Любовь к геру
Любовь к геру
Запрет притеснять гера
Этот запрет находит отражение во многих законах. Он явно высказан в Торе дважды, в Шмот (22:20) и Ваикра (19:23), и входит в общий запрет притеснять евреев. Некоторые говорят, что Тора намекает на него в тридцати шести местах, а другие считают, что в сорока восьми местах.
Сефер гахинух объясняет, что ”Писание добавляет такое предупреждение... и повторяет его, потому что проблема притеснения ближе [геру], чем еврею, потому что у еврея есть искупители, которые потребуют расплаты за неуважение к нему. Кроме того, существует опасение, что [гер] может вернуться к прежнему образу жизни от гнева и обиды за неуважение к нему и притеснения. Это говорит мидраш Сифра (Ваикра, 19:23): “Не говори ему: Вчера ты поклонялся идолам, а теперь вошел под крылья Шхины...” Даже тех геров, которые прошли гиюр не по искренним мотивам, не следует притеснять.
Ниже приведены несколько источников, которые отражают эту точку зрения и объясняют ее:
а) “Не ущемляй в правах сироту или гера..." (Дварим, 24:17). Тора уже заповедала нам не притеснять евреев, тем не менее тот, кто “ущемляет права пришельца” нарушает еще один запрет Торы. И как отмечает рав Шимшон Рафаэль Тирш: “Это относится не только буквально к сфере применения законов”, но и вообще к нашим взаимоотношениям.
б) “И когда будет жить у тебя пришелец в стране вашей, не притесняй его, как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас, люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской" (Ваикра, 19: 33,34). Слова “как житель страны среди вас” указывают на эквивалентность его статуса и на то, как мы должны к нему относиться.
в) “Он должен обитать среди вас в месте, которое выберет во вратах ваших...” (Дварим, 23: 17). То есть мы должны помочь геру найти подходящее жилье, где он сможет заработать себе на жизнь. Нельзя допустить, чтобы он вынужден был скитаться с места на место в поисках пропитания. Мы отвечаем за то, чтобы помочь ему найти работу или создать какое-то дело.
Любовь к геру
Обязанность любить того, кто принял еврейство, входит в заповедь “Люби ближнего”. Тем не менее, Тора считает необходимым дать дополнительную заповедь относительно этой любви. Одним из основных источников, лежащих в основании этой заповеди, являются следующие слова Торы: “Любите же и вы пришельца, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской” (Дварим, 10:19). Однако истинный смысл этого стиха раскрывается только при обозрении всей последовательности фраз, в которой он появляется.
Написано: “...Он творит суд сироты и вдовы и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. Любите же и вы пришельца, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской. Б-га, Всесильного твоего, бойся, Ему служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись” (Дварим, 10:18-20). Комментируя слово ваа’гавтем — “и любите его”, раби Шимшон Рафаэль Тирш говорит: “Ведите себя так, как Б-г, принимая пришельцев, [любите их]”. Он объясняет дальше, что слова уво тидбак (“и к Нему прилепись”) учат нас тому, что “исполнение Его воли [и подражание Ему] является способом прилепиться [неразрывно связать себя с Б-гом]”.
Полный смысл слов рава ‘Гирша освещают слова Сефер гахинух. И те и другие учат, что любовь к пришельцу ведет к совершенствованию наших характеров и приводит нас ближе к Б-гу.
В основе этой заповеди то, что Превечный Г-сподь избрал евреев стать для Него святым народом и решил сделать их достойными награды. Поэтому Он направил их и повелел им идти по путям добродетели и сострадания, вменив им в закон обрести желанные и драгоценные качества характера, чтобы приобрести благоволение в глазах всех, кто на них смотрит, чтобы они говорили: “Вот народ Б-га”. ... Как благодарно... усвоить милосердие и добродетель и делать хорошее людям, которые бставили свой народ и семью своих отца и матери и пришли, чтобы пребывать под крылами другого народа, привязанного к нему, выбирающего истину и ненавидящего ложь. И когда мы выработаем это прекрасные качества характера, благоволение Всевышнего будет пребывать на нас и прилепится к нам...
От нас зависит научиться этой драгоценной мицве жалеть каждого пришельца в городе, урожденного в другом месте, от другого племени.
Так не притесняй его никоим образом, видя что он один и далеко те, кто могут ему помочь. Итак, Тора устанавливает нам закон: испытывать сострадание к каждому, кто нуждается в помощи. И за это качество удостоимся и мы сострадания Превечного Г-спода, да будет благословен Он, и пребудут благословения Неба на головах наших.
(Сефер гахинух)