Подходящие и неподходящие кандидаты
Подходящие и неподходящие кандидаты
Настоящий и действительный гиюр, истинное принятие еврейства должно быть искренне мотивировано, его должны сопровождать готовность и возможность соблюдать заповеди. Людей с неискренней мотивацией не следует принимать даже в том случае, если мы только подозреваем их в неискренности. Хотя Талмуд (Йевамот, 24) указывает, что совершенный гиюр действителен, даже если мотивация была неискренней, это высказывание требует существенного разъяснения, и здесь все зависит от многочисленных сложных факторов.
Талмуд говорит здесь о ситуациях, в которых соблюдение заповедей является традиционным требованием для принятия в еврейское общество. И когда это происходит, даже неискреннему геру приходится соответствовать норме. Таким образом, по необходимости, его обращение в еврейство приводит к религиозному соблюдению. Но поскольку современное общество свободно и позволяет человеку вести себя, как ему нравится, гиюр теперь не обязательно приводит к исполнению заповедей. И кроме того, тот, кто заключает брак с неевреем, человеком другой веры, фактически порывает с иудаизмом, и вряд ли эта пара будет строить дом в соответствии с Торой, даже когда нееврейская половина пройдет гиюр. И редко женщина, прошедшая гиюр, становится более соблюдающей, чем ее муж, который самим своим поведением, уже тем, что выбрал себе в жены нееврейку, демонстрирует, как далек он от еврейских ценностей.
Как в свете этих проблем следует воспринимать кандидатов на гиюр с низменными мотивами?
а) Принятие еврейства тем, кто совершенно не собирается соблюдать заповеди и предписания Торы и галахи, а просто фальшиво произносит текст кабалы (принятия на себя обязательств исполнения всех еврейских законов), совершенно недействительно.
б) Гиюр, мри котором человек не предоставляет суду достаточных гарантий того, что он будет соблюдать все предписания, весьма проблематичен, и при определенных обстоятельствах он считается недействительным. Согласно Рамбаму (Тилхот исурей биа, 13:12) и Шулхан аруху (Йорэ деа, 268:12), человек, который уже совершил гиюр по низменным мотивам, но чьи намерения (относительно исполнения заповедей) во время прохождения гиюра неизвестны, совершил сомнительный гиюр. Если он показывает своим последующим поведением, что действительно исполняет заповеди, он заслуживает статуса настоящего прозелита, праведного гера. И не аннулируют его гиюр с самого начала, как во втором случае, из-за опасения, что в момент произнесения клятвы он мог действительно решить соблюдать заповеди. (Ко второму случаю относится гиюр, когда нет гарантий, что принимающий еврейство собирается полностью соблюдать Тору.)
(Прим. Мы не даем галахических решений. В каждом случае необходимо советоваться с квалифицированным раввином из суда по гиюрам. Наша цель — дать общее понимание процесса принятия еврейства.)
Иногда приводятся разные аргументы в оправдание гиюров, совершенных ради брака. Есть смысл рассмотреть эти аргументы и указать на их пороки.
Первый аргумент основан на принципе “дварим шебалев эйнам дварим” — “то, что в сердце, — несущественно”. На основании этого некоторые пытаются доказать, что принимая на себя обязательство соблюдения заповедей, проходящий гиюр может думать все, что угодно, это не аннулирует то, что он произнес вслух. Однако почти все авторитеты согласны с тем, что этот аргумент недействителен. В Тшувот Ахиэзер (3:26) рав Хаим Озер Гродзинский утверждает, что тот, кто мысленно отрицает те предписания, которые устно принимает, не является истинным гером. Он основывает свое утверждение на том соображении, что само принятие еврейртва — дав ар шебалев, то есть гиюр происходит в сердце, в сознании человека, поэтому именно убеждение человека, его намерение определяет действительность его обращения в еврейство. А другие авторитеты отводят аргумент дварим шебалев эйнам дварим в отношении к гиюру на основании того, что этот принцип прилагается только к передаче владения (киньяну) и не относится к ритуальным действиям.
Рав Моше Файнштейн рассматривает эту проблему с иной точки зрения. Он согласен с тем, что дварим шебалев не могут сделать недействительными ритуальные акты, но считает, что к таким ггаорам это не относится, потому что если нееврейка выходит замуж за несоблюдающего еврея, это равносильно открытой декларации, что она не будет соблюдать требования еврейской традиции. Как мы уже прежде объясняли, это так, потому что очень мало вероятно, что принявшая иудаизм будет более привержена исполнению предписаний, чем ее еврейский супруг. В отличие от мысленного, подразумеваемого, но невысказанного отрицания, объясняет рав Файнштейн, открытая декларация делает гиюр недействительным. Когда такие случаи предстают перед раввинским судом, его судьи становятся реальными свидетелями неискреннего принятия декларации. Таким образом, это уже не неискренность умолчания, а вполне очевидная неискренность. И в этой ситуации запрещено санкционировать обращение в еврейство.
Однако есть раввины, которые разрешают подобные гиюры даже в тех случаях, когда вероятность, что прошедший гиюр супруг будет соблюдать заповеди, очень мала. Они основываются на принципе, сформулированном в трактате Шабат, 34: “Тот, кто принял еврейство среди неевреев — уже гер”. Этот принцип относится к тем, кто принял еврейство, очень мало зная о его предписаниях, в частности о законах соблюдения субботы. Эти современные раввины провозглашают, что такие кандидаты полагают, что еврейские законы носят чисто церемониальный характер и их необязательно исполнять, поэтому они относят таких людей к категории принимающих еврейство на основе очень малых знаний. Но в этом доводе есть две ошибки. Прежде всего Талмуд говорит о том, кто будет соблюдать шабат, когда узнает его правила. А обычно люди, которые делают гиюр ради заключения законного брака, совершенно не заинтересованы в том, чтобы вести жизнь по Торе, и поэтому совсем не относятся к типу людей, о которых говорит здесь Талмуд. Кроме того (как учит Хазон Иш), принятие еврейства тем, кто не верит, что Б-жественное происхождение Торы — это обязывающая сила всех заповедей, недействительно. Как правило, у большинства людей, принимающих еврейство ради брака, отсутствует эта основополагающая вера.
Другие типы кандидатов
1. Умственно неполноценный (шоте) не может совершить гиюр, потому что, согласно еврейскому закону, он не несет ответственности за свои действия, и ему не достает ума для соблюдения заповедей.
2. Существует расхождение мнений о глухонемом (хереги). Хотя тот, кто не может слышать или говорить, не может пройти гиюр, некоторые авторитеты считают, что если его научили говорить, значит он стал полноценным с точки зрения ‘галахи. Другие с этим мнением несогласны (см. Хукат ‘гагер, стр. 43).
3. Есть авторитеты, которые придерживаются мнения, что глухонемой или неполноценный ребенок геров может пройти гиюр вместе с родителями (Нахалат цви, стр. 58).
4. Человек, который живет в таком месте, где не сможет соблюдать заповеди, например, ребенок, усыновленный несоблюдающими родителями, или ребенок, рожденный от еврея и нееврейки, не могут пройти гиюр. То же касается и нееврея, который планирует поселиться в нерелигиозном кибуце.
5. Хотя Писание запрещает нам делать гиюр мужчинам амалекитянам, сегодня гиюр могут пройти представители всех народов, потому что прошло уже очень много времени, и все народы перемешались, и сейчас уже невозможно проследить родословие Амалека.
6. В наших источниках существуют споры и по поводу тех, о ком известно, что они амалекитяне. Мехилта (раздел Бешалах) говорит, что “мы не принимаем амалекитян как геров”, а Талмуд (Сангедрин, 96б) указывает, что некоторые из потомков Гамана приняли еврейство. Хазон Иш (в своем комментарии к Рамбаму, Млахим, гл. 6, закон 4) разрешает это кажущееся противоречие, объясняя, что на сыновей амалекитянок от мужей из других народов не распространяется этот запрет, как и на амалекитян, которые не вели войну против Израиля.
7. Согласно некоторым авторитетам, итальянские геры, которые жили в Италии, представляют галахическую проблему, потому что народы Эдома и Рима смешались.
8. Шомроним (самаритяне) не считаются евреями, потому что наши мудрецы запретили их обращение в еврейство. Они рассматриваются как неевреи и поэтому не могут считаться мамзерами (то есть рожденными от запрещенных Торой супружеских связей) (Шут Гилхот ктанот, 1, Йорэ деа, 126).
9. Нееврей, который прежде был испорченным человеком или жестоко обращался с евреями, может пройти гиюр, если он искренне раскаялся. Основой для этого правила послужил случай с Навузарданом, который разрушил Первый Храм и убил сотни евреев, но потом стал искренним гером (Хукат гагер, 3, стр. 103-104).
10. Испанцы, которые смешались с маранами, могут принять еврейство. И также потомки маранов. Причина, по которой маранам нужно проходить гиюр, в том, что они заключали смешанные браки. Но маранов не подозревают в том, что они мамзеры, потому что мараны проживали в католических странах, где развод запрещен, их женитьба не соответствовала галахе, а свидетели на их свадьбе не обладали статусом настоящих свидетелей.
11. Когда потомки маранов просят о гиюре, им не следует отказывать — вполне возможно, что они евреи.
12. Перешедшие в другую веру принимаются обратно без гиюра. Но мидерабанан (согласно раввинскому постановлению) им следует окунуться в миквэ.
13. Иные законы относятся к последователям Шабтая Цви (которые приняли ислам) и караимам. Согласно мнению Циц Элиэзер (4:15) и Оцер гапоским (4:178), их не следует принимать в еврейскую общину. Другие авторитеты предлагают более мягкое решение, разрешая им вернуться в общину, если они поклянутся над свитком Торы, что будут соблюдать весь Устный Закон, как он передавался из поколение в поколение от Моше. А постановление не принимать их они относят только к бракам, заключаемым с ними, поскольку их легитимация находится под вопросом, и некоторые из них, возможно, являются мамзерами, которые не имеют право вступать в браки с обычными представителями еврейской общины. Однако, рассматривая необходимость вернуть их на правильный путь, им следует дать возможность вернуться в еврейский народ, но рекомендуется провести их обращение в соответствии с гиюром лехумра, потому что в течение поколений к их общине присоединялись неевреи, проходя галахически недействительную процедуру гиюра.
14. Есть и другие группы, еврейство которых находится под сомнением, например Бней Исраэль из Индии. Одни авторитеты сомневаются и в легитимности этой группы, другие придерживаются более мягкого мнения и принимают их гиюр. Эфиопские фалаши рассматривают себя как евреев. Тем не менее, поским (еврейские законодатели) нашего времени постановили, что представители этой группы должны проходить гиюр лехумра. Но и после этой процедуры следует проконсультироваться с ‘галахическим авторитетом об их точном галахическом статусе.
15. Неевреи, которые прошли гиюр в реформистских или консервативных судах, должны снова пройти процедуру обращения в еврейство согласно требованиям ‘галахи. (Они проходят не гиюр лехумра, а настоящий повторный гиюр.) Поскольку они, по существу, не евреи, многие авторитеты считают, что следует прилагать все усилия, чтобы не отвергать их повторного прошения о гиюре (если мы убеждены в их искренности), поскольку даже после того, как им откажет компетентный суд, они обычно продолжают представлять себя в обществе как евреи. И, ошибочно считая их истинными герами, евреи могут вступать с ними в браки и вводить их в миньян. Кроме того, они и сами совершают нарушение, не пройдя подлинный гиюр, потому что в таком состоянии они соблюдают шабат и изучают Тору.
Гиюр лехумра — термин, который относится к принятию еврейства из предосторожности, когда подозревают, что проходящий гиюр — еврей, однако этому нет соответствующих доказательств, или же сомневаются в действительности его прежнего гиюра. Такой гиюр предполагает принятие заповедей и окунание в миквэ в присутствии раввинского суда . Некоторые авторитеты считают необходимым и ’гатафат дам брит (выпустить каплю крови из места, где сделана брит мила, учитывая, что прежнее обрезание проходящему гиюр могло быть с нарушением правил). И если возможно, лучше это сделать.