Чудеса и природа (часть 3)
Чудеса и природа (часть 3)[1]
«Твердыня, совершенно деяние Его, ибо все Его пути – справедливость»[2]
«Б-г есть Господь»[3]
«Израиль спасен Б-гом спасением вечным»[4]
Неизменность законов природы
Наши предыдущие рассуждения раскрыли нам два аспекта.
Первый. Свое всемогущество по отношению к сотворенному миру Всевышний ограничил законами, изначально заложенными в этот мир, дабы не ущемить ни одно творение и не лишить чего бы то ни было ни одного обитателя мира и ни одной его силы, иначе как по заранее определенному закону. При сотворении мира Всевышний определил границу и меру каждому творению согласно его сути, как того требовали Его воля и мудрость. Он поставил над всеми творениями защиту – властителей и управляющих. Воля благословенного Б-га состояла в том, чтобы при управлении миром считаться с каждым творением, не лишая его сил и не ослабляя ни одно создание, как это установлено с сотворения мира, ибо «Царь судом установит землю»[5].
Второй. Все явления и события во вселенной, от мельчайшего до самого возвышенного и вознесенного, все хорошее, приближает ли оно мир к его цели или отдаляет от нее, – все существует и воплощается в силу высших или нижних естественных причин, упорядоченных и заложенных в природу мира с его сотворения. Даже явления, управляемые Б-гом посредством Четырехбуквенного имени, когда перед нами раскрывается, как Б-г изменяет естественный миропорядок, выводя его за привычные рамки и ограничивая действие законов природы, – даже это не есть спасение, возникшее внезапно и спустившееся с Небес. Этот вид управления установлен заранее и подчиняется определенным правилам и законам и даже они должны регулироваться установленными в мире причинно-следственными связями.
Воля Всевышнего определила, чтобы все возможные творения и явления, необходимые миру для достижения окончательной цели, были заложены в природе мироздания и вступают в действие, когда в них возникает потребность.
То, что мы узнали, поможет нам понять многие места в Торе, которые до сих пор могли казаться неясными. Раскроем же наши глаза и узрим свет.
Рассечение моря с точки зрения законов мироздания
В Мидраше (который приводит Раши) на стих Торы: «Обратись к сыновьям Израиля, и пусть пойдут вперед»[6] сказано:
«Им было необходимо только двинуться вперед, ибо море не сможет устоять перед ними. Заслуг их отцов, их собственных заслуг и их веры, когда они поверили в Меня и вышли из Египта, достаточно, чтобы море расступилось перед ними»[7].
Нужно углубиться в слова Мидраша: «море не сможет устоять перед ними», «достаточно заслуг их отцов, их собственных заслуг и их веры». Получается, что заслуги отцов и вера привели к тому, что «море не сможет устоять перед ними». Не будь этого, они не заслуживали бы спасения, и море не расступилось бы перед ними. Справедливости ради отметим, что нам непонятно, почему заслуга того, что «они поверили и вышли», была настолько велика, что благодаря ей сыны Израиля удостоились рассечения моря. Разве можно было не поверить после того, как они увидели множество чудес и знамений Творца, Его мощную руку, карающую египтян? Но наше непонимание происходит только от недостатка ясности в том, как велика важность заслуг и как чудесна их сила, даже если сама заслуга не столь уж значима.
Из этого мы видим, что если бы заслуг у Израиля были хоть немного меньше, или если бы евреям не хватило веры, море не расступилось бы перед ними, и еврейский народ либо утонул бы в нем, либо попал в руки египтян.
Это совершенно поразительно и невероятно. Б-г уже вывел евреев из Египта, чтобы исполнить клятву, данную их праотцам, и в Своем великом милосердии одарить их благом, согласно сказанному: «Я увидел бедствие Моего народа в Египте, и Я услышал его стенание из-за надсмотрщиков… И Я спустился, чтобы спасти его от руки Египта»[8]. Так неужели после всего этого, они, преследуемые египтянами, погибнут и пропадут уже подойдя к Красному морю, если, упаси Б-г, не хватит их заслуг и веры?!
Ведь даже после того как они совершили страшный грех золотого тельца, Моше рабейну умолял Б-га пощадить их, приводя следующий довод: «Зачем же скажут египтяне: ко «Злу» Он вывел их…»[9] Тогда, чтобы не случилось осквернения имени, Всевышний отменил Свое решение уничтожить Израиль, упаси Б-г. Вдруг может оказаться, что море перед ними не расступится, и для спасения им непременно нужны особые заслуги!
Всевышний – источник всего добра и милосердия. И даже если бы народ Израиля не обладал заслугами и верой в полной мере, разве для его спасения было не достаточно Б-жественного милосердия?
Но после того как мы удостоились знания о Законе, который Всевышний заложил в мир, оно осветит нам дорогу и позволит увидеть и понять, насколько точно и четко исполняется истинный Закон.
Теперь мы поймем, что хотя в Своем великом милосердии Всевышний хотел спасти Израиль, тем не менее, если бы море устояло перед еврейским народом и стало бы настаивать на исполнении задачи, отведенной ему при сотворении, нельзя было бы нарушить закон, которому оно стремилось следовать, и вторгнуться в установленные ему границы.
Однако для исправления мира и осуществления его предназначения было необходимо, чтобы народ Израиля был спасен. Поэтому, замышляя сотворение мира, Всевышний одним взглядом обозрел все проявления мироздания в их истинном виде и упорядочил их. Тогда было предусмотрено и будущее рассечение моря, а в законы природы была заложена причина, ведущая к спасению еврейского народа. Море постоянно исполняет свою задачу в соответствии с природой, данной ему при сотворении, и этой силы Б-г его никогда не лишает. Но в противовес этой природе сотворена другая, противостоящая ей естественная сила, вступающая в действие в определенное время и определенным образом. Она и не позволяет морю сомкнуть воды над сыновьями Израиля.
Согласно высшим законам природы, этой силой является вера Израиля, избавляющая от сомнений и приводящая к заслугам. И если бы еврейский народ не заслуживал спасения, море, разумеется, исполнило бы свою природную задачу и не расступилось.
Но нужно знать, что на практике таких неожиданностей не происходит. Ведь согласно знанию Того, Кто все предопределяет и провозглашает завершение при начале, не может не оказаться нужных причин в случаях, когда они должны появиться. Всевышний знает с самого начала, что веры у Израиля будет достаточно, и он заслужит спасения[10].
Избрание Моше рабейну посланцем для избавления с точки зрения Закона мироздания
В добавление к предыдущему, теперь у нас есть возможность понять еще одно неясное место в Торе. В повествовании о возвращении Моше в Египет сказано: «И было в пути, на ночлеге: и встретил его Б-г и пожелал умертвить. И взяла Ципора острый камень обрезать своего сына…»[11] В чем же была вина Моше, которая привела его к смертельной опасности? Это разъясняют наши мудрецы (их слова приводит Раши):
«Причина заключалась в том, что Моше не обрезал Элиэзера, своего сына. И за это промедление ему было определено наказание смертью. В Барайте от имени раби Йоси сказано: «Упаси Б-г, он не промедлил по лености. Моше рассуждал так: если я сделаю ребенку обрезание, а затем выйду в путь – в первые три дня это будет для него опасно. Я могу выполнить эту заповедь и подождать три дня – но Всевышний повелел: возвратись в Египет»! Почему же Моше был приговорен к смерти? Потому, что в первую очередь занялся обустройством ночлега»[12].
Это совершенно непонятно. Как в такой опасности мог оказаться не простой человек, а Моше рабейну, которого Всевышний направил исполнить клятву, данную праотцам, – освободить народ Израиля и вывести его из Египта?
Ведь из повествования Торы можно понять, что если бы Ципора не поспешила с обрезанием сына, ангел убил бы Моше, и этим было бы задержано избавление Израиля!
Как бы мы ни объясняли суть греха Моше[13], из Торы совершенно не следует, что из-за этого греха его духовный уровень стал ниже и он уже не мог быть посланником Б-га для избавления Израиля. Ведь если бы уровень Моше действительно понизился, какова была бы в этой истории роль Ципоры? Как она могла исправить прегрешение Моше? Из Торы следует, что это был некий особый грех, за который Моше заслуживал наказания, ибо «Всевышний очень взыскателен к тем, кто находится возле Него, и наказывает за отступление даже на волосину»[14]. Из-за того, что этот грех заслуживал наказания, возникла угроза задержки стоящей перед Моше великой и возвышенной задачи – вывести еврейский народ из Египта и получить Тору из уст Всевышнего.
Получается, что Б-г не избавил бы его от этой опасности, если бы Ципора ради его спасения не исполнила заповедь. Как же так? Ведь кажется необходимым предупредить Моше, оградить от греха, чтобы не задерживать грядущее избавление!
Но и этому есть объяснение. Всевышний счел благом основать мир на Законе, учитывающем все творения, не устраняя и не ослабляя ни одно из них. Он не вносит поправки в Свой Закон и не изменяет путей его действия. Пути Закона, которые Б-г счел правильным заложить в мир, ведут к непременному и обязательному следствию: Моше рабейну согрешил, вовремя не обрезав своего сына, и за это должен понести наказание. Ангел, призванный его осуществить, исполняет свою задачу, и ему нельзя воспрепятствовать. В этом – закон, которому он подчиняется, для этого он сотворен. Но, с другой стороны, от Моше зависело избавление Израиля, необходимое для приближения мира к глобальной цели. Поэтому с самого сотворения в систему мироздания была заложена возможность спасти Моше от наказания. Однако это было возможно осуществить только с помощью духовных сил, которые подчиняются законам природы и противодействуют обвинителю, не позволяя ему применить свою силу и последовать закону своей природы.
Все мироздание едино, поскольку объединено общим замыслом
Мы уже объясняли[15], что управление посредством Четырехбуквенного имени, заложенное в мир согласно установленным законам и правилам, действует как «изначально заданное условие». Принцип этого управления состоит в том, чтобы лишить власти естественные законы природы ради воплощения в мире воли Творца таким образом, какой требуется для достижения главной цели существования мира. Именно это и имеют в виду наши мудрецы в своем изречении: «Сказал раби Йоханан: Всевышний условился с морем, что оно расступится перед Израилем»[16]. Это означает, что такое управление имеет свои границы и подчиняется правилам, определяющим как и когда оно может проявиться. Изначально было заложено, что это управление будет подчиняться порядку, установленному Творцом мира, и что в мире не возникнет ничего нового, то есть ни одно создание не будет устранено или лишено сил.
Нужно добавить, что не только море стремится к исполнению своей задачи, не нарушая законов, определенных для него Всевышним с самого его сотворения. На самом деле любой ущерб, любое ослабление одного из творений нарушает гармонию вселенной и разрушает порядок мироздания. Ведь все силы в мире объединены и связаны друг с другом. Действие любой силы природы связано со всеми силами в мире, поскольку они подчиняются одному порядку и единой точной и тщательно разработанной системе. Поэтому, если бы Всевышний лишил море его силы или ограничил ее, тем самым Он ослабил бы силу всего мироздания, а из-за этого оно лишилось бы удивительной гармонии, царящей в мире. Это не соответствует воле Творца, воплощенной в Творении в том виде, в котором оно было задумано и осуществлено с самого сотворения.
Именно в этом заключается смысл продолжения этого Мидраша: «Сказал раби Ирмея бен Элазар: Всевышний условился не только с морем, но со всем сотворенным в шесть дней Творения». После этого Мидраш приводит несколько примеров временного изменения в Творении благодаря чуду. Например, море расступилось перед сыновьями Израиля, Небеса и земля безмолвствовали и прислушивались к речениям Моше, солнце остановилось по слову Йеошуа. Мидраш приводит и другие примеры. Это означает, что если с одним из творений происходит нечто, изменяющее его естественное состояние, – это результат того, что Всевышний заранее условился об этом со всем мирозданием. Все причины и следствия, необходимые для существования мира и достижения цели, ради которой он был создан, уже были заложены в первоначальном замысле Всевышнего, в Его «единой мысли». Все очень точно отмерено, каждая составляющая мира согласуется со всеми остальными, в соответствии с законами каждого человека и каждого предмета[17].
Но нужно знать, что выражение «в единой мысли» неточно определяет «изначальную волю Творца», то есть начало сотворения мира. Это лишь упрощенное представление об утонченной Б-жественности, которую мы называем «изначальной волей Творца». Это духовное и очень возвышенное явление, которое мы никак не в состоянии себе представить.
Будучи ограниченными рамками наших понятий, внутри которых мы только и способны существовать, нечто, кажущееся нам духовным и возвышенным, мы называем словом «мысль». Но, на самом деле, это явление неизмеримо тоньше и выше мысли. Оно есть корень всего существующего в мире, и именно из него проистекает управление посредством Четырехбуквенного имени, которому подчиняется все мироздание. В нем же объединяются все различные силы мира. Именно оно заставляет их действовать и ведет к истинной цели.
Даже известные причины, действующие в мире, остаются непонятными, а потому и известное, и неизвестное – это лишь установленные в природе законы
Разъясненное нами поможет понять еще одно удивительное место в Мидраше:
««И вывел его наружу»[18]. Всевышний сказал Аврааму: выйди за пределы влияния звезд! По расположению звезд ты определил, что не сможешь иметь сына. У Аврама действительно не может быть сына, но у Авраама будет сын! И то же самое с твоей женой: Сарай не сможет родить, но Сара родит. Я изменю ваши имена, и это изменит ваши судьбы»[19].
Сейчас мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, но в любом случае ясно, что из него следует множество выводов, напрямую связанных с тем, о чем мы говорили прежде. Ведь, на первый взгляд, возникает вопрос: для чего Всевышнему изменять имена людей ради изменения их судеб? Если Б-г желает, чтобы у Авраама был сын, и чтобы Сара родила, что сможет Ему помешать, даже если их имена не претерпят изменений? И кроме того, нам непонятно, в чем заключается изменение при получении новых имен?
Как раз на эти вопросы мы и ответили выше. Поскольку по законам природы у Аврама и Сарай не могло быть детей, Всевышний не стал изменять их естество, поскольку из-за этого нарушился бы весь порядок мироздания. А этого Б-г не допускает! Ведь иначе мир не останется в том виде, в котором он был сотворен, и не сможет воплотиться изначальный замысел Творца – привести к совершенству именно данный мир. Поэтому для каждой болезни было изначально предусмотрено лекарство. В первоначальной мысли Творца, мысли обо всем мироздании и обо всем его пути к совершенству, содержалась идея, из которой следует, что замена имени Аврам на Авраам, а Сарай – на имя Сара будет достаточно для изменения их судеб. Это изменение не нарушит законов природы, так что порядок мироздания не будет нарушен. И даже если мы не понимаем, в чем суть этого лекарства и как оно воздействует на корень души человека, – благословенный Творец, знающий тайны природы, ее правила и границы, изначально наделил это лекарство нужной силой и заложил его в высшие законы природы, а в нужный момент раскрыл Своим рабам.
Это разъяснение проливает свет и на суть другой идеи, которую трудно понять, следуя обычными путями. Речь идет об обычае менять имя опасно больного человека в целях отмены его смертного приговора. Основа этого обычая упомянута в Талмуде: «Сказал раби Ицхак: четыре вещи отменяют обвинительный приговор человека: милосердие, молитва, изменение имени и исправление поступков»[20]. Причину этого нам объяснил Ран: «Дело в том, что изменение имени побуждает человека к раскаянию. Он задумывается о себе: теперь я уже не тот, кем был прежде, и должен исправиться». Но все еще трудно осознать, что причина заключается только в этом – ведь изменение имени оказывает свое воздействие даже когда больной бредит в жару и не осознает произошедшего и уж тем более не способен раскаяться!
(В другом уроке мы уже объясняли, что имеет в виду Ран, и тогда же разрешили и этот вопрос). Однако то, что мы сказали сегодня, позволит объяснить слова Рана по-другому. В первоначальном замысле, в котором были упорядочены все действующие в мире силы и события, были заложены и различные явления, которые должны стать частью мироздания и служить лекарством, способным изменить порядок мира без необходимости изменять установленные и изначально упорядоченные законы.
Теперь нам не покажется удивительным, что изменение имени может повлиять на человека и помочь ему излечиться от болезни. Ведь на самом деле здесь нет ничего загадочного! Это не более странно, чем все законы природы, которые мы ежедневно наблюдаем. В них мы видим ничуть не меньше чудесного, обнаруживаем не меньше сил, природа которых от нас скрыта. Разве мы понимаем природу происходящего, когда из одного зернышка, посеянного в распаханную землю, развивается и вырастает колосок с множеством зерен?
Действительно, ученые естествоиспытатели исследовали этот процесс и установили, как именно он протекает, как зерно развивается в растение, а затем образуется плод. Они обнаружили вещества, которые объединяются, когда растение вбирает в себя соки из размягченной и увлажненной земли. Но это знание возникает лишь после того, как мы наблюдаем воплощение этого закона природы и понимаем, что «это так устроено». И поскольку опыт нам показывает, что рост и развитие растения протекает именно так, это кажется очевидным и не вызывает никакого удивления.
Но, на самом деле, все наши познания природы Творения ограничиваются порядком ее явлений и путями их изменения, которые мы видим своими глазами. Если бы мы наблюдали прямо противоположное – например, что развитие растения начинается только после того, как зерно высохнет до каменного состояния, мы точно так же увидели бы в этом высыхании заключенную в нем причину роста растений.
Ведь, в конечном итоге, основа всех явлений мира – в тайне закона природы. Если бы мы освободились от власти привычки, то были бы поражены ничуть не меньше, чем мы удивляемся таким духовным явлениям и силам, как приобретение способности родить вследствие изменения имени. Ведь Сарай родить не могла, а Сара – родила. Между этими рядами явлений нет никакой разницы, кроме того, что к некоторым из них мы привыкли, постоянно сталкиваясь с ними. Поэтому они нас и не потрясают, мы принимаем их как нечто должное и естественное.
Давайте представим себе человека, который родился и вырос в пустыне, живя на искусственном питании, то есть принимал пищу не через рот и органы пищеварения. Представим себе, что он начал голодать, и его тело стало чахнуть. И вдруг ему сообщают, что от его болезни есть лекарство. В «отверстие на его лице» нужно поместить некое питательное вещество, измельчить его зубами, а затем направить внутрь тела. Этот человек не сможет понять, какая может быть связь между пищей, которую он поместит в отверстие на лице, и его измученным от голода телом.
На самом деле мы тоже должны этому удивляться. Нам известен процесс изготовления хлеба, природу роста и созревания зерна, помол зерна и выпечку теста в печи. Мы знакомы также с физиологией пищеварения. Нам известно, как отделяются вредные вещества и впоследствии выводятся из тела, а полезные расщепляются, а затем поступают в определенные органы тела и в «кровь, в которой душа». Но все это не только не уменьшает нашего удивления, а наоборот, должно усилить изумление перед этим великим явлением. Ведь причина всей этой поразительной цепочки от нас скрыта и связана только с предшествующей всему волей благословенного Б-га. В соответствии со Своим изначальным замыслом, Он счел правильным и уместным, чтобы в мире существовали творения, которые будут действовать согласно Его повелению.
Точно так же обстоит дело и с идеей изменения имени. Здесь тоже есть законы и ограничения, заложенные в мироздании, установленные и упорядоченные с самого сотворения и определяющие что и как будет действовать. Мы не можем понять сути этих законов, поскольку ограничены нашими чувствами и лишены способности непосредственно видеть и осознавать такие явления. Но даже если бы мы знали, как изменение имени воздействует на природу человека и его болезнь, к нашей осведомленности прибавилось бы лишь еще одно знание. Мы узнали бы только о последствиях изменения имени, его границах, путях и законах действия. Тогда мы смогли бы распознать эти процессы и понять, каким образом они заложены в мироздание и упорядочены в нем по воле Б-га. Но истинная причина, заключенная только в воле благословенного Б-га, выраженной в Творении, все равно навсегда осталась бы для нас непостижимой.
Поэтому по-настоящему мудрый человек не удивляется наличию в мироздании таких явлений и сил. Действие духовных сил удивляет его не больше, чем проявление материальных, видных глазу. Для него и то, и другое – одно и то же. Ведь мы не можем узнать истинной причины явления даже в более понятной нам материальной природе. Как материальная причина заложена в законы природы по воле Б-га, так и духовная причина приводит к последствиям согласно Его воле. И только примитивные люди, видя причинность материальных явлений и наблюдая, как одни из них действуют, а другие подвергаются воздействию, – ошибаются, полагая, что теперь они все постигли и что им трудно понять и осознать только невидимые их глазу духовные процессы. Но на самом деле, будь все наше знание как о материальном, так и о духовном даже в тысячу раз обширнее, оно все же не усилило бы нашего постижения истинной реальности, поскольку она зависит от воли благословенного Б-га, скрытой от глаз всего живого.
Управление посредством Четырехбуквенного имени воплощается в реальность теми, кто для этого предназначен
При сотворении мира Б-г пожелал, чтобы все в нем происходило в соответствии с законами, которыми Он ограничил Свое Творение. Он назначил министров и правителей, чтобы они действовали в определенном порядке и надлежащим образом установленным для реализации их предназначения. И «нет ни одной травинки внизу, у которой наверху не было бы правителя, который ее охраняет, поддерживает и говорит ей: расти!»[21] Поэтому даже управление посредством Четырехбуквенного имени, включающем в себя все сотворенное и направляющие его к цели, не проявляется перед нами во всем своем свете и силе – даже когда от него это требуется, то есть когда речь идет о движении к цели Творения, заданной в первоначальном замысле. Проявления этого управления тоже определены изначально, условия его действия заложены в Творение согласно замыслу Того, Кто «провидит завершение из начала»[22].
Это прольет свет на еще одну удивительную историю. Моше получил от Б-га повеление: «А ты подними свой посох, простри руку над морем, и оно расступится»[23]. На первый взгляд, это непонятно. Как поднятый и простертый над морем посох может послужить причиной рассечения морских вод? Если же Б-г пожелал, чтобы чудо явилось через Моше рабейну, почему было недостаточно, чтобы Моше повелел морю расступиться?
Но ведь мы объяснили, что управление посредством Четырехбуквенного имени тоже облачается в явления духовной природы, как изначально задумано и установлено высшей справедливостью. Мы знаем, что все проявления природы черпают свою силу из поступков людей в Мире Деяния, путем воздействия снизу вверх. Теперь мы можем понять, что точно так же должны происходить даже самые удивительные чудеса. Ведь все, созданное в шесть дней творения, движется по одному пути!
Природой обусловлено, что человеку легче сосредоточиться и воодушевиться вследствие действия, нежели слова. Так и спасение Израиля – хотя оно и осуществилось посредством Четырехбуквенного имени, все же нуждалось в видимой причине – деяниях Моше рабейну, в его сосредоточенности и силе воли. И он добился необходимой концентрации, совершив свой поступок и тем самым направив все свои душевные силы на достижение цели. И «Небесам открыто», что только такой поступок может привести к полному и верно направленному воодушевлению, к сосредоточению воли на достижении цели. С самого сотворения было установлено, что именно такой поступок поможет Моше достичь сосредоточения, необходимого для совершения чуда рассечения Красного моря.
Нам это трудно осмыслить, поскольку мы не в полной мере ощущаем разницу между поступком и словом для корня души человека и для высшего корня мироздания. Но даже если бы мы осознавали это различие, то все равно не постигли бы его истинной причины, не поняли бы, почему чудо должно было свершиться именно таким образом. Ведь, в конечном итоге, корень всех явлений определяется волей благословенного Б-га. Мы же получаем знание о происходящем, только когда Творец этого пожелает.
Управление милосердием посредством Четырехбуквенного имени объединяется со свойством суда «Его судей»
Теперь для нас прояснится комментарий наших мудрецов на стих Торы: «И Б-г спас в тот день Израиль от руки Египта»[24]:
«Но разве Израиль тогда был в руке Египта? Суть здесь в следующем. Когда народ Израиля вышел из Египта, Уза, ангел-властитель Египта, обратился к Б-гу: «Властелин мира! У меня есть законные претензии к народу, который Ты выводишь из Египта. Пусть Михаэль, их властитель, явится сюда и судится со мной перед Тобой!» Тогда Всевышний повелел Михаэлю: «Приди и судись с ним!» Уза, властитель Египта, сказал: «Властелин мира! Ты постановил, чтобы этот народ был в рабстве у моего народа четыреста лет.., и все еще не наступило время их освобождения…» Всевышний повелел Михаэлю ответить, но Михаэль безмолвствовал. Тогда Всевышний Сам обратился к Узе и сказал: «Я могу оправдать Моих сыновей… Я ведь не сказал: «В земле Египетской»! Я говорил о «земле чужой»[25], и всем известно, что с рождения Ицхака они стали пришельцами…»»
И там же, ниже:
«Когда Всевышний пожелал утопить египтян, Уза, властитель Египта, встал перед Всевышним и сказал Ему: «Властелин мира! Ты назван справедливым... Почему Ты желаешь утопить египтян? Разве мои дети топили Твоих детей или их убивали? Из-за того, что египтяне поработили евреев, Ты теперь хочешь их утопить! Но евреи уже получили свою плату – все золото и серебро египтян!» Тогда Всевышний собрал все Свое высшее воинство и сказал: «Рассудите меня с Узой, властителем Египта! Вначале Я навел на Египет голод и дал им для спасения Йосефа… А потом пришли Мои дети как пришельцы, и египтяне их жестоко поработили… Теперь же они преследуют их, чтобы вернуть в рабство. Разве поступающий так не заслуживает, чтобы море поглотило его вместе со всем войском?!» Ответило Всевышнему все Его высшее воинство: по Закону Ты прав, содей по Твоей воле…»[26]
На первый взгляд, это странно. Какой «суд» может быть между Всевышним и Узой, властителем Египта? И как Всевышний может предстать перед судом Своего высшего воинства?
Но именно это для нас теперь и прояснилось. Всевышний заложил в мир определенный порядок и пожелал, чтобы его наполняли именно такие творения. Поэтому Он считается с каждым созданием и уважает законы, которым оно подчиняется. Каждое творение требует возможности исполнить свое предназначение, и в этом ему помогает назначенный над ним властитель, который настаивает, чтобы с этим творением обходились по Закону. Высшие властители заботятся и охраняют все вверенные им создания, следят, чтобы ничьи права не были нарушены, – ведь это нанесло бы вред всей системе мироздания! И только когда согласно общим законам мироздания и его правилам Б-жественное управление справедливо судит мир, высшие властители с ним соглашаются. Только при особой необходимости явить именно данное управление миром Всевышний вправе отменить действие законов природы.
Даже при управлении посредством Четырехбуквенного имени воля благословенного Б-га реализуется в силах природы и проявляется при помощи законов мироздания. Мы видим, как часто Тора говорит, что Всевышний «спустился»: «И спустился Б-г, чтобы посмотреть на этот город и эту башню»[27], «давайте спустимся и смешаем там их язык»[28], «спущусь Я и посмотрю: согласно ли крику, дошедшему до Меня их, они поступали…»[29], «и Я спустился, чтобы избавить его»[30]. Ведь, поскольку Всевышний сдерживает Свое всемогущество, если только можно так сказать, и воплощает Свою волю только через явления, укорененные в мироздании, – для Него это «спуск». Ведь теперь Он как будто бы нуждается в участии сил мироздания и порядке природных явлений!
Вот что говорит Рамбан на стих: «И Я спустился, чтобы избавить его от рук Египта»[31]:
«Я раскрылся…», – или же это несет в себе тот же смысл, что и стих: «Спущусь Я и посмотрю: согласно ли крику, дошедшему до Меня, они поступали». Тайну этого стиха я разъяснил в другом месте».
Эту тайну Рамбан объясняет в главе Вайера[32]:
«Я сообщу тебе намеком мнение мудрецов Истинного Учения. Сказано в Торе: «Ибо вот Б-г выходит со Своего места и спустится, и раздавит возвышенности земли»[33]. Наши учителя объясняют этот стих Торы так: Он выходит из одного Своего качества и переходит в другое. Выходит из качества милосердия и переходит к качеству суда».
То же самое происходит и здесь. «И сказал Б-г в Своем сердце: велик крик Сдома и Аморы»[34]. Я спущусь от качества милосердия к качеству суда и посмотрю через качество милосердия: если крик, который доходит до Меня через качество суда, соответствует тому, что они сделали, – они будут уничтожены. А если нет – Я помилую их. Так обычно и понимаются слова «И узнал Б-г».
Действительно, в предисловии к своему комментарию на Тору Рамбан предостерегает нас, чтобы мы не старались искать собственные толкования и примешивать личные рассуждения к тому, что он пишет о тайнах Торы. Но ведь мы имеем право размышлять над сутью того, чему он захотел нас научить!
Можно предположить, что здесь Рамбан намекает нам как раз на то знание, о котором мы говорим. Хотя поступок и совершается качеством милосердия, то есть через наиболее высокое управление, но даже в пределах этого управления, выходящего за рамки установленных законов, Б-г все же придерживается, если только можно так сказать, общих правил мироздания и его законов. Даже это управление проявляется в силах и принципах, заключенных в мироздании, и действует так, как Б-г установил для этих сил и как условился с ними со времени сотворения.
Поэтому Всевышний говорит: «Я спущусь и посмотрю». Всевышний спускается из качества милосердия в качество суда и смотрит через качество милосердия: если люди сделали то, о чем вопиет качество суда, – они будут наказаны.
Вот что это значит. Всевышний желает помиловать свои создания, в чем и состоит Его истинная воля, то есть абсолютная доброта и милосердие. Он, если только можно так сказать, спускается из свойства Своего милосердия к свойству суда, чтобы повлиять на него, озарить его светом милосердия и смягчить в той мере, которую допускает справедливость. Он смотрит с милосердием через качество суда. Но если качество суда действует столь неумолимо, что, согласно условиям его существования, в нем не остается места для милосердия, если жители Сдома действительно поступили так, как свидетельствует крик качества суда, и их помиловать уже невозможно – тогда они неизбежно будут приговорены к уничтожению. Только если требования качества суда не столь непреклонны, если при раскрытии света милосердия они смягчаются и возникает возможность проявить милосердие – только тогда «Я узнаю», «Я приближу их к Себе и помилую».
В этом же состоит смысл комментария наших мудрецов на стих Торы: «И Б-г поразил всех первенцев»[35]. Они поясняют, что «везде, где сказано «И Б-г», имеется в виду Б-г и Его судьи»[36]. На первый взгляд, это странно: зачем Б-гу «судьи», которые вместе с Ним участвуют в судопроизводстве? Особенно здесь, где особенно отмечается: «И Я пройду», «И Я поражу» и т.д., то есть, по словам наших мудрецов, «Я, но не ангел; Я, но не высшие ангелы; Я, но не посланник»[37]!
Мы говорим как раз об этом. Даже когда Б-г проявляется, если только так можно сказать, «во всей Своей славе», посредством Четырехбуквенного имени, Он до конца не оставляет установленную им для мироздания систему управления, а также принципов и законов, изначально заложенных в мире. Качеством суда нужно было воспользоваться, чтобы через этих «судей» в мир вошел свет Его непосредственного управления, соответствующего Его скрытому желанию и ведущего мир к цели, ради которой он был задуман.
Это управление действительно проявляется и известно нам как Четырехбуквенное имя, которое мы произносим как слово Б-г. Но поскольку оно спускается в мир через силы, заложенные в него изначально, правильно будет назвать его – управление через имя «Б-г, Господь». Так Моше и сказал в своей молитве: «Б-г, Господь, Ты начал показывать Своему рабу Свое величие и Свою сильную руку…»[38]
Как бы то ни было, велико различие между этим управлением и обычным способом Б-жественного управления миром через имя «Шаддай», «Всемогущий», то есть через постоянные законы природы. Возможности этого управления ограничены естественными причинами, материальными и духовными. Но когда в мире появляется управление посредством Четырехбуквенного имени, мироздание меняет направление своего движения не в связи с временной ситуацией и не в связи с общим состоянием человечества, а согласно тому, что требуется для достижения цели сотворения мира.
В этом заключается тайна Б-жественного управления миром, которая не была открыта даже нашим святым праотцам. Хотя они и знали о нем, однако не узрели его непосредственно, поскольку в их времена оно не проявлялось. Кстати, даже после того, как это управление было раскрыто в мире, оно проявляется ровно в той степени, в которой постигается человеком. Чем выше поднимается человек, чтобы его узнать, тем больше для него раскрывается это управление. Теперь понятно, как неизмеримо глубока тайна Б-жественного управления, – ведь даже наши святые праотцы не удостоились ее постичь!
Но все это относится только к шести тысячелетиям существования мира. Однако в будущем управление через Четырехбуквенное имя раскроется во всем его сиянии и мощи, без ограничений Закона, который Б-г установил для этого мира. Властвовать будет только абсолютное милосердие и добро, и эта власть будет безграничной. Как об этом сказано: «И будет Б-г царем над всей землей, в тот день Б-г будет один, и имя Его – одно»[39].
Раскрытие Четырехбуквенного имени во время окончательного избавления. «Б-г один»
Именно об этом говорят наши мудрецы в комментарии на стих Торы: «Счастлив ты, Израиль, – кто подобен тебе, народу, спасаемому Б-гом»[40]:
«Всевышний сказал: в этом мире ваше спасение приходило посредством человека. В Египте вас спасали Моше и Аарон, во времена Сисры – Двора и Барак, от мидьян вас спасли Судьи. Но поскольку они были лишь людьми из плоти и крови, порабощение возвращалось. Но в будущем Я Сам спасу вас, и больше вы не будете порабощены, ибо сказано: «Израиль спасаем Б-гом – спасением вечным»[41]»[42].
Это означает, что, хотя избавление из Египта было осуществлено, если только можно так сказать, Самим Б-гом во всей Его славе, все же Его управление спустилось в мир через законы мироздания и подчинялось общим правилам, которые Б-г для него установил – принципам, определяющим, каким именно образом допустимо ограничить действия законов природы, когда того требует достижение конечной цели мироздания. Поэтому и это управление осуществлялось действиями людей и зависело от их способности к его реализации. Когда же их воздействие заканчивалось, мироздание возвращалось к прежнему состоянию, к установленному для него порядку. Но в будущем, когда мир достигнет цели, ради которой был создан, и свет Б-жественного управления воссияет для всех, высшие властители и посланцы уже не будут обладать властью, и все будет управляться только истинной волей Б-га, которая есть безграничное милосердие и доброта. «И вознесен будет только Б-г один в тот день»[43]. Когда Израиль будет спасен самим Б-гом, его спасение станет вечным.
Поскольку, с Б-жьей помощью, для нас все это прояснилось, я позволю себе сказать, что этот вопрос уже обсуждал Моше рабейну. Замечание на эту тему мы видим и у Рамбана. Он говорит, что Моше желал узнать пути Б-жественного управления от Него Самого. Поэтому он и обратился с просьбой: «Раскрой мне, прошу, Твои пути, чтобы я знал Тебя»[44].
Именно это имел в виду Моше, когда сказал Всевышнему: «Кто я такой, чтобы пойти к фараону и вывести сыновей Израиля из Египта?»[45] Моше удивился, что, когда для выхода из Египта потребовалось управление посредством Четырехбуквенного имени, наряду с этим Б-г повелел, чтобы и Моше пошел к фараону и вывел еврейский народ из Египта. Ведь согласно законам природы, подчиняющимся имени «Всемогущий», евреи не заслуживали спасения! Оно могло прийти только через управление посредством Четырехбуквенного имени, действующего в соответствии с сокрытой волей Б-га и направленного на достижение конечной цели мироздания. Поэтому Моше недоумевал: зачем Б-гу нужно посылать еще и его?! В этом и состоял его вопрос: кто я такой, чтобы пойти к фараону и вывести сыновей Израиля из Египта? Ведь Избавление принесет Твое великое имя! Где же здесь место для другого управления, для действия и участия человека?
Именно на это Б-г отвечает ему: «Ибо Я буду с тобой»[46]. Другими словами: хотя спасение будет связано с управлением через Четырехбуквенное имя, на что указывает слово «Я буду», – все же это будет «с тобой». Ведь в течении шести тысячелетий существования мира даже управление посредством Четырехбуквенного имени связано с поступками людей и их влиянием. Это необходимо хорошо осознать.
Наши рассуждения позволят объяснить и глубоко прочувствовать слова Талмуда:
«Раби Йоханан начинал плакать, когда говорил о стихе Торы: «И Я привлеку вас к суду и буду свидетелем поспешающим»[47]. Если господин привлекает своего раба к суду и торопится свидетельствовать против него – на что тому остается надеяться?»[48]
Необходимо разобраться, что же вызвало такое волнение раби Йоханана? Разве есть что-то необычное в том, что Всевышний – справедливый судья, воздающий каждому по его путям и поступкам?
Наши разъяснения позволят это понять. Всем известно, что поступки людей подвергаются справедливому суду, и именно в наказание за грехи человека постигают бедствия. Но, на первый взгляд, эти наказания определяет только качество Б-жественной справедливости, укорененное в мироздании. В то же время истинная воля Б-га, не подчиняющаяся законам такого управления – это абсолютное добро и милосердие. Когда Всевышний желает, Он поступает со Своими созданиями в соответствии с качеством милосердия, отменяя вынесенный человеку приговор. Поэтому можно было бы утешиться надеждой на то, что Б-г абсолютно милосерден и всемогущ, а значит, даже когда человек согрешил, у него остается надежда на пробуждение Б-жественного милосердия, на то, что Б-г простит его грех и одарит благом.
Но раби Йоханан понимал, что даже когда Всевышний приближается к людям, Он все равно применяет качество суда. А спасительное для людей качество милосердия проявляется только если это продиктовано справедливостью. Но если человек погряз в грехе и бескомпромиссная Б-жественная справедливость направлена против него, Всевышний не может обойтись с ним милосердно.
Именно потому раби Йоханан и плакал, что в своей чувствительности осознал: иногда человек настолько увязает в грехе, что качество милосердия не может к нему применяться. «Если господин судит своего раба и свидетельствует против него, – говорил он, – если господин ни в коем случае не отступит от буквы закона, на что остается надеяться рабу?» Для того, чтобы полагаться на милость Всевышнего, человек должен по меньшей мере быть достоин качества Б-жественного милосердия.
Все то, что мы объяснили, добавит нам, с Б-жьей помощью, еще одно ощущение, еще одну мысль, которую мы вложим в слова «Слушай, Израиль, Б-г – твой Господь, Б-г един!»[49] И хотя мы уже много раз объясняли различные значения этого стиха Торы[50], необходимо помнить, что он содержит в себе все истинные мысли, и, произнося его, человек должен ощущать то, что соответствует его конкретному состоянию.
Это ощущение состоит в том, что в нашем мире мы видим, если только можно так сказать, объединение имени Б-г с именем Господь. Но в будущем раскроется единство Б-га. Поэтому мы сразу же добавляем к нашей молитве слова «Благословенно имя славы Царства Его во веки веков»[51]. Это изречение – молитва ангелов[52] о том, чтобы в мире раскрылась царская власть Б-га и проявилось только одно высшее управление – посредством Четырехбуквенного имени. «И будет Б-г царем на всей земле, в тот день будет Б-г един и имя Его едино»![53]
[1] Произнесено 8 Швата 5689 (1929) года. Записано раби Шмуэлем Хаимом Денисом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.
[2] Дварим 32:4.
[3] Млахим (I) 18:39.
[4] Йешаягу 45:17.
[5] Мишлей 29:4.
[6] Шмот 14:15.
[7] Шмот Раба 21:8.
[8] Шмот 3:7-8.
[9] Шмот 32:12.
[10] В восьмой главе из Шмона Праким Рамбам объясняет, что все люди свободны в своем выборе, но то, сколько из них будут совершать его по желанию благословенного Б-га, определено и установлено заранее. Об этом же говорится в Шиурей Даат, «Знание и выбор». И даже если избравших истину будет немного, может оказаться, что они повлияют на мир к лучшему в той же степени, как если бы так поступали все. Это объясняется в беседе «Все евреи ответственны друг за друга». – Примечание редакции.
[11] Шмот 4:24-25.
[12] Недарим 31б и Раши.
[13] См. Шиурей Даат, «Тело Торы».
[14] Йевамот 121б.
[15] См. Шиурей Даат, «Провидение», «Чудеса и природа», часть 1.
[16] Берешит Раба 5:4.
[17] См. Шиурей Даат, «Жизнь миров».
[18] Берешит 16:5.
[19] Раши, Берешит 16:5.
[20] Рош Ашана 16б.
[21] Зоар 1:251а.
[22] Йешаягу 46:10.
[23] Шмот 14:16.
[24] Шмот 14:30.
[25] Берешит 15:13.
[26] Ялкут Шимони, Бешалах, намек 241.
[27] Берешит 11:5.
[28] Берешит 11:7.
[29] Берешит 18:21.
[30] Шмот 3:8.
[31] Шмот 3:8.
[32] Берешит 18:21.
[33] Миха 1:3.
[34] Берешит 18:20.
[35] Шмот 12:29.
[36] Раши.
[37] Пасхальная Агада.
[38] Дварим 3:24.
[39] Зехария 14:9.
[40] Дварим 33:29.
[41] Йешаягу 54:17.
[42] Ялкут Шимони, Зехария, намек 577.
[43] Йешаягу 2:11.
[44] Шмот 3:13.
[45] Шмот 3:11.
[46] Шмот 3:13.
[47] Малахи 3:5.
[48] Хагига 5а.
[49] Дварим 6:4.
[50] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 2. Там наш учитель объяснил, что слова «Б-г един» означают, что все силы имеют своим источником только единого Б-га, побуждение всех побуждений и причину всех причин. – Примечание редакции.
[51] Псахим 56а.
[52] См. Шиурей Даат, «Царство».
[53] Зехария 14:9.