Урок Мусара

Недельная глава Шлах рассказывает о том, как после сорокадневной прогулки по Израилю в стан евреев вернулись разведчики. Они были в ужасе и сумели убедить большую часть народа, что победа невозможна, что жители этой страны — могучие воины и, к тому же, среди них сыновья великанов.

Еврейский народ только-только вышел из Египта, перешел море, увидел великие чудеса. Более того, в процессе Исхода Б-г уберег от военных столкновений. Евреи, полностью полагались на Творца и получали от Него спасение.

Откуда, спустя такое короткое время, мог возникнуть страх? Почему люди забыли, что спасение приходит свыше? Ведь Б-г обещал им даровать Землю Израиля! И если Он обещал, разве может не исполниться?! Даже до народов, живущих в земле Кнаан, дошел слух, какие невероятные чудеса сопутствовали выходу из Египта. Разве давно евреи, все вместе, пели Песнь на Море, полученную благодаря дару пророчества. Разве забыли они слова этой песни, в которых провозглашалось, что все живущие в стране Кнаан народы преисполнены страхом перед евреями?! И вот, спустя всего несколько месяцев, все это уже утратило силу, перестало влиять и не смогло убедить евреев войти в Израиль. Почему? Страшно даже : подумать, чтр за такой маленький срок мбжно «забыть» грандиозные благодеяния Творца, сопровождавшие Исход! Строго говоря, «умственная» память не была утрачена. Но души, увы, не смогли сохранить тот уровень доверия к Творцу, который был в момент Исхода.

А вот народы Кнаана не утратили страха перед Б-гом евреев даже спустя сорок лет. Как сказала Рахав, приютившая разведчиков, посланных Йеhошуа: «Ни у кого из нас не осталось ни духа, ни желания противостоять вам после того, что ваш Б-г раскрыл перед вами море».

Как это так, - влияние чудес так хорошо сохранилось в среде наших врагов и так быстро испарилось среди евреев?

Найти ответ на поставленный вопрос тем более необходимо, что это поможет сохранить духовное побуждение, которое некогда подвигло на правильный путь. Предлагаю четыре ответа на поставленный вопрос. Каждый из них заключает в себе определенную идею. Все они важны и полезны, их можно и нужно применять в повседневной жизни.

1. В природе человека, как и любого живого существа, силен инстинкт самосохранения. Уже в тот момент, когда евреи вышли из Египта и двинулись в направлении Кнаана, перед тамошними жителями остро встал вопрос выживания. Если бы они на мгновение забыли о страхе, это грозило бы им ослаблением обороноспособности и создавало бы реальную опасность ־ для жизни. Вот почему этот страх сохранялся столько, сколько продолжалось шествие евреев по пустыне, - то есть, в течение сорока лет. А вот у нас все было наоборот. Нам казалось, что нет никакой угрозы для жизни в том, чтобы не войти в Израиль.

Наоборот, по сравнению с опасностями предстоящей войны, отказ от Земли Обетованной, несмотря на то, что она обещана Б-гом, определенно представлялся не такой уж большой проблемой.

И совершенно сбрасывалось со счетов, что самая важная наша задача - соблюдение Торы в Земле Израиля, и что отказ от ее. выполнения — достаточная причина для того, Чтобы существование всего народа было прекращено.

Отсюда делаем вывод: способность во всем полагаться на Вс-вышнего удается сохранить лишь тогда, когда вопрос соблюдения или несоблюдения заповедей расценивается как вопрос жизни и смерти. Более того, подобный подход позволяет сохранить понимание важности доверия к Творцу. Что бы нй происходило и как бы не складывались обстоятельства, мы должны выполнять обязательства, причем, наилучшим и наиболее полным образом, возложенные на нас Б-гом. Мы обязаны решать задачу, поставленные Им перед нами. В это нужно твердо верить.

2. Перед лицом надвигающейся «еврейской угрозы» жителей кнаана занимала «физическая» сторона вопроса. Они усиленно готовились к нашествию захватчиков. «Сфорно» говорит: подготовка кнаанцев была нацелена на то, чтобы вовремя сбежать. Здесь не собирались воевать, но и не хотели сдаваться без боя. Значит, предстояло защищаться, отступая. И потому необходимо было усовершенствовать оружие: сделать его более легким и мобильным. Такая работа требовала от жителей Кнаана очень большого времени, и немалого умственного напряжения. Вот она и продолжалась на протяжении всех сорока лет. Эта усиленная «физподготовка» способствовала тому, что в памяти кнаанцев страх перед евреями практически не ослабевал.

У евреев же все обстояло иначе. В связи с предстоящим захватом страны, их не занимали вопросы материального свойства. Они знали, что придется полагаться исключительно на Вс-вышнего. Получается, от них требовалась духовная . подготовка. Но ситуации, в которых можно было бы «попрактиковаться» в такой .работе, в пустыне не возникали. Здесь не было военного противника, противостоять которому пришлось бы исключительно упованиями на Творца.

Отсюда можно вывести правило, которое все учителя Мусара называют одним из важнейших: чтобы реально полагаться на Вс-вышнего, необходимо, практиковать это умение в повседневной жизни. И совсем не обязательны пограничные ситуации, в которых кроме Б-га никто не может помочь. К любым жизненным обстоятельствам должен быть определенный подход: мы стараемся делать то, что можем, но Вс-вышний, и только Он, реально поможет и спасет.

3. Чудеса и выход из Египта были «организованы» Б-гом «специально» для евреев. Вот только та огромная духовная высота, которая была достигнута в результате стремительного взлета, не могла сохраниться без дальнейшей духовной работы. Именно в этой работе евреи недостаточно преуспели. Как известно, с наивысшим потенциалом всегда соседствует, противодействуя ему, йецер кара — того же потенциала.

Для народов, населяющих страну Кнаан, сохранение страха перед евреями не требовало духовных усилий. Более того, их страх даже нельзя называть страхом перед Небесами, поскольку он сводился всего лишь к стремлению уцелеть.

Отсюда вывод: тот факт, что так сложно сберечь в себе побуждение к служению, лишний раз доказывает, насколько это необходимо и важно (и, между прочим, опасно для нашего вечного спутника — йецер кара). Вот почему главная наша работа каждый день, как в последний раз, вступать в решающую битву с йецером.

4. Страх наших врагов перед нами, и, с другой стороны, иx самоуверенность и наглость, зависят от нашего отношения к ним, но еще более точно — от нашего отношения к Творцу. То, что разведчики пренебрегли доверием к Б-гy, поддались панике и повлияли на многих евреев в стане, действительно, на какой-то момент, ослабило страх кнаанцев. Подтверждение находим в нашей главе: небольшая группа «раскаявшихся» решает подняться в Кнаан. Что с того, что Вс-вышний уже приказал остаться в пустыне на сорок лет?! Инициативная группа «осознавших» по-прежнему рассчитывает на свои силы. А ведь грех разведчиков не прошел даром, он ослабил боязнь кнаанцев, и они, забыв о страхе, погубили всех «смельчаков», Иегошуа и Калев, идя наперекор «коллегам», воззвали к народу: «Только при нашем полном доверии к Б-гy, эти люди (кнаанцы) вновь почувствуют ужас перед нами, какой чувствовали при раскрытий моря».

Спустя 40 лет, испытывая безграничное дбверие к Творцу, евреи, вслед , за Йегошуа, готовы были войти в Страну Обетованную. И страх народов Кнаана, как засвидетельствовала Рахав, был так силен, будто выход из Египта состоялся только вчера.

Отсюда учим: когда мы укрепляем свою веру, когда соблюдаем заповеди Торы, - враги боятся нас. По другому не бывает!

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"