Упущенная возможность

"И сказал Вс-вышний Мойше: не бойся его, потому что в руку твою отдал Я его, и народ его, и землю его..." (Бамидбар 21:34). В самом конце нашей недельной главы речь идёт о захвате двух небольших стран, которыми правят цари по имени Сихон и Ог соответственно. Так вот, в первом случае операция прошла без сучка без задоринки, а во втором закалённый в боях Мойше-рабейну вдруг чего-то испугался (факт, что самому Творцу пришлось его успокаивать).

С чего бы это? Ведь не высокой же боевой и политической подготовки! В прошлом евреи уже имели дело со вполне боеспособными армиями - один Египет чего стоит!

Естественно, наши мудрецы этот вопрос задают. И отвечают на него: "Мойше боялся воевать из опасения, что Ога защитит заслуга Авраhама" (Нида 61а, Раши на этот стих).

Оказывается, мелкий кнаанский царёк упоминается в Торе не впервые. Как мы помним, в главе Лех Леха Тора, среди прочего, рассказывает о пленении Лота. Так вот, эту весть принёс Авраhаму некто Апалит. Предоставим слово мудрецам (Берейшис Раба, Лех Леха 42):"Сказал Рейш Локиш: "Апалит - это Ог... Не во имя небес он это делал. Решил, что Авраhам и кинется спасать племянника, естественно, погибнет, и тогда можно будет жениться на вдове" ". Что и говорить, не самые благие намерения. Тем не менее, заслуги за эту сомнительную помощь опасается Мойше-рабейну через без малого 500 (!) лет после описываемых событий.

Впрочем, это не так уж и удивительно. Буквально на следующей неделе мы с вами встретим моавского царя Балака, который принёс 42 жертвы, чтобы Вс-вышний принял его молитвы и помог... уничтожить еврейский народ. Какова наглость! Вот уж кого бы примерно наказать, чтобы другим неповадно было! Так нет же: "В заслугу 42 жертв, которые принёс мерзавец Балак, он удостоился стать предком Рут" (Нозир 23б). Так что у нас принято за исполнение заповедей -даже таких - награждать.

Странно другое. По всему выходит, что Мойше-рабейну опасался совсем небезосновательно. Где же он ошибся в расчётах?

Если будем внимательны, то заметим, что Творец отвечает на наш вопрос буквально в этом же стихе. " "...потому что в руку твою отдал Я его". Сказано "отдал", а не "отдаю" или "отдам" - Я уже вынес ему приговор во времена АвраКама" (Дворим Раба 1,25). Иными словами, никакой заслуги не было с самого начала. С чего такая немилость? Мидраш и это объясняет. "АвраКам устроил большой пир по поводу отнятия Ицхака от груди. На этот пир собрались большие люди того поколения. Спросили Ога: "Разве ты не говорил, что у Авраhама не может быть детей?" Ответил им: "И этого цыплёнка вы называете потомством? Да я могу раздавить его одним пальцем!" " (там же). Как видим, у Ога длинный язык, масса "доброжелательности" и гонор до небес. Мало того, что он обсуждает с каждым встречным-поперечным дееспособность Аврарама (ты кто такой - профессор из центра планирования семьи?), так ещё и насмехается над ребёнком, когда ему всего-то указывают на неточность в сплетнях. С таким персонажем разговор короткий. "Сказал Вс-вышний: ты насмехаешься над моим подарком? Поверь, ты увидишь десятки тысяч его потомков и падёшь от их руки".

Невухаднецар получил власть над всем миром в награду за 4 шага (Санhедрин 96а). Заслуга Ога называется буквально тем же словом - награда за шаги (Берейшис Раба, Лех Леха 42, параграф 8). Это же какую карьеру за такие заслуги сделать можно было! А до чего дослужился? Заштатное царство и смерть от руки евреев (правда, после долгой жизни). И всё из-за длинного языка.

В Торе нет ничего лишнего. Каждый персонаж чему-то нас учит. В том числе персонаж отрицательный.

р. Шимон Анетдинов  - по материалам вестника "Кol Уaakov"