ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Лошадь нельзя было приносить в жертву, а барана можно.

2.  Второй вопрос, поднятый талмидом, о несопоставимости Творца и человека, несмотря на наличие у них общего параметра, рассматривается позже.

3.  Запрещено обучать этим вещам нескольких человек одновременно.

4.  Известно, что в те далекие времена немало людей владело искусством совершать чудеса, как сказано в Пятикнижии: «И фараон призвал мудрецов и чародеев, и кудесники египетские сделали своими чарами то же самое. Каждый из них бросил свой посох, и те сделались змеями» (Шмот, 7:11-12).

5.  Три раза в Пятикнижии сообщается, что народ поверил в Моше рабейну: первый раз, когда он вернулся из Мидьяна, второй - во время
рассечения моря, и третий - у горы Синай. Наиболее высокий уровень веры, третий, состоял в признании факта, что Моше рабейну - пророк.
Вопрос о том, что достигнуто на первом и втором уровнях не разбирался.

6.  Слова "пойдешь с нами"- просьба о присутствии Шхины.

7.  Концепция "вхождения" абсолютно нематериального в нижние миры требует разъяснения.

8. Р. Моше Хаим Луццато раскрывает смысл этого важного понятия. Творец изливает в мир некую духовную энергию, которая называется шефа׳ Назначение ее - создавать и поддерживать все многообразие окружающего нас мира, как видимого, так и скрытого от глаз. Свойства любого предмета определяются характером и количеством шефы, которая была использована для его формирования. Например, шефа для формирования разума относится к человеку, а не к камню. В то же время человек может быть умным или глупым. В первом случае эта шефа поступает обильно, а во втором - скудно. Если поступление шефы к предмету полностью прекратится, он перестанет существовать.

9.  Хотя из слов, приведенных равом, связь между пророчеством и Шхиной не прослеживается, тем не менее, знакомство с Талмудом не оставляет в этом никакого сомнения.

10.  Свою близость к Творцу пророк ощущает так ясно, как нешама, которая освободилась от гуфа после физической смерти человека, чувствует свою связь с Создателем.

11. Отсюда, духовное совершенство человека определяется степенью его приближения к Творцу.

12.  Дар, которым были наделены пророки, как и всякий талант, свойственный человеку, требовал развития. Вот, что пишет в связи с этим р. Моше Хаим Луццато: "Пророк не достигал высокого уровня сразу, но поднимался к нему ступень за ступенью, пока не приходил к совершенству.
Этому требовалось учиться, подобно другим наукам и ремеслам. И у (опытных) пророков были ученики, перенимавшие у них искусство пророчества" (Дерех Гашем, 3:4:2)

13.  Данные слова относятся не только к философам, но и ко всякому, кто пытается объяснить тайны мироздания, не обладая при этом знанием, почерпнутом из скрытой части Торы.

14.  Этот образ, пророческое видение не есть "портрет" Творца.

15.  Духовные создания: ангелы, души, бесы, разного рода духовные силы.

16.  Не Творец и не Его изображение, но Его Образ, представление о Нем могло включать в себя «глаза, сердце, руки», причем, не в их физическом виде, а в форме невидимых глазу духовных корней, из которых возникли «глаза, сердце, руки».

17.  Подробнее об этом рассказано в последней главе.

18. Можно изучать причины и следствия возникновения предмета.

19. Руах акодеш, связанный с нешамой, создан Творцом как средство,
позволяющее осуществить двекут между нешамой и Б-гом.

20. Выход за рамки материальности воспринимается как чудо. Приходим к выводу: пророческий образ входит в категорию чудес.

21. "Мысль" Творца является определенной частью невидимого мира. Поэтому утверждение, что "Образ Человека" возник в Его "мысли",
означает, что он реализовался именно в той части невидимого мира, которая предшествует созданию остальных, видимых и невидимых
миров.

22. Действия Создателя также являются частью невидимого мира, но они ближе нам, чем Его "мысль". Итак, "Образ Человека" возник теперь в таком виде, который ближе к нашему существованию, чем вначале.

23. Это взято из скрытой части Торы.

24. Каждая из трех систем описывается числом 613. В этом талмид видит указание на тесную связь, существующую между человеком, миром и Создателем.

25. Изумление талмида вызвано, как мне кажется, не только силой самого утверждения, но также и тем, что из него вытекает. То, что любой орган человека, в определенном смысле, - отражение некоторого действия Всевышнего, придает значимость нашей жизни. Осознание этого в полной мере порождает чувство ответственности за каждый свой шаг, за любое произнесенное слово и даже невысказанную мысль. Добавлю от себя: оказывается, согласно Торе, человек произошел не от обезьяны, как полагал Дарвин и "произошедшие от него мыслители", но, ни много, ни мало, от Всевышнего: был создан "по Его образу и подобию", как написано в Хумаше.

26. Творец не только создал человека во всем многообразии его частей, но также заботится о том, чтобы он мог существовать, поддерживает бытие каждой части в человеке.

27. В рукописи, на которой основана эта книга, я наткнулся на гематрию, отражающую связь между бытием Б-га как Творца мира - אלהי-מ, Элоким - и творением. Гематрия этого имени: 1+30+5+40=86. Если от этого числа отнять количество букв, составляющих это слово (86-5=81), то придем к гематрии слова טבע (природа): 9+2+70=81. И вот объяснение: имя Элоким, взятое вне его Б-жественной сути (отраженной в буквах зтого имени, которых 5), тождественно טבע (природе). Числа указывают на тесную связь между двумя аспектами «Образа Человека»: Творца и творения.

28. Имеется в виду: из-за того, что сказано в первом предложении Пятикнижия.

29. Замечено, что таким людям их правила мало помогают в собственной жизни. Причина? Реальная жизнь глубже их представлений о ней.

30.  Позже рав вернется к объяснению смысла имени Элока.

31. Вот идея, которая постоянно возникает в этих записках: действия Творца - корни всего созданного, из них "выросло" творение, и в частности - вера.

32.  Талмид с завидным постоянством настаивает на своей точке зрения: обнаружить первое существование теоретически не реально. Но вопрос о том, где проявляется истинное бытие, правомерен. Смысл его не в том, как Всевышний открыл Себя, но где это можно обнаружить. Такая постановка вопроса уже допустима.

33.  Пророки не в состоянии увидеть непосредственно действие Б-га.

34.  Рав не предлагает доказательство существования нешамы, и талмида не пересует доказательство существования истинного бытия Б-га. Они обсуждают только вопрос, можно ли непостижимое бытие Творца как-то обнаружить в мире и, если да, каким образом.

35. Бааль агада - человек, умеющий расшифровывать скрытые идеи Торы, облеченные в аллегорическую форму.

36. Под духовным миром подрузамевается нематериальная часть творения.

37. Эта необычная терминология основана на следующей идее: в цепочке, отражающей переход от корней творения к реально существующим вещам, каждое предшествующее звено считается причиной того, что из него возникает. Сказано, например: "И создал Гашем Элоким человека из праха земного..." (Брейшит, 2:7). Тогда мы говорим, что земля - одна из причин, которые привели к возникновению человека.

38. Человека, незнакомого с концепцией, раскрытой в мидраше, эта гематрия, несомненно, поставит в тупик. Самому найти ей объяснение нереально.

39. Перед нами один из примеров того, что человек сотворен по образу и подобию Б־га. Это яркая иллюстрация концепции "Образ Человека", разбиравшейся в предыдущей главе.

40. В записях, находящихся в моем распоряжении, не удалось обнаружить развития разбираемой темы.

41. Талмид указывает на один из мотивов служения, причем, не первостепенный. Хахамим учат: "Не служи Всевышнему, как угождают рабы хозяину - ради награды, но будь как служители, исполняющие работу бескорыстно" (Пиркей авот, 1:3).

42.  В своем заключении рав опирается на известное положение: даат и речь тесно связаны между собой.

43.  Напомню вопрос, который поставил талмид: в первый день было указано, кто должен появиться на завершающем этапе сотворения мира, вот, вместо еврея пришел Адам.

44. Удивление талмида легко объяснимо: то, что он услышал от рава, не совпадает с общепринятым представлением, согласно которому мир создан ради человека.

45. Речь в этом предложении идет не о боязни наказания за нарушение Его воли. А о страхе, который овладевает человеком, когда он постигает величие Творца.

46. Все создания, кроме человека.

47. Читателю полезно сопоставить высказанную идею с примечанием %
конце главы «Человек, творение, Всевышний».

48. Слова «природа» и «трон» имеют одну гематрию: 81. Что общего между этими понятиями? Без знакомства с комментарием к пророчеству «Вся земля полна Славы Его» ответить на этот вопрос невозможно.

49. Свойство воспринимать целостность мира, как сейчас станет ясно, как раз и ставит человека на пьедестал, отделяющий его от творения.

50. Суть объяснения, коротко говоря, в следующем: понимание целостности творения приводит к трепету перед Творцом, возвышает над материальностью и, в этом смысле, отделяет от мира.

51. Поскольку «постижение вещи означает её включение в даат», то человек, осознавший целостность творения, включил в себя, как бы все мироздание и тогда: «он сам по себе, как будто всё». Талмид сравнил высказывания р. Эльазара и р. Аба бар Кахана так, как их объяснил Махарал. Сравнение, основанное на идеях р. Моше Хаима Луццато и Радака, будет приведено позже.

52. Р. Хаима Воложина волнует вопрос, почему предложение кончается словами «и стал человек нефеш живою», а не «и стала (нешама) в
человеке нефеш живою». Это сделано, чтобы «слова Торы можно было объяснить так...».

53. Пояснение к комментарию. Более естественное течение мысли следующее: Творец вдохнул в его ноздри неьиаму (душу) живую, и теперь она находится внутри человека, давая ему жизнь. Вместо этого Тора пошла по иному пути: Творец вдохнул в его ноздри живую нешаму, и сам человек стал живою душой. Возникает вопрос: для кого? Для всех миров.

54. Нефеш человека действует через гуф, производя определенные изменения. Но, хотя человек и считается нефеш творения, тем не менее, изменения в мирах, видимых и не видимых, осуществляет не он сам, а Творец. Поэтому, строго говоря, нельзя считать человека нефеш мироздания.

55. Что значит «мир взрослеет», каким образом разум «спускается» в мир? Эти вопросы будут рассматриваться дальше.

56. Идея такая: как органы человека претерпевают изменения, подобно этому и творение не статично.

57. Не по силам одному человеку завершить постройку всего творения, начатую Творцом. Имеется в виду, что ему дается возможность принять участие в процессе строительства. Постройка своего собственного здания не обязательно осуществляется в рамках одной жизни, она может охватить несколько перерождений.

58. Имеется в виду: на мнения авторитетов необходимо полагаться, но этого недостаточно.

59. Нефеш и нешама здесь употребляются как синонимы, хотя, в других чаях, между ними проводится разграничение.

60. Р. Хаим Воложин комментирует мысль царя Шломо, которая здесь разбирается.

61. Преодоление материального начала в себе - основа духовного роста. Создание этой основы - труд, дело всей жизни.

62.  Дискуссия между равом и талмидом в настоящий момент не носит эмоциональный характер, при котором участники спора, по сути, лишь повторяют общеизвестные положения еврейской традиции. Каждый стремится опровергнуть точку зрения другого с помощью логических доводов. На мой взгляд, дискуссия могла пойти в другом направлении. На вопрос талмида, каким образом земные предметы принадлежат Творцу, можно ответить так: поскольку Всевышний имеет власть над всеми мирами, то именно Он и является истинным владельцем всего существующего.

63. Возражение талмида правомерно так же для поворота дискуссии в управлении, указанном в предыдущей сноске.

64. Объяснение Радака, приведенное раньше, совпадает с комментарием Махарала.

65. Из дальнейшего станет ясно, что позиция рава отличается от бытующего представления, согласно которому Б-г создал мир и вслед за этим устранился. Рав лишь подчеркивает, что свет нижних миров качественно отличается от света Его собственного бытия.

66. Спуск, нисхождение - это последовательность преобразований.

67.  "Силы" и физические предметы.

68.  Внизу: в мире материальном.

69.  Не имеется в виду, что человек в своих поступках не считается с другими людьми, не зависит от внешних обстоятельств. Тем не менее, с учетом конкретной обстановки, за человеком сохраняется возможность поступать тем или иным образом, в соответствии со сделанным выбором.

70. Рав не утверждает, что земные факторы никоим образом не повлияли на развитие событий. Мысль его в том, что определяющую роль играют высшие "силы".

71. Ни рав , ни талмид в настоящий момент не принимают во внимание неопределённое движение, о котором писал р. Моше Хаим Луцатто. Движение снизу вверх вытекает из свободы выбора, предоставленной человеку. Дальнейшая дискуссия приведет к анализу "двустороннего" движения.

72. Вопрос этот, на самом деле, уже возникал, и ответ на него был получен. Однако поскольку появилась новая интерпретация мишны,
талмида интересует ответ, соответствующий новому прочтению мишны.

73. Действия, идущие вразрез с волей Б־га.

74. Позже будет предложена иная трактовка утверждения: «мир создан для меня».

75. Буквальный перевод слова "тов" - хорошо.

76. Всякое действие, противоречащее воле Творца, рассматривается как зло (ра).

77. Ясно, речь идет не о конкретных действиях, которые мы совершаем в этом мире, выполняя мицвот.

78.  Авода Адама - аналог нашей аводы по выполнению мицвот.

79.  Сад Эден "открыт" и сейчас для душ праведников, ушедших из жизни.

80.  Речь идет, разумеется, о духовном, а не о физическом свете.

81. Приведу пример, иллюстрирующий высказанную равом идею. Теплота - физическое свойство, обнаруживаемое в творении. В огне оно проявляется особенно ярко. Природа теплоты диктует ее проявления. Например, пламя устремляется вверх. Совокупность правил, которым подчинена теплота, и составляет закон ее функционирования. В невидимом мире нетрудно обнаружить аналог физической теплоты. Хахамим учат, что свойство невидимого мира, называемое гвура (сила), по сути, похоже на теплоту. Не случайно одно из проявлений гвуры - дин (суд) Тора сопоставляет с огнем. Известно, что именно гвура может помочь стать на путь тшувы. Человек, опустившийся в результате аверы, находит в себе силы вернуться к Создателю. Гвура создает предпосылку для духовного возрождения, Таким образом, достижению духовной высоты мы во многом обязаны тому, что Творец «встроил» в нашу природу гвуру. Подобно физическому пламени, которое устремлено вверх, духовный огонь - гвура - способствует духовному росту человека.

82.  У пророка, как и в Пятикнижии, говорится о хаосе (тоу).

83.  Распространение света в творении, нешамы в гуфе, Шхины в нижнем мире - три проявления одной сути.

84. Талмид не может понять: как принятие Торы, за которым обещано благополучие, согласуется с тем, что поколения все больше отдаляются от идеала, неуклонно скатываются к тоу.

85. Изучение Торы, укрепляющее веру, на которое указал рав, предполагает не просто ознакомление с идеями пророков, впечатляющих
самих по себе, но детальное изучение текста. В приведенной цитате следует разобраться: о каком именно утомлении и усталости идет речь, и, в противовес этому, в чем состоит "обновление силы", что означает сравнение с орлом и т.д. Большая награда в виде укрепления веры предполагает затрату больших усилий в изучении Торы.

86. Слово הועמ (мицва) происходит от корня הוצ (приказывать). Всякая мицва есть веление, приказ Творца.

87.  Талмида постоянно интересует, как практически решить ту или иную проблему.

88. В конце главы обсуждается эта тема.

89. До сих пор тоу рассматривалось как отправная точка сотворения мира. Сейчас начинается обсуждение новой концепции, выявляющей связь тоу и ра.

90. Большой вред подобных попыток разъясняется в последней главе.

91. Приведенный комментарий принадлежит Рамбану.

92. Эта сила, разумеется, действует не в полной мере, как в начале творения, иначе бы наступило полное разрушение всего созданного.

93. Звучит парадоксально, но не первый раз мы встречаем высказывание, вызывающее недоумение.

94. Для каждой нешамы предназначен свой особый участок в творении, нуждающийся в расчистке.

95. Мир вернется в руки к Создателю.

96. Если человек не просто ставит этот вопрос, но от всего сердца обращается с претензией к Б-гу, значит, у него серьезная проблема с
собственным сердцем. Когда острота боли вызывает претензию к Нему - это следствие разрушения сердца под действием ра и проникновения зла в глубину сердца человека.

97. Напрашивается вывод: еврей, сознательно отвергающий учение Торы отстранившийся от духовного корня народа, является представителем силы зла на земле.

98. Свет: духовный свет, заполняющий творение

99. Тьма: корень, из которого вырастает ра.

100. Природа, о которой здесь говорится, не сводится к миру, который нас окружает. Речь идет, в первую очередь, о «верхнем этаже» творения, корнях, из которых выросло всё невидимое и видимое.

101. Буквы слова «тепло» те же, что слова «солнце».

102. Напомню предостережение Виленского Гаона: ра возникает не только за счёт ослабления света, как полагают некоторые. Однако талмида в настоящий момент интересует именно этот аспект возникновения ра в творении.

103. На самом деле, в Талмуде представлены два мнения. Согласно одному из них, бааль тшува становится выше праведника (цадика), а другие считают, что праведник стоит выше бааль тшува.

104. У материальной природы наверху свой невидимый прообраз. Рав, говоря о природе, его и имеет в виду.

105. Из слов рава следует, что бывают случаи, когда законы Торы соответствуют общим представлениям.

106. Шефа поступает, но в минимальном количестве.

107. Изъян жизненной силы.

108. Логическую цепочку, созданную равом, осознать с первого раза не просто. Мне, например, потребовалось несколько раз перечитать этот отрывок, чтобы проследить закономерность соединения её звеньев.

109. В шестой главе высказывание из Танаха рассматривается подробно.

110. Любое явление многозначно. Огонь, например, сжигает, освещает, согревает, используется для приготовления пищи. Глупость не исключение. Ее наличие в мире обусловлено целым рядом причин, однако талмида сейчас интересует лишь то, какое место занимает глупость в сражении тов и ра.

111. Комментаторы указывают, что, конечно, не только эти две мицвы надлежит выполнять за пределами Эрец Исраэль. Но остаётся неясным почему именно эти две мицвы упомянуты в Хумаше в связи с нашим пребыванием в галуте.

112. Вопрос, возникший у талмида, можно усилить: что плохого в том, что мицва обретет новизну?

113. Гоим и сейчас обязаны выполнять свои мицвот, но их исполнение не находит особого отклика в верхнем мире. Той части небес, где расположены мицвот, заповеданные евреям, их действия не достигают, поэтому и высшая награда им не причитается.

114. Здесь имеется в виду, что свет, который Он отправит в творение в конце времен, будет уступать тому свету, который был создан в начале, в первый день сотворения мира.

115. «Свет, закутавшийся в эти одежды». Имеется в виду: в "одежду", соответствующую началу творения, и в "одежду" конца времен.

116. Его явление миру, о котором идет речь, это раскрытие Б־гом Своего совершенства. Он это сделал в буквах Торы, поэтому изучение Торы ведет к постижению Его совершенства.

117. Логическая цепочка, выстроенная здесь, не проста для восприятия. Читателю, на мой взгляд, следует не спешить, но вдумчиво перечитать абзац и, возможно, несколько раз.

118. Интересно, что в слове א-סכ (трон), буква X попала в конец слова, как «спряталась» за буквы סכ. Порядок букв этого слова согласуется с его сутью.

119. Оказывается, буква א, символизирующая единство Б־га, Его власть над мифом, на самом деле, и сейчас присутствует в слове א-סכ. Просто пока этот факт от нас скрыт, что и отражено в тексте Пятикнижия, где буква алеф утеряна. Это замаскированное указание на аведу (потерю) Всевышнего. Что потеряно?- Истинное понимание того, что Гашем эход, символом Которого служит буква алеф.

120.  Именно это и написано в Хумаше: «Сказал Элоким: да будет свет...»

121. Эденский сад исчез не только для человека. Когда из него ушел Адам, сам Эден превратился в аведу Творца.

122. Суть вопроса: потерял ли Творец одновременно с Эденским садом также и человека?

123. Малахим провозглашают "кадош" Создателю.

124. Я давно знаком с этим мидрашем, но такой очевидный вопрос у меня почему-то не возникал.

125.  Фраза талмида, по-моему, не совсем точная. Не человек был подогнан под мир, а снижение духовного роста Адама определило приземленность мира, в котором он очутился.

126.  Гуф современника утратил высоту гуфа Адама.

127. К сожалению, рав не объяснил, какая идея скрыта за указанным размером: "сто локтей". Не зная ее, мы не можем, на самом деле, дать оценку точке, в которую попал Адам.

128. Талмид провел разграничение между двумя образами, указанными в трактате Хагига. Согласно первому, рост Адама был от земли до неба, а согласно второму мнению, между одним концом мира и другим.

129. Мог выдержать, но не выдержал.

130. Рав сформулировал общее правило, которое все же допускает редкие исключения.

131.  Духовный мир отличается от физического мира тем, что в нем можно идти по нескольким дорогам одновременно: исправлять сразу несколько черт характера.

132. Вспоминается комментарий р. Моше Хаима Луццато к мидрашу об обтесывании камня. Каждый обтесывает свою часть. Это значит, что в творении каждому отведен свой участок уничтожения ра. Наличие в мироздании части, предназначенной только для этой нешамы, придает силу утверждению Талмуда: «Каждый из людей обязан говорить: ради меня создан мир». У каждой нешамы из народа Израиля свой участок в преобразовании мироздания. Поэтому слова Талмуда соответствуют комментарию р. Моше Хаима Луццато и усиливают его.

133. Если р. Йосеф действительно прав.

134. Имеется в виду: неужели Творец пошел на поводу у людей и, освободив их от обязанности выполнять мицвот, позволил им жить в свое удовольствие?

135.  Доказательства не нужны, но хотелось бы понимать, в чем именно разница между нами и ими.

136.  Эта мысль уже обсуждалась в третьей главе, но здесь она получает далее подробное развитие.

137. Прямое указание на то, что Авраам авину занял место Адама, содержится в Хумаше: "И не будешь ты больше называться Аврамом,
будет твое имя Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народ (Брейшит, 17:5). Раши комментирует: "Сначала он был отцом только для Арама, места его пребывания, а сейчас стал отцом для всего мира".

138. Рав не имеет в виду, что природа евреев сравнима с природой египтян. Он лишь указывает на среду, окружавшую нас в момент рождения.

139. Перевод с иврита не литературный, и позже объясняется причина, чему рав пошел на это.

140. Пожалуй, это единственное, что не вызывает сомнения. А что касается смысла предложения, то он непонятен.

141. Первое предложение: слова царя Шломо в Мишлей, второе - слова Хумаша.

142. Это отмечено в предложении Хумаша, которое цитировал р. Моше Хаим  Луццато.

143. На это указано в Мишлей. Рав объяснил идею сопоставления двух дат.

144. Мишна разграничила служение ради выгоды и бескорыстную службу.

145. Рамбан говорит о кдуше мицвы, а не ее духовном корне.

146. Гематрия соединяет разум и жизненную силу. Нешаме свойственны оба эти аспекта.

147. Мицвот, которые выполняют в Эрец Исраэль в настоящее время, также входят в категорию авода галута.

148. Рав говорит сейчас об изгнании Адама из сада Эден.

149. Жена царя.

150. В этом абзаце рав сопоставил образ мидраша об изгнании жены царя с тремя событиями: изгнанием Адама из Эденского сада, с изгнанием Ам Исраэль и с созданием Хавы (первой женщины).

151. Мицвот разделены на две основные группы. Первая группа (248 аповедей) состоит из предписаний о том, что необходимо делать: носить цицит, есть мацу в Песах, почитать отца и мать и т.д. Вторая группа - мицвот запрета: нельзя есть хамец в Песах, нельзя зажигать огонь в шабат, запрещено злословить и т.п.

152. Совпадение гематрий слов, по сути, противоположных по смыслу, - редкое явление.

153. На мой взгляд, рав мог высказаться более определенно, заменив слово «изменение» на родственное ему «измена».

154. Слово, вышедшее из уст Гашема, привело в мир нешаму каждого предмета, а потом продолжает поддерживать ее в нем. Интересно понять, почему из всех разновидностей еды Хумаш выбрал именно хлеб?

155. Ночью часть нешамы покидает гуф и поднимается в верхний мир.

156.  О конкретном процессе распознавания рав информацией не делится. Известно, что тайное учение Торы - кабала - исследует эти вопросы во всех возможных деталях.

157. В действительности две концепции не противоречат друг другу. Более того, при подробном объяснении взгляда р. Моше Хаима Луццато окажется, что его идея, по существу, - детализация концепции, изложенной в этой главе.

158. Еврей, отступивший от выполнения мицвот, вместо обретения совершенства деградирует.

159. Как выяснится из дальнейшего, значение мицвы намного превосходит награду за ее выполнение.

160. Выполняя мицвот, человек поддерживает законы мироздания. Такой ловек поставлен выше тех, на кого не возложена эта обязанность, и тем самым освобожденных от заботы о мироздании.

161. Смысл вопроса: тот, кому велено выполнять мицвы, и тот, который делает это просто по желанию - оба поддерживают законы созданные Творцом. Что возвышает одного над другим?

162. Может показаться, что станет ли человек богатым, зависит не от его природы, а определяется его усилиями и обстоятельствами. С одной стороны, достижение богатства требует значительных усилий. Но это не главное, что определяет успех. Более того, поскольку человеку изначально предписано разбогатеть, это определяет его поведение, заставляет много сил и времени посвящать реализации этого потенциала.

163. Разумеется, у младенца выбор отсутствует, должно пройти много лет пока человек дорастет до возможности использовать это свойство.

164. Зачастую, когда человек следует за ра, ему самому кажется, что поступает хорошо. Критерий того, что хорошо, а что плохо, находил
вне субъективной оценки человека, он определен стандартами Торы.

165. Этот вопрос можно отнести и к комментарию Раши

166. Слова Раши нуждаются в пояснении. Душа человека при рождении - не чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что угодно, по своему усмотрению. Каждый изначально имеет определенную предрасположенность к праведности или злодейству, у каждого свой
уровень внутренней чистоты или душевного загрязнения. И все же, с каким бы багажом человек ни пришел в мир, жизнь постоянно ставит его в ситуации, где приходится выбирать между тов и ра, причем у разных людей своя специфика выбора, зависящая от точки, в которой человек находится. Так, стоящего на высоком духовном уровне не будет беспокоить: ограбить другого или нет, его выбор имеет иной уровень: например, осторожность в словах.

167. Малах, закрепленный за народом, - важное звено двустороннего движения, связывающего Землю и Небо.

168. Другие народы не получили возможности активно менять невидимую часть творения, которая является сутью созданного.

169. Малаху, но не Элокиму.

170. За каждым из народов.

171. Гуф и нешама отличают еврея от нееврея: у еврея они связаны особой частью верхнего мира, где расположены их корни. Наследи
праотцев, а так же «закалка» в Египте, отвечают истинному назначению
гуфа и нешамы еврея.

172. Рав хочет сказать, что мицва имеет двоякое влияние: воздействует на человека (его гуф и нешаму), а также на силы верхнего мира.

173. Но не как наследство праотцев.

174. Если обнаруживается различие между евреем, которому заповедано выполнять закон, и тем, кто освобожден от него, тем более есть разница между евреем и неевреем. Мало того, что нееврею не доверено выполнение мицвот, его гуф и нешама также не соответствуют этой миссии. Тем самым получен ответ на вопрос, беспокоивший талмида: "Если еврей и нееврей совершают одно и то же, почему именно действие еврея вызывает изменение наверху»?

175. Это слова из благословения, предшествующего выполнению мицвы читать отрывок из Торы: "Слушай, Исраэль...".

176. В начале под приближением к именам Б־га подразумевалось постижение Его имен. Сейчас это означает причастность к Его
действиям, основанная на движении «снизу вверх».

177. Талмид получил ответ на вопрос о механизме воздействия человека на созданные миры.

178. Нуждающемуся еврею.

179. В истории человечества немало примеров, подтверждающих эту мысль.

180. Претензия бедняка, сетующего на несправедливость своих мытарств устремлена к небесам. Дающий цдаку ликвидирует ропот,
воеттанавливает гармонию между землей и небом.

181. Бедняк получает деньги не по закону денежных отношений между людьми. Если бы не мицва цдаки, деньги эти ему не достались бы.

182. Хахамим учат, что при помощи буквы П (гэй) Всевышний создал этот мир (Брейшит, 2:4, Раши).

183. Как быть с самими нищими? Хесед по отношению к мирозданию стоит "на крови" этой группы людей. Но талмида не беспокоит вопрос: почему нельзя установить другой канал притока шефы, более гуманный? Он, видимо, помнит, что вопросы типа: почему мир такой, а не иной, неправомерны.

184. Вспоминается комментарий к словам царя Шломо: «Б-га бойся, заповеди Его береги, потому что для этого создан весь человек» (Коэлет, 12:13). Трактат Шабат предлагает следующее прочтение: «Б-га бойся, заповеди Его береги, потому что для этого (ради страха перед Б־гом и соблюдения Его заповедей) созданы творение и человек». В мицву вовлечен не только человек, но и творение.

185. Не следует полагать, что наш гуф действительно свободен от тяги к ра. Речь идет лишь об относительной независимости - способности к восприятию духовного (нематериального) мира.

186. Основа связи - движение "сверху вниз".

187. Основа этой связи - движение "снизу вверх".

188. Так шин пишется в свитке Торы.

189. 300 как 3: хесед, дин и рахамим.

190. Духовный голод.

191.  Гематрия слова לחם {лехем - хлеб): 30+8+40=78, гематрия слова עני (они - бедность): 70+50+10=130.

192. Буква ו (вав - среднее звено формулы): מצה (маца) + ו (вав) = מצרה (мицва).

193. Гематрия слова רוח (руах): 200+6+8=214.

194.Творение, подобно человеку, может функционировать на различных уровнях, в частности, в режиме нефеш или руах.

195. Число 26 возникает здесь не случайно. Оно является гематрией имени Гашем, несущего в себе концепцию хесед.

196. Не хватало времени, чтобы испечь полноценный хлеб.

197. Степень понимания, до которой возможно подняться человеческому разуму.

198. Имеется в виду другой еврей.

199. Другим народам.

200. Эта причина смерти относится к любому человеку.

201. Будь человек внутренне чист, к нему не цеплялись бы болезни, и несчастья обходили бы его стороной.

202. Каждый человек умирает, но здесь речь идет о народе в целом.

203. Рав, объясняя цепь событий, исходит не из экономических связей, научных достижений или влияния отдельных ярких личностей. Его
понимание вещей основано на действии общих духовных законов, сообщаемых Торой.

204. Правило это полезно не забывать при устройстве своей жизни.

205. В этом высказывании рав видит ответ на вопрос талмида.

206. У человека, далекого от Торы, сама постановка проблемы вызовет насмешку, но мы знаем, что для закона Торы мелочей не существует, все связано с Его волей.

207. Не случайно на иврите "свет" и "кожа" произносятся одинаково: ор, разница лишь в написании, айн заменяет алеф.

208. Изготовление стула зависит от материала, подбора инструментов и, конечно, от самой деятельности: приготовления ножек, спинки, сидения, их соединения.

209. Цель изучения Торы.

210. Тшува - возвращение к Творцу.

211. Разум тов ведет человека по правильному пути, соответствующему
воле Творца.

212. Из сказанного следует, что человек, затрачивающий много времени и усилий на изучение Торы и в то же время далекий от страха перед Создателем, хоть и развивает свой разум, но не в направлении тов.

213. Награда будет, но меньшая, чем за бескорыстное служение.

214. Тшува - это возвращение к Творцу. Рава учит, что цель изучения Торы  - тшува.

215. Изучает Тору, чтобы получить пост раввина или хочет прославиться.

216. Стремление к хорошему.

217. Рав пробует разрешить противоречие между мнениями Рава и р. Хаима Воложина.

218. Посещение больного - одна из мицвот Торы.

219. Ясно, что речь идет о духовном гуфе.

220. Рав указал на факт: Тора - нешама, а мицвы - гуф.

221. Имеется в виду не человек, нарушающий закон: зажигающий огонь в шабат или употребляющий в пищу то, что запрещено, а следующий в поведении своим темным наклонностям.

222. Слова рава Хаима Воложина: «Все равно не следует ему из-за этого оставлять занятия... Но, если он будет учиться постоянно, в нем
возрастает йецер тов», - как мне кажется, явно противоречат предложению рава.

223. Рекомендация Виленского Гаона относится к изучению Торы, но не распространяется на выполнение мицвот. Если человек отказывается выполнять мицву из-за того, что находится в плену у йецер ара, то прямо сейчас он совершает аверу, что, с точки зрения закона, не позволительно.

224. Появится лучшее понимание предмета, но это не то, что называют «разум тов».

225. Вопрос талмида возник в связи со словами: "Человек, изучающий Тору и выполняющий мицвы, чтобы его почитали...". Видно, Виленский Гаон не проводит разграничения между учебой и выполнением мицвот.

226. Высказывание «упорное выполнение мицвы» лишено какого-либо смысла.

227. Для того, чтобы человек так не говорил.

228. В этой части закона Рамбам ссылается на утверждение р. Иегуды.

229. Имеются в виду женщины, не утруждающие себя выполнением предписаний закона.

230. Опыт показывает, что рекомендация Рамбама не всегда приводит к успеху. Человек, упорно сопротивляющийся выполнению предписаний закона, не входит в категорию тех, о которых говорит р. Йегуда.

231. Виленский Гаон ссылается здесь на высказывание р. Йегуды.

232. Речь идет о суде после смерти.

233. В предыдущей главе рассматривался пример, когда выполнение мицвы приводило к негативным последствиям, причем настолько
сильным, что человеку было впору пожалеть о своем появлении на свет. В этой главе будет разобран другой пример, когда выполнение мицвы неожиданным образом оборачивается против человека.

234. Речь идет о молитве, произносимой трижды в день.

235. Известно, что для обозначения Шхины в лашон акодеш существуют несколько слов בית (дом) - одно из них.

236. Талмида беспокоит следующее: если Шхина - одно из представлений Творца, как ее можно назвать женой.

237. Это относится к молитве, которая оказалась успешной и достигла верхнего мира.

238. В результате жертвоприношения устанавливалась связь между нефеш человека и верхним миром, так что нефеш получала отмеренную ей порцию шефы.

239. На таинственную связь нефеш и крови указывает Пятикнижие: "Нефеш плоти в крови" (Ваикра, 17:11).

240. Обычный человек - маленький человек.

241. Не только употребление такой пищи влияет на душу, но и само ее
приготовление ведет к разрушению.

242. Действию сопутствует наслаждение, но не ради него совершается.

243. Взгляд на изучение Торы и выполнение мицвот, как на нешаму и гуф, возникает в книге постоянно, но каждый раз получает новую окраску.

244. Кто бы мог подумать, что можно курить во имя Небес?! Разумеется, вначале, когда человек становится курильщиком, он не выполняет волю Творца.

245. С этой точки зрения, курение никак нельзя расценить как действие во имя Небес. Курильщик не в праве, как в случае с едой, утверждать, что если бы не воля Создателя, он бы, конечно, не курил.

246. Приходит на память дискуссия, возникшая в третьей главе «Человек и творение. Взгляд раби Эльазара»: чем обусловлено существование коровы в мире. По мнению Махарала, ее цель - быть полезной человеку. Однако, согласно пророку Йешаягу в интерпретации Радака и комментарию рава Моше Хаима Луццато, корова не только придаток к человеку. Каждое создание являет собою Славу Всквышнего, как сказано: «Вся земля полна Славы Его».

247. Предположение талмида совпадает с точкой зрения Махарала на назначение творения.

248. Комментарий р. Ицхака Лурье разбирался в главе 4.

249. В рукописи, попавшей мне в руки, есть замечание о роли еды в общем плане Всевышнего о поступательном движении творения, приближающегося к приходу Машиаха. Однако слова рава настолько кратки и неясны, что мне, к сожалению, не удалось в них разобраться.

250. В одной из тетрадей, на основании которых написана эта книга, я наткнулся на идею, для меня не известную: еда человека (видимо, праведника) служит исправлению аверы Адама и приближает приход Машиаха. Мысль странная, хотелось бы узнать ее объяснение, но в
записях, лежащих передо мной, она, к сожалению, развития не получила.

251. Из слов р. Моше Хаима Луццато следует: если материальное действие не очищено, к нему примешивается зло.

252. Три аспекта служения: изучение Торы, выполнение мицвот, добрые
дела.

253. Рав говорит не о нефеш, которая упомянута в Танахе и испытывает печаль.

254. Вначале рав привел слова Гаона из Вильно частично, а сейчас процитировал полностью. Дополнение дает основание предположить, что Виленский Гаон говорит и о самом высоком уровне праведности, когда еда сравнима с жертвоприношением. Из объяснения р. Моше Хаима Луццато видно, что есть несколько уровней праведности. На первом - еда не связана со злом (еда "чистого человека"), на втором - еда одна из мицвот, на третьем - еда подобна жертвоприношению.

255. Даже если считать, что мишна имеет в виду наказание за чрезмерные удовольствия, то слова Виленского Гаона не оставляют сомнения: каждое удовольствие не во имя Небес - минус человеку. Та же оценка слышится у р. Моше Хаим Луццато: удовольствие не во имя Небес относится к категории зла.

256. Первый человек был создан в пятницу, до начала шабата.

257. Именно эту мысль поддерживает р. Моше Хаим Луццато: "Достаточно было, чтобы он не отверг ее (высокий уровень кдуши)".

258. Декрет об изгнании из сада Эденского был принят в день совершения аверы.

259. Речь идет о главной цели служения - получении награды.

260. Имеется в виду, что один человек назвал предмет плохим, другой - хорошим. Но при этом они не противоречат друг другу, потому что
говорят о разных вещах: первый сказал о стуле, второй - о часах.

261. Впоследствии выяснится, что талмид не совсем адекватно понял мысль Махаршо, но в настоящий момент рав не хочет заострять на этом внимание.

262. Поднятие лулава (особой связки растений) - одна из мицвот Торы.

263. Выполняется воля, приказ Творца.

264. Что-то должно двигать человеком, если он совершает такие странные действия, как поднятие лулава или ношение цицит и т.п. Если не приказ сверху, то что?

265. Это утверждение следует уточнить. С одной стороны, вознаграждение будущего мира ограничено. Оно, конечно, не сможет по уровню
духовности быть равной кдуше Создателя. С другой стороны, известно, что награда, заработанная в этом мире, в будущем не застрянет на
фиксированном уровне, но будет постоянно возрастать. Как сочетаются эти два положения, здесь не обсуждается.

266.  Последующие ссылки на Талмуд будут взяты из комментария р. Симлая к пророчеству Йешаягу: "И отделю Я ему часть среди великих, и с сильными будет делить добычу за то, что рисковал жизнью своей, и к преступникам причислен был, и грех многих нес он, и за преступных вступался" (Йешаягу, 53:12).

267. Зачем это слово в пророчестве - объяснил р. Симлай.

268. Видимо, этот эпизод имеет в виду р. Хаим Воложин, говоря, что Моше рабейну пожертвовал двумя мирами, настоящим и будущим, ради спасения народа.

269. Хахамим объясняют истинную причину: могила Моше рабейну находится за пределами Эрец Исраэль, и это каким-то таинственным (для нас) образом помогает последующим поколениям нести на себе тяготы галута.

270. Комментарий "Июн Яаков" опирается на текст Талмуда. Этим он отличается от объяснения Махаршо, который разрешил противоречие между мишной из "Пиркей авот" и Талмудом, не используя при этом текст Талмуда.

271. Он принимает такое служение, но выставляет за него не самую высокую оценку.

272. Ответ очевиден для тех, кто знаком с символикой Танаха.

273. Талмид привел лишь одно объяснение причины возникновения миров. Второе объяснение - Творец пожелал создать сосуд (мир), принимающий Его тов - талмид в своем рассуждении не использует, поэтому оно здесь и не упомянуто.

274. Отмеченной причиной не исчерпывается приоритет изучения Торы по сравнению с остальными мицвами.

275. Рассуждение талмида сводится к тому, что цель творения - раскрытие совершенства Всевышнего - получила полное выражение в создании шабата. Тем самым, не изучение Торы, а празднование субботы должно занимать центральное место среди 613 мицвот.

276. Имя отца царя Давида - Ишай, поэтому и сказано: «Выйдет отросток из ствола Ишая».

277. Внутренний аспект Торы: скрытый, тайный смысл Торы.

278. Читателю высказанная идея может показаться не новой. Тем не менее, смысл слов: духовность одного дня недели превосходит духовность остальных дней, по существу, неясна. Фраза, к которой привыкло ухо, если вдуматься, мало понятна. Так бывает очень часто.

279. На языке, близком к тому, какой мы используем, шефа - духовная энергия, которая строит мир и поддерживает его функционирование.

280. Шефу духовную и шефу материальную.

281. Руах акодеш - уровень постижения, стоящий на порядок выше естественного.

282. День кдуши - день еврейского праздника.

283. В который раз подобная иллюстрация позволяет лучше почувствовать предлагаемое объяснение.

284. Приведенное объяснение соединяет два мидраша. В первом говорится, что Творец сотворил мир при помощи буквы ה, а во втором, что Он при этом смотрел в Свою Тору (которая дарована в шестой день).

285. Узел в данном случае связывает Небо и землю.

286. Объяснение, которое сейчас последует, отличается от прежнего.

287. То, что даат в конце недели претерпевает изменение, сомнения не вызывает. Однако талмида интересует, где именно Тора говорит об этом.

288. Рав дал дословный перевод. Повторение одного и того же слова - отдыхал, отдыхал - выглядит, конечно же, странным. В литературном переводе Пятикнижия сказано так: "... в день седьмой перестал работать и отдыхал".

289. "Нешама йетера" возникает у человека, неукоснительно соблюдающего законы субботы. У того, кто не желает следовать предписаниям этого дня, нешама не меняется и даат остается прежним.

290. Людям, далеким от шабата, кажется, что нет принципиальной разницы между субботой и воскресеньем, а свидетельства религиозных евреев вызваны, по их мнению, пусть искренним, но самовнушением. Они ошибаются. За покоем шабата стоит реальность. С приходом воскресенья уходит "нешама йетера", а с нею и покой шабата.

291. Описанное Раши изменение в состоянии человека благоприятствует работе разума. Поэтому в шабат возможно лучшее, чем в течение недели, понимание вещей.

292. Нередко приходится слышать, что обилие еды в шабат не приводит к прибавлению веса. В комментарии Раши и намека нет на подобное «открытие».

293.  Буквы ו и ה в тексте связаны с Небом. Небо по отношению к земле - субстанция духовная, можно сказать ее душа.

294.  Рав Моше Хаим Луццато, говоря о трех типах шефы, подчркивал, что шефа второго вида, свойственная грядущему миру, принципиально отличается от третьего типа шефы, питающей мир, в частности, в шабат Эта концепция согласутеся со словами рава: «Шефа, излучаемая первыми буквами имени, преобразуется последними двумя буквами в форму подходящую для нижнего мира».

295. Рав не объясняет, что кроется за туманным выражением «творение воссоздается заново». Здесь он принял слова талмида: от хахамим не скрыт точный смысл слов, которые они произносят.

296. Шабат и любовь.

297. Откроет в некоторой степени.

298. Приведенный перевод не является литературным, но относительно точен. Точность текста дает возможность провести анализ идей.

299. Сравнение человека с деревом основывается на том, что оба дают плоды. Но это лишь первое приближение к пониманию сходства между ними. На самом деле, сопоставление человека с деревом намного глубже, как выяснится из дальнейшей дискуссии. Талмид полагает, что он уже разобрался в этом вопросе, но это иллюзия.

300. Приведенная выдержка уже встречалась в этой книге. Тем не менее, ее обсуждение в данном контексте отличается от предыдущего, поэтому я посчитал уместным привести эту выдержку снова.

301.  Путь, открываемый изучением Торы, - прямой: "Прямы пути Гашема". Но не каждому дано пройти по ним: "грешники споткнутся на
них".

302. Рав ссылается именно на комментарий Тосафот, но существуют и другие объяснения утверждения р. Йоханана. Махаршо, в частности,
объяснял Талмуд по-другому.

303. В один из шести городов, которые являлись приютом для того, кто совершил непреднамеренное убийство.

304. Человек, обучающий его Торе, должен последовать за учеником в изгнание.

305. Закон касается талмид хахама, но не человека, мало связанного с Торой.

306. Учение Торы.

307. Во второй главе объяснялось, что свет - образ духовного начала.

308. Может случиться, что человек не удовлетворяет высоким стандартам, но, тем не менее, хорошо помнит однажды выученное. Случается это крайне редко и объясняется феноменальной памятью, доставшейся при рождении.

309. Нельзя недооценивать роль повторения. Неоднократное возвращение приводит к лучшему пониманию материала, знание приобретает четкость и глубину, отчасти оседает в памяти.

310. Очевидно, на сохранение в памяти влияет целый ряд факторов. Но в настоящий момент рав и талмид обсуждают один из них.

311. По образу Элоким был сотворен человек.

312. Слова рава не точны. Дело в том, что Хумаш говорит о дереве, плоды которого несъедобны. Это разночтение будет обсуждаться.

313. Слова рава имеют смысл лишь при условии, что качества Всевышнего поняты в соответствии с объяснением Торы. Если человек претворяет их в жизнь, следуя собственным представлениям, есть вероятность, что его путь будет не "хорошим" и не "прямым". Правильное понимание качеств Всевышнего рождается в результате глубокого изучения предмета.

314. Есть разница между именами и прозвищами, названиями Б־га. Примеры имен: Гашем, Элоким, Шакай, Элока. Примеры названий:
прямой, праведный, долготерпеливый, добрый, справедливый.

315. Далеко не в каждом случае дело действительно доходит до конца.

316. Напомню, гематрия слова עץ (дерево) - 160, как и у צלם (образ): 160.

317. Высказанная здесь мысль получит подробное развитие в последней главе.

318. "Образ Человека" включает в себя три части: бытие Творца, творение и человек.

319. Последний логический переход формально можно оспаривать.

320. То же относится и к творению. Можно сказать, что существуют два творения: физическое и духовное (не материальное, помещенное внутрь физического).

321. Недоедание приводит к истощению - аналог халатного отношения к служению, когда жизненная сила в необходимом количестве не
поступает к шестистам тринадцати органам духовного гуфа, вызывая его истощение.

322. Известно, что Ицхак авину, на самом деле, не пострадал, но наверху было засчитано, как будто это действие доведено до конца.

323. Сила света верхней части нешамы настолько велика, что гуф не в состоянии его вместить, поэтому основная часть нешамы остается вне гуфа.

324. Талмид предполагает, что духовный рост людей определяет силу их воздействия на творение.

325. Речь идет о духовном организме и духовной болезни.

326. Определенная часть верхнего мира, являющаяся корнем любой тшувы,
называется "мир тшувы".

327. Талмид понимает сказанное Мишлей прямо: как свеча дает свет, так мицва ведет к изучению Торы.

328. Масло, используемое для свечей.

329. Здесь говорится, конечно, не о физических деревьях.

330. Объяснение, данное в шестой главе букве ש (шин), переносится также и на букву ש (син).

331.  К изготовлению стула мозг подключает весь организм. Подобно этому изучение конкретного раздела Талмуда соединяет человека с силой, объединяющей весь духовный Небосвод.

332. Напомню: буквы слова שכל отражают свойство разума объединять в себе всё. כל означает «всё», а также всестороннее управление творением А буква ש символизирует хесед, дин и рахамим - три аспекта, которыми исчерпывается управление миром.

333. Не думай, что Тора считает ученых глупыми. Их исследование законов природы свидетельствуют о высоком интеллекте. Что имеет в виду Тора, будет раскрыто в дальнейшем.

334. Оторванность науки от скрытой части творения, от воли Всевышнего, детально выраженной в нем, - лишь это дает основание соотнести с наукой слово «глупость». Что касается исследования мира в его внешнем проявлении, оценка, разумеется, иная: мы имеем дело с людьми умными.

335. Ясно, что помочь может лишь браха, которую говорят с полной сосредоточенностью.

336. Подлинный двекут возможен лишь в грядущем мире.

337. Тума - одна из разновидностей силы зла, противоположность кдуше.

338. Вряд ли пророчество говорит лишь о четырех географических сторонах света.

339. Слова рава не следует понимать буквально, не физическую землю он имеет в виду.

340. Талмид сейчас хочет разобраться в утверждении: в результате аверы пострадала нешама первого человека. Первое: чего именно лишился первый человек? Второе: что потеряло творение?

341. Сердце злое - сердце, несущее в себе йецер ара.

342. Твердокаменность сердца, полного йецер ара, не следует смешивать с твердостью человека, знающего истину и отстаивающего ее.

343. Уже отмечалось, что не имеется в виду врачебное вмешательство, операция на физическом сердце человека.

344. Не через развитие интеллекта приходим к духовному возрождению.

345. Нешаму любого создания: дерева, животного или даже малаха нельзя поставить на один уровень с нешамой человека.

346. Нечистота, о которой говорит Хумаш, - это тума, а святость - кдуша. Кдуша и тума - противоположные состояния.

347. Сформулированный вывод уже встречался в этой книге. Однако на этот раз к нему пришли, исходя из иного логического рассуждения. Одна из закономерностей изучения Торы: к истине ведут несколько дорог. Хахамим говорят: «Эти и эти - слова Элоким...».

348. Речь идет о втором, а не о первом, истинном бытии Творца, которое абсолютно непостижимо, ибо никак не соотнесено с нашим миром.

349. Талмид возвращает разговор к вопросу, поставленному им ранее: произойдет ли в конце времен с сердцем Создателя нечто, напоминающее обрезание сердец людей, или нет?

350. Напомню: речь не идет о хирургической операции на сердце.

351.  Наступит момент, когда Всевышний создаст новое творение. Об этом известно из других пророчеств. Но произойдет это в эпоху более позднюю, вслед за воскрешением мертвых, в период, который настоящий момент не обсуждается.

352. Чудеса при выходе из Египта поражали воображение, но были внешними по отношению к людям. Так, по крайней мере, выглядит со
стороны.

353.  Расщепление моря длилось несколько часов, а потом оно вернулось первоначальному состоянию. Чудо светильников Хануки продолжалось семь или восемь дней. А обрезание сердца - действие необратимое.

354. Первое избавление - выход из Египта, заключительное избавление - приход царства Машиаха.

355.  Рав не хочет сказать, что если обрезание сердца произойдет в конце, значит, оно менее важно. Наоборот, он говорит, что наиболее значимое событие - завершение всей цепи.

356. Описание работы духовного сердца, данное р. Хаимом Воложинным, побуждает сопоставить сердце человека со Шхиной, которая, как отмечалось раньше, есть сердце Всевышнего. Мысль о том, что человек сотворен "по образу и подобию" подтверждается этим сопоставлением.

357. Связь между словом  רצ и понятием "сила зла" будет раскрыта позже.

358. Несчастья праведников вызваны причинами, не связанными с их собственными прегрешениями.

359. Хотя рав это не сказал, тем не менее, допустимо следующее предположение: если из слова הצור (скала) удалить корень צר (силу зла),
то оставшаяся часть слова будет указывать на обрезанное сердце, сердце из плоти. Правомерность этого предположения подтверждается его сравнением с концепцией нешама йетера. Читателю предлагается самостоятельно провести это сопоставление.

360. Правило, на которое ссылается талмид, носит название мида кэнегед мида («мера за меру», или «как ты поступил, так и Я поступлю»). Хотя чаще всего именно на нем строятся отношения между землей и Небом, тем не менее, нередки случаи, когда Творец поступает вопреки этому правилу, имея на это известные Ему причины.

361. Агава в данном контексте не означает эмоциональной привязанности, как у людей. Термин этот используется здесь как констатация того факта, что Б-г дает творению шефу.

362. Некоторые полагают, что Б-г относится ко всем одинаково.

363.  В данном контексте рав Хаим Воложин называет сияние Шхины шефой.

364. Отчасти, но не полностью.

365. Напрашивается параллель с Эйсавом, представителем гвуры на земле. Отход от пути отцов не прошел для него бесследно: гвура утратила свое созидательное начало, превратилась в разрушающую силу.

366.  Упоминание об отце не случайно. Хумаш подчеркивает, что Ицхак авину откапывал колодцы, вырытые до него "отцом его". Кроме того, он восстанавливал их имена, которые дал им "отец его". Связь с действием отца указывает на то, что в данном случае гвура была подчинена хесед.

367. Не случайно в мидраше образ ра представлен именно камнем.

368. Столкновение с ра в жизни - препятствие в позитивном движении.

369. Строго говоря, не только в галуте.

370. Действие ра - аналог действия плиштим.

371. Основа духовности человека - его разум, а не чувства, как полагают некоторые.

372. Приходит на память сравнение р. Хаима Воложина: "Подобно тому, как все движения и реакции органов тела обусловлены проявлением находящейся в нем живой нешамы и соответствуют ее движениям, жизненной силе и реакциям, так и изменения миров, их частей, их построение и разрушение, их движение - все соответствует делам человека на земле..." (Нефеш ахаим, 1:7). Из всех людей лишь избранный народ влияет на состояние верхних миров. Поэтому нешама человека сравнивается именно с Лаковом авину, как сказано в мидраше.

373. Понимание Торы в будущем будет выше, чем у настоящего и даже предшествующих поколений.

374. Связь с кдушей была обусловлена его происхождением.

375. Интересно, как согласуется комментарий р. Моше Хаима Луццато мидрашем об Эйсаве, который еще в утробе матери проявлял ярке
выраженную склонность к ра (Брейшит, 25:22).

376. Эдом - одно из имен Эйсава.

377. Рав не уточнил, какие именно народы восходят к Эйсаву, а какие к Ишмаэлю. Неясно, идет ли речь о биологическом происхождении или о духовном отождествлении с силой Эйсава или Ишмаэля.

378.  Подобно тому, как гуф - оболочка для нешамы, так и духовные светила «одеты» в материю.

379. Очередной пример, когда материальное обусловлено нуждами духовного, а не наоборот.

380. Истинные учения.

381. Предлагаемый анализ букв слова מצוה уже встречался. Однако сейчас он приведет к иному результату.

382. Имеется в виду не физический гуф с его органами, но "духовное" тело и его части.

383.  Речь идет, конечно, не о буквах, которые мы используем. В верхнем мире, существовавшем до сотворения нижнего мира, есть аналоги наших букв.

384.  Десять речений Творца, как и буквы, существуют в верхнем, невидимом мире, в мире Его действий. Десять предложений Пятикнижия
- кодировка в "земных" буквах десяти речений, переданная нам через Моше рабейну.

385. Имеется в виду внешняя красота мира, созданного Творцом: горы, моря, звезды, леса...

386. Плоды, о которых идет речь, - мицвы и добрые дела.

387.  Человек совершил аверы, жил в мире в свое удовольствие, а награду получает наравне с праведником.

388. Поясню сказанное конкретным примером. Представим трубочку, по которой в нижний мир взрослым и детям поступает разум. Ясно, этот канал имеет два режима работы: для взрослого он широкий, для ребенка узкий. А для самой трубочки переход с широкого режима работы на узкий - изъян. В будущем ситуация изменится, у каждого будет своя трубочка. У ребенка будет узкая, у взрослого - широкая. Каждая будет работать в постоянном режиме. Широко открытый канал перестанет сужаться, и, тем самым, исчезнет изъян.

389. Причины, о которых здесь идет речь, лежат в рамках второго существования Б־га.

390. Частичка את непереводима и нередко встречается в тексте перед существительным. Шимон Амосуний объяснял ее смысл в соответствии с тем словом, перед которым она была написана.

391. Перед именем Гашем в тексте написана частичка את, смысл которой требует разьяснения, исходя из значения последующего за нею слова.

392. Прекратил объяснения.

393. Частичка את перед именем Гашем, по мнению р. Акивы, указывает на талмидей хахамим: их следует бояться.

 394. Имеется в виду сотворение всего, что заполняет небо и землю, но на тот момент времени, в состоянии потенциальном.

395. Страх перед Создателем, как и любое другое свойство, заложен в природу человека. Тем не менее, его проявление в жизни не столь
естественно как, скажем, чувство голода, гнев или боль. Более того, материальная природа человека - препятствие для страха перед Творцом.

396. Вспоминается мишна: "Тот, чья ученость превосходит его дела, чему он подобен? - Дереву, у которого много ветвей, а корней мало: налетает ветер и вырывает его с корнями и валит на землю..." (Авот, 3:22).

397. Имеют объяснения, но не рациональные.

398. Они скрыты, но до них можно добраться, понять их.

399. Мицва на земле - действие материальное.

400.  Вопрос, поставленный талмидом, особенно актуален в настоящее время, когда делают попытки преподнести тайное в Торе людям, абсолютно к этому неподготовленным.

401. Талмид возвращается к вопросу, который его беспокоил.

402. Эти слова противоречат, на первый взгляд, сравнению скрытой части Торы с водой. Проблема разрешается так: тайное в Торе, по сути своей, - хесед (вода). Но для тех, кто не умеет с этим материалом правильно обращаться, - огонь.

403. Перед нами пример, когда неправильное действие превращает хесед - в дин, воду - в огонь.

405. Не думай, что остальными разделами Торы не следует заниматься вообще, однако эти три раздела выделены как основные.

406. Смотреть можно, но пристально всматриваться запрещено.

407. Рав сообщает информацию не о нешаме, а о корне ее. Знание это для многих явится новым.

408.  Данное указание, конечно, не следует воспринимать буквально.

409. Тайная Тора сопоставлена с корнем нешамы, открытая Тора - с нешамой. На долю наук остался гуф.

410. С этой точки зрения ее назначение совпадает с назначением Ковчега.

411. В физическом мире радуга, как известно, не окружена облаком. Образ этот возник в Хумаше. Позже рав приведет рассуждение, устраняющее