Объединение единомышленников

Объединение единомышленников и «биржа»

Объединение единомышленников для совместной духовной работы – основа Дома Учения Мусара. Мудрецы Торы поддерживают друг друга и выясняют истину в тончайших вопросах веры, как сказал пророк Йешаягу: «Каждый помогает ближнему своему и говорит брату своему: крепись»[1]. Рав Йосеф Юзл Горовиц обратил на это внимание в Доме Учения в Кельме у рава Симхи Зисселя Бройде, как сам об этом неоднократно рассказывал. Однако Саба из Новардока использовал этот метод самым кардинальным образом в целях духовного пробуждения и обретения сил для особо дерзновенных и решительных деяний.

Рав Горовиц придавал особое значение единению товарищей и усматривал в нем большую пользу. Он говорил, что восхищение от постижения таинств Торы напоминает бушующее пламя, согласно словам пророка: «Ведь слово Мое подобно огню, – речение Г-спода, – и, как молот, оно разбивает скалу»[2]. Учитель говорил: «Если положить много дров, то печь согреется и всем станет тепло, но одно полено никого не согреет». Находясь в одиночестве, человек не обладает таким духом жизни, как пребывая среди праведников, собравшихся вместе для трепетного служения. Искры их сердец соединяются в пламя, и каждому становится легче превозмочь свое естество и искоренить недостатки. Ясное мышление заполняет чистую душу, и в нее не проникнуть приниженным страстям.

Группе единомышленников намного проще преодолеть возникающие на их пути трудности и двигаться против течения. Пребывая в одиночестве, человек опасается выступить против мнения общества, боится насмешек злодеев, и каждое препятствие на пути ослабляет его руки. Он не находит сил прорваться сквозь обыденность, сложившиеся устои и взгляды общества. Столкнувшись с препятствием, он отступает. Совсем иначе складывается совместный путь близких по духу людей, ставящих перед собой возвышенные задачи. Товарищам, сплоченным общим мировоззрением, намного легче выстоять в любом испытании. И здесь рав Йосеф Юзл приводил пример со светом и огнем. Если загорелась одна ветка, то ее потушит легкое дуновение ветра, но большой костер не загасить даже самым сильным ураганам – они разожгут пламя еще сильнее. Такова же разница между тем, кто служит Творцу в одиночестве и в группе единомышленников.

Находясь в одиночестве, человек может незаметно для себя сойти с верного пути и заблудиться в иллюзиях, возникающих в результате его личных особенностей, интересов, предвзятостей и пристрастностей, уводящих его в густые дебри. Но несколько человек не могут иметь одни и те же недостатки и изъяны, не придут к тому же самому заблуждению и не совершат одинаковой ошибки. Исходя из всех этих соображений, рав Горовиц призывал стремящихся к трепетному исполнению заповедей создать общество единомышленников и вместе продвигаться в служении Всевышнему.

Однако в объединении товарищей рав Йосеф Юзл видел также и определенную опасность, поскольку, оказавшись в одиночестве, человек, возможно, начнет проявлять робость и боязнь и не устоит в испытании. Это можно сравнить с тем, кто взял на временное пользование дорогие одеяния и ценные предметы, что создает в его воображении иллюзию богатства и славы, но как только он их вернет, вновь окажется бедняком. Поэтому рав Горовиц призывал своих учеников также и к служению в уединении, чтобы они укрепили свои силы, упрочили решительность, и никакие события не могли бы их пошатнуть.

Он говорил, что общество единомышленников приводит к результатам только в случае, если все его участники имеют общую цель: прийти к совершенству в духовной жизни и обрести намерение во имя Небес. Однако если каждый из них преследует лишь свою выгоду, им не достичь успеха. Такие союзы недолговечны.

Рав Йосеф разделил ешиву на группы, участники которых ставили перед собой единые духовные задачи. Они совместно работали над сокрушением недостатков, обретением возвышенных качеств души и поддерживали друг друга. Эти встречи происходили довольно часто, и их участники делились своими трудностями и достижениями. Периодически вся ешива собиралась вместе, и в этих беседах принимали участие преподаватели и глава ешивы.

Работа над качествами души в стенах ешив «Бейт Йосеф» была не только теоретической, но и практической. У каждого учащегося были два блокнота: в одном он записывал принятые на себя обязательства, а в другом – совершаемые для их исполнения действия. Эти блокноты были напечатаны в типографии, и в них приводились духовные задачи и соответствующие им краткие изречения мудрецов и стихи Священного Писания. Для осуществления поставленных перед собой задач некоторые юноши ежедневно совершали более сотни поступков.

В этих блокнотах они также отмечали детали совершаемых деяний, дабы выверить, из какого источника они проистекают, насколько чисты их намерения и не примешались ли к ним гордыня, стремление к славе, корыстолюбие и прочие изъяны. Посредством всестороннего анализа участники групп помогали друг другу понять происходящее в тайных изломах их душ, поскольку людям свойственно не замечать своих пороков. Они давали друг другу советы, как, с учетом особенностей естества каждого, исправить недостатки и обрести возвышенные качества. Об этом сказал царь Шломо: «Лучше двое, чем один… Ведь если упадут, друг друга поднимут…»[3]

Некоторые юноши на определенное время оставляли ешиву, отправлялись в отдаленные деревни, где все свое время посвящали совместной работе по сокрушению в себе пороков и обретению достоинств. Они уезжали, не имея в карманах даже мелкой монеты, дабы развить в себе упование на Небеса, всецело полагаясь на Б-жественную помощь, и в результате преодолевали все трудности и испытания и возвращались назад с новыми силами. Обычно это происходило в конце месяца Адар – начале месяца Нисан, когда возникали многочисленные хлопоты по подготовке к празднику Песах и сосредоточенность на учебе в ешиве немного ослабевала.

Даже в тяжелые времена ученики филиалов ешивы «Бейт Йосеф», расположенных в различных городах, совершали полные опасности поездки для того, чтобы увидеть своего учителя и получить от него ответ на трудные вопросы в вере и знании. Они рассуждали следующим образом: если люди отправляются в дальние страны для заработка или излечения телесных недугов, то тем более следует поехать для исцеления болезней души. Юноши, учившиеся в ешивах «Бейт Йосеф», занимались не только собственным духовным возвышением, но и распространяли знание Торы в духе Учения Мусар среди всего Израиля.

В тяжелейшую историческую эпоху начала ХХ века они, еще совсем мальчишки, ездили по многим городкам и местечкам, еврейские жители которых были рады увидеть их одухотворенные лица и услышать урок Мусара. Нет сомнения в том, что посланники ешивы Новардок много сделали для евреев рассеяния, пробуждая в них любовь к Торе и возвышенному служению Б-гу. В землях, расположенных за пределами Литвы, они нередко были первыми, кто рассказывал местным жителям об Учении Мусар – мудрости трепета перед Небесами. Периодически посещая своих родителей во время праздников или различных семейных событий, они становились посланниками ешивы Новардок в различных городах и местечках России, Украины, Белоруссии и Польши, жители которых прежде не были знакомы с литовскими евреями и их возвышенным служением Небесам.

Важным средством для духовного роста и успеха в сражении с дурным побуждением Саба из Новардока считал ведение споров и дискуссий. В ешиве Новардок было установлено определенное время, когда ученики спорили между собой и обсуждали важнейшие вопросы веры. На их языке это называлось «биржа», по аналогии с торгами коммерсантов, в результате которых устанавливаются котировки различных товаров и ценных бумаг.

Рав Горовиц считал эти беседы очень значимыми, поскольку они помогали им в определении истины, проясняли мышление и очищали чувства. Рассказывают, что эта идея возникла у главы ешивы в 1905 г., когда однажды он увидел, как революционеры проводят агитационную сходку, убеждая собравшихся в правоте провозглашенных ими лозунгов. Тогда он подумал, что если этот метод успешен в распространении социализма и вольнодумия, то его, несомненно, можно применить и для постижения веры. Основание этому он нашел также в словах наших мудрецов, призывающих народ Израиля к совместному изучению и выяснению истины.

Сначала рав Горовиц установил такие занятия в рамках групп единомышленников, во время которых они делились друг с другом размышлениями о путях служения, но позже в работе ешивы были установлены особые часы для обсуждения тончайших вопросов веры. В дальнейшем это стало называться «биржа». Саба из Новардока говорил: «Они занимаются своим, а мы – своим; они спорят о ценах на материальные товары, а мы выясняем истину в духовных вопросах». Он находил этому подтверждение в словах Торы: «Поэтому скажут властвующие: совершим расчет…»[4] ««Властвующие...» – подчинившие свое дурное побуждение, «совершим расчет...» – задумаемся над сутью существования мира, сравним потерю от исполнения заповеди с наградой за нее и пользу от греха с наказанием за него»[5]. Рав Йосеф Юзл говорил: «Как фондовая биржа определят подъем и падение цен на акции и курсы валют, так наша духовная «биржа» определяет состояние наших сердец, качеств и деяний».

Деятельность «биржи» начиналась поздно вечером после завершения долгого учебного дня. Все ученики вставали со своих мест, делились на «хавруты», состоящие из двух человек, и начинали дискуссии. Они не преследовали цель победить оппонента в споре, доказав свою правоту и превосходство. Наоборот, это считалось большим пороком и изъяном души. Перед ними стояла только одна цель – выяснение истины. В большинстве случаев опытный ученик беседовал с новичком и помогал ему постичь тонкости веры и знания, глубоко проникавшие в сердце, и всегда оказывалось, что учитель получал больше, чем ученик. Эти споры помогли многим найти ответы на бесконечные жизненные вопросы, стоящие перед религиозным евреем.

Саба из Новардока утверждал, что нельзя изучать Мусар только аналитически, это Учение необходимо воспринимать чувствительным сердцем. Он считал, что даже самый юный ученик должен испытывать пробуждение души и приходить к глубоким рассуждениям, и видел в «бирже» самое подходящее средство, ведущее к поиску путей исправления. Конечно, это может происходить поверхностно и не затрагивать глубин сердец, однако на многочисленных примерах своих учеников учитель видел, как Мусар постепенно все глубже проникает в их души, и они становятся людьми Торы. Юноши вели эти эмоциональные беседы, передвигаясь по учебному залу или прогуливаясь во дворе ешивы или за ее пределами. Не было таких аспектов веры и знания, которые не затрагивались бы в этих спорах, и все они разбирались столь глубоко, насколько позволяло постижение их участников.

Рав Горовиц внимательно следил за деятельностью «биржи» и считал ее очень важной для развития ешивы. Зачастую он лично подбирал пары для «хаврут» и нередко сам брал какого-то ученика, в течение часа ходил с ним по Дому Учения и вел жаркие споры. Все главы и преподаватели филиалов ешивы «Бейт Йосеф» тоже принимали активное участие в работе «биржи». Рав Горовиц постоянно выяснял, сколько «хаврут» в разных городах занимаются «биржей».

«Биржа» была своего рода приемным пунктом в Дом Учения Новардок для новых учеников. Когда в ешиву приходил юноша, не знакомый с ее обычаями, ему давали одного из опытных учеников, который во время занятий «биржи» вводил его в курс дела, раскрывая суть и основы их пути. Проходило совсем немного времени и тому ученику уже доверяли новичка, которого он, в свою очередь, вводил в сокровищницу духовного наследия ешивы Новардок. Нередко рав Йосеф Юзл сам проводил час «биржи» с новым учеником, который непосредственно воспринимал от учителя его пути в святости.

Изучение Мусара привело к возникновению в ешиве Новардок многих терминов и определений, которые были хорошо знакомы самим учащимся, но не понятны посторонним людям. Также важно отметить, что «биржа» оказала большое влияние на развитие мышления и ораторских способностей учеников, которые в самом молодом возрасте разъясняли и отстаивали в спорах веру наших отцов в единого Б-га. Случалось, что в ешиву приходили стеснительные юноши, которые не могли раскрыть рта, но через несколько лет учебы они превращались в мастеров слова, чьи выступления оказывали влияние на умы и сердца сынов Израиля. Однако главная задача «биржи» была в том, чтобы каждый учащийся ешивы Новардок в спорах со своими товарищами научился выверять свое духовное состояние и находить пути его исправления. И действительно, это принесло большую пользу всем ученикам системы ешив «Бейт Йосеф», которые поддерживали друг друга на пути постижения истины.

Изречения Сабы из Новардока

Рав Йосеф Юзл Горовиц был одарен редчайшими умственными и ораторскими способностями, во время публичных выступлений и частных бесед раскрывал свои воззрения, часто произнося глубокие лаконичные изречения мудрости Мусара, до сегодняшнего дня сохранившиеся в памяти многих евреев. Приведем самые яркие из них:

– Неустойчивый и непоследовательный человек похож на сломанный замок, от которого нет никакой пользы.

– В духовных вопросах не существует средней температуры: может быть либо жарко, либо холодно.

– Мудрец обязан остерегаться пятна на одежде, и тем более он должен быть чист от скверны в своей душе.

– Самое ненадежное сегодня лучше призрачного и неясного завтра.

– Разыскивающий компромиссы и послабления на высоких ступенях, выходящих за рамки закона, испытает преткновения и в элементарных законах, на необходимости которых настаивает мышление.

– Все ожидают откровения пророка Элиягу, но к этому необходимо стремиться и прилагать все силы, дабы выйти на верный путь.

– Только те виды злаков, из которых образуется хамец, подходят для выпечки мацы. Неспособный к ведению материальных дел не преуспеет и в духовном служении.

– Неумение купить телегу дров без того, чтобы стать жертвой обмана, свидетельствует также о недостатке в изучении Мусара.

– Когда человек не в состоянии найти милость в глазах всех людей с их многочисленными воззрениями, пусть направит свое сердце к исполнению воли Всевышнего.

– Иногда мышление человека становится пристанищем для любой идеи, и каждый желающий с легкостью туда проникает и распоряжается там по своему усмотрению, а тот лишь удивляется и не знает сил своей души.

– Следует пожертвовать призрачным завтра ради верного сегодня.

– Все построенное на неровном фундаменте с течением времени все больше искривляется.

– Каждому необходимо прилагать все силы, чтобы устоять на своей духовной ступени, ибо нет никакой уверенности, что он не падет с нее.

– Нечестивцы подобны мякине, влекомой ветром; до его дуновения кажется, что шелуха что-то в себе содержит. Но как только поднимается ветер, сразу же становится видно, что она пустая. Грешники не могут выстоять даже в легчайшем испытании.

– Самый разумный путь – бесхитростное служение Всевышнему, но на него способны лишь наиболее мудрые.

– Трепещущий перед Небесами выверяет каждое свое действие: не является ли оно запрещенным; остальным же все видится разрешенным.

– Если человек с легкостью топчет высочайшие ценности, что остается в его жизни?

– Даже у богача нет двух желудков, и он не может одновременно съесть две трапезы.

– Невозможно в одно и то же время танцевать на двух свадьбах; желающий надела и в этом, и в Грядущем мире утрачивает оба из них.

– Человеку, находящемуся в обществе, кажется, что все люди только тем и заняты, что смотрят на его одеяния и на блеск его обуви.

– Праведный еврей живет с намерением давать, а не брать.

– Если угли трепета перед Небесами не разожгут печь сердца, оно останется холодным.

– Материальные потребности человека известны, и нет причин о них говорить.

– Дурное побуждение сначала старается не допустить совершения доброго дела, а затем стремится лишить его возвышенной мотивации во имя Небес.

– Если, заботясь о других, человек готов пожертвовать частью своей доли в Грядущем мире, то пусть не пожалеет уступить что-либо в этом мире.

– Доброе дело измеряется не количеством, а возвышенностью намерения.

– Необходимо засевать все поля и оберегать те из них, на которых всходит урожай.

– Если бы человек заботился о других людях столь же самоотверженно, как о своей семье, то каждый мог бы основать сто ешив.

– Оказывающий добро людям не утратит заслугу, и они не дадут ему пропасть.

– Забота человека о других не только приносит им пользу, но и создает неповторимый мир ему самому.

– В чрезвычайной ситуации не остается выбора и необходимо купить билет в вагон первого класса – устремиться к высшим идеалам.

– Если необходимо послать письмо, лучше отправить телеграмму; когда требуется послать телеграмму, лучше отправить посланца; вместо посланца следует поехать самому.

– Я никогда не задавался вопросом, является ли нечто возможным, а лишь размышлял, будет ли это полезным.

– Когда ко мне обращался человек, облаченный в традиционные еврейские одежды, я всегда считал важным проверить, не хранит ли он за пазухой чуждые книги.

– Даже если бы я дожил до последнего дня шестого тысячелетия, а Машиах все еще не пришел, нисколько бы не поколебалась моя вера в то, что он несомненно придет в тот самый день.

– Изучающий Тору во имя материальной пользы напоминает змея, который вкушает царские яства, но ощущает лишь вкус земного праха и не может представить себе большего.

– Необходимо быть внимательным, не уклониться при изучении Торы в сторону своих желаний, а привести свои желания в соответствие с мудростью Торы.

– Уровень ешивы определяется не духовным состоянием учеников, а ступенью постижения в ней добра и зла.

– Очень тяжело вынести пренебрежение к себе за соблюдение Торы, но в семьдесят раз сильнее позор человека, оставившего Тору и бесцельно скитающегося по миру.

– Восхищение от изучения Мусара напоминает вспышку молнии, которая на мгновение освещает мрак ночи и помогает заблудившемуся найти свой путь.

– Если стеклянный сосуд разбился дома, то невозможно его починить, но на фабрике его можно сделать еще лучше, чем он был прежде. Дом Учения Мусара является фабрикой исправления человеческих душ.

– Пробуждение сердца в молитве свидетельствует о восприятии Мусара.

– Главное предназначение Мусара – научиться обращать внимание на свои поступки, чтобы не оказаться в нежелательной для себя ситуации.

– Обычно говорят, что светские люди получают долю в этом мире, а люди Торы – в мире Грядущем. Однако изучающий Мусар понимает, что первые лишены и этого мира, а вторым следует опасаться, что они могут не удостоиться и мира Грядущего.

– Почему необходимо изучать Мусар, – ведь достаточно исполнять Шульхан Арух? В первой же главе свода законов Шульхан Арух сказано: «Человек не должен испытывать стеснения перед насмешниками», а без изучения Мусара не исполнить даже этого закона, приведенного в самой первой главе.

– Преимущество раскаяния перед материальными делами в том, что прежние потери превращаются в приобретение.

– Вор во время ссоры называет своего обидчика вором.

– Богобоязненность невежды столь примитивна, что напоминает ржавый замок, который нельзя ни открыть, ни закрыть.

– Пусть явится ко мне верующий человек, и я помогу ему прийти к трепету перед Небесами.

– Самое тяжкое наказание человеку – отсутствие изменений, когда он сохраняет свою изначальную дикую природу.

– Все свои дни я трудился над развитием стремления к цельности.

– Бесхитростность не защищает от господства естества.

– Не трудившийся над исправлением и выверением качеств, напоминает слепого, никогда не видевшего света.

– Иногда в результате работы над исправлением качеств лишь изменяется форма дурного побуждения.

– Человек, меняющий одно зло на другое, подобен петуху во льне; вытащив одну ногу, он запутывается другой, высвободив вторую – застревает первой.

– Если человек не исправит себя в данное мгновение, то не изменится никогда.

– Неспособному господствовать над своими страстями и управлять гневом лучше жить в пустыне.

– Стремящийся к славе за счет унижения ближнего наследует позор.

– Иногда люди отказываются принять похвалу, но их истинное желание – только увеличить ее размеры.

– Умеренный стоит 400 зуз, а ревнующий за Б-га – выше любой цены.

– Робкий и застенчивый похож на полотенце, о которое все вытирают лицо, руки и ноги.

– Дающий имеет больше, чем получающий: последнего одаряют лишь материальным, а первый обретает доброе и чистое сердце.

–  В моей жизни не проходило ни дня, чтобы я не задумывался: не отклонился ли я в сторону от истины.

–  Если бы я узнал, что в некой самой дальней стране есть человек, который может раскрыть мне истину, то оставил бы все и пошел у него учиться.

– Всю жизнь я исследовал свои пути: не проникли ли в них ложь, пристрастность и заинтересованность.

– Даже Каин не совершил убийства неожиданно и спонтанно – это произошло в результате раскрывшейся перед ним «кашерной лазейки».

– Оставляющие Тору сегодня – не вероотступники, а люди, следующие за своими страстями.

– Если ради проклятия «В поте лица своего будешь есть хлеб…» человек трудится целыми днями, то сколько сил он должен приложить, дабы удостоиться благословения «Благословен человек, полагающийся на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой».

– Сердца мудрецов прежних поколений были как внешние врата Храма, они понимали, что такое упование на Небеса и знали, сколь сильно влияние греха.

– Если человек затрудняется исполнить «Возложи на Г-спода ношу твою, и Он поддержит тебя», значит он взвалил на себя непосильную ношу.

– Сколько человек жертвует во имя Торы, столько же он от нее получает.

Притчи Сабы из Новардока

Рав Йосеф Юзл Горовиц обладал редкими способностями в составлении притч, которые очень красочно и выразительно описывали недостатки суетной и тщетной жизни и выявляли низость дурных качеств. Приведем особо яркие притчи великого учителя Торы:

– Раскаивающийся в своих злых делах, но не выбирающий другой путь похож на путешественника, плывущего на корабле на запад, который решил отправиться на восток, но остался на прежнем месте, лишь обратив взгляд в противоположную сторону.

– Полагающийся на свою профессию или умение вести материальные дела напоминает кузнеца, объясняющего свой жизненный успех тем, что не стал ювелиром, иначе бы он оказался безработным. И у него есть тому веское доказательство: за всю его жизнь ни один человек не заказал у него ни одного золотого кольца! Однако каждому очевидна его глупость: именно потому, что он кузнец, никто и не обратился к нему с такой просьбой! Но будь он ювелиром, смог бы убедиться в том, что его заработок намного больше, а жизнь – легче, чем доля простого кузнеца.

– Использующий свои способности исключительно для материальных целей подобен крестьянину, который приехал в большой город и увидел в парке прекрасную статую. Она могла бы ему многое поведать о гармонии и красоте жизни, а он видит в ней только истукан. Он забрал ее с собой в деревню, чтобы поставить в качестве пугала на огороде.

– Некто может быть всецело подчинен своему дурному побуждению и страстям, однако при этом считает, что властвует над ними и может поступать по своему желанию. Он напоминает арестанта, заключенного в оковы, которого жандарм ведет по улице в тюрьму, а он при этом верит и рассказывает другим, что является знатным вельможей, располагающим личной охраной. Однако стремящийся к истине говорит ему: попробуй сделать шаг в сторону и посмотри, как тюремщик вернет тебя на место.

– Тот, кто не полагается на Всевышнего, не уверен в том, что все его существование определяется в Рош Ашана, и пытается опередить то, что задерживает Творец. Это напоминает пассажира, подталкивающего пальцем стену вагона, чтобы ускорить движение паровоза.

– Испытывающему преткновения на своем пути, следует идти более верной и безопасной дорогой. Ведь если вор взломает висящий на воротах замок и совершит кражу, то не имеет смысла возвращать старый замок на прежнее место, поскольку все повториться снова. Теперь уже требуется более крепкий и надежный замок.

– Если некто стремится к раскаянию, но не изменяет свой путь в одночасье, а собирается исправить свои деяния постепенно и не спеша, это напоминает попытку сделать трефную кухню кашерной по частям. Сначала он заменяет одну некашерную кастрюлю на новую, затем еще одну... За это его сочтут глупцом – ведь как только новая посуда соприкоснется со старой, она сразу станет непригодной! Сколь долгий жизненный срок ни был бы ему отпущен, он так и будет менять одно на другое, а его кухня останется некашерной. И здесь возможен только один совет: сразу же очистить всю старую посуду или заменить ее на новую.

– Тот, кто стремится к упованию на Небеса, но не готов полностью положиться на Всевышнего и разыскивает дополнительные опоры, напоминает человека, желающего научиться плавать, но, чтобы спастись в случае опасности, никогда не погружает в воду хотя бы одну руку. И так он может поступать всю жизнь, но не добьется успеха, поскольку не доверяет воде и отказывается войти в нее всем телом.

– Тот, кто не искореняет свои недостатки в основе, а лишь слегка приукрашивает поступки, напоминает карлика, вообразившего себя великаном, поскольку однажды, проснувшись во тьме ночи, он заметил, что кровать, которая прежде была намного больше его размеров, теперь приходится ему как раз впору. Но в действительности оказалось, что он всего лишь развернулся во сне и лежит поперек кровати.

– Даже обладающий сильным разумом не может проанализировать ситуацию со всех сторон, когда в ней замешана хоть малейшая заинтересованность. Ведь если человек привяжет себя к столбу и его глаза будут обращены на восток, то он не сможет посмотреть на запад.

– Тора подобна аптеке, в которой есть лекарства от всех болезней, но в нее нельзя войти и взять все без разбора. Поступающий так может причинить себе большой вред и даже довести себя до смерти. Аптека действительно полна различных снадобий, но их прием зависит от множества условий. Для каждого недуга существует свое лекарство в определенной дозировке, и то, что помогает при одной болезни, может усугубить другую. Для правильного лечения нужны мудрость и опыт. Так и Тора: «Ибо жизнь они (слова Торы) для нашедшего их и для всей плоти его – исцеление».

– Человек должен выверять свои свойства; не быть чрезмерно бесхитростным, но и не слишком подозрительным. Тот, кто с этим не справляется, напоминает кучера, кнут которого слишком короткий и не дотягивается до лошадей.

– Люди ограничены в своих силах и не могут устоять в борьбе со злым началом и бурными желаниями. До возникновения испытания они заблуждаются, полагая, что смогут устоять при любых невзгодах. Однако в час трудностей они вдруг ослабевают физически и умственно. Привязанный к столбу петух уверен, что может преодолеть расстояние в сто миль. Доказательство он видит в том, что способен пробежать два метра в любую сторону, насколько ему позволяет веревка. Но именно этим ограничивается его движение, и при всем желании ему не сделать ни шага больше.

– Иногда человек внимательно проверяет и исследует свои деяния и не находит в них никакого изъяна. Он не осознает, что его рассуждения искажены внутренней заинтересованностью и пристрастностями. Это напоминает притчу о торговце, незаконно производящем самогон, к которому с облавой нагрянули сыщики. Он их радушно принимает и охотно помогает в проведении обыска. Там, где самогона не было и в помине, он усердно имитирует кропотливые поиски… Стражи порядка очарованы такой встречей и сотрудничеством. Хозяин вызывает у них неоспоримое доверие, поэтому в тех местах, где он проходит мимоходом, и они не проявляют особой бдительности, а ведь именно там все это время находился запрещенный товар.

– Все дни человек ведет сражения со своим дурным побуждением, и Тора, посредством ее заповедей и предостережений, раскрывает ему план борьбы и ведущие к победе пути. Однако порой ему кажется, что некоторые ее повеления не являются столь важными и значительными. Он не чувствует, что их нарушение представляет большую угрозу и наносит непоправимый урон. Это напоминает невежду, который заходит к военному стратегу, склонившемуся над картой местности боевых действий в размышлениях о предстоящем сражении. Простак видит лишь маленькие точки на карте и не понимает, в чем заключаются трудности их завоевания. Ему невдомек, что каждый знак означает широкую реку, высокую гору и другие большие препятствия, преодолеть которые очень трудно.

– Иногда некто испытывает преткновение в каком-то своем поступке и принимает решение в дальнейшем быть в этом предельно внимательным. Однако спустя короткое время с ним случается нечто слегка отличающееся от прежнего, и он снова претерпевает падение, и так проходит вся его жизнь. Он похож на беднягу, которого схватили насмешники, набросили мешок на голову и привязали к дереву. На его крики сбежались люди, которые освободили его от пут и предупредили, чтобы в дальнейшем он был осторожен. Однако несколько дней спустя все повторяется снова: ему на голову набросили корзину и привязали к дереву. Когда его спросили, почему он не прислушался к предостережению, простак ответил, что его предупреждали о мешке, а не о корзине.

– Люди позволяют дурному побуждению заманивать себя обманчивыми иллюзиями и пустыми соблазнами. Лишь в конце жизни они понимают, что провели все свои дни в суете и тщете и оказались лишенными всего как в духовном, так и в материальном, испытывая лишь стыд и позор. Это напоминает человека, которого решил провести насмешник. Он завязал ему глаза и предложил, претворившись слепым, пойти в больницу и, используя свое «плачевное состояние», получить сытную трапезу. Прошло несколько дней, и мнимый слепой был так доволен своим новым положением, что ни за что больше не желал снимать повязку с глаз. Насмешник только того и ждал, и позвал его купаться на реку, но вместо этого привел на рыночную площадь. Там он предложил ему раздеться и приготовиться прыгать в воду, а тем временем схватил в охапку его одежду, сорвал повязку с его глаз и убежал. Какой стыд охватил мнимого слепого, который оказался нагим перед глазами множества людей и лишился своего недешевого одеяния…

– Может случиться, что некто живет среди праведников и привыкает к достойным обычаям и возвышенному поведению своего окружения, однако не укоренил все это глубоко в душе, и, оказавшись в приниженном обществе, он может полностью изменить свои пути. Нечто похожее происходит с женихом, который одолжил на свадьбу красивую одежду и выглядит изысканно и нарядно. Однако это не вводит в заблуждение тех, кто знает, что в действительности у него ничего нет и сразу же после свадьбы он всего лишится.

– Однажды спросили учителя, сколько нужно изучать Мусар, и он ответил: до полного переворота в душе. Это можно сравнить с ситуацией, когда опрокинулась карета, и пассажир спрашивает кучера, через какое время можно будет продолжить поездку. И тот отвечает: как только удастся перевернуть карету и поставить ее на колеса.

– Сказал Всевышний народу Израиля: сыновья Мои, откройте Мне отверстие для раскаяния размером с острие иглы, и Я открою вам врата, через которые пройдут возы и телеги. Спросил рав Йосеф Юзл: неужели нам никогда не удавалось раскрыть свои сердца для раскаяния даже на толщину острия иглы? На это он ответил следующей притчей. Существуют два вида отверстий: сквозное отверстие в железе сохраняется навечно, но если сделать брешь в плотине реки, то вода прорвется через нее и смоет все на своем пути. Отверстия, которые мы раскрываем в своих сердцах, являются именно такими, и через них сразу же выплескивается горечь порочных дел и недостойных мыслей, захлестывающих нас своим течением.

– Однажды учитель проверил мезузу, висевшую на его двери, и нашел в ней дыру, по всей видимости образовавшуюся в результате небрежности, когда мезузу прикрепляли на косяк двери дома, и она оказалась непригодной. Раввин был этим поражен и в месяц Элул того года сказал на уроке: «Это служит ярким примером состояния человека, который всю жизнь заблуждается, думая, что является праведником, тогда как в действительности ему может не хватать самой первой буквы алеф».

– В качестве примера того, как люди плывут в общем потоке, следуя один за другим без размышления и рассуждения, учитель приводил следующую притчу. Однажды путник пришел в незнакомый город, и ему срочно потребовалось справить нужду. Он начал в спешке бегать по улицам, чтобы найти выход за пределы городской черты. Когда жители увидели его метания, они заволновались и побежали вслед за ним. Вскоре паника охватила весь город, торговцы закрывали свои лавки, ремесленники бросали работу, ученики оставляли школы, и все пустились в бег, будучи совершенно уверенными, что над ними нависла страшная опасность. Каждый при этом был уверен, что всем другим ясно, в чем дело. Лишь когда они покинули город и увидели в чем была причина смятения путника, они осознали нелепость своего поведения.

– Чем больше человек приближается к Торе, тем яснее перед ним раскрываются ее мудрость и тайны Творения, и он понимает, что она содержит ответы на все его жизненные вопросы. Это можно сравнить с самолетом. Снизу он кажется маленькой точкой и трудно поверить, что в нем умещаются десятки сидящих в удобных креслах людей, которым подают еду и напитки. Его раздирают бесчисленные сомнения: да разве все это может уместиться в этой крошечной точке? Однако все вопросы возникают лишь потому, что человек находится вдалеке. Но как только он приблизится к самолету, все для него станет ясно.

 

[1] Йешаягу 41:6.

[2] Ирмеягу 23:29.

[3] Коэлет 4:9-10.

[4] Бемидбар 21:27.

[5] Бава Батра 78б.