгляд на вещи таков: каждое явление, любой предмет существуют в этом мире, в первую очередь, чтобы человек получил возможность распознать великую руку Творца. Рассматривая нижний мир, как проекцию скрытого плана на материальность, используя разум, позволяющий прикоснуться к переходу тайного в явное, человек погружается в духовную среду, порождающую страх перед Всевышним, способствующую выполнению заповедей. Назначение мира создание такой среды. В этом и заключается смысл высказывания р. Эльазара: "лишь для этого создан целый мир".
Т. Это звучит логично и убедительно. Но трудно все же представить, как в молоке коровы можно усмотреть славу Создателя.

Р. Напомню одну из фундаментальных идей, высказанную в сефер "Дерех Гашем": "Для любого существа, созданного в нижнем мире, отыщутся наверху отдельные силы, из которых по определенной цепочке, в определенной последовательности, назначенной Высшей Мудростью, благословенно имя Его, выходит данное существо, оно само и его свойства. Эти силы оказываются корнями для всех существ мира нижнего, а существа нижнего мира - ветвями и производными тех сил, и соединены одни с другими (верхние и нижние), как звенья в цепи" (Дерех Татем, 1:1:5).
Нижний мир в отрыве от своих корней является предметом изучения науки. Как показывает практика, исследования не приближают самих ученых к страху перед Небом. А проникновение в Тору позволяет заглянуть за рамки материального мира. Молоко коровы, как и любой предмет, является материальным звеном в нематериальной цепочке, начало которой выше Небес, а окончание - на земле. Изучение Торы позволяет увидеть скрытые от глаз звенья этой цепи. Про одно из них, например, можно прочесть в Пятикнижии: "Я сказал вам: вы завладеете землей их, и Я отдам ее вам в наследие, землю, текущую молоком и медом" (Ваикра, 20:24). Ясно, не о материальном молоке идет речь, а о духовной сущности, занимающей определенное место в цепи, материальный конец которой - привычное для нас молоко. В той мере, в какой человеку позволено постичь эти невидимые цепочки, перед ним открывается Слава Творца. Скорее всего, это и являлось сутью пророческого видения Йешаягу, позволившего провозгласить: "Вся земля полна славы Его". Эта идея отражена в комментарии: "Он сотворил все (невидимое и видимое), и за каждое из созданий понимающие это (в результате глубокого изучения Торы) воздают Ему славу".
Интересно, как пророчество Йешаягу подтверждается гематрией. Слово טבע (природа) хахамим понимают шире, чем просто физический мир, окружающий человека. Оно включает в себя совокупность всех законов, созданных Всевышним при сотворении мира. И тогда טבע (природа), рассматриваемая в своем верхнем воплощении, есть не что иное, как верхний этаж творения: совокупность сил, являющихся корнями всего, что: возникло на земле. Хахамим учат, что טבע (природа), на том ее уровне есть не что иное, как прямое следствие высокой духовной | сущности, называемой כסא הכבד (Трон Славы Творца). Учитывая] это, становится понятно, почему гематрия слова טבע (природа):! 9+2+70=81, такая же, как у слова כסא (трон): 20+60+1=81.47Природа - реализация Славы Творца. Эта идея, отраженная гематрией, была доведена до пророка. Видя цепочку спуска, ведущую от верхнего этажа творения к природе, в которой мы находимся, Йешаягу провозгласил: «Вся земля полна Славы Его».48

Человек и творение. Взгляд р. Аба бар Кахана

Т. Высказывание р. Аба бар Кахана: "Это (страх перед Б־гом и исполнение заповедей) равноценно целому миру" вначале показалось мне совершенно непонятным. А теперь возникла обратная проблема: чем это утверждение отличается от высказывания р. Эльазара "Лишь для этого создан целый мир"? В свете твоего объяснения, смысл слов р. Эльазара в том, что все созданное являет собой Славу Всевышнего, приводит в трепет перед Его величием. Разве это не иная формулировка идеи р. Аба бар Кахана: Страх перед Б-гом равноценен целому миру?
Р. Не так просто разобраться, чем именно отличаются мнения мудрецов.

Обратимся сначала к комментарию Махарала. Он считает, что в словах р. Аба бар Кахана "Человек равноценен всему миру" выражена следующая идея: "Человек и мир - две отдельные сущности: тот, кто боится Небес, не часть целого. И поэтому он равноценен всему, ибо сам по себе, как будто все" (Агадат шабат, 31а).

Т. Объяснение Махарала мне мало понятно.
Р. Идея комментария такова: человек богобоязненный, имеющий страх перед Небом, обязательно отделен от творения и, в каком-то смысле, противопоставлен всему миру.

Т. Именно это и вызывает недоумение: человек - это элемент творения. Каким образом он выведен за рамки целого?
Р. По наблюдению Махарала, страх перед Б-гом и отстранение от мира - связанные явления. Чтобы это почувствовать, необходимо сначала нащупать ту силу, которая отодвигает человека от творения и одновременно с этим возвышает его над материальностью. Эта сила присуща разуму. Даат человека в состоянии воспринять целостность мира.49 Проникновение в целостность творения пробуждает страх перед Творцом мира.

Т. Мне не ясно, почему чувство и осознание целостности мира приводит к страху перед небесами.
Р. Вопрос правомерен. Но чтобы дать на него ответ, нужно понять причину, которая соединяет все созданное.

Т. Часто приходится слышать общую фразу: всё в мире связано. Но что именно это значит?
Р. Человек, сориентированный в определенном направлении, совершает соответствующие действия. Перемена ориентации меняет поведение. Получается, что отдельные действия связаны устремлением человека, волевое начало объединяет разрозненные элементы. Так и в творении, всё его многообразие подчинено единому началу: воле Всевышнего. В этом и состоит целостность творения. Исходя из нее, каждая деталь в мироздании будет восприниматься по-иному, приобретет большую значимость, вес. Согласись: одно дело - представление о каком-либо органе человека как таковом. Но совсем другое, когда в дополнение к этому открыто место, отведенное данному органу в функционировании всего тела. Осознание целостности творения меняет отношение к его деталям и определенно приближает человека к страху перед Б-гом.
А тот, кто лишен внутреннего соприкосновения с целым, воспринимает мир, как набор частностей, связанных между собою лишь внешним образом.
Единая воля, проникающая в каждую деталь творения и тем самым объединяющая всё созданное, для него теоретическое знание, никак не воплощенное в реальной жизни. Нечувствительность к воле Всевышнего свидетельствует об отсутствии страха перед Небесами.
Ущербность в восприятии целостности лишает его внутренней связи с Творцом. Поскольку Создатель выше творения, то, выходит, что этот человек лишен контакта с силой, лежащей вне творения. Поэтому он сам не отделен от мира, а погружен в него и является лишь придатком системы, не более. В противоположность ему, человек, испытывающий страх перед Творцом, выходит за рамки творения, внутренне отделяется от него. Подобно птице, взлетевшей над поселением и способной, в силу этого, одновременно увидеть все происходящее внизу, человек, отделенный своим познанием, даат, от творения, постигает целостность происходящего. Постижение вещи означает ее включение в свой даат. И вот получается, что есть мир и есть существо, отделенное от него, которое обладает способностью включать всю целостность мира в свой даат.50 О таком существе р. Аба бар Кахана и сказал: он равноценен всему творению.

Т. Согласно Махаралу, очевидна разница между двумя комментариями, которые приводит Талмуд. Р. Эльазар указывает на особое положение человека: все созданное служит лишь средой, в которой может функционировать существо, наделенное страхом перед Творцом. Р. Аба бар Кахана также говорит об особом положении человека, который боится Небес, но характеризует его совсем с другой точки зрения, с позиции самого человека. Страху перед Творцом сопутствует особый даат, позволяющий подняться до уровня, на котором происходит постижение концепции единства: все в мире взаимосвязано и подчинено единому закону. О таком человеке Махарал говорит, что он "равноценен всему, ибо он сам по себе, как будто все".51
Комментарий Махарала заставляет задуматься: если страх перед Б-гом проводит разграничение, разделяя творение на две части ־־ человека и все остальное, то каково отношение между этими частями? Как сказывается наличие особого даат на взаимодействии двух систем: творения и человека?
Р. Это хороший вопрос. Тот факт, что человек выведен за рамки целого, не означает, что он потерял связь с целым. Тот, кто испытывает страх перед Создателем, по-прежнему, остается частью творения. Идея отстранения в данном случае означает установление особого взаимоотношения между частью и целым.
Природа этой связи раскрыта в комментарии р. Хаима Воложина к известным словам Пятикнижия: "И создал Гашем Элоким человека из праха земного, и вдохнул в его ноздри нешаму живую, и стал человек нефеш живою" (Брейшит, 2:7). Р. Хаим Воложин объясняет: «Не сказано: "и стала в человеке", но написано: "и стал человек"».52 Поэтому (слова Торы) можно объяснить так: человек, у которого жива нешама (жива его душа), он - нефеш живая (живая душа) множества миров.53 Как все частности управления телом и все его движения осуществляются благодаря нефеш, которая в нем, так же сам человек дает силу и есть нефеш живая для миров верхних и нижних" {Нефеш ахаим, 1:4).
Мысль, высказанная р. Хаимом Воложиным, - одна из фундаментальных идей Торы. Она возникла, разумеется, не как следствие процитированных слов Торы. В них она находит лишь подтверждение. Аналогия между человеком и миром, с одной стороны, и нешамой и человеком, с другой, помогает интерпретировать мысль р. Аба бар Кахана не так, как ее истолковал Махарал. Нематериальная природа нешамы ставит ее в особое положение по отношению к человеку. И каково отношение между этой частью и местом, в котором она пребывает? Нешама связана с каждым органом, каждой частичкой всего организма. В этом смысле, она равноценна всей системе в целом.
Р. Хаим Воложин передает знание, полученное от хахамим предыдущих поколений: творение устроено так, что человек имеет доступ, в той или иной степени, ко всем уголкам многочисленных миров. Это дает право поставить знак равенства между ним и творением. Налицо аналогия между местом нефеш в человеке, с одной стороны, и ролью самого человека в творении - с другой. Однако эту роль выполняет не любой человек, а лишь тот, кто занимает центральное место в творении, ибо для такого человека страх перед Творцом и выполнение Его воли - это главные и постоянные факторы жизни. Но тогда знак равенства между ним и всем творением указывает на свойство творения быть адекватным самой идее страха перед Небом и выполнения заповедей. Нефеш Богобоязненного человека влияет на творение так, что страх перед Всевышним становиться фактором, влияющим на деятельность всей системы.


Т. Ты бы не мог пояснить эту мысль?
Р. То, что происходит в жизни с человеком, во многом определяется уровнем его страха перед Создателем, качеством его служения. Так и с творением. Его функционирование зависит от того, насколько Ам Исраэль предан идее служения Творцу, насколько глубоко живет в народе страх перед Ним. Это, в частности, проявляется в том, что к людям, которые испытывают трепет перед величием Создателя, к тем, кто всем сердцем предан выполнению Его заповедей, мир поворачивается лицом. А к тем, кто лишен связи с высшей сферой, мир поворачивается спиной. Человек как нефеш для творения «заражает» его собой, а оно адекватно реагирует на его служение Творцу. В этом смысле, ему свойственен страх перед Создателем.


Т. Мысль р. Хаима Воложина необычна. Параллель между ролью нешамы в человеке и положением человека в творении приводит к странному результату: подобно тому, как источник жизни в человеке - его нешама, так и жизненная сила всего творения исходит от человека. И хотя эту идею действительно можно усмотреть в словах Пятикнижия "стал человек нефеш живою" (для творения), тем не менее, общепризнанный взгляд иной: источник жизни всего существующего - Всевышний, а отнюдь не человек.
Р. Аналогия между нешамой в человеке и человеком в мире, разумеется, не абсолютная. Р. Хаим Воложин разъясняет: "Когда говорится, что человек является нефеш живою по отношению ко всем мирам, не полагай, что он как нефеш, которую поместили в гуф, и прилеплен к мирам подобно нефеш, находящейся в человеке. Это не так. Вот, что это значит. Подобно тому, как все движения и реакции органов тела обусловлены проявлениями в нем живой нешамы и соответствуют ее движениям, жизненной силе и реакциям, так и изменения миров и их частей, их построение или разрушение, их движение - все соответствует делам человека на земле..." (Нефеьи ахаим, 1:7).
В человеке жизненная сила от нефеш передается каждому органу, и гуф моментально реагирует на движение нефеш. В творении не так. С одной стороны, Творец поставил человека в центр созданного Им мира. Не о геометрическом центре, конечно, идет речь. Смысл в том, что действиям человека дана сила находить отклик в той или иной части творения. В этом и сходство между нефеш в человеке и человеком в творении. С другой стороны, нельзя полагать, что жизненная сила человека питает миры и позволяет им двигаться. Эти действия осуществляет Творец.54 Да и сами изменения в мире не являются мгновенными реакциями на то, что происходит с людьми, а подчиняются определенным законам, зависят от многих факторов, определяющих силу влияния действий на происходящее, так что иногда воздействие сводится практически к нулю.

Человек и творение. Взгляд Шимона бен Азай

Т. Я понял из твоего объяснения, что слова р. Аба бар Кахана не противоречат сказанному р. Эльазаром, а, скорее, дополняют их. Р. Эльазар подчеркивает, что каждый элемент творения являет славу Всевышнего, вызывает страх перед Ним. Р. Аба бар Кахана идет дальше, указывая, что творение не только создано в соответствии с этой идеей, но ей подчинено также функционирование всех миров. Видимо, назначение третьего комментария "целый мир создан лишь для сопровождения этого" (слова Шимона бен Азай) состоит в дальнейшем углублении этой мысли.
Р. Конечно. Если Талмуд собрал три утверждения вместе, причина этому - либо показать расхождение мнений хахамим по данному вопросу, либо представить проблему во всей ее полноте, тогда каждое следующее мнение дополняет предыдущее.

Т. Высказывания р. Эльазара и р. Аба бар Кахана о значении страха перед Создателем в творении настолько всеобъемлющи, что трудно представить, как их можно дополнить.
Р. Попробуем подойти к идее, высказанной Шимоном бен Азай, издалека. Вначале творение представляло собой набор сил, находящихся в неупорядоченном состоянии, как сказано: "Земля та пуста и хаотична..." (Брейшит, 1:2). Затем последовала серия преобразований, в результате которых мир приобрел черты, внешне схожие с теми, что мы наблюдаем в настоящее время. Так человек: в начале его пребывания в утробе матери еще не имеет определенной формы. Формообразование проходит ряд ступеней, после чего младенец "выходит в мир". Ясно, что процесс его развития все еще не завершен. С одной стороны, у него есть практически все органы, но каждый из них нуждается в дальнейшем росте.
И здесь наблюдается несоответствие между сотворением мира и рождением человека. В результате первых шести дней возникло творение в его законченном виде. Появились моря, суша, растения, светила, рыбы, птицы, звери, человек. А младенец приходит в мир по-другому, он нуждается в последующей «доработке». Зрение у новорожденного перевернутое. Есть ноги, но недостаточно крепкие, чтобы на них можно было опереться. Есть руки, но отсутствует координация движений. Есть мозг, но разум абсолютно не развит.


Т. Не вступает ли это в противоречие с концепцией "Образ человека", ставящей равенство между человеком и творением?
Р. Внешне мир не меняется, один день как другой: те же моря, деревья, звезды. Справедливо ли это и по отношению к скрытой части творения? Пример седьмого дня недели показывает, что нет. В шабат все выглядит по-прежнему: те же звери, те же растения, те люди, но духовный уровень творения в целом иной. Мир в этот день "взрослеет", в него спускается разум более высокого уровня.55
Шабат не исключение. Известно, что внутренне состояние мира меняется с приходом любого из еврейских праздников. Причем, "духовная энергия", заполняющая творение Йом Кипур (День Искупления), отличается от той, что спускается в Рош Ашана (праздник Нового года). Песах, Шавуот, Сукот, Рош ходеш, Ханука, Пурим - каждый из праздников имеет свою специфику, отвечающую внутреннему состоянию мира именно этот день. Но и этим дело не ограничивается. В течение каждого отдельного года мир меняет свое состояние, переходя от одной фазы к другой. В плане духовном, утро отличается от дня, а тот, свою очередь, от ночи. Хотя, с точки зрения смены фаз, одни сутки повторяют другие, тем не менее, каждый последующий день - особое звено в цепи, берущей начало в момент создания первого человека, проходящей через всю историю человечества уходящей в дни прихода Машиаха.
Исследование внутренних процессов, происходящих отдельным человеком, со всем человечеством, с творением открывает их внутреннюю связь, привносит в систему "Образ Человека" конкретное содержание. Ни человек в момент появления на свет, ни творение на исходе шестого дня не представляли собой законченные системы. Указание на это мы находим в словах, завершающих первое описание сотворения мира: "Благословил Элоким день седьмой и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы, которую сотворил Элоким, чтобы делать" (Брейшит, 2:3).

Т. Слова: "сотворил Элоким, чтобы делать" звучат довольно странно. Ты бы не мог их пояснить?
Р. Р. Моше Хаим Луццато комментирует: "Всевышний начал творение и привел его в такое состояние, что теперь человек может завершить начатое и получить награду за свои действия, это возможно потому, что человек сотворен по образу Б-га. Вместе с тем, подобие Б-га в нем не достигло надлежащей степени которая наступит вследствие его хороших действий - выполнения заповедей, число которых 613, по числу органов в человеке".56
Согласно р. Моше Хаиму Луццато, в Торе содержится прямое указание на то, что создание человека и мира не завершено, ибо сказано: "сотворил Элоким, чтобы делать". Довести работу до конца - возложено на человека. Следуя законам Торы, он, тем самым, завершает построение себя и всего творения.57
Обе постройки взаимосвязаны, они опираются на те же действия выполнение заповедей. Позитивное продвижение в этом управлении приближает человека и творение к состоянию совершенства. Негативный опыт - причина деградации.
Вернемся к "туманному", как тебе показалось, утверждению Шимона бен Азай: "целый мир создан лишь для сопровождения этого", для сопровождения человека, следующего заповедям Всевышнего и имеющего страх перед Ним. Из слов р. Моше Хаимом Луццато следует, что линия развития творения и линия движения человека не самостоятельны и независимы. При внимательном рассмотрении между ними обнаруживается тесная ;вязь, причем первое слово в этом взаимодействии отведено человеку. Его действия вызывают внутренние изменения в мире. Поэтому и сказано, что мир сопровождает человека, а не наоборот.

Т. Принять аналогию между человеком и мирами во всем ее объеме, на который указывают р. Эльазар, р. Аба бар Кахана, Шимон бен Азай, нелегко. Тем не менее, я чувствую, что концепция "Образ Человека" существенно облегчает ее восприятие.
Р. Задержимся на твоем последнем замечании. Зависимость невидимой части творения от действий людей далеко не тривиальная. Человеку, наблюдающему за происходящим непредвзято, поверить в нее, мягко говоря, нелегко. Как поступают в подобных ситуациях? Принимают на веру мнение авторитета, учитывая, что специалист обладает большим знанием и, к тому же, наделен более сильным разумом. Вторая возможность углубленное изучение проблемы. Сознание человека устроено так, что понимание источника "странной" идеи, ее, что ли, корня снимает препятствие в ее восприятии. Если причина явления прочно вошла в него, то и следствие найдет себе место. Концепция "Образ Человека" - корень, из которого связь человека с мирозданием вытекает естественным образом. Отсюда и восприятие идей р. Эльазара, р. Аба бар Кахана, Шимона бен Азай, при всей их необычности, теперь уже не вызывают особых трудностей.
Основное положение веры - существование Б-га - Рамбам связывает, как это ни странно, со знанием: "Основа основ и опора любой мудрости - знать, что есть там Сущий первый..."
(Йесодей аТора, 1:1). Этой же точки зрения придерживается р. Моше Хаим Луццато: "Каждому еврею необходимо верить и знать, что есть там Сущий первый..."
(Дерех Гашем, 1:1). И Рамбам, и р. Моше Хаим Луццато считают, что в вопросах веры недостаточно следовать мнению авторитетов.58
Идеи, лежащие вне непосредственного опыта, до которых самому не додуматься, мало просто принимать на веру, их надо изучать, стараться найти им место в сознании.

Человек и творение. Итог

Р. Подведем итог. Изучение Талмуда привело к неожиданному результату, позволяющему особым образом посмотреть на соотношение между творением и человеком. Оказалось, что они тесно связаны, причем эта связь идентична соотношению между нефеш и гуф в самом человеке. Каждое из трех высказываний указывает на самостоятельный аспект этой взаимосвязи.
Первое высказывание: целый мир под стать человеку - так р. Эльазар объясняет слова царя Шломо: "и это весь человек". Как каждому органу гуфа соответствует определенная часть нешамы59, ж устанавливается взаимооднозначное соответствие между человеком и миром. Прямое указание на этот закон мы находим у р. Хаима Воложина: "И это весь человек60, - каждая отдельная сила в человеке установлена в соответствии с миром, и каждая отдельная сила в мире находит отражение в образе человека "Нефеш ахаим", 1:6). Подобный взгляд на творение, по существу, впадает с концепцией, изложенной р. Моше Хаимом Луццато: каждый элемент сотворенного мира есть звено в цепочке, спускающейся от верхних корней к их материальной реализации. Р. Эльазар обращает наше внимание на тесную связь линий, ведущих к человеку, с теми, которые образуют творение: целый мир подстать человеку. Второе высказывание: р. Аба бар Кахана указывает, что мир равноценен человеку.
Суть этого высказывания, как мы выяснили, в том, что подобно тому, как жизненная сила распространяется от нешамы по всему гуфу, приводит каждый из органов в движение, так и действия человека вызывают изменения в скрытой части творения.
Третье высказывание: Шимон бен Азай развивает мысль р. Аба бар Кахана. Взаимосвязь между миром и человеком подчинена общему закону движения, установленному Творцом. План Создателя предусматривает переход творения из состояния незавершенного, отвечающего началу времен, в состояние совершенное, которое наступит с приходом Машиаха. Ключевая роль в этом движении принадлежит человеку, в то время как мир сопровождает его в этом преобразовании. Аналогичный процесс !обнаруживается в человеке. Нешама спускается в гуф не на экскурсию, но для совершения определенной работы, предусмотренной для нее планом Творца.
Т. Физическое пространство, занимаемое отдельным человеком в мироздании, совершенно незначительно. Но если оценить соотношение между ним и творением, выйдя за рамки материальности, то картина окажется иной. Значимость человека в мире сопоставима с местом, которое занимает нешама в не самом.

Р. Выводы, к которым мы пришли, анализируя мысли хахамим о связи человека с творением, являются иллюстрацией к известному изречению: אדם עולם קטן - (человек - это малый мир)
Равенство человека всему творению скрыто, не на поверхности. Эта идея неизвестна тем, кто концентрирует свои усилия на исследовании внешней части творения. Прийти к ней может лишь тот, кто в своем познании выходит за рамки материальности,- именно там начинает приоткрываться тайна мира. Тот факт, что творение, в которое помещен человек, находится у него в руках, доступно для него - иллюзия. Достаточно сказать, что слово ־ עולם (мир, творение) имеет корень עלם (скрывать, утаивать). Интересно что сочетание тех же букв образует слова עמל (труд). Чтоб достичь того, что скрыто в творении, необходимо затратить большие усилия: преодолеть в себе материальное начало.61
В "Образе Человека" творение и человек являются взаимозависимыми и сопоставимыми. И сами слова "творение" и "человек" "идейно" связаны. Гематрии (числовые значения) слово «человек» 45=40+4+1: אדם и «что» 45+40+5: מה равны. Как слово עולם (мир, творение) говорит о сокрытии, так и слово אדם (человек) указывает на существо загадочное, вызывающее вопрос: «Что это»?
Один из фундаментальных законов Торы гласит: сущность объекта отражает его создание. Вспомним мидраш: "Закутался Элоким в него (в свет), как в одежду, и засверкало сияние прекрасное от (одного) конца мира до (другого) конца" (Мидраш раба, 3:4). Мидраш открывает, что сутью возникновения мира было сокрытие Творца: "закутался Элоким". Творение - следствие этого действия представляет собой дальнейшую реализацию той же сути, которая, как мы видели, отражена словом עולם (мир) имеющим второе значение עלם (скрывать). Это «закутывание» позволило увидеть Его свет.
Парадоксально: сокрытие привело к раскрытию. Получается, что творению свойственны одновременно два аспекта: утаивание и раскрытие тайного. Даат человека получил способность постигать бытие Б-га. Раскрытие тайны ведет к внутреннему росту. Это отражено в лашон акодеш.
Из букв корня слова עולם (творение) образуются עלם (скрывать) и מעלה (подъём), духовное возвышение, являющееся следствием раскрытия тайны бытия.

Творец и человек

Т. Идеи, изложенные в трактате Шабат, снимают, по крайней мере, одну из наших проблем, вызванную наставлением Талмуда: " Каждый обязан говорить: мир создан для меня" (Сангедрин, 37:1).
Если воспринять это высказывание буквально, результат окажется негативным, ибо приведет к росту гаавы (гордыни). Р. Эльазар, р. Аба бар Кахана и Шимон бен Азай объясняют: мир сориентирован на человека, «подстроен под него», но не чтобы люди получили возможность несколько десятков лет вкушать разного рода удовольствия, которые только возможно ухватить в этом материальном мире. По замыслу Творца, творение на самом деле служит человеку. Но какому? - Тому, кто испытывает страх перед Небом, как сказано в сефер Коэлет: "Послушаем всему заключение: Б-га бойся, заповеди Его береги, потому что это весь человек" (Коэлет, 12:13). Такой и только такой человек вправе сказать: "Мир создан для меня". В его устах эти слова не несут оттенок гаавы, ибо он сам, в собственных глазах, ничто по сравнению с Небесами, и он считает, что пребывает на земле лишь для того, чтобы исполнять волю Творца. Итак, мир создан для особого человека. Не противоречит ли это мысли, высказанной тобою раньше: все было сотворено ради Создателя?
Р. Факт, что мир "подстроен" под человека, ты отождествил с тем, что ради него он и сотворен. Приведу мнение р. Эльазара, придерживающегося иной точки зрения: "Дай Ему то, что принадлежит Ему, ибо ты и все, что у тебя есть, - Его" (Пиркей 90т,
3:8). Р. Эльазар не оспаривает, что творение подогнано под человека. Он лишь учит обязанности, возложенной на человека: вернуть мир Тому, Кто его создал. Звучит парадоксально, но Всевышний создал мир с намерением получить его назад. Поскольку идея творения в том, чтобы оно перешло в руки Создателя, ты не можешь с уверенностью утверждать, что мир создан ради человека. Намного естественнее предположить, что все возникло ради Творца.

Т. Передо мною два высказывания. Первое: мир создан ради человека. Второе: все появилось ради Создателя. Первое основано на словах Талмуда: "Каждый обязан говорить, мир создан для меня". Второе не высказано явно, но косвенно вытекает из мишны: "Дай Ему то, что принадлежит Ему...". Неоднократно приходилось слышать, что высказывания хахамим в большинстве случаев не следует понимать буквально. Идея, что Всевышний сотворил мир, чтобы его Ему вернуть, звучит, мягко говоря, странно. Видимо, из двух рассматриваемых высказываний разумно остановиться на первом, а второму дать подходящую интерпретацию, которая устраняет противоречие.
Р. Прежде чем выбирать между двумя утверждениями, следует разобраться в каждом из них по отдельности.

Т. Идея р. Эльазара звучит весьма возвышенно: абсолютно все в мире принадлежит Б-гу. Я не против "высоты", но при одном условии: если ей сопутствует понимание. Тот факт, что Он создал мир, совсем не обязательно означает, что все принадлежит Ему, хотя бы потому, что появилось много вещей, являющихся делом рук человека.
Р. На твой довод легко возразить: разве не сказано в мишне "ибо ты... Его". Если человек Его собственность, отсюда следует, что все созданное людьми также принадлежит Ему.62

Т. Как из факта, что Б-г сотворил человека, следует, что он является Его собственностью? Ребенок, рожденный в семье, рассматривается как самостоятельное существо, а не вещь, принадлежащая родителям.
Р. Ребенок не собственность родителей хотя бы потому, что главное в нем не от родителей. Талмуд учит: "Трое принимают участие в появлении человека: Всевышний, отец и мать" (Кидушин, 306). Роль родителей - привнесение в мир нового гуфа, а также некоторых черт характера, связанных с определенной частью нешамы. Второстепенность их воздействия подчеркивается тем, что не с них начинается перечисление участников события, Главное, что у него есть, человек получает от Создателя. Раши поясняет: "Творец вдохнул в него нешаму, видение глаза, слышание уха, речь". Нешама - главная, наиболее высокая часть в человеке. Но даже причиной его гуфа, унаследованного от отца и матери, в конечном счете, является Создатель. Ведь у отца и матери были родители, которых на свет произвели их родители, Цепочка восходит к первому человеку, гуф которого был сделан Творцом. Поскольку первый человек по обоим параметрам: и со стороны нешамы, и со стороны гуфа - результат действия Создателя, он принадлежит Ему целиком, вместе со всем произошедшим от него человечеством. Подобную зависимость мы находим в еврейском законе: дети рабов автоматически принадлежат господину. Таким образом, слова мишны: "ты и все, что есть у тебя - Его" логически обоснованы.

Т. Формально ты прав, мне нечего возразить. Но можем ли мы еловека, наделенного свободой выбора, идущего нередко аперекор желанию Творца, по существу, считать принадлежащим Ему, ?63
Р. Вопрос о том, насколько человек способен в своих действиях противиться воле Б־га, непростой. Он связан отчасти с проблемой свободы выбора и предопределенностью. Чтобы разобраться в нем, необходимо ознакомиться с несколькими ключевыми идеями, освещенными в Торе. Сейчас мы этим заниматься не будем, отложим на будущее. Все же я не намерен полностью уклониться от вопроса, который тебя беспокоит. Не вдаваясь в детальный разбор проблемы, тем не менее, попробую ответить на твое возражение. Суть его в том, что человек, используя свободу выбора, следует своей воле и, в силу этого, не может считаться существом, принадлежащем Творцу.
Проблема снимается следующим образом: мишна говорит не с том, что человек собой представляет, а о том, к чему он должен стремиться. Р. Эльазар учит правильному отношению к себе. Человеку предлагается осознать, что его надлежащее место в мире - эвед Гашем (слуга Б־га). Подобно тому, как эвед (раб) и все, что он производит, принадлежат господину, так и человек со всем, что у него есть, - собственность Творца.

Т. Человек - собственность Создателя. Что это значит, ты так и не объяснил.
Р. Подумаем: кто такой эвед? Социально он целиком зависит от господина, который обязан обеспечивать раба тем, что ему необходимо: едой, одеждой, кровом и т.д. Кроме того, вся активность эведа, направленная на создание материальных ценностей, идет на благо хозяину. Однако концепция эвед не ограничивается лишь материальной зависимостью от господина. Ее завершение требует духовного подчинения, предполагающего минимизацию своего "я" перед волей господина. В результате, направление мыслей эведа определяется духовной ориентацией хозяина, и тогда, действительно, можно сказать, что один находится в рабстве у другого.
Перенесем эту идею на взаимоотношение между человеком и Творцом. Р. Эльазар предлагает посмотреть на себя, как на эведа. Необходимое условие при этом - максимальное подчинение своих желаний воле Творца. Если этот принцип реализован, он оставляет за человеком свободу выбора, но реально приводит к тому, что каждое действие совершается в соответствии с желанием Создателя. Можно сказать, что такой человек становится орудием в руках Б-га или передатчиком, исполнителем воли Творца на земле. Такого человека можно считать собственностью Творца, и в не будет никакого преувеличения.

Т. Вторую часть мишны ты объяснил. Слова: "Ты и все, что есть у тебя, - Его" наполнились содержанием. Теперь мне хотелось бы получить разъяснение начала мишны, вызывающее еще большее затруднение, чем ее окончание. Непонятно, как наставление: "Дай Ему то, что принадлежит Ему» претворить в жизнь. Разве речь идет об отправке земных предметов наверх?
Р. Конечно, это не следует понимать буквально. Близкая идея встречается у царя Давида: "Для Гашема земля и все, что ее наполняет" (Тгилим, 24:1). Ключом к пониманию служат слова пророка Йешаягу: "Полна вся земля Славы Его" (Йешаягу, 6:3). Махарал поясняет: "Все, что находится в мире, создано для Его Славы. И поскольку все создано для Его Славы, поэтому все о" (Махарал к Пиркей авот, 3:7).

Т. Мысль Махарала мне не понятна. Как прославление Творца переводит созданное в Его пришелся по вкусу, и он искренне расхваливает вещь перед своими знакомыми. Перейдет ли после этого стол назад во владение столяра?
Р. Возможна другая аналогия. Сравним прославление Творца и славу царя. В обоих случаях дело не ограничивается воспеванием правителя. Само по себе прославление присущих царю качеств ума, целеустремленности, справедливости - еще не достаточно, ибо ясно, что в стране найдутся люди, обладающие теми же достоинствами в не меньшей степени. Суть славы правителя в том: все подчинено Его воле. Этим параметром он отличается от всех в народе так, что нет ему подобного. Выполнение распоряжений царя демонстрирует его власть на деле, а не на словах, подчеркивает его славу. Так же и с Творцом. Слова "Все создано для Его Славы" означают, что каждая вещь подчинена Его воле. Тот, чьей воле подчинена вещь, тот ею и владеет. Видимо, именно это и имеет в виду Махарал: "И поскольку все создано для Его Славы (подчинено Его воле), поэтому все - Его".
Когда р. Эльазар сказал, что "человек - Его", он имел в виду эведа, который отказался от эгоистических желаний и становштся проводником воли Создателя на земле. Вещь, попадая в руки к такому человеку, как будто оказывается в руках у Творца, в Его владении. Использование предмета в соответствии с тем, как того хочет Создатель, и означает передачу этого предмета Ему. К сказано у царя Давида: "Для Гашема земля и все наполняющее ее". Именно этому и учит р. Эльазар: "Дай Ему то, что принадлежит Ему...".

Т. Твое объяснение принесло мне чувство удовлетворения. Высказывания хахамим, не утратив своей высоты, наполнились реальным смыслом, позволяющим реализовывать их в конкретных жизненных ситуациях. В передаче вещи наверх, Творцу, нет ничего мистического: суть в том, чтобы повернуться к ней так, как хочет Б-г.
И еще одну важную вещь я вынес из твоего объяснениях. Утверждение пророка: "Полна вся земля Славы Его" не означает, что Б־г присутствует абсолютно во всех окружающих нас предметах, что Он постоянно и всюду с людьми. Подобную интерпретацию я слышал неоднократно, и каждый раз мысль эта вызывала во мне внутреннее сопротивление. Как можно считать, что Он находится, скажем, в стуле? По-моему, это просто богохульство. Как могут люди, придерживающиеся подобной точки зрения, сидеть на стульях? Комментарий Махарала64 ставит все на свои места. Высказывание: "Полна вся земля Славы Его" означает, что в каждом предмете, в любом явлении проявляется воля Б־га, и нет ничего в сотворенном мире, что нейтрально по отношению к Его желанию.
Р. Ошибка в понимании слов пророка не так безобидна, как может показаться. Люди, которые ее совершают, невольно идут против воли Творца, что само по себе авера.


Т. Это серьезное обвинение. Можешь ли ты его объяснить?
Р. С концепцией первого и второго существования Б-га ты уже знаком. Всевышний скрыл свет, свойственный Его истинному бытию. В результате возник свет, определяющий Его второе существование. Затем последовала целая серия преобразований, каждое из которых приводило к еще большему убавлению света. Можно сказать, что на каждой ступени Он "одевался" как бы в одежду, которая сама по себе тоже свет, только менее яркий, чем свет предшествующей ступени. Хахамим учат, что на определенном этапе сокрытие света достигло такого уровня, что соответствующая ему "одежда" больше не рассматривается как второе бытие Творца, а как мир, внешний по отношению к Нему. В этот момент возникло творение, отделенное от Него. В рамках этого творения также наблюдается процесс спуска, «окутывания в одежду». В конце концов, возник тот видимый мир, в который мы помещены. Выходит, на определенном этапе Он пожелал скрыть Себя до такой степени, чтобы возник мир, обитатели которого не смогли бы Его обнаружить в нем, а только Его волю, приказ, такой мир называется отделенным от Него, внешним к Его бытию. Как же человек, находящийся на нижней ступени этого внешнего ира, может провозглашать, что Б-г рядом с нами, присутствует во всем? Разве не идет он при этом, пусть не умышленно, наперекор воле Творца? А любое нарушение Его воли считается аверой.

Т. Насколько я понял тебя, нижний мир также представляет )бою свет Создателя, пусть не столь яркий, как в начале, но все-таки Его свет. Можно ли на этом основании утверждать, что Он в каком-то смысле все же присутствует в нижних мирах?
Р. Представь себе сферу, внутри которой расположена другая сфера, более светлая, чем первая, а внутри нее помещена третья сфера, еще более яркая, которая в свою очередь вмещает иную сферу, четвертую и т.д. Свет всех сфер обеспечивается той, что годится внутри всех остальных. Сферы, расположенные достаточно близко к центральной, хоть и имеют разную степень яркости, но, тем не менее, им присуще общее качество, свойственное самой внутренней из всех сфер. Однако на некоторой ступени наступает момент, когда это качество больше не проявляется. Начиная с этого момента, ко всем последующим сферам свет хотя и приходит также изнутри, но отмеченного качества уже лишен.
Используя именно этот измененный свет, Всевышний сотворил создания, отделенные от Него, существа, в которых Он не присутствует: "силы верхнего этажа" творения, о которых шла речь - нешамы, малахим, другие существа, а также материальный мир со всем, что его населяет. А человека Создатель поместил в самый внешний из всех миров. Люди, полагающие, что абсолютно все создано из света Творца и, в силу этого, Он присутствует во всем, ошибаются. Ситуация обратная. По своей воле Он лишил свет нижних миров качества, присущего Его высокому бытию, и, в этом смысле, покинул нижние миры.65 После этого возникли предметы, отделенные от Его первоначального света.
Ты говоришь о свете, пришедшем от Творца и использованном Им при сотворении нижних миров, полагая, что он олицетворяет собою, в каком то смысле, присутствие Б-га. Тот факт, что свет приходит от Него, не означает, что Он в нём (в свете).
Ты говоришь о свете, который пришел от Творца и использован Им при сотворении нижних миров, полагая, что он олицетворяет собою, в каком то смысле, присутствие Б-га. Тот факт, что свет приходит от Него, не означает, что Он в нём (в свете). Наоборот: этот свет - основа нашего существования, и сравнение его с тем, который расположен во внутренних сферах, создает представление о качественном различии между этими двумя видами света. Именно поэтому наше существование принципиально отличается от Его бытия. Первоначальный свет Создателя не только не содержится в предметах физического мира, но, на самом деле, не вступает с ними в непосредственное соприкосновение. Все управление нижним миром осуществляется через специально созданных для этой цели посредников малахим.

Т. Не вступает ли мысль, высказанная тобою сейчас, в противоречие со словами пророка: «...небо и земля полны Мною!»
(Ирмеягу, 23:24)? Земля - олицетворение нижнего мира. Выходит, Его бытие и люди занимают одно пространство. Конечно, речь идет не о физическом присутствии Б-га на земле, а о духовном свете, представляющем Его. Тот факт, что мы этого не замечаем, свидетельствует лишь о слабости нашего духовного зрения. Пророку же открылась истина: свет Творца заполняет всё.
Р. Если буквально воспринять откровение Ирмеягу, это действительно подрывает идею, которую я высказал. Но обратимся к объяснению Радака: «Б-г - не гуф, который заполняет место». Пророк донес до нас, что наблюдение Всевышнего за миром распространяется на абсолютно любое место, будь-то небо или земля. Поэтому Его называют: «Тот, Кто все заполняет». Комментарий Радака согласуется с началом предложения, которое ты процитировал. Утверждению «небо и земля полны Мною» предшествуют слова, указывающее на истинный смысл этого высказывания: «Если спрячется человек в тайнике, разве Я его не увижу?»

Т. Согласен, пророк указывает не на проникновение света, свойственного бытию Всевышнего, во все уголки вселенной, а на сверхъестественную способность видеть абсолютно всё. Любая часть мира, большая или малая, является предметом Его внимания, ножет послужить местом, вызывающим Его активное вмешательство.
Вернемся к концепции, которую ты изложил. Если все существа созданы из света, который, на самом деле, не является Его светом, а материалом, отличным от Него, каким образом человек может приблизиться к Создателю? Неоднократно мне приходилось слышать от тебя, что любое создание возвращается лишь к своему корню. Поскольку нешама в момент возникновения полностью отделяется от Творца, пути возвращения к Нему для нее просто не существует.
Р. Эта проблема решается так: для каждой нешамы Всевышний создал специально для нее предназначенный свет, который является ее корнем. Особенность этого света в том, что он в остоянии воспринимать свет Создателя. А нешама связана со светом своего корня. Он и открывает для нешамы путь к Нему.
Именно в этом корне реализуется двекут нешамы и Творца. Здесь для нее открывается Его свет.

Движение миров

Р. Вернемся к наставлению р. Эльазара: "Дай Ему то, что принадлежит Ему, ибо ты и все, что есть у тебя - Его". Тебе все еще что-то непонятно в нем?
Т. Твое объяснение все поставило на свои места. Но один момент меня все-таки беспокоит. Ключ к пониманию мишны, как мне кажется, в словах: "ты и все, что есть у тебя - Его". Они характеризуют человека, который поступает по воле Творца. В результате, с предметами, попадающими в сферу его действий, происходит неожиданная трансформация: по своей природе они остаются, как и раньше земными и, в то же время, приобретают высоту, занимают место в творении, соответствующее желанию Создателя. Человек, осуществляющий подобное преобразование, в каком-то смысле отправил земное наверх, что согласуется с указанием: "Дай Ему...". Но здесь-то и возникает проблема. Последующие слова "то, что принадлежит Ему", по меньшей мере, неточны. Согласно твоему объяснению, мысль р. Эльазара в том, что вещь приобретает новый статус - попадает во владение Творца. Но ведь она и до этого была у Него. Разве это не слышится в словах: "то, что принадлежит Ему" - уже принадлежит?

Р. Это трудная проблема. Воспользуемся в очередной раз идеей, которую развивает р. Моше Хаим Луццато в сефер "Дерех Гашем". "Одна из фундаментальных концепций, которой мы владеем (благодаря традиции), заключается в том, что с любой вещью физического мира наверху (вне физического мира) соотносятся такие "силы", из которых, в результате поэтапного спуска66, образуются все вещи физического мира, они сами и их свойства. Эти "силы" оказываются корнями материальных вещей, а эти вещи рассматриваются как ветви и производные тех "сил", и одни с другими67 связаны, как звенья цепи" (Дерех Гашем, 1:5:2).
Напомню, что ранее в качестве корней творения выступали действия Создателя, относящиеся к Его второму бытию. В процитированном сейчас отрывке р. Моше Хаим Луццато знакомит нас с "силами", которые создал Творец и поместил вне Себя. Эти "силы" - составная часть мира, от которого Он решил Себя скрыть. Этот мир имеет несколько уровней, верхний из которых "заселен" этими "силами". Поскольку этот уровень верхняя часть творения, лежащая вне Творца, а все, что ниже, развилось из него, то разумно назвать эти "силы" корнями всего, с чем мы сталкиваемся, будь то окружающие предметы или их свойства.
Р. Моше Хаим Луццато проливает свет на соотношение между "верхним этажом" творения и миром материальным. «Главное в существующем мире, его истинное состояние - в этих верхних "силах", а материальность - производная от них. В соответствии с этими "силами", связями, определенными между ними, и границами, установленными для них, будет и то, что возникает из них в конце концов, в результате нисхождения, по закону спуска, установленному волей Творца. И, в соответствии с тем, что нового возникает в них, так же возникает новое в физическом мире.
Отсюда вытекает, что начало всего бытия - наверху, в этих высоких "силах", а конец - внизу.68 Однако есть одно исключение из этого правила, оно касается свободы выбора человека. Из-за того, что пожелал Создатель, чтобы у человека была возможность выбирать по своей воле между тов (хорошим) и ра (плохим), Он сделал человека независимым в этом выборе от других.69 И более того, ему дана возможность влиять на мир и его существа в соответствии с тем, что он выбирает по своему желанию.
Таким образом, в мире наблюдаются два противоположных движения. Одно - естественное, предопределенное, а второе - не предопределенное. Первое осуществляется сверху вниз, второе снизу вверх. Предопределенное движение направляется от верхних "сил" вниз, в мир физический. А не предопределенное возникает как следствие выбора человека. И вот, человек может двигать только предметы материальные, ибо он сам материальный и действия его материальны. Тем не менее, из-за связей между верхними "силами" и физическим миром движение в материальном мире приводит в действие верхние силы. Это и есть движение снизу вверх, противоположное естественному и вынужденному (движению сверху вниз)» (Дерех Гашем, 1:5:3-4).
Не вызывает сомнения, что "верхний этаж" - владение Создателя, а не человека. Он сотворил верхние "силы", соединил их между собою известным Ему способом и постоянно питает их. Помимо этого, Он установил спуск этих "сил" в нижний мир, в результате чего и возник мир материальный. И теперь, как учит р. Моше Хаим Луццато, состояние верхнего этажа определяет то, что будет происходить внизу. Если в мире "сил" царит порядок и гармония, и на земле - стабильность и процветание. А если по какой-либо причине в верхнем владении Творца возникают своего рода трения, нижний мир автоматически приходит в состояние дисбаланса, возникают войны, стихийные бедствия, падение нравственности, духовное обнищание.
Картина мироздания в описании р. Моше Хаима Луццато приводит к иной оценке происходящего. При поверхностном взгляде на вещи может показаться, что поход Наполеона на Россию был продиктован тщеславием императора, его желанием расширить могущество за счет присоединения к Франции очередного государства. Но не это и не экономические причины, как полагают некоторые "теоретики", толкнули его на эту бесславную войну. Истинная причина события скрыта от взгляда людей. Корень происшедшего следует искать в мире верхнем. Состояние, в котором оказались верхние "силы", предопределили события на земле.70
Поскольку мир "сил" - владение Творца, а это не вызывает сомнения, не будет преувеличением сказать, что и нижний мир, являющийся своего рода проекцией духовного мира на материальный мир, также принадлежит Ему. Тогда фраза "Дай Ему то, что принадлежит Ему" логически оправдана.
Т. Ранее, чтобы доказать, что все существующее в настоящий момент является собственностью Творца, ты прибегнул к цепочке, связывающей поколения. Нешама и гуф первых людей были созданы Б-гом, и поэтому принадлежали Ему. Тогда и все, что произвели Адам и Хава, также остаются в Его владении, по аналогии с тем, что дело рук эведа - собственность хозяина, цепочка тянется до нашего времени. Теперь, после того, как установлена зависимость между верхними "силами" и миром, в котором мы пребываем, отпала необходимость логически оказывать, что весь мир принадлежит Творцу. Истинность этого положения вытекает из того, как функционируют миры, как они связаны между собою.

Р. Нет необходимости отметать объяснение, данное вначале, которое представляло собой чисто логическое построение. К тому, го мы уже знали, добавилась новая интерпретация мишны, основанная на знании о связи миров.
Т. Много лет назад, впервые столкнувшись с идеей, что все в мире принадлежит Творцу, я воспринял ее как данность, не вникая особенно в причины. Преклонение перед Всевышним помогло принять ее, несмотря на очевидное несоответствие с собственным наблюдением, согласно которому люди в своих поступках следуют желаниям сердца. Теперь же это утверждение наполнилось содержанием. Факт, что нижний мир в момент своего возникновения, а также в процессе ежедневного функционирования есть не что иное, как продолжение, естественное развитие мира верхнего, говорит, что земное также принадлежит Ему. Хотя здесь, на земле, люди поступают по велению сердца, тем не менее, они, конечно, находятся в прямой зависимости от происходящего наверху. Как верхние "силы" - Его, так и нижнее принадлежит Ему.71
Все-таки остаются непонятными слова мишны: "Дай Ему то что принадлежит Ему". Как можно отдать Всевышнему то, что и без того подчинено Ему и, тем самым, уже у Него?72

Р. Представь, кому-то поручили расставить вещи в доме ( другого человека, и порядок, в котором они должны стоять, заранее оговорен. Вместо того чтобы следовать инструкции, он расположил вещи по своему усмотрению. Хозяин дома пришел принимать работу, и оказалось, что у него другой вкус. Пришлось работнику переставлять вещи заново, в точности следуя предписанию. На следующий день, получая плату за труд, он поинтересовался, в чем преимущество этой расстановки вещей. Последовал ответ: инструкции, данные тебе, соответствовали тому, как я планировал использовать дом. Ты же, не зная моего плана, поставил обеденный стол в комнату, где я собираюсь спать, а кровать попала в столовую. Теперь все стало на свое место, и я могу пользоваться вещами сообразно своим желаниям.
Творение для Создателя подобно дому, в котором Он хозяин.
Человеку, который находится у Него на службе, вменяется в обязанность "расставить вещи" - использовать предметы, его окружающие, определенным образом. Если, используя свободу выбора, он не подчинится инструкции (предписаниям Торы), вещи займут места, не соответствующие желанию Творца, и Он не станет ими "пользоваться".
А тот, кто в точности следует полученным у горы Синай инструкциям, приводит мир в состояние "удобное" для Творца. Такая линия поведения и отражена в словах мишны: "Дай Ему то, что принадлежит Ему". Имеется в виду: расставь вещи принадлежащие хозяину, так, чтобы он мог ими пользоваться, в этом смысле - отдай их ему.
Т. Параллель между творением для Создателя и домом для человека наводит на следующее размышление. Предметы, стоящие на службе у человека, придают ему уверенность, основательность. Жизнь в доме без мебели сопряжена с неудобствами, в каком-то смысле ее нельзя признать полноценной. Человек, у которого есть все необходимое, в отличие от бедняка, прочно стоит в мире. Получается, что люди, которые своими действиями связывают предметы с волей Всевышнего и, тем самым, отдают вещи Ему, придают прочность положению Творца? Мысль сама по себе нелепая, не в человеке же источник силы Б-га? Но, с другой стороны, царь Давид сказал: "Дайте силу для Элоким" (Тгилим, ;8:36).

Р. Твое рассуждение, хоть и приводит к парадоксальному выводу, но, по существу, верно. "Силы", расположенные на "верхнем" этаже творения и являющиеся корнями видимого мира, не что иное, как производные от других корней, более высоких, а именно: действий Создателя в Его втором существовании. С этой точки зрения "верхний этаж" перестает быть верхним, ибо действия Творца занимают еще более высокое место. Концепция Образ Человека", как известно, указывает на взаимосвязь между бытием Б-га, творением и человеком. Р. Моше Хаим Луццато отметил два типа движения между миром видимым и невидимым, хотя в приведенном отрывке он ограничился описанием двустороннего движения лишь в пределах творения вне Творца, тем не менее, этот закон распространяется на все три аспекта "Образа Человека", включая и само существование Б־га.
Движение сверху вниз берет начало в Его действиях, которые производят изменения в мире верхних "сил", и те, в свою очередь, продуцируют перемены в мире физическом. Второе движение направлено в обратную сторону: снизу вверх. Интересно, что . Хаим Воложин связывает его с процитированными тобой словами царя Давида: "Когда евреи совершают неправильные действия73, они как бы ослабляют силу Всевышнего, а когда совершают правильные действия, дают силу Всевышнему. Об этом аписано: "Дайте силу для Элоким". Как давать? Выполнением правильных действий" (Нефеш ахаим, 1:3).
Оказывается, наши поступки важнее, чем можно себе представить. Они затрагивают не только то, что скрыто в отношениях между людьми, между человеком и материальным миром. Их влияние распространяется далеко за рамки земного мира, доходит до уровня верхних "сил", преодолевает его, поднимается еще выше, вторгаясь в сферу бытия Самого Творца. Действия, отвечающие Его воле, влияют на состояние верхних сил так, что те становятся ориентированными на свои корни действия Б-га и, как следствие, готовы принять излучаемый Им духовный свет. Верно и обратное: если поступки людей идут вразрез с желанием Творца, в мире верхних "сил" возникают своего рода неполадки, и эти «силы» удаляются от собственных корней, составляющих бытие Б-га. В результате свет, поступающий от Него, ослабевает. Мидраш Эйха приводит слова р. Акивы, подтверждающие эту идею: "Когда Исраэль выполняет волю Всевышнего, Ему добавляется сила; а когда Исраэль не выполняет волю Всевышнего, как будто ослабевает Его великая сила" (Мидраш Эйха, 1:6). Прибавление или уменьшение Его силы, о которых говорит р. Акива, есть не что иное, как увеличение или ослабление светового потока, излучаемого Его бытием. И хотя источник света именно в Нем, Он позволил Своему народу действиями в физическом мире оказывать влияние на распространение духовного света от Источника к высоким "силам", и от них, посредством целой системы преобразований, к земному миру. Сила светового потока - это и есть сила Б-га, с которой говорит царь Давид.
Т. Подобный взгляд на соотношение верхнего и нижнего миров позволяет лучше "прочувствовать" комментарий р. Хаима Воложина о месте человека в мире: "и стал человек нефеш живая" Согласно его объяснению, подобно тому, как нешама дает жизнь гуфу, так сам человек играет роль нефеш по отношению к созданным мирам. Эта аналогия, мне кажется, получает новое звучание с учетом мысли, открывшейся в словах царя Давида "Дайте силу для Элоким". Прямая зависимость между действиями людей и световым потоком, исходящим от Творца, питающие абсолютно все части мироздания, действительно ставит человека! позицию, сходную с той, которую занимает нешама в нем самом.

Р. Вернемся к наставлению р. Эльазара: "Дай Ему то, что принадлежит Ему". До сих пор эти слова расшифровывались так пользуйся вещами этого мира в соответствии с волей Творца. Благодаря этому, они попадут как бы в Его владение. Вещь не в прямом смысле отдана Ему - всем ясно, что ею пользуется все таки человек, но она как будто оказалась в распоряжении Б־га. Теперь посмотрим на происходящее под другим углом. Последствие действий людей - изменение светового потока, излучаемого Творцом и направленного в сторону верхних "сил". Приняв сверху свет, "силы" верхнего этажа начинают действовать в соответствии с законом движения «сверху вниз», в результате чего материальный мир приходит в более сбалансированное состояние, чем до этого. В описанной модели верхние "силы" не в переносном, а в прямом смысле - орудие в руках Создателя. Используя их, Он непосредственно вмешивается в происходящее на земле. Но что способствует тому, чтобы Он обратился к ним? Действия человека на земле, который подчинился Его воле. Оказывается, эвед Гашем не в переносном, но в прямом смысле отдает мир - верхний мир - в руку Творца, ибо в результате действия человека Он использует эти "силы". В этом, можно считать, заключен скрытый смысл наставления р. Эльазара: "Дай Ему то, что принадлежит Ему".
Т. Никогда бы не подумал, что эта мишна допускает буквальную интерпретацию. Однако непонятно: даже если люди и не выполняют распоряжения Творца, Он, тем не менее, управляет землей, используя верхние "силы". Получается, что, независимо от поведения людей, "силы" в Его руке. Но тогда в чем смысл слов: "Дай Ему..."?

Р. Когда люди нарушают предписания Творца, это приводит, как мы выяснили, к ослаблению силы Элоким (Его силы), уменьшению светового потока. Это означает, что расстояние между "силами" и их корнями - бытием Б־га - увеличивается. Он, в каком-то смысле, удаляется от них, не использует в той степени, как до этого. Можно сказать, что, идя против воли Творца, люди отчасти уводят верхние "силы" из Его руки. Вместо поучения мишны: "Дай Ему...", это приводит к противоположному результату.
Вернемся к дискуссии о том, ради кого был сотворен мир. Не склоняют ли тебя слова р. Эльазара "Дай Ему то, что принадлежит
Ему " к мысли, что Всевышний создал мир ради Себя, отдав его человеку лишь во временное пользование?
Т. Но ведь сказано в трактате "Сангедрин": "Каждый обязан говорить: Мир создан ради меня". Какого же мнения следует придерживаться?
Откажись от буквального понимания слов Талмуда. Анализ высказываний р. Эльазара, р. Аба бар Кахана и Шимона бен Азай показал, что, подобно тому, как гуф подогнан под нешаму, сопровождает ее в пути на земле, так и творение подстроено под человека, имеющего страх перед Небом, помогает ему достичь желанной цели. Смысл его жизни - выполнение воли Всевышнего. И тогда, как учит р. Эльазар, само творение переходит к Нему. Таким образом, слова: "ради меня сотворен мир" вовсе не значат, что мир действительно сотворен ради человека. Суть в том, что человек - уникальная часть творения, назначение которой передать все созданное назад, в руки Творца.74 Ради этого мир и создан. А поскольку эта задача по плечу лишь человеку, и никто другой с ней не в состоянии справится, то есть основание утверждать, что для него, для человека, все создано.
Доводы, которые ты привел, весьма убедительны. Но одно мне все же не ясно. Известно, что Б־г - абсолютно совершенен, в Нем отсутствует какой-либо изъян. Раз так, Он ни в чем не нуждается. Какой же смысл в создании творения, которое, в конце концов, снова перейдет к Нему? Ему ведь оно не нужно. Чтобы разрешить это противоречие, я вынужден сказать, что, на самом деле, мир создан не ради Творца, Который абсолютно ни в чем не нуждается. Творение возникло ради человека. И возвращение его в руки Создателя, о котором говорит р. Эльазар, нужно, конечно, не Б-гу, а человеку, и только ему, ибо это его способ заработать себе место в грядущем мире.

Р. Твое рассуждение определенно имеет смысл. Но приведенные мною доводы не лишены основания. Дальнейшее изучение проблемы покажет, какая из двух точек зрения истинна.