Избранность еврейского народа
Избранность еврейского народа
В течение последних двух тысяч лет в наше мышление проникли иные, чуждые идеологии. И одна из основных — гуманизм, доктрина, которая утверждает центральную роль человека и рассматривает личное счастье человека как высшую, абсолютную ценность. В таком мировоззрении роль религии находится на периферии. Она служит только для того, чтобы приносить счастье. Логический вывод из такой философии заключается в том, что человек имеет право на счастье.
А согласно взгляду Торы, высшей целью человека является служение Б-гу, исполнение Его воли. Конечно, это служение приносит человеку счастье, поскольку Творец милосерден и добр к Своим созданиям. Однако такое счастье не сводится к успокоенности или физическому, материальному благополучию, скорее оно в близости к Всевышнему. И Тора не подчеркивает, что у человека есть право на счастье, потому что в мире, управляемом Абсолютом, человек не может сам определять и провозглашать свои права. Все блага, которыми он обладает, дарованы ему Творцом, Его милосердием. Сам воздух, которым он дышит, —это Его дар. Его интеллектуальные способности — это дары. И все, что дает ему природа, — тоже дар. Человек постоянно получает, принимает, и поэтому связан обязательствами, он—в постоянном долгу. Но когда мы осознаем, что конечная цель жизни — служение, исполнение воли Творца, наш долг перед Ним становится нашей радостью, обязательством и высшей привилегией.
Роль Израиля как Избранного Народа в первую очередь определяется верностью Творцу мира и верностью взятым на себя обязательствам. Он был избран, чтобы выполнять ту функцию, которая оказывает благо не только ему самому, но всему человечеству в целом. Его исключительность подразумевает ответственность, а его таланты и особые способности даны Б-гом ради исполнения этой цели.