В начале нашей недельной главы происходит неприятное событие. С протестом против Моше и института когенов, как такового, выступает «группа товарищей» во главе с Корахом. Чтобы решить вопрос о том, кто должен быть первосвященником, Моше предлагает всем двумстам пятидесяти «активистам», принявшим участие в восстании, совершить жертвоприношения: пусть каждый из них принесет в Храм по совку с углями и кторет (воскурениями). Это покажет, от кого Вс-вышний примет дар, - от протестующих или от Аарона.
Мудрецы объясняют: всем этим людям хорошо было известно, что с кторет шутки плохи. С одной. стороны, нет более высокого служения Б-гу, чем принести в Храм воскурения. Но при условии, это что тебе позволено Творцом. Если же не позволено, будешь наказан смертью.
Разумеется, было бы интересно осмыслить всю эту непростую историю и понять, почему те, кто знал, чем,чреват для них протест, оказались не в силах одуматься. Но мы сосредоточим внимание не на всей ситуации целиком, а на некой маленькой детали. Ее можно было бы даже не заметить, но она, как читатель увидит, очень важна.
Итак, о чем идет речь?
Испепелив огнем всех претендентов на право Служить, Вс-вышний велел Элазару, сыну Аарона, поднять из пепла совки для углей, переплавить их и сделать покрытие жертвенника, чтобы оно служило знаком для всех евреев.. С чем был связан такой приказ? С тем, что «совки стали святыми». Как говорит посук, Элазар так и поступил. Покрытие жертвенника теперь напоминало о том, что всякий, кто не принадлежит к семейству Аарона, не может принести в Храм кторет, как бы ему этого ни хотелось. Действие, подобное совершенному Корахом и К°, означало бы осознанное нарушение воли Творца, за которое полагается гибель.
Покрытие превратилось в символ: сама трагедия бунтовщиков ограждала теперь Служение Б-гу от всех, кто для этой миссии не подходит.
Но здесь очень важно предостеречь читателя от типичного заблуждения (соответствующего мировоззренческим принципам других конфессий). Во-первых, в иудаизме Служение Творцу не втиснуто в рамки«закрытого элитного клуба» священников. Во-вторых, уже тот факт, что претензии повстанцев сосредоточились на праве Служить, несет в себе положительный заряд и показывает, что люди понимали важность Служения и всеми силами души стремились к участию в нем. И то, что их совки приобрели статус святости и стали использоваться в Храме, само по себе говорит о многом...
На самом деле, комментаторы спорят о том, как же возникла эта святость.
Раши говорит: совки имели предназначение Храмовой утвари. Ведь воскурение не могло быть кошерным, если бы его переносили не на святом предмете. Рамбан, приводя комментарий Раши, замечает - если утварь предназначили для неправильного Служения, то ни само Служение, ни эта утварь не могут иметь статус святости.
Чтобы ответить на вопрос Рамбана, обратимся к комментарию «Сфорно».. В нем говорится: неся свои совки для Служения в Храме, - эти люди не имели в виду единичное их использование. Они надеялись, что эта утварь будет полезна Храму в течение продолжительного времени. Т.е. совки должны .были остаться там. Да, данная Служба была некошерной, но совки остались святыми, именно в силу своего предназначения.
«Ор hа-Хаим» говорит: предварительное освящение совков было необходимо для перенесения на них воскурений. Но это отдельная процедура, определенный этап, предшествующий Служению. В Качестве иллюстрации «Ор hа-Хаим». приводит такой пример. Если бы вся эта группа из 250-ти человек (или какая-то ее часть) в последний момент одумалась и отказалась от воскурений, унесли бы они свои совки домой для использования на кухне? Конечно нет! Подобное невозможно даже предположить!
Согласно двум этим объяснениям, после трагедии совки действительно могли остаться в Храме для дальнейшего использования в качестве Храмовой утвари. А то, что Вс-вышний велел превратить их в покрытие жертвенника, было ни чем иным, как изменением, предназначения, предусмотренного людьми.
Есть интересная параллель. Занавес, отделявший Святое помещение от Святая Святых, во время перемещений по пустыне использовался для покрытия Ковчега. В комментариях обсуждается, почему было возможно такое использование. На самом.деле, это не проводило к изменению предназначения, - делают вывод комментаторы, - ведь занавес во время стоянок должен был скрывать от людских глаз Ковчег Завета. Но в случае с совками все по-другому. Почему изначально они должны были переносить воскурения, а теперь покрывают жертвенник?!
Рамбан говорит следующее. Тора называет совки святыми, вне связи с теми людьми, которые их принесли. Из этого следует интересный и важный вывод: Вс-вышний, в тот самый момент, когда совки были внесены в Храм, принял приношение, - но на Своих условиях! Он решил: пусть они станут напоминанием о том, что не всякая Служба может быть позволена любому и каждому. Получается, что изначально эти совки были освящены как покрытие и памятник.