Кто такой гер?
Кто такой гер?
“Кто является гером?” — это вопрос, который должен живо интересовать каждого еврея, неевреев, собирающихся принять еврейство, а также обращенных в еврейство, которые уже получили удостоверения о гиюре. Этот вопрос является сущностью болезненной темы и горячих споров, из-за его непонимания совершаются преступления одновременно против евреев и неевреев. Когда лжегеры обманным путем присоединяются к еврейскому народу, это подрывает его единство и чистоту. Когда неевреи — часто вполне невинно и ненамеренно — проходят неправильный гиюр, они вступают на скользкую почву и ставят под угрозу свое будущее счастье и стабильность жизни. Они считают себя теперь полноправными евреями, но обнаруживают себя и свои семьи вверженными в океан неразберихи, и жестокая реальность открывается перед ними, свидетельствуя, что они были соучастниками преступления.
Однако каждый год в мире осуществляются тысячи недействительных гиюров, и это означает, что многие люди попадают в тяжелую ситуацию, которая может закончиться только болью и разбитым сердцем.
Благодаря недавнему духовному пробуждению всерьез начинают искать истину и некоторые из обращенных в еврейство, которые прежде прошли неправильный гиюр. Когда они узнают, что были обмануты, они обычно проклинают тех, кто указал им неверное направление. Иногда дети таких геров идут учиться в традиционные ешивы, не зная, что, согласно галахе, они неевреи. Многие из них потом страдают от горького пробуждения, когда выясняется их истинный статус.
Рассказывает один из тех, кто имеет дело со многими такими людьми: “Впервые я встретил Стива, а ныне Шмуэля, у Котеля (Стены Плача) в Иерусалиме. Он напряжен по природе и всегда чувствовал необходимость утверждать свою значимость. Он закончил с отличием Гарвард, и когда пришел в ешиву баалей-тшува в Иерусалиме, быстро стал там одним из выдающихся учеников. Он недолго оставался в ешиве для начинающих и скоро перешел в обычную ешиву, где снова доказал свои способности блестящей учебой. Он надеялся также найти себе достойную еврейскую девушку, чтобы построить с ней настоящий еврейский дом. Когда он узнал, что его мать не прошла гиюр в соответствии с требованиями галахи, он пережил шок. Он не мог свыкнуться с мыслью, что он не еврей, и даже вернулся в США, чтобы проследить свои корни. Он надеялся несмотря ни на что доказать, что эта неприятная новость неверна и его мать ца самом деле прошла традиционный гиюр по закону. Но неприятность оказалась истиной. А когда ему сказали, что если он пройдет гиюр, то заново родится, он ответил: “Я не хочу заново рождаться, я хочу быть урожденным евреем”. Когда боль от перенесенной травмы утихла, он научился жить с этой проблемой и смотреть в лицо реальности. С помощью раввинов он прошел гиюр и стал справляться со своей ситуацией. Однако когда ему говорили: “Ты заново родился”, — он отвечал: “Скорее у меня чувство, что я пережил смерть”. Он конечно имел в виду тот период, когда находился в состоянии шока”.
“Барри—другой молодой человек, которого я встретил. Он нееврей, интеллектуал. Одно время он собирался жениться на еврейке, родители которой требовали, чтобы он для этого сделал гиюр, но когда он узнал, что пройти гиюр означает принять на себя обязательство соблюдать предписания Торы, он отказался. В откровенной беседе со мной он сказал: “Когда они давили на меня с гиюром, я протестовал. Для меня принять еврейство в такой ситуации было бессмысленным и бесчестным поступком. Я чувствовал, что, совершив такой фальшивый гиюр, я стану обманщиком и мошенником”.
Стив стал жертвой чьих-то ошибок. А история с Барри отражает сущностное стремление человека к правде. Это глубинное стремление быть хорошим—проявление Б-жественной искры, которая есть в каждом человеке.
Криминологи дали нам возможность увидеть глубину этого желания, присущего всему человечеству. В Сруфей гакившаним маашимим (Печь вины), стр. 33, рав Моше Шайнфельд цитирует итальянского криминолога Ломброзо: “Постоянно проявляется такой феномен, что преступнику очень тяжело избавиться от картины своего преступления. Его тянет как магнитом на место его преступления, несмотря на то, что там его может схватить полиция”.
Это явление обнаруживает глубокую потребность человека к раскаянию и исправлению плохих поступков, которые он совершил. Бывают случаи, что преступники сами заявляют о себе в полицию, чтобы понести наказание и тем самым испытать облегчение. Это несомненное свидетельство, что людям внутренне присуще стремление к добру.
Тора учит, что человек представляет собой духовную сущность, которая жаждет истины, и величайшая боль, которую он переживает, совершая плохие поступки, определяет его природу. Эта аксиома служит базисом настоящей книги. Мы сознаем, что суть человеческая презирает ложь и обман, и поэтому честно обращаемся к нашим читателям, полагаясь на то, что они узнают и поймут ясно изложенную истину о принятии еврейства и тогда будут протестовать и не принимать ложных гиюров, фальшивого обращения в еврейство.
Цель этой книги — пробудить бдительность евреев, обратить их внимание на угрожающий им обман, чтобы помочь потенциальным герам построить свою будущую жизнь на истинной, прочной основе. А те, кто уже получили свои удостоверения, пусть внимательно проверят, можно ли на них полагаться. И поскольку к нашему народу присоединилось, в соответствии со всеми требованиями закона, много настоящих праведников из других народов, эта книга также проясняет заповедь Торы о любви к тому, кто вошел в еврейский народ. И это полезно знать, как раввинам, так и простым людям.
Причину для гиюра столь часто понимают неправильно, что извращают и взгляд Торы на принятие еврейства. А когда взгляд Торы станет понятным, тогда устранятся и эти кривотолки. Поэтому мы сразу же начинаем книгу с разъяснения сути гиюра. Кроме того мы описываем законы каждой фазы гиюра и проблемы, с которыми могут столкнуться проходящие процесс обращения и те, кто об этом только задумываются. Мы пытаемся также показать ошибочность образа мысли тех, кто проходят формальный лжегиюр.