Декабрь 2024 / Кислев 5785

Взгляд Торы на принятие еврейства

Взгляд Торы на принятие еврейства

Израиль и народы

Творение можно сравнить с величественным ансамблем. Как ансамбль играет гармоничную музыку, так и все Творение поет во славу Всевышнего. Как каждый из участников ансамбля выполняет свою особую задачу, так и каждая тварь славит Творца на свой манер. Называемый бен бхори — “Сын Мой, первенец Мой” (Шмот, 4:22), еврейский народ служит проводником Б-жественного Провидения и Присутствия. Называемый мамлехет коганим — “царством священников” (там же, 19:16), он призван провозглашать Б-жью славу и воспевать хвалу имени Б-га.

И евреи и неевреи созданы по образу Б-га, и поэтому возлюблены Им. Но как еврей должен ценить место нееврея в мире, так и нееврей должен признавать уникальность и назначение Израиля. Он должен понимать, что у еврея есть особые свойства и качества, которыми одарил его Всевышний в соответствии со Своим Б-жественным планом Творения. Ему важно также знать, что Б-жественная любовь ко всем народам распространяется лишь на тех, кто признает Его.

Мудрецы учат, что в эпоху, когда придет Машиах, Израиль и народы будут действовать вместе как партнеры. Израиль будет учить человечество вере и посвятит себя служению Творцу. А народы будут сотрудничать с ним, обеспечивая его продуктами своего труда, так они будут поддерживать друг друга материально и духовно и создадут гармоничный мир, где будут преобладать мудрость и милосердие.

Несмотря на обязанность Израиля демонстрировать миру смысл монотеизма, он действует как бы противоположно своей роли. Обычно мы воспринимаем влияние как распространение.

А влияние Израиля эффективно только тогда, когда он отделяет себя от народов. Попытки смешаться с народами, ассимилироваться, приводят к рассеиванию света и искажению его высшего качества.

Этот принцип воплощает Аврагам. Обращаясь ко всем людям изо всех народов, он в то же время сохраняет с ними дистанцию. Он не позволяет своему потомству заключать браки с окружающими его народами (Авода зара, 366), смешиваться с кнаанеями. Это к нему относится, говорят мудрецы (Авода зара, 186), начало первого псалма: “Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых” (Те’гилим, 1:1). Слова “нечестивые” или “порочные” относятся к жителям Сдома и филистимлянам. Добродетель Аврагама была в основном направлена на идолопоклонников. А когда Аврагам устранил идолопоклонство, даже такое взаимодействие с народами прекратилось. С тех пор Израиль оказывал влияние только личным примером.

Самым исключительным качеством Аврагама была брит мила (обрезание). Но она не уменьшила, а увеличила его силу влияния. Логически рассуждая, можно предположить, что его уникальность должна была вызывать неприязнь других народов, но Тора называет Авра’гама ав ‘гамон гоим — “Отец многих народов” (Брейпшт, 17:5). Выдающийся комментатор прошлого века Мальбим поясняет это высказывание: “Не думай, что народы будут презирать и отвергнут тебя за то, что ты сделал себе обрезание. Напротив, за твою исключительность они признают тебя своим руководителем и патриархом”.

Слова венивреху беха коль мишпехот гаадама — “и благословятся в тебе все семьи земли” (там же, 12:3) раскрывают природу влияния Аврагама. Средневековые комментаторы Баалей Тосафот толкуют слово нивреху, как производное от слова маврих, что значит “привой” или “отводок”. И хотя прививание ведет к соединению и слиянию, Баалей Тосафот не имеют в виду, что Авра’гам смешался с народами. Это другие народы были привиты к древу еврейского народа в результате гиюров, принятия еврейства, а потомство Эсава и Ишмаэля смешалось с другими народами. Ишмаэль и Эсав соединились с кнаанеями, образовали собственные народы и стали распространять основу учения Авра’гама так, что под влиянием Ишмаэля был создан ислам, а под влиянием Эсава — христианство.

Рамбам (Маймонид) обсуждает это в ‘Гилхот млахим, (глава 12), утверждая, что ислам и христианство созданы в соответствии с Б-жественным планом и приближают наступление эры, когда весь мир будет служить Всевышнему. В доказательство он приводит тот факт, что христианство и ислам, которые принимают Танах (Писание), распространили его среди всех народов земли, и в результате неевреи познакомились с заповедями Творца, что облегчит принятие истин Торы в эпоху прихода Машиаха.