Возможности без границ?

В Мишне (Трактат Авот, перек 5) сказано: махлойкес (спор), если он ведется во имя Небес, дает результат, в противном случае результата не будет.

В качестве примера приводятся две противоположные ситуации: спор между Шамаем и Гилелем и спор между Корахом и компанией. Разумеется, в первом случае спор велся ради Небес. На втором случае остановимся подробнее. “В связи с ним, некоторые комментаторы заостряют внимание вот на чем: Моше, противник Кораха, не упоминается! Означает ли это, что спор шел внутри коалиции, т.е. оппонентами были Корах, с одной стороны, и его сторонники—с другой?

Совершенно ясно одно: Моше Рабеину не играл в эти игры —в споре, затеянном Корахом, участия не принимал. В любом случае, спорщик - Корах. Слово махлойкес означает не только спор, но и отделение, обособление. Дословно махлойкес переводится именно так: отделиться. А это можно и в одностороннем порядке.

Из Торы со всей очевидностью следует, что в диалоге с Корахом Моше пошел на максимально возможные уступки, стараясь не дать втянуть себя в споры и противостояние. Однако, Талмуд (трактат Сота, 13.6) указывает на то, что в словах Моше Рабейну, адресованных Кораху и К°, все-таки содержится некий укор.

Успокаивая возмущенных собратьев, Моше говорит: «На вас, сыновьях Леви, избранных Вс-вышним, лежит важнейшая обязанность, вам доверена почетная деятельность. Вы должны гордиться этим. Рав лахем (вы же так много имеете)!»

За эти слова Моше впоследствии будет наказан. Когда перед смертью он станет умолять Вс-вышнего позволить ему войти в Землю Израиля (см. начало главы Ваэтханан), Вс-вышний, отказывая, скажет: «Рав лах!»

В Талмуде ставится вопрос, как соотносится это наказание с «преступлением» Моше? Гемора отвечает примером: каждому верблюду поклажа дается по его силе. Поклажа, разумеется, —не наказание, получаемое человеком. Под «поклажей», лежащей на Моше, подразумевается возложенная на него огромная ответственность, соответствующая его духовной силе. Отвечая на претензии Кораха, он нес ответственность перед Вс-вышним.

Но разве неправ был Моше, когда произнес «рав лахем»! Маhарша проводит интересную параллель. Он сравнивает то, что сказал Эйсав, получив дары от своего брата Яакова, с тем что говорит сам Яаков. Речь идет о материальных благах, и между братьями происходит такой диалог. Слова Яакова: «Еш ли коль»—«У меня есть все, что нужно». Слова Эйсава: «Еш ли рав» - «У меня есть много (но и больше не помешало бы)».

С другой стороны, в посуке, говорящем о награде, ожидающей праведника в Будущем Мире, используется словосочетание «рав тув» - много хорошего.

Позволив себе замечание в адрес коалиции Кораха («У вас уже есть так много!»), - Моше, конечно, имел в виду Будущий Мир, где понятия «все» не существует. Награда бесконечна. В этом, земном мире возможности левитов, их назначение, статус—вполне достаточны для продолжения работы во имя Бесконечного Мира. Имея то, что имеешь, цени это. Помни: на своем месте, используя то, что тебе дано, можно еще многое заработать для Будущего Мира.

Но то, как праведник понимает свои задачу то, что праведник говорит себе, сказать другому еврею, он не вправе. Ведь если тот стремится к большему, слова «ты и так уже много имеешь» могут оказать на него вредное воздействие, охладить. Иногда нам действительно сложно понять: с тем, что есть, нужно как можно эффективнее работать. Нет нужды расширять сферу деятельности (и, как в случае с Корахом, влияния). Ведь такое разбрасывание зачастую приводит к тому, что силы растрачиваются впустую, не хватает концентрации, снижается эффективность.

Когда, спустя годы, перед смертью, Моше снова и снова просил у Творца разрешения воити в Землю Израиля, Б-г отказал ему его же словами: «У тебя и без того уже есть бесконечная награда в Будущем Мире». Моше знал: то, о чем он просит, ему не положено. Но, как говорят комментаторы, одна из целей молитвы —просить то, что не полагается. И в результате—получить!

Многие спрашивают: зачем молиться, если Вс-вышний и так знает все, что мне нужно? Ну конечно затем, чтобы все-таки получить, и то, про что Он знает, что вам не нужно.

Раввин Борух hа Леви Эпштейн из Пинска в своем комментарии «Тора Тмима» говорит: ограничение силы предсмертной молитвы Моше было результатом его же слов: «Рав лахем бней Леви» - «У вас уже много, сыновья Леви». Ведь и сам он был из колена Леви. Когда глава поколения говорит об ограничении возможностей сыновей Леви, это звучит как приказ, который дается с согласия Вс-вышнего. Этот приказ через много лет оказал противодействие молитве Моше.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"