Из нашей недельной главы мы знаем, что Моше Рабейну, отправляя разведчиков в страну Кнаан (а это были лидеры 12-ти колен), изменил имя одного из них. Гошеа бин Нун стал Йеhошуа.
Раши объясняет: добавив к имени своего ближайшего ученика одно из имен Творца, Моше молится за него и просит спасти его от влияния остальных разведчиков.
Магид из Дубно ставит вопрос: почему Моше Рабейну не молится за всех остальных? Очевидно, он больше всего опасается именно за ЙеЬошуа, а другие его не тревожат. Так чем же Йеhошуа отличается от остальных? Давайте поищем ответ на этот вопрос.
В молитве Маарив, в благословении Ашкивейну, завершающем Шма, мы говорим: «И устрани сатану (йецер пара), который перед нами и позади нас». Что значит «перед нами и позади нас?»
Как объясняют Мудрецы, все нарушения подразделяются на два вида: один, когда человек знает, что грешит (йецер перед ним), и второй, когда не знает, йецер кара маскирует грех «под заповедь» (он позади нас, невидим). Ответственность по отношению ко второму виду нарушений много выше, чем по отношению к первому. Тут нужна особая осторожность и бдительность. Причина понятна. Когда человек нарушает, понимая, что поступает плохо, есть надежда, что со временем он одумается, раскается. Но когда нарушение не осознается, и нарушающий уверен, будто делает мицву, его раскаяние маловероятно. Наоборот, есть опасность, что он будет повторять эту «мицву» вновь и вновь.
В начале 3-й главы Тракта Авот читаем: «Акавия, сын Маhалальэля, говорил: «Вдумайся в три вещи и ты никогда не будешь схвачен грехом (не попадешь в руки греха): знай, из чего произошел, куда идешь и перед кем должен будешь держать отчет»».
Что же такое — в «руках греха»? Те нарушения, которые человек совершает осознанно, он как будто держит в собственных руках. Удар (наказание) - и руки разжаты, грех отброшен. Другое дело, когда человек схвачен грехом (и будто бы делает мицву). Никакое наказание не поможет, - он не понимает за что, и ему нечего выпустить из рук.
Поэтому Тана предупреждает: всмотрись внимательно, и не окажешься в руках греха.
В святой Книге Зоhар сказано, что позиция вернувшихся разведчиков имела под собой определенное основание. Они решили, что после входа в Эрец Исроэль руководителями колен станут уже другие люди. Злое начало сбивает их с толку, не маскируясь под мицву. Еще недавно, когда Моше их посылал в Кнаан, они были праведниками, и он не боялся, что они совершат такое очевидное нарушение. Ну даже если и совершат, то наверняка быстро одумаются и признают ошибку. Но почему он опасался за Йеhошуа?
В Торе рассказано о том, как в стане пророчествовали Эльдад и Мейдад. Они говорили: Моше умрет, и в землю Израиля народ войдет с Йеhошуа. Йеhошуа слышал их и ужасно огорчился, он не желал смириться с предстоящей смертью Моше. Значит, он мог сказать, что Земля Израиля не хороша, надеясь продлить учителю жизнь и как бы выполняя мицву. И тогда совершился бы тот грех, который держит человека в своих руках. А этого ни в коем случае нельзя было допустить!
р.Офир Дабакаров