Сказано в нашей недельной главе: «Приобщился Аhарон к народу своему, ибо не войдет он в страну, которую дал Я сынам Израиля, за то, что вы выступили вопреки слову моему в Мей-Мерива».
Среди многих вещей, которые разбирают наши Мудрецы, комментируя историю с Мей-Мерива, слова «поступили вопреки» обращают на себя особое внимание. Понимать их следует так: «Вс-вышний велел сказать скале, чтобы дала воду, а Моше с Аhароном преступили Его слова (ударили по камню дважды)».
Проблема заключалась не в том, что сделали Моше и Аhарон, а как они это сделали. Результат они получили — вода у народа появилась. Но не только и не столько в этом видел Творец стоящую перед ними задачу.
Важно было как будет получена вода, — речь шла о форме. Тут весь вопрос сводился к символике.
Поясним, что имеется в виду.
Известно, что изучение Торы осуществляется посредством речи. И если кто-то учится молча, не проговаривая слова Торы вслух, он не получает всей той награды, которая положена за изучение Торы. Именно сила звучащей Торы меняет мир. Даже камень в ответ на слова Торы способен изменить свои качества в такой степени, что из него потечет вода.
Известно, что у каждого элемента есть свои свойства. И в соответствии с этими свойствами он занимает свою нишу в Творении, выполняет свое предназначение. Начиная от песчинки и заканчивая планетой.
Тем самым, каждый элемент выполняет желание Вс-вышнего и служит ему. Создано все это было словами, и никакая другая сила не может изменить принцип работы всей этой системы. Б-г создал мир и в нем Человека — единственное существо, обладающее силой речи. Если он правильно будет себя вести и правильно пользоваться ею, Вс-вышний даст его словам возможности, подобные речениям Творца.
Моше Рабейну пришел к убеждению, что символ силы, меняющей первозданные законы природы, это его посох, проявивший себя в этой роли неоднократно. На нем высечено наисвятейшее имя Вс-вышнего. Значит, именно он, посох — подходящий инструмент для такого действа.
Но Вс-вышний хотел показать народу намного больше.
Мы говорим благословение на чтение Торы: «Ашер натан лану Торат эмет ве-хаей олам ната бетохейну» «Благодарим Вс-вышнего за то, что дал нам истинную Тору и жизнь мира внедрил в нас». Другими словами Вс-вышний хотел, чтобы Моше показал, как слова Торы могут заставить течь воду из черствого камня (так же, как из черствого сердца, подобного камню, может посредством слов Торы политься живая вода любви, веры и искренности). И добиваться этого нужно мягкими разговорами, а не ударами палкой.
р. Леви-Ицхак Шпендик - на основе комментария «Перкей Тора» на недельные главы Торы