Недельная глава Хукат
Обычная судебная практика полагает, что к людям, совершившим преступление в состоянии аффекта, то есть в момент неконтролируемой вспышки гнева, надо проявлять снисходительность. Доказанное состояние аффекта считается облегчающим обстоятельством влияет на приговор. И наоборот, законодательства многих стран предусматривают более строгие наказания за преднамеренное убийство, запланированное и совершенное с холодным рассудком.
Получается, законодатели проявляют снисходительность к тем, кому трудно контролировать вспышки гнева, и ответственность человека, совершившего преступление «в гневе», не так велика.
Еврейская традиция соглашается с тем, что человеку очень трудно справляться с импульсами агрессии. Однако не считает состояние аффекта облегчающим обстоятельством. Другими словами, согласно еврейской традиции, подавление гнева находится в рамках свободного выбора человека. И за преступления, совершенные в гневе, человек несет полную ответственность. Адам муад леолам - «человек ВСЕГДА несет ответственность за свои поступки», говорит Талмуд, не имеет значения, в каком душевном состоянии он находится.
В трактате Недарим (27) говорится, что в тот момент, когда человек в гневе теряет контроль над собой, им начинают управлять силы ада. Другими словами, теряя контроль над собой, человек передает нити контроля силам, способным нанести ему и окружающим невосполнимый ущерб.
Уточним, что речь идет не о самом чувстве гнева, а о том, как человек проявляет гнев в словах и поступках, подчеркивает рав Авраам Тверский. Мы не виноваты в том, что инстинктивно испытываем неприятные чувства, переживая обиду, унижение, материальные потери. Конечно, осознание того, что Всевышний правит миром и «все что ни делается - к лучшему», может помочь человеку примириться с реальностью. На самом деле, мы не всегда можем управлять нашими чувствами, в то время как проявление этих чувств в наших руках. Слишком часто мы срываемся в минуту гнева, «поднимаем руки» перед испытаниями. Но в действительности можем добиться лучшего контроля над собой, чем думаем. Не случайно Тора предъявляет нам высокие требования, запрещая «мстить и помнить зло».
Моше боролся за Исход евреев из Египта и вел народ по пустыне в Страну обетованную на протяжении сорока лет скитаний. Однако ему не удалось реализовать свою заветную мечту и войти в Святую Землю. Всевышний наказал его за, казалось бы, незначительный проступок. Когда после смерти Мирьям исчезли источники воды в Синайской пустыни, евреи «собрались против Моше и Аарона». Народ начал спорить с Моше: «Зачем вы вывели нас из Египта, чтобы привести в это гиблое место? (Бемидбар, 21:27)». Не выдержав очередного поклепа, Моше назвал народ «бунтарями» и в сердцах ударил посохом по скале, из которой пошла вода. В ответ Всевышний объявил, что за этот проступок Моше не сможет войти в Страну Израиля.
Почему Моше был так строго наказан? Ведь его проступок заключался лишь в том, что вместо обращения к скале с приказом дать воду, Моше ударил ее посохом. Маймонид объясняет: Моше был наказан не только за то, что «видоизменил» приказ Всевышнего, а за то, что сделал это в гневе. Гнев явился не облегчающим обстоятельством, а главной причиной строгого наказания! Конечно же, этим рассказом Тора преподносит урок каждому из нас: проявление гнева недопустимо. Мы можем, а потому должны научиться держать свой гнев под контролем!
Тора требует оставаться человеком в любой ситуации, контролировать свои эмоции, не позволяя гневу властвовать над собой.
р. Арье Кацин - по материалам журнала "Община"