В промежутке
В промежутке
Изучение Торы
Нееврей, который изучает Тору или соблюдает шабат, совершает грех. В чем причина этого запрета? Можно ли учить неевреев некоторым разделам Торы?
Это правило не является дискриминацией или нежеланием поделиться нашими сокровищами с остальным миром, — это выражение сущности Торы и уникальной связи Израиля с Творцом.
Что такое Тора? Это не наука или отрасль знания. Ее не следует изучать ради упражнения интеллекта или чтобы получить знания. Это формальное выражение воли Всевышнего, и сущность ее — кдуша (святость). Мы изучаем Тору, чтобы исполнять ее предписания. Если ее изучают просто, чтоб занять чем-то ум, — это извращает ее цель. Если позволить изучать Тору тем, кто не соблюдает ее правила, — это будет извращением ее смысла. Кроме того, это разрушит границы между евреями и неевреями, и тогда Израиль потеряет свою уникальность и не сможет облагодетельствовать человечество как “свет среди народов”.
Изучение Торы представляет личное отношение Израиля с Б-гом, потому что Тора — закон Израиля и “наследие общины Яакова”. (Нееврей выражают свои отношения с Б-гом, изучая и соблюдая законы Ноаха.) Искажающий Б-жественный план разрушает тонкую структуру мира.
Многие авторитеты придерживаются мнения, что этот запрет относится только к изучению Устного Закона. Но большинство относят это и к Письменной Торе. Этот вопрос невозможно вполне рассмотреть в рамках этой книги. То, что нас касается здесь, это отношение этого запрета непосредственно к тем, кто собираются проходить гиюр.
Обучение Торе будущих геров
У будущего гера сомнительный и опасный статус. Он все еще нееврей, который совершает преступление, когда изучает Тору и соблюдает шабат. Тем не менее, он должен ознакомиться с предписаниями еврейского закона, чтобы иметь возможность их соблюдать сразу же после своего обращения в еврейство. В связи с этой трудностью наши мудрецы выделили его в особую категорию и постановили, что хотя он и нееврей, но “[мы должны] информировать [его] о некоторых правилах до его гиюра” (Йевамот, 47а).
Чему его можно учить?
1. Требуется научить его благословениям, молитвам и криат шма (произносить “Шма, Исраэль”). Согласно мнению Минхат Эльазар (4:77), не делать так — это “помещать камень преткновения перед слепым”.
2. Некоторые авторитеты разрешают учить его всему Письменному Закону.
3. Заповеди можно объяснять ему на самом элементарном уровне, но не следует входить в глубокий анализ (Махане Хаим, Орах Хаим, 770). И Мишпат Леяаков (24) отмечает, что не нужно учить глубинному смыслу заповедей (таамей гамицвот).
4. Поскольку тот, кто прошел гиюр у реформистов, не является евреем, мы не учим его Торе. Однако рав Моше Файнпггейн разрешает обсуждать Тору в присутствии такого человека (Игрот Моше, Йорэ деа 2,132).
Другие законы
1. Неевреям запрещено соблюдать шабат, поэтому ее соблюдение создает различные трудности. И здесь возникает проблема: с одной стороны, нужно позаботиться о том, чтобы будущий гер не нарушил этот запрет, с другой стороны, нужно его приучать исполнять эту мицву. Обычно мы решаем эту проблему, советуя ему соблюдать шабат, но при этом выполнять один из тридцати девяти видов запрещенных работ (млахот) (Биньян Цион, 126).
2. Некоторые авторитеты считают, что достаточно, если он выполнит какое-то напряженное действие, которое не рекомендуется делать в шабат (день отдыха), но оно не подходит под категорию мелаха (Биньян Цион, 91).
3. Поскольку у неевреев день заканчивается в полночь, а не с заходом солнца, будущему геру лучше совершить какую либо мелаху в моцей шабат (то есть по окончании субботы в соответствии с еврейским календарем, но еще в субботу по нееврейскому календарю).
4. Будущий гер заканчивает шабат в полночь моцей шабат.
5. Тот, кто готовится принять еврейство, может молиться всю еврейскую молитвенную службу. Но он должен менять фразы, которые относятся к непосредственной связи Израиля с Всевышним. К примеру, вместо “Б-г наш и Б-г наших отцов” он должен говорить “Б-г твой и Б-г твоих отцов” и вместо “Ты вывел нас из Египта” говорить “Ты вывел сыновей Израиля из Египта”.
6. Будущий гер может присутствовать в синагоге на молитвах, но его нельзя включать в миньян (минимальное молитвенное собрание из десяти евреев, которое необходимо для чтения свитка Торы и произнесения кадиша), пока он не пройдет гиюр.
7. Вопрос о том, может ли будущий гер накладывать тфилин, требует разъяснения. Радбаз, комментируя 'Гилхот млахим Рамбама, объясняет, что предпочтительно, чтобы они не исполняли мицвот, которые требуют освящения тела.
После обрезания, но до погружения в миквэ
Полный гиюр требует обрезания и погружения. Тот, кто принимая еврейство, совершил обрезание, но еще не окунался в миквэ, не считается евреем. Но обрезание удаляет нечистоту его тела и приобщает его к некоей святости, что влечет за собой определенные галахические последствия:
1. Хелкат Йоав считает, что такой человек уже обязан исполнять заповеди.
2. Марголиот гаям (к Сангедрин, 596) и Хемдат Исраэль (Кунтрас нер мицва) также полагают, что такой человек должен соблюдать шабат. Но поскольку некоторые