Декабрь 2024 / Кислев 5785

Песнь

Песнь[1]

«Сказал раби Акива: когда еврейский народ изрек: «Тогда воспел…»[2], Всевышний облачился в одеяние великолепия, на котором были начертаны все стихи «тогда», приведенные в Писании»[3].

Раскрытие Б-жественности, явленное в Песне у моря

Говорится в Мидраш Раба, глава Бешалах: ««Тогда воспел Моше». Это и сказано в стихе Писания: «Упрочился Твой престол тогда, извечно Ты»[4]. Раби Берахья от имени раби Авау объясняет: несмотря на то, что «извечно Ты», Твой престол не упрочился, Ты не стал известен в мире, пока Твои сыновья не вознесли Песнь. Поэтому и сказано: «Упрочился Твой престол тогда». Это можно сравнить с царем, которого провозгласили императором после победы в войне. Тогда сказали ему: «Пока ты не победил в войне, ты был царем, теперь же стал императором». В чем разница между почетом царя и славой императора? На картинах царя изображают стоящим, а императора – сидящим. То же самое сказал народ Израиля: «Поистине, пока Ты не сотворил Своей мир, это был Ты, и теперь, когда Ты сотворил его, это по-прежнему Ты. Но в то время Ты, если только можно так сказать, стоял, как сказано: «Встал и измерил землю»[5]. Однако когда Ты стоял у моря и мы вознесли перед Тобой Песнь, начав ее словом «тогда» – упрочилось Твое царствование, и был основан Твой престол. Поэтому «упрочился Твой престол тогда» – в Песне у моря, начатой словом «тогда»»[6].

Этот Мидраш нуждается в разъяснении. Допустим, идею «упрочения царства» еще можно понять. Мы называем «царской властью Б-га» качество Б-жественного Провидения и власть Б-га, проявляющуюся в Его управлении миром. До рассечения моря имя Б-га и Его могущество не были в достаточной мере известны; только чудеса, явленные в Египте и у моря, показали всему миру царствование и власть Б-га, поэтому после всех этих чудес «Его царство упрочилось». Но в чем смысл притчи Мидраша о том, что царь на картинах «стоит», а император – «сидит»? Этого мы пока не знаем. И почему до этих чудес Всевышний, если только можно так сказать, «стоял», а после них – «воссел не престол»?

И совершенно непонятно утверждение о том, что царство Б-га упрочилось с того момента, когда перед Ним произнесли Песнь, начав ее со слова «тогда». Почему начало Песни словом «тогда» настолько важно, что из-за этого «установлен Твой престол тогда»? Однако в действительности эта Песнь не начинается словом «тогда»! Тора подводит итог, что «тогда воспел Моше и сыновья Израиля Песнь Б-гу и провозгласили: воспою Б-гу…»[7] Но из других Мидрашей наших мудрецов можно понять, что эта Песнь начинается словом «тогда» – и это странно и непонятно!

Приведем еще одно высказывание:

«Сказано в Барайте от имени раби Меира: где в Торе говорится о воскрешении мертвых? В словах: «Тогда воспел Моше…» – слово «воспел» приводится здесь в форме будущего времени – «воспоет» – и в этом мы находим свидетельство воскрешения мертвых, приведенное в Торе»[8].

Талмуд объясняет, что в Торе подчеркивается: Моше не «воспел» – в прошлом, а «воспоет» – в будущем. Тора отмечает, что в будущем Моше и сыновья Израиля вознесут эту Песнь, и в этом содержится намек на воскрешение мертвых, включая Моше. Но простой смысл стиха не соответствует такому комментарию! Как можно сказать, что стих говорит о будущем, когда Моше и сыновья Израиля произнесли эту Песнь сразу после рассечения моря, о чем стих говорит прямо: «и провозгласили»! Это, несомненно, нуждается в объяснении.

Приведем еще одно высказывание:

«Другое объяснение. «Тогда воспел Моше». Об этом говорит стих Писаний: «Уста свои раскрывает в мудрости, и Тора милосердия на ее языке»[9]. С сотворения мира и до дня, когда еврейский народ произнес у моря Песнь, мы не встречаем никого, кто вознес бы Песнь Всевышнему – только Израиль. Б-г сотворил Первого Человека, но тот не вознес Ему Песнь. Он спас Авраама из огненной печи и от четырех царей, но тот не вознес Ему Песнь. Ицхака Он спас от ножа, но тот не вознес Ему Песнь. Яакова Он спас от ангела, от Эсава и от жителей Шхема, но тот не вознес Ему Песнь. А когда сыновья Израиля подошли к морю, и оно расступилось перед ними – они сразу же вознесли Песнь Всевышнему, как сказано: «Тогда воспел Моше и сыновья Израиля». Об этом и сказано: «Уста свои раскрывает в мудрости…»»[10]

Как это странно! Наши праотцы, величайшие люди мира, видевшие множество чудес и явлений, выходящих за рамки природы, не произнесли Песнь! Разве не должны были они прийти в восхищение, видя исходившее от Б-га спасение, и выразить в Песне свою благодарность Всевышнему, прославляя Его?

Возвышенность Песни

Суть и идея Песни недостаточно известны в мире. Считается, что «поэтом» может быть и ничтожный человек, взбудораженный вином и обуреваемый плотскими страстями, – тот, кого в наше время называют «народный поэт».

На самом деле Песнь – чрезвычайно возвышенна, вознесена, достигает самых высоких миров. Настоящий поэт должен быть возвышенным, мудрым и понимающим, обладать великой и чистой душой. Только такой человек может произнести Песнь! А когда мы видим, что званием «поэта» венчают людей слабых и низких – это признак нижайшего падения уровня нашего поколения.

В прежние времена поэты нашего народа были великими людьми, мудрецами и праведниками, такими как Б-жественный философ раби Хаим Луццато. Кто заслуживал звания поэта в древних поколениях? Люди с мощным духом, такие как раби Шломо ибн Гвироль! Каждый, кто знакомится с его поэзией в «Кетер малхут», поражается мудрости и праведности его святых произведений. Такими же святыми и чистыми были и другие наши поэты, стихи которых сохранил наш народ. А теперь к поэтам причисляют и грубого рифмоплета с низкой душой, если он обладает некоей силой воображения и способностью выражаться витиевато и многозначительно. На самом деле такие стихи – подделка, напоминающая поэзию лишь внешней формой. Поэзия – это не нанизывание рифмованных строф – это песнь, исходящая из сердца, переполненного возвышенными чувствами и устремляющая душу ввысь. Только возвышенный человек, обладающий великим разумом и трепетным сердцем, способен быть поэтом.

Но из того, что сказано святой Торой и нашими мудрецами, благословенной памяти, идея настоящей Песни еще более вознесена и возвышенна, чем наши представления о поэзии. Чтобы создать Песнь, человеку требуются особые заслуги, и лишь нисхождение на него Б-жественного света венчает его силой и способностью вознести Песнь.

Мидраш раба продолжает:

«Другое объяснение. «Тогда воспел Моше», – об этом и сказано в Теилим: «И поверили в Его слова, воспели Ему хвалу»[11]. Сказал раби Авау: несмотря на слова Торы о том, что они поверили в Б-га, когда еще были в Египте: «поверил народ», – все же затем они утратили веру, как сказано: «Наши отцы в Египте не постигли Твоих чудес»[12]. Однако когда у моря они увидели могущество Всевышнего, Который осудил и наказал злодеев, утопив их, как сказано: «И придерживается Суда рука Моя»[13], сразу же «и поверили они в Б-га». В заслугу этой веры на сыновей Израиля снизошел пророческий дух, и они вознесли Песнь. Об этом и сказано: «Тогда воспел Моше и сыновья Израиля…»»[14]

В другом месте наши мудрецы, благословенной памяти, говорят:

««Взгляни с вершины Аманы…»[15] Сказал раби Шимон бар Аба: слово «Амана» можно понять и как «вера». Поэтому стих следует понимать так: «Ради веры Авраама во Всевышнего, как сказано: «и поверил в Б-га», – еврейский народ удостоился произнести Песнь у моря, как сказано: «Тогда воспел Моше»». Это и означают слова: «Взгляни с вершины Аманы»»[16].

Таким образом, чтобы вознести Песнь, сыновьям Израиля потребовалось возвыситься до уровня пророчества. А еще для достижения высокого и святого уровня Песни им были необходимы особые заслуги, ибо ее корень расположен очень высоко, она изливается из места святости.

«Песнь» возникает из воодушевления и восхищения души, а это по большей части достигается пробуждением от видения чего-то нового. Когда человек воспринимает нечто новое и удивительное, он приходит в особое восхищение, в его душе возникают ищущие выхода чувства, душа жаждет вырваться из своих ограничений и изливается в словах Песни.

Восхищение души соответствует мудрости человека

Теперь нам становится понятно, что все определяется величием человека и его способностью к постижению. Только великий мудрец, постигший суть знания, способен пробудить в своей душе возвышенные чувства и тем самым привести свою душу в состояние, необходимое для создания Песни.

Степень пробуждения души зависит от мудрости человека и его постижения. Многие явления не произведут впечатления на человека низкого уровня, а мудрец оценит их, и его душа придет в восхищение. Бывает и наоборот: некоторые события восхищают человека невысокого уровня гораздо больше, чем мудреца.

Приведем такой пример. Новейшие изобретения последнего времени приводят людей нашего поколения в неописуемый восторг. Таким было в свое время изобретение телефона, по которому люди могут общаться, невзирая на огромные расстояния. Сейчас на людей так же воздействует изобретение радио, воспроизводящее и передающее голос. Уже придумали способ с помощью той же силы передавать изображение на расстояние в тысячи километров, и люди начинают задумываться над тем, что в недалеком будущем человек сможет увидеть своего друга, находящегося на большом от него расстоянии. Эти изобретения вызвали у людей восхищение и восторг.

Разумеется, на верующего человека это подействовало особым образом – он увидел в этом мудрость Творца, Который наполнил Свой мир поразительными явлениями. И может оказаться, что эти впечатления вызовут в нем чувства, необходимые для Песни. Понятно, что сейчас, когда все уже привыкли к новым изобретениям, не каждое из них восхищает и поражает.

И хотя эти открытия производили определенное впечатление и на великих людей, их восхищение не было столь сильным, поскольку они не увидели в этом ничего принципиально нового. Они понимали, что все эти изобретения – лишь использование различных сил и явлений, которые уже были изначально заложены в естественной физической природе мира.

Истинный мудрец, постигающий суть явлений, не видит здесь ничего, выходящего за рамки ежедневно наблюдаемого нами мира. Разве может быть что-либо более чудесное, чем зрение и слух, дарованные человеку?! Если бы мы не знали об этих чувствах с самого детства, какое восхищение вызывала бы у нас способность человека видеть и слышать! Только привычка мешает нам восхититься чудесами и явлениями природы, постоянно происходящими на наших глазах.

Но великий человек, способный освободиться от оков привычки, будет более восхищен и потрясен самим наличием в мире этих сил, чем изобретениями, позволяющими по-новому их использовать. Суть изобретения состоит только в том, что люди постигли властвующие в мире силы и научились использовать их себе во благо. А раз так, понятно, что само их наличие в мире – неизмеримо большее чудо!

Песнь царя Давида, посвященная постижению Творца

Истинный мудрец, сталкиваясь с постоянно окружающими его явлениями, испытывает воодушевление и побуждение вознести Песнь. Царь Давид, создавший самую прекрасную поэзию Израиля, восхищался и поражался солнцу, луне и звездам, которые видны всем и всегда. Поскольку сила привычки не властна над мудрецом, эти светила постоянно были для него новыми, как будто сотворенными только вчера, и он приходил в восхищение от мудрости Творца, проявившейся в мироздании, и выразил его словами Песни: «Б-г, Господин наш, как величественно Твое имя на всей земле; Ты, Который поместил Свою славу на Небесах!»[17]

Как величественно Твое имя, как велики Твоя мудрость и могущество на всей земле! Ты, Который поместил Свою славу на Небесах… Иными словами, хотя Твоя слава пребывает не в нижнем, а в высших мирах – «Твоя слава и Твое великолепие» в высших Небесах – все же Твое могущество проявляется на всей земле, и не нужна особая проницательность, чтобы увидеть мудрость Творца. Весь мир воспевает своего Творца. Великолепие дворца свидетельствует о Том, Кому он принадлежит!

Говорит царь Давид: «Из уст младенцев и грудных детей Ты основал силу против Твоих притеснителей, чтобы уничтожить врага и мстителя».

Даже если мы останемся в рамках понятий младенца и грудного ребенка, то есть будем воспринимать мир самыми простыми чувствами, то и тогда мы сможем постичь Творца мира. И это дает нам силу и мощь устоять перед Твоими притеснителями, отрицающими Б-га и ненавидящими Его, и уничтожить врага и мстителя. «Когда я вижу Твои Небеса – деяние Твоих рук – луну и звезды, которые Ты установил».

В постоянно окружающих нас явлениях природы в «Твоих Небесах, деянии Твоих рук, в луне и звездах, которые Ты установил», мы видим Твою мощь и Твое величие. Из них и из всего, что вижу во вселенной я узнаю Тебя и Твое величие.

Об этом царь Давид говорит в завершении своей Песни: «Б-г, Господин наш, как величественно Твое имя на всей земле!»

Это именно так! Многообразны пути, ведущие людей к благоговению, и зависят они от величия человека и его мудрости.

Б-жественное управление и наши праотцы

А теперь представим себе ситуацию, полностью выходящую за рамки законов природы, например, событие в Ур Касдим, где Авраам был брошен в огненную печь и спасся. Это чудо, повергающее в трепет: человек из плоти и крови оказывается посреди бушующего пламени, которое не в силах причинить ему вред!

Но наш праотец Авраам, постигший Б-га в трехлетнем возрасте, не был этим особенно потрясен. В своей великой мудрости, он знал суть подобных чудес и понимал их пути.

Приведем такой пример. Если человек встречался в жизни только с такими способными гореть материалами, как дерево, ему будет казаться, что огонь обладает силой над всем существующим в мире. И если ему случится увидеть, как в огонь помещают кусок железа, а тот не сгорает, – это покажется ему чудом. Но из опыта мы знаем о подобных свойствах материи и не удивляемся им.

Для Авраама было совершенно очевидно, что как пламя не в силах сжечь некоторые материалы, поскольку свойства огня ограничены, точно так же огню не подвластен человек Господа, чья душа близка к Нему. Ведь действие всех сил природы ограничено волей Творца, и они не обладают властью над людьми, стоящими на высшей ступени близости к Б-гу. Поэтому неспособность пламени повредить Аврааму удивила его не больше, чем способность огня сжечь кусок дерева. Другими словами, то, что огонь не имеет над ним власти, было для Авраама не более удивительно, чем то, что он в принципе способен сжигать. Ведь наш праотец знал, что все возможности огня проистекают из воли Б-га, Который постоянно воздействует на мир и в Своей непостижимой мудрости упорядочил все мироздание, определив законы и границы влияния каждой из существующих в мире сил. Поэтому неудивительно, что и силе огня тоже есть предел.

То же самое относится и ко всем остальным чудесам, которые произошли с патриархами мира, но не ошеломили их, – ведь наши праотцы постигли их природу. Разумеется, они возносили хвалу Б-гу за Его милосердие и явленные людям чудеса, однако их глубокое постижение сути действующих в мире сил не приводило к трепету, способному побудить наших отцов произнести Песнь.

Чудеса, явленные праотцам, и чудо Исхода из Египта

Святые книги объясняют, что все чудеса, произошедшие с нашим праотцами, вплоть до Исхода из Египта, были явлены Б-жественным именем «Всемогущий». Они основывались на том, что все силы, действующие в мироздании, в момент их сотворения были ограничены, так как им были установлены законы и поставлены пределы. А чудеса Исхода из Египта – это проявление Б-жественного управления посредством Четырехбуквенного имени. Мы уже объяснили, что имя «Всемогущий» указывает на ограничение сил природы[18] и привели слова наших мудрецов:

«Сказал рав Йеуда от имени Рава: когда Всевышний создавал мир, тот начал расширяться, как разматывается скрученная с двух концов нить основы, пока Всевышний не остановил его… Объясняет Рейш Лакиш: на Святом языке в имя «Всемогущий» входит слово «достаточно», поэтому «Всемогущий» – это и есть «Тот, Кто сказал миру: достаточно!»»[19]

Это высказывание вызывает затруднения многих комментаторов. Мы же объяснили его таким образом. «Когда Всевышний создавал мир, тот начал расширяться…» в том смысле, что созданные Творцом силы природы должны были бы обладать неограниченной властью. Сам благословенный Творец ничем не ограничен, и для Него нет никаких пределов, а потому и все, сотворенное Его силой, должно быть беспредельным и неограниченным. Поэтому «мир начал расширяться…» Но в момент Творения Всевышний ограничил Свое всемогущество и определил сотворенным Им силам природы границы и законы, которые они не могут нарушить. Каждой силе он определил ее собственный путь и предел ее власти, за который она не выходит. Так наши мудрецы объясняют слова: «Он сказал миру: достаточно!» Всевышний ограничил возможности мироздания его границами.

Мы видим, что действие всех сил Творения ограничено определенными законами природы. Точно так же принцип действия законов природы ограничен «Высшим Законом», что относится в том числе и к людям, стоящим на высоких уровнях. Но над теми, в ком, благодаря связи с Б-гом их душ и разума, заключена освящающая их Б-жественная сила, законы природы не властны. Все это заложено в мир с его сотворения как постоянно действующий закон и порядок, который поддерживается установленными миру ограничениями. И все чудеса, явленные патриархам мира, укладываются в эту систему. Наши праотцы стояли на столь высоком уровне и обладали такой духовной силой, что законы природы не обладали над ними властью. То есть эти чудеса определялись рамками Б-жественного управления через имя «Всемогущий», а это «Тот, Кто сказал миру: достаточно!» и ограничил действие законов природы «Высшим Законом». Поэтому сказано: «Я раскрылся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Господь Всемогущий, а под Моим именем Б-г не стал им известен»[20]. Раши объясняет этот стих: «Я не стал известен им в Моем истинном качестве, соответствующем Моему имени Б-г». Другими словами, все проявления Б-жественного управления, открытые нашим праотцам, происходили посредством имени «Всемогущий», указывающим на ограниченность законов природы. Все явленные им чудеса подчинялись ограничениям, установленным каждой силе природы при сотворении мира.

Но при Исходе из Египта все было иначе. Всевышний не только вывел еврейский народ из нижнего земного Египта – Он вывел их и из высшего Египта. Сыновья Израиля освободились от правления семидесяти высших Властителей – созданных Всевышним высших сил, управляющих постоянно действующей системой мироздания.

Разумеется, все в мире происходит по воле Б-га и через Его силу, дающую всему существование и поддерживающую все, ибо «нет ничего, кроме Б-жественного присутствия, и ничто не существует помимо Него». Но все же Его воздействие на мир осуществляется совершенно определенными способами, соответственно сути и предназначению высших и нижних творений. Но во время Исхода из Египта было невозможно спасти Израиль, оставаясь в рамках законов природы. Мы знаем, что море отказалось расступиться перед еврейским народом, не желая избавить его от преследования Египта: «Сказал Властитель моря: одни служат идолам, и другие служат идолам!»[21] Тогда все чудеса были явлены волей Б-га, раскрывшегося посредством Четырехбуквенного имени, то есть волей, заложенной в основу всего мироздания и являющейся его корнем. Тогда народ Израиля вышел за пределы постоянно действующих законов природы и перешел под управление Четырехбуквенного имени.

Исход из Египта и принятие Торы

Это и предопределило появление в мире Торы и заповедей, вся сила и действенность которых основана только на реальности воли Б-га. Святая Тора предшествовала сотворению мира, и ее действие сильнее самого возвышенного из его корней. Она являет собой первоначальную волю Б-га, определенную Четырехбуквенным именем. Для воздействия на мир Тора и использует все его силы, сотворенные в согласии с нею: «В меня смотрел Всевышний, когда творил мир»[22], но сама от них не зависит.

Только народ Израиля находится под властью управления Четырехбуквенного имени, которое возвышается над всеми силами мироздания, постоянно воздействует на них и ограничивает их власть, если это необходимо для исполнения первоначального замысла Творения, заложенного в корне всего мироздания. Поэтому только народ Израиля может воспринимать Б-жественное воздействие через Тору и заповеди. Другим народам, остающимся под управлением семидесяти Властителей, нет места в Торе и заповедях, и они не могут придти к требуемому исправлению. определенный для них вид Б-жественного управления основан на неизменных системах мироздания и на действиях семидесяти высших Властителей, – а сущность и корень Торы расположены выше них. Только в рамках управления посредством Четырехбуквенного имени можно дойти до корня и силы мироздания, и только находящимся под этим управлением дана способность действовать и приносить пользу, исполняя заповеди, и с их помощью достигать нужного исправления и приближать мир к цели его сотворения.

Это и сказал Б-г Моше, направляя его в Египет, чтобы вызволить Израиль из рабства: «И это тебе знак, что Я послал тебя: когда ты выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Господу на этой горе»[23]. Другими словами, Моше получил знак, что именно «Я», то есть первоначальная воля Б-га, которая движет мир к его цели и в случае необходимости отменяет действие его законов, – именно эта воля Б-га выведет народ из Египта и приблизит его к Б-гу под управление Четырехбуквенного имени.

Поэтому никакие явления и никакие силы мира не могли помешать Избавлению Израиля – поскольку, когда Я выведу этот народ из Египта, Я выведу вас из-под управления всех Властителей мира и всех природных сил и подниму вас на уровень «служения Господу на этой горе». Через Исход из Египта, осуществленный силой и властью Четырехбуквенного имени, вы обретете право получить Тору и служить Б-гу в результате Синайского Откровения. Вы перейдете под власть Торы, которая выше всего, что есть в мире, поскольку в своем корне и источнике связана с Четырехбуквенным именем.

Однако необходимо знать, что хотя Израиль и находится под управлением Четырехбуквенного имени, в этом мире его свет проявляется для нас не так ярко, и мы можем узреть его только в определенных случаях. Когда речь заходит об истинном предназначении всего мироздания, заложенные в Творение силы и постоянно действующие в нем системы теряют свою власть. Но постоянное Б-жественное управление, которому подчиняется и народ Израиля, осуществляется через имена и качества Б-га, в которые облекается Его воля. Святые имена Б-га указывают на способы Б-жественного управления, подчиняющиеся определенному порядку и действующие в мире постоянно. Именно они определяют течение всех мировых процессов. Но в будущем народ Израиля удостоится управления без всяких посредников, а лишь через Четырехбуквенное имя, которое раскроется в будущем, чтобы избавить Израиль, и устранит все облачения и все святые имена Б-га, служащие лишь одеянием для сияющего в них Четырехбуквенного имени. Тогда разделение между Четырехбуквенным именем и сыновьями Израиля исчезнет, и Сам Б-г будет светить им[24]. Этого высшего уровня сыновья Израиля удостоятся только исполнением Торы и заповедей в наше время.

Теперь можно понять смысл стиха: «Вы видели, что Я сделал с Египтом, и поднял вас на крыльях орлов, и принес вас к Себе»[25]. Вы убедились, – сказал Всевышний народу Израиля, – что во время Исхода из Египта Я поднял вас с вашего прежнего уровня и возвысил до самой возвышенной ступени – больше, чем вы заслуживали. Я поднял вас на крыльях орлов, Я принес вас к Себе – теперь вы подчиняетесь власти Четырехбуквенного имени и будете близки ко Мне, ибо таким путем станете достойны дарования Торы и заповедей. Поскольку вы уже находитесь под властью этого Б-жественного управления, все дальнейшее целиком зависит от исполнения Торы, ибо только Тора объединяет вас с управлением посредством Четырехбуквенного имени. Тора объединена с этим типом управления, и исполнение ее заповедей – это союз и связь между Мною и вами. Только этим определяется судьба народа Израиля и его будущее.

Об этом сказано: «Теперь же, если вы послушаете Мой голос и будете исполнять Мой завет, то станете Мне драгоценным из всех народов, ибо Моя вся земля»[26]. Это означает следующее: если Тора будет сопровождать вас на всех ваших путях, в конце дней вы достигнете уготованной вам цели – приблизиться к Б-гу и объединиться с Ним: «и вы будете Мне народом драгоценным». Наши мудрецы комментируют это так:

««И вы будете Мне» – вы будете Моим владением, занимаясь только Торой и ничем другим. «Драгоценным» – как человек любит свои сокровища, так и Я буду любить вас. Раби Йеошуа бен Корха говорит: так сказано для того, чтобы ухо могло это воспринять. Женщина связана со своим мужем, как сокровище с его владельцем, сын связан со своим отцом, раб – со своим господином, а рабыня – со своей госпожой. Может быть, и вы будете связаны со Мной так же, останетесь все время позади Меня? На это отвечает стих Торы: «ибо Моя вся земля»»[27].

Смысл понятия «драгоценность» на Святом языке – это нечто, связанное с владельцем, соединенное с ним воедино. Вы не должны думать, что будете объединены со Мной так же, как рабыня со своей госпожой, которые, безусловно, в чем-то близки друг к другу и как-то связаны. Более того, даже связь сына с отцом слишком слаба, чтобы стать примером Моей близости с вами. Это будет совершенно другая связь, совсем иное единение: «ибо Моя вся земля». Вся земля, весь мир находятся во Мне и принадлежат Мне, «Всевышний – место, где находится мир»[28], ничто не существует помимо Него, и нет ничего, кроме Него. Поэтому связи и единству Общины Израиля и Всевышнего, если только можно так сказать, не найти никакого аналога и никакого отождествления во всем мире.

Возвышенность Песни «Тогда воспел»

Итак, народ Израиля увидел рассечение Красного моря и удостоился постичь свет Четырехбуквенного имени и существование благословенного Б-га в самой высшей степени. В этот момент через свой пророческий дух они узнали и увидели, что достигли высочайшего уровня – готовности получить Тору и заповеди. Также они поняли, что в будущем это позволит им достичь еще более высокой ступени, постоянно пребывать в свете Б-га и максимально приблизиться к Нему. Тогда на них снизошел дух святости, и они вознесли Песнь.

Ведь суть Песни в том, что душа стремится и страстно желает достичь своего корня и источника, – именно оттуда на нас нисходит дух Песни. Сущность Песни не зависит от «слов», и иногда человек пребывает в состоянии Песни, безмолвствуя. Через свой пророческий дух они представили себе будущее состояние Общины Израиля, положение жаждущей и стремящейся объединиться со своим Творцом души. Это во всех подробностях описал для нас царь Шломо в Шир Аширим, использовав метафору влечения возлюбленной к своему другу и подразумевая под этим стремление Общины Израиля к Всевышнему. И тогда их души переполнились ощущением святости и желания приблизиться к Б-гу, – и они вознесли Песнь.

В своем глубочайшем видении наши мудрецы знали, в чем заключен корень Песни. Поэтому они осознавали, что суть Песни, произнесенной сыновьями Израиля у моря, основывалась на прообразе Песни, которую они произнесут в будущем. Только ощутив через пророческий дух будущую Песнь, которая будет воспета «тогда», их души поднялись на уровень истинной Песни, которую они произнесут в будущем. И они сказали: «Тогда воспел Моше и сыновья Израиля», – поскольку слово «тогда» указывает на будущее действие (наши мудрецы подчеркивают это в нескольких местах). Поэтому мудрецы Израиля говорят, что еврейский народ произнес Песнь, начав ее словом «тогда». Они действительно начали ее с того, что «тогда воспел…» А поскольку в Песне сказано, что «Тогда воспоет Моше и сыновья Израиля», то есть сам Моше будет петь ее и в будущем, наши мудрецы вывели, что здесь Тора повествует о грядущем воскрешении мертвых.

Теперь мы можем объяснить и Мидраш, с которого начали эту главу. «Упрочился Твой престол тогда», – несмотря на то, что «извечно Ты», Твой престол не упрочился, Ты не стал известен в мире, пока Твои сыновья не вознесли Песнь». Это значит, что до этого времени мир не знал истинного проявления Всевышнего в мире, то есть Б-жественного управления посредством Четырехбуквенного имени. До этого, как бы Б-жественное управление ни проявлялось в мире, все же оставалось впечатление, что безраздельная власть над миром отдана различным силам. И тогда, пытаясь представить себе, каким образом Всевышний связан с миром, люди приходили к выводу, что в мире все происходит в согласии с системой законов природы в том виде, в каком она была заложена в мир при его сотворении. А Всевышний, если только можно так сказать, «стоит» над миром и следит за тем, чтобы он продвигался к определенной ему Б-гом цели.

Но с тех пор, как сыновья Израиля постигли суть управления посредством Четырехбуквенного имени и вознесли Песнь, начав ее со слова «тогда», – то есть постигли могущество и силу этого управления, – Его престол упрочился. С этого времени в мире появилась возможность проявиться управлению посредством Четырехбуквенного имени, которое достигнет своей окончательной силы в будущем. Тогда в мире проявилась царская власть Б-га, которая в том и состоит, что все происходит согласно корню мироздания – высшей воле. Поэтому отныне, размышляя о связи Творца с управлением миром, мы представляем, что Всевышний «воссел», а Его престол – утвердился. Теперь мы видим, что над всем властвует высшая воля, «и Его царство всем владеет»[29].

Раскрытие каждого стиха «тогда» в Писании

Наши слова позволяют разъяснить удивительный Мидраш наших мудрецов:

«Сказал раби Акива: когда народ Израиля произнес «Тогда воспел…», Всевышний облачился в одеяние великолепия, на котором были начертаны все стихи «тогда», приведенные в Писании: «Тогда возрадуется девушка…»[30], «Тогда поскачет, как олень, хромой…»[31], «Тогда прозреют глаза слепых…»[32], «Тогда заговорил Йеошуа…»[33], «Тогда увидишь и воссияешь…»[34]»[35]

Этот Мидраш получает свое объяснение на основе того, что мы сказали выше. Учение Истинной Мудрости отмечает, что все имена Всевышнего, служащие для управления мирозданием, называются, если только можно так сказать, «одеяниями» благословенного Б-га, поскольку в них сокрыта Его истинная воля, – корень существования. И все наше постижение благословенного Творца сводится только к Его именам, то есть проявляющимся в мире действиям и способам Б-жественного управления. Только через них мы постигаем благословенного Творца и Его имена.

Итак, постоянное Б-жественное управление миром в разных формах установлено в бесчисленных высших и нижних мирах, и в каждом из них сокрыт высший свет. Когда мы это видим, нам представляется, что Всевышний, если только можно так сказать, облачается в различные «одеяния». А когда мы более четко осознаем истинную волю благословенного Творца, к воплощению которой Он ведет мир Своим управлением, мы, если только так можно сказать, видим Его в меньшем количестве более тонких «одеяний».

Когда сыновья Израиля вознесли Песнь, они постигли сущность управления через Б-жественный свет, который раскроется в будущем, когда все мироздание будет управляться лишь волей Б-га. Описывая их постижение, наши мудрецы сказали, что они увидели Б-га в тонком и чистом одеянии, в «одеянии великолепия». Постигнув этот высший образ Б-жественного управления, они увидели своим пророческим духом картину мира, каким станет Творение в будущем, когда в нем распространится свет Четырехбуквенного имени и все мироздание придет в предельно возвышенное состояние. И именно об этом времени говорят все стихи Писания, начинающиеся со слова «тогда» – ведь это выражение указывает на будущее! «Тогда возрадуется девушка…» «Тогда поскачет, как олень, хромой…», «Тогда прозреют глаза слепых…», «Тогда увидишь и воссияешь…» Ведь «тогда» мироздание будет освещено новым светом, и весь мир преисполнится великолепия и радости. Последний стих, «Тогда заговорил Йеошуа…», тоже относится к будущему. В Писании есть еще один подобный стих: «Тогда построит Йеошуа жертвенник…», и наши мудрецы утверждают, что здесь скрыт намек на воскрешение мертвых[36]. Это и имел в виду Мидраш, подчеркивая, что все стихи Писания «тогда» начертаны на «одеянии великолепия». Мидраш повествует, что в этом типе Б-жественного управления, в объединении Творца и мироздания у моря, уже содержатся все обещания, отнесенные к будущему. Когда у моря еврейский народ увидел, как свет и сила Четырехбуквенного имени связаны с миром, они сразу же постигли положение мира и суть Б-жественного управления, которое воплотится в будущем. И вдумайся в это.

Именно это мы имеем в виду, произнося в ночь Песаха благословение «…Который избавил нас…» В нем есть такие слова: «И мы возблагодарим Тебя Новой Песнью за наше Избавление и за искупление наших душ». Идею «Новой Песни» нужно понимать именно таким образом: когда мы заслужим возвышения, когда достигнем постоянной высшей близости и воссоединения с Всевышним, чего ожидали сыновья Израиля в час вознесения Песни у моря, тогда мы произнесем «Новую Песнь». Эта Песнь будет более ясной и проникновенной, и мы будем воспевать «наше Избавление и искупление нашей души» от всех различных сил и восславим наш переход под исключительную власть света Четырехбуквенного имени и близость к Нему.

Искупление души нашего народа из духовного Изгнания

В простом понимании благословение «за наше Избавление и за искупление нашей души», разумеется, подразумевает физическое Избавление от власти других народов. А «искупление наших душ» – это духовное Избавление, которое даст нам возможность всем сердцем служить Всевышнему.

В нашем поколении мы хорошо понимаем идею физического Избавления, поскольку ощущаем действие притесняющих нас законов, видим, как тотально и жестоко преследуют наш народ. Но идея духовного Избавления не так близка нашим чувствам. Ведь народы, среди которых мы живем, не препятствуют нам в соблюдении Торы, как было прежде, в Средние Века и другие эпохи. Если только сын Израиля пожелает исполнять наши святые законы, то не встретит со стороны властей никакого противодействия.

Но если мы вдумаемся в наше положение, то поймем, что находимся под игом гораздо более тяжкого духовного рабства, чем то, в котором пребывали прежние поколения. Ведь сейчас мы в духовном Изгнании среди наших братьев, сыновей Израиля, отдалившихся от пути истинной Торы. И это Изгнание принижает душу народа больше, чем любое другое. Например, когда одного человека спросили, почему он поддерживает начинания, расходящиеся с законом Торы и заповедей, и тем самым укрепляет грешников, усиливая их институты и помогая проводить мероприятия, направленные против Торы и заповедей, тот ответил в оправдание, что боится ненависти и преследований. Может ли быть рабство тяжелее, чем то, при котором еврей попирает Закон Торы из страха перед своими же братьями, сыновьями Израиля?!

На самом деле стоит знать, что это – беспочвенный страх. Человеку, трепещущему перед Господом, не нужно бояться, что его станут притеснять за следование путем истины. Совершенно ясно, что с тем, кто идет по пути истины «не случится зла»[37]. Ведь Б-жественное управление оберегает всех, следующих Его путями. И насколько человек уповает на Б-га, в той же самой степени Б-жественное Провидение охраняет его от любой возможной беды. И хотя наши мудрецы и отмечают, что «там, где ущерб неминуем, закон отличается»[38], все же ясно, что здесь опасность не настолько явная и несомненная, чтобы трепещущий пред Б-гом принимал ее во внимание.

Чтобы удостоиться явного чуда, человек должен достичь такого же высокого уровня близости к Б-гу, которым обладал наш праотец Авраам. Если же в огненную печь, упаси Б-г, попадет человек, стоящий на более низкой ступени, то непременно сгорит.  Но мы говорим об опасностях, которых можно избежать самыми разными способами и естественными путями. От них человека нашего поколения несомненно спасет близость к Б-гу и упование на Него в той мере, какой способен достичь каждый из нас.

Дело в том, что заслуги, оберегающие человека от опасности, лежат на одной чаше весов, а степень этой опасности – на другой. Чем больше опасность, тем большие заслуги потребуются, чтобы склонить чашу весов к спасению. А для избавления от опасностей, которых страшатся слабые духом, им достаточно, не сворачивая, идти по пути Торы. Если человек будет стоять на этом уровне и уповать на Б-га, ему незачем страшиться и нечего бояться. А если он труслив по своей природе, пусть лучше боится нарушить слово Б-га! И тогда «Б-г окружит его Своим милосердием».

Но существует и более тяжелая болезнь, еще один вид духовного рабства нашего поколения. Она состоит в том, что люди утратили свободу мышления, умение оценить каждое явление согласно его истинной ценности.

Совсем недавно праздновали «торжественное открытие университета в Иерусалиме». К сожалению, некоторые люди, связанные с Торой и соблюдающие еврейский Закон, тоже усмотрели в этом причины для радости. На самом же деле каждый, в чьем сердце есть трепет перед Б-гом, должен облачиться в мешковину и посыпать голову пеплом! На нашей Святой Земле, в Иерусалиме, Святом Городе, на горе Цофим, построен жертвенник для вероотступничества и отрицания Б-га для всего Израиля. Обратите внимание на то, что самым первым в этом университете открылось не отделение медицины, не инженерный факультет, а отделение «мудрости Израиля», основанное на так называемой «критике Писания» – извращенном толковании, ведущем к вероотступничеству и отрицанию Б-жественного Учения. Существует ли более мерзкое место?! В чем же здесь причина для радости?!

А если нам ответят, что не все знают и понимают суть вещей, – это еще большее несчастье. Это указывает на страшное унижение и рабство, в котором поколение перестало ощущать себя сыновьями Израиля. В прошлых поколениях сыновья нашего народа чувствовали суть любого явления, даже если не были знакомы с ним во всех подробностях. Внутреннее чувство раскрывало им суть каждой вещи: хороша она или плоха, истинна или ложна. Ныне же влияние злодейства привело к тому, что сердца закрылись, у сыновей Израиля пропало внутреннее видение, ибо их сердца смирились, а мышление подчинилось мнениям злодеев – и это привело к духовному рабству, подобного которому еще не было.

Именно это рабство стало причиной самого тяжелого изгнания, в котором мы сегодня пребываем. И мы молимся о том, чтобы Всевышний привел нас к истинному Избавлению, и тогда в благодарность Ему вознесем Новую Песнь – за физическое Избавление и духовное искупление наших душ. И да поможет нам Б-г скорее заслужить окончательное Избавление, амен!

 

[1] Произнесено в Великий Шабат 5685 (1925) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом раби А.И.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2] Шмот 15:1.

[3] Ялкут Шимони, Шмот 15:241.

[4] Теилим 93:2.

[5] Хабакук 3:6.

[6] Шмот Раба 23:1.

[7] Шмот 15:1.

[8] Сангедрин 91б и Раши.

[9] Мишлей 31:26.

[10] Шмот раба 23:4.

[11] Теилим 106:12.

[12] Теилим 106:7.

[13] Дварим 32:41.

[14] Шмот раба 23:2.

[15] Шир Аширим 4:8.

[16] Шмот раба 23:6.

[17] Теилим, гл. 8.

[18] См. Шиурей Даат, «Провидение»

[19] Хагига 12а.

[20] Шмот 6:3.

[21] Зоар, часть 2, 170б.

[22] Берешит раба 1:2.

[23] Шмот 3:12.

[24] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 2.

[25] Шмот 19:4.

[26] Шмот 19:5.

[27] Мехильта, Итро, 2.

[28] Берешит раба 68:9.

[29] В другом выступлении наш учитель, благословенной памяти, объяснил, что восхищение от раскрытия силы Четырехбуквенного имени проистекает из недостатков в уровне осознания, которого достиг Моше рабейну. Если бы его абсолютное постижение не было хоть в чем-то нечетким, он не был бы поражен и не смог бы благодаря этому раскрытию прийти в состояние пророчества. Но наши мудрецы сказали, что наличие этого недостатка было огромным благом, так как именно благодаря ему Моше и сыновья Израиля смогли вознести Песнь и престол Всевышнего упрочился. На основе этого наш учитель объяснил другое высказывание наших мудрецов: «Праведники содействуют исправлению мироздания даже своими недостатками. Моше согрешил словом «тогда»: «Тогда, как я пришел к фараону…»  – и искупил словами «Тогда воспел Моше»». Дело здесь в следующем. Тревога Моше о том, что положение евреев ухудшилось «тогда, как он пришел к фараону», также была вызвана определенными неясностями в его осознании могущества Б-га: Моше был в смятении, поскольку переживал страдание Израиля. Если бы в тот момент он обладал полным осознанием Б-жественного всемогущества, это временное ухудшение не могло бы как-то повлиять на него. Но именно этот недостаток осознания и привел его позднее на уровень Песни: когда он узрел великую руку Б-га, его душа возвысилась, сердце переполнилось чувствами и восхищением, и он вознес Песнь. В этом смысле он согрешил словами «тогда» – некий недостаток привел его к недостаточному проникновению в суть повеления Б-га. Но тот же недостаток впоследствии послужил исправлению: когда он узрел великую руку Б-га, «тогда» он произнес Песнь, которая привела к упрочению престола Б-га. – Примечание редакции.

[30] Ирмеягу 31:12.

[31] Йешаягу 35:6.

[32] Йешаягу 35:5.

[33] Йеошуа 10:12.

[34] Йешаягу 60:5.

[35] Ялкут Шимони, Шмот 15:241.

[36] Сангедрин 91б.

[37] Теилим 23:4.

[38] Псахим 8б.