Введение

Уважаемый читатель!

С благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в ешиве Новардок (Новогрудок) – небольшом белорусском городке, на протяжении веков славившемся своей еврейской общиной. Этот Дом Учения основал рав Йосеф Юзл Горовиц (1848-1920 гг.), известный в народе Израиля как Саба (Дедушка) из Новардока. Он родился в литовском городке Плунге (Плунгян) в семье раввина, обладал глубочайшей мудростью и возвышенными качествами души.

В Мемеле (Клайпеда) он встретился с основателем Учения Мусар равом Салантером, и это полностью перевернуло его жизнь. Лишь только увидев величие рава Исраэля Салантера, он незамедлительно оставил все материальные дела и полностью посвятил себя Торе и чистой вере. Раввин пришел к видению истинной реальности и в особой мере раскрыл перед собой существование Творца.

Рав Йосеф Юзл отправился в Ковно (Каунас), дабы воспринять Учение Мусар у учеников рава Исраэля Салантера: рава Ицхака Блазера, рава Нафтали Амстердама и рава Авраама Шинкаря. Он поступил в Колель Ковно и посвятил все свои силы изучению таинств души человека, освободился от земного и устремился к возвышенному. В глазах современников он олицетворял полное чудо, став человеком, в одночасье сломавшим оковы, связывающие его с этим миром, совершил полный переворот в душе, коренным образом изменив свою жизнь.

После нескольких лет учебы у великих учителей Мусара в Колеле Ковно рав Горовиц решил отделиться от общества и продолжить свое служение Творцу и исправление качеств души в уединении в Слободке. Нам ничего не известно о пути его служения в добровольном заточении, но у него было много книг: Талмуд, Галаха, Мусар, и все дни и ночи напролет он посвящал их изучению. Однако основой его занятия было исправление себя, согласно бескомпромиссному пути Мусара, которым много лет спустя последовали его ученики. За полтора года уединения в Слободке и семь лет, проведенные в лесной хижине возле Новоельни, раввин многое открыл для себя, исправил свои духовные качества, искоренил недостатки, обрел достоинства, пришел к глубокой вере и упованию на Небеса, после чего вышел в мир и повел своим путем тысячи сыновей Израиля.

Главным делом жизни рава Йосефа Юзла Горовица стало основание в 1896 г. ешивы в городе Новардок и в дальнейшем целой сети ешив «Бейт Йосеф» во многих городах Восточной Европы, в результате чего он стал широко известен как Саба (Дедушка) из Новардока. Учитель был убежден в том, что только глубокое постижение Торы формирует личности, совершенные в знании Б-га, прямые душой и чистые сердцем, единственным помыслом которых становится выверение истины в каждом своем поступке. Их души обретают силу, и никакие веяния в мире не могут их поколебать.

Как только стало известно о том, что «затворник из Слободки» открыл ешиву, основанную на его бескомпромиссных путях в Учении Мусар – исправлении качеств души и уповании на Небеса, в нее потоками хлынули молодые люди со всех концов света: из далеких городов России, с Кавказа, юноши из хасидских семей Украины и Польши, стремившиеся к трепетному служению Б-гу. И хотя это была литовская ешива, требовавшая от учащихся высокого уровня знаний, раввин принимал всех, не отказывая ни одному желающему. Уроки Мусара, которые Саба из Новардока преподал в стенах ешивы и за ее пределами, раскрывают еврейский взгляд на Творение. Они были записаны его учениками и опубликованы в книге «Уровень человека», первые издания которой вышли в свет в Польше.

Рав Йосеф Юзл Горовиц обладал глубочайшими знаниями Торы, Танаха, Талмуда и Мидраша. Его выступления и беседы основывались на важнейших первоисточниках, глубокий анализ которых раскрывал сокровенные тайны Знания, пробуждая в сердцах слушателей трепет перед Небесами. Он был неиссякаемым полноводным кладезем мудрости и давал многочасовые уроки выдающимся в Знании.

Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят о том, что задача человека – подняться на такую ступень, чтобы в праведности своих деяний он уподобился Творцу. Необходимо устранить завесы, отделяющие нас от Источника нашего происхождения; и до тех пор, пока мы этого не сделаем, – не исполним своего предназначения, будем злоупотреблять дарованной нам жизнью и осквернять свое величие. Из Священного Писания явственно следует, что уподобиться Б-гу означает обрести Его качества и следовать Его путями так, как они раскрываются перед нами в мироздании.

Книга «Мусар ешивы Новардок» является чудесным средством для постижения мудрости трепета перед Небесами и обретения возвышенных качеств души, столь необходимых каждому еврею для соблюдения заповедей, которыми Творец мира освятил Свой народ, даровав нам с Небес Свое Б-жественное Учение. Сказал пророк Малахи – последний пророк Иудеи: «Если учитель подобен ангелу Б-га Воинств, пусть ищут Тору из его уст» (Малахи 2:6). Именно таким человеком был великий мудрец Мусара рав Йосеф Юзл Горовиц – Саба из Новардока. …

Сегодня, через сто лет после его кончины, можно без сомнения сказать: своим Учением он изменил Творение. Рав Йосеф Юзл Горовиц был литовским раввином, который покинул Литву и отправился на восток – в Белоруссию, Украину и Россию, чтобы в те сложные для нашего народа дни помочь евреям, более далеким от источников Знания. У нас нет возможности увидеть возвышенный образ раввина, услышать его голос, не сохранилось даже его фотографии. Но мы можем узнать о его жизни и путях в святости и постараться приблизить себя к его великому образу, исправить свои качества, обрести достоинства, дабы достичь «Уровня человека». Вся его деятельность была направлена на пользу евреям России, и наследие ешивы Новардок для нас – выходцев из этой страны – в высшей степени актуально и сегодня!

Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги: переводчику – Шаулю Бен Биньямину (Иерусалим), редактору – Наталье Хейфец (Вильна), членам редколлегии – Александру Шломо Попову (Санкт-Петербург), Владиславу Финькову (Волгоград), макетировщику – Виктору Томбаку (Вильна), Александру Мамаеву (Вильна), Руслану Руденко (Киев) за участие в работе над текстами, Алексею Еременко (Минск), раввину Мордехаю Райхинштейну (Минск) за предоставленные фотографий и моим друзьям, благодаря помощи которых книга «Мусар ешивы Новардок» вышла в свет в память об ушедших, да будут их души пребывать в Ган Эдене, и на благо живых.

Огромное вам спасибо и да благословит вас Творец!

Вильнюс – Лимассол:

— Константин и Яна Рашап – в память о дедушке Куснель бен Ицхак и

прадедушке Ицхак бен Мордехай

Каунас – Лондон:

— Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс – в память о родителях

Яаков бен Шломо и Брaха бат Ицхак, сестре Ариелла бат Яаков и их

многочисленных родственниках из Ковно, погибших в годы Катастрофы

Москва:

— Герман Захарьяев (фонд горских евреев СТМЭГИ)

— Евгений и Наталья Дубровские – в память о дедушках и бабушках Эсфирь

бат Шулим, Исраэль бен Семен, Хана бат Бенцийон, Ефим бен Хаим и

Циля бат Хаим

— Анонимный спонсор – в память о бабушке Туня бат Айзек и дедушке
Нафтали бен Янкель Шендельман

— Анатолий и Ирина, Леонид и Аня, Дмитрий и Джина Пинские – в память о

матери Геня бат Хаим Давид и Ривка, отце Хаим бен Вульф, дедушке Давид

бен Вульф и бабушке Ривка бат Носон

— Биньямин и Эстер Ефремовы – в память о дедушках и бабушках Нибишид бен Йонатан, Лие бат Шунами, Шалум бен Шамиль, Мирьям бат Истахор и родственниках Гюльбоор бат Шалум, Натанэль бен Шауль

Вильнюс:

— Александр и Лиля Юрявичюс – в память о дедушке Евсей бен Яков

Яцовский и бабушке Лея бат Манэль Яцовскене

— Гай и Oра Шапира – в память об отце Ицхак бен Йосеф и матери Светлана

бат Борис

— Шалом и Ниеле Субич – в память о родителях Юдель бен Мотл и Белла бат Хаим и брате Авраам бен Юдель

— Александр Арончик – в память о дедушке Аарон бен Давид и бабушке

Софья бат Айзик

— Леонид и Виолетта Фурер – в память об отце Янкель бен Лейбл, бабушке

Голда бат Марк, дедушке Исраиль бен Иссак и бабушке Эмма бат Йосеф

Хинкис

Вильнюс – Иерусалим:

— Йосеф и Сара Йосаде, Хася Йоседайте-Сокер – в память о родителях

Яаков бен Моше и Шейна бат Авраам, дедушках и бабушках Моше

бен Шмуэль, Фейгель Ципора бат Шломо, Авраам бен Ицхак, Хася бат

Исраэль, Нафтуль бен Хава Ямпольский и 180-ти родственников из

Кальварии и Лаздияй, погибших в годы Катастрофы

Холон:

— София Бен-Цель – Менахем и Арье Бен-Цель – в память о родителях

Михаэль бен Бенце Лейб и Нелли бат Ошер Аншель Хаим

Ростов-на-Дону:

— Галина Попова – в память о бабушке Анна бат Герасим

Иерусалим:

— Моше Давид Ниренберг и Тамара Хасин – в память о родителях Эзер

бен Рафаэль, Авраам бен Соломон, Люба бат Давид, Рафаил бен Исаак и

Мирьям бат Авраам

Ванкувер:

— Ашер и Сара Пискорские

Рига:

— Пинхас и Малка Розенберг – в память

о дедушке Нахман бен Гершон, прадедушке Гершон бен Йосеф и

прапрадедушке Йосеф бен Авраам

Нетания:

— Элияу и Хана Должанские бабушках Анна и Гита бнот Самуил и Эстер Лев бат Авраам и дедушках: Хаим бен Акива, Акива бен Арон, Гирш и Давид бней Иосиф

Раввин Хаим Бурштейн.

Сиван, 5781 (2021) г.