Заново рождённый
Заново рожденный
Тора рассматривает гера, как заново рожденного. И как К таковому ему прощаются все его грехи, в соответствии с написанным: “Трем дается отпущение их грехов: жениху, тому, кто достиг величия, и новообращенному” (Йерушалми, Бикурим, 111). Предпочтительно, чтобы он раскаялся в своих последних плохих поступках, тогда его обращение в еврейство безупречно.
В своем новом состоянии гер галахически не связан со своими прежними родственниками, даже если они и прошли гиюр вместе с ним. И его законным потомством являются только дети, рожденные после его гиюра.
Эта новая ситуация дает основание многим законам и обычаям.
Отношения с бывшими родственниками
Поскольку пути Торы “приятны... и ее пути... мир”, несмотря на свой новый статус гер должен проявлять уважение к своим прежним родственникам. Эта обязанность исходит не из предписания Торы “уважать мать и отца”, потому что галахически он считается заново рожденным, а скорее из общего принципа быть благодарным, помнить оказанное нам добро. Поэтому когда его родственники неевреи просят навестить их, он обязан их слушаться и доставить им такое удовольствие. Даже если он и вынужден в известной мере отдалиться от прежних родственников, поскольку его теперешний образ жизни противоречит их жизненному укладу, он должен поддерживать хорошие отношения с ними, писать им и молиться об их благополучии. Точную меру этих отношений могут определить авторитеты Торы, в разных случаях это может меняться.
Этнические связи
В духе принципа “не забывай учения твоей матери” (Мишлей, 1:8), человек, рожденный в определенной этнической группе (хасидской, сефардской), должен придерживаться ее обычаев. А от гера этого не требуется. Хоть он и прошел гиюр в суде, связанном с какой-то определенной этнической группой, он может присоединиться к любой группе, какой пожелает. Но когда он к ней присоединился, он уже должен придерживаться ее обычаев. А если он хочет изменить свою принадлежность к этой общине, ему следует посоветоваться об этом с раввином.
Его молитвы
Пройдя гиюр, новообращенный может произносить все литургические тексты, как другие евреи, например, “Наш Б-г и Б-г наших отцов” или “Кто совершил чудеса для наших отцов”. Он может также вести молитвенную службу (Орах хаим, 43:19) и благословение после еды — биркат гамазон (Орах хаим, 199:4).
Некоторые авторитеты считают, что в утренних благословениях вместо брахи “Благословен Ты...Который не сделал меня (гоем) неевреем” он должен говорить “Который сделал меня гером”. Но другие авторитеты оспаривают это мнение на основании того, что гер принял еврейство по своей воле, и поэтому слова “Который сделал меня гером” не верны. Из уважения ко всем этим мнениям, произнося это благословение, геру стоит опустить Имя Всевышнего (Гашем Элокейну) и упоминание о Его царственности (Мелех ‘гаолам) и просто сказать: “Благословен Ты... Который не сделал меня неевреем”. А если он был рожден в чистоте, (мать зачала его уже после своего погружения в миквэ), то многие авторитеты считают, что он может произносить полное благословение.
Его ктуба
В брачном контракте (ктубе) женщину, прошедшую гиюр, называют “гиората да” (“эта обращенная в еврейство”). Если ее муж тоже гер, то его называют "бен Аврагам авину". Если при заключении брака о том, что он гер, было неизвестно, и это обращение было опущено, ктуба все равно считается действительной.
Его посуда
Гер должен откашеровать ту посуду, из которой ел, когда был неевреем, даже если он уверен, что никогда не использовал ее для некашерной пищи. Это объясняется тем, что, будучи неевреем, он не осознавал обязанности соблюдать кашер и не .Л разбирался во всех тонкостях кашрута.
Его похороны
Гера хоронят на еврейском кладбище так же, как еврея.
Но если гиюр ему делали реформисты или консерваторы, его не хоронят на еврейском кладбище. В таком случае, если его еврейские “родственники” настаивают на том, чтобы он покоился рядом с ними, они должны похоронить его на расстоянии в девять локтей от еврейских погребений (см. Игрот Моше, Йорэ деа, 160)*.
Оплакивание его бывших родственников
Гер не обязан соблюдать траур по бывшим родственникам. Тем не менее многие авторитеты считают, что он должен оплакивать их один день. А если умирает человек, который сделал ему гиюр, то он должен соблюдать по нему траур в течение дня как по своему Раву.
* Рав Моше Файнштейн (Игрот Моше, Йорэ деа 2, 149) и Минхат Эльазар спорят о том, где хоронить такого человека. Рав Файнштейн утверждает, что не на еврейском кладбище, но добавляет, что если еврейские родственники настаивают, то могут похоронить его на своем фамильном участке, и не нужно им возражать. В этом случае место его погребения должно отстоять на четыре локтя от еврейских захоронений или сделать забор вокруг его могилы. А Минхат Эльазар (3:8), как его цитирует Шеарим мецуяним бе галаха, считает, что такого человека можно хоронить на еврейском кладбище, однако он согласен с равом Файнштейном в том, что его могилу следует обнести оградой.