Раскаяние

Раскаяние[1]

«Всевышний сказал народу Израиля: дети Мои, раскайтесь, пока открыты Врата Раскаяния! Ведь Я принимаю подношение в этом мире, но не приму подношения, восседая в Суде в Будущем мире. Об этом сказано: «Не будет считаться с дающим выкуп»[2]»[3].

«Сказал раби Симон: нет ни одной травинки без созвездия на Небесах, которое влияет на нее и повелевает ей: расти!»[4]

Шесть творений были созданы прежде, чем был сотворен мир… Раби Аава, сын раби Зейры, сказал: также раскаяние, ибо: «Прежде, чем горы родились…»[5] – с этого времени «Ты приводишь человека в смятение и говоришь: раскайтесь, сыновья человека!»[6]»[7]

Несколько неожиданностей, связанных с идеей раскаяния

 «Вернись, Израиль, к Б-гу»[8]. Это можно объяснить притчей о заболевшем царском сыне. Врач сказал: «Если он будет есть определенную пищу, то излечится». Сын отказывался ее есть, и отец сказал ему: «Знай, что она не повредит тебе. Смотри, я сам ее ем!» Так и Всевышний сказал Израилю: «Вы не решаетесь раскаяться и возвратиться ко Мне? Вот Я раскаиваюсь первым, как сказано: «Так сказал Б-г: вот Я раскаиваюсь»[9]. И если даже Тот, в Ком нет греха и вины, упаси Б-г, говорит про Себя: «Вот Я раскаиваюсь», – вы, Мои сыновья, тем более должны раскаяться и вернуться ко Мне!»[10]

Эти слова Мидраша совершенно невозможно понять. О каком «раскаянии» Всевышнего может идти речь? Идея раскаяния состоит в том, что грешник оставляет свой порочный путь и исправляет поступки. Но как это может быть отнесено к Всевышнему?!

В комментарии на Теилим наши мудрецы сказали:

«Спросили мудрость: «Каково наказание грешнику?» Она ответила: «Грешников да преследует зло»[11]. Спросили пророчество: «Каково наказание грешнику?» Оно ответило: «Душа согрешившая да умрет»[12]. Спросили Тору: «Каково наказание грешнику?» Она ответила: «Пусть принесет Повинную жертву – и будет искуплен его грех». Спросили Святого, благословен Он: «Каково наказание грешнику?» Он ответил: «Пусть раскается – и его грех будет прощен». Об этом сказано в Теилим: «Добр и справедлив Б-г, поэтому наставляет грешников на путь»[13]. Он показывает грешникам путь раскаяния»[14].

Все это нуждается в разъяснении. Судя по всему, с этим вопросом не обращались к мудрецам и пророкам, которые, по всей вероятности, знают, что такое раскаяние, ибо постоянно говорят о нем! Поэтому вопрос был задан именно мудрости и пророчеству. Но тогда мы должны понять, в чем суть этого вопроса и почему мудрость и пророчество не знают о пути раскаяния.

Сказал пророк Йехезкель: «Ты же, сын человека, скажи дому Израиля: так вы сказали: наши преступления и грехи на нас, и из-за них мы умираем, и как выжить? Скажи им: жив Я, слово Б-га, Господа, – желаю Я не смерти злодея, а того, чтобы он оставил свои пути и жил. Вернитесь, вернитесь со своих дурных путей, зачем вам умирать, дом Израиля!»[15] Раши объясняет, что евреи полагали, будто раскаяние не сможет им помочь.

Непонятно – почему сыновья Израиля не верили в возможность раскаяния? Из их слов видно, что они хотели раскаяться, верили в Б-га и в Его Тору. Почему же они не поверили в сказанное ею о том, что грешник может раскаяться, и ему будет даровано прощение?

На самом деле проблема еще глубже. Из этого стиха Танаха можно заключить, что сам пророк согласился с сыновьями Израиля, признав их слова справедливыми. Он начинает свою речь словами: «Так вы сказали», а слово «так» указывает на согласие. Пророк подтверждает: «Верно вы сказали». Теперь вообще ничего не понятно! Сначала пророк говорит: да, вы действительно все понимаете правильно, «наши преступления и наши грехи на нас, и из-за них мы умираем». Вы верно сказали: «И как выжить» – вы больше не сможете раскаяться. А потом пророк вдруг говорит: «…а того, чтобы злодей оставил свои пути и жил», – и требует от еврейского народа раскаяния. Но если раскаяние может помочь, получается, что они все понимали неверно! Почему же пророк вначале согласился с ними и сказал: «Верно вы говорите»?

Раскаяние противоречит здравому смыслу

В святых книгах наших мудрецов, благословенной памяти, мы находим, что идея раскаяния противоречит здравому смыслу. Но в Своей великой доброте и милосердии Всевышний уготовил путь раскаяния еще до того, как был сотворен мир.

Если мы задумаемся об этом, то не сможем сразу понять, чем идея раскаяния противоречит логике. Заключается ли трудность в том, что душу, оскверненную мерзостью греха, невозможно очистить раскаянием? Возможно ли очистить и омыть душу? На самом деле вопрос не в этом! Неужели мы уже постигли мироздание во всех его аспектах, и только одно осталось для нас неясным – как можно очистить душу? Вся тайна мироздания сокрыта и недоступна нам, и мы никогда не поймем ее суть. Любая малейшая подробность в устройстве мироздания глубоко сокрыта от нас. Вся сущность жизни, ее существование и развитие утаено от нас и навсегда останется непостижимым. Разве мы сможем когда-либо понять, как из маленького помещенного в землю зернышка вырастает высокое плодоносное дерево? Естественные науки могут открыть нам пути и способы его развития, различные воздействия, которым оно подвергается в процессе роста; показать, как зерно размягчается и впитывает из толщи земли полезные вещества, пока не завершает свое развитие, вырастая в плодоносное дерево. Но все эти знания относятся только к проявлениям действующих сил. Однако суть роста растений и сущность всех этих сил и воздействие различных веществ от нас сокрыта. Мы видим только непостижимую и чудесную реальность – в виде, в котором она раскрывается перед нами.

Зачем же удивляться тому, что мы не понимаем сути раскаяния и принципа его действия? Разве механизм воздействия заповеди на душу человека подвластен нашему пониманию: каким именно образом она очищается и возвышается? Знаем ли мы силу, возвышающую душу человека, когда он исполняет заповеди тфилин, цицит и другие повеления Всевышнего? Разве мы понимаем, что за скверна пристает к душе человека, нарушающего заповеди Б-га, совершающего то, что он «не будет делать и провинится»? Почему же мы удивляемся возможности очистить душу раскаянием от нечистоты греха? Ведь душа может оскверниться грехом, значит для нее должна существовать и возможность очищения раскаянием!

Допустим теперь, что проблема не в том, как действует раскаяние, а в том, по какой причине оно действует. Почему Всевышний сотворил Свой мир таким образом, что после того, как человек согрешил, он может раскаяться и его грех будет прощен?

Этот вопрос еще менее логичен, чем первый! Наоборот, именно здравый смысл настаивает на том, чтобы человек раскаялся в своих недостойных поступках и пожелал идти по праведному пути, дабы его раскаяние было принято, а грех прощен. Ведь и в природе самого человека заложено то же самое свойство! Допустим, человек в чем-то согрешил против ближнего, но затем раскаялся и просит прощения. Если обиженный праведен, разумеется, он простит обидчика. Рамо формулирует этот закон совершенно ясно: «Тот, кого просят о прощении, не должен затаивать обиду, ему надлежит простить»[16]. Раз так, почему же Всевышний, Который безгранично добр и милостив, не может простить раскаивающегося и молящего о прощении грешника?

Раскаяние противоречит порядку мироздания и его законам

Казалось бы, здравый смысл предусматривает возможность раскаяния. Но наши мудрецы, черпавшие свою силу от Б-га и глубоко постигшие законы мироздания и его тайны, открыли, что раскаяние противоречит порядку мироздания и его законам.

Точно так же и в законодательной системе государства. Если человек совершил преступление, за которое полагается наказание, то прежде чем предстать перед судом, он постарается найти доказательства и оправдания, которые могли бы ему помочь если не выиграть в суде, то хотя бы смягчить свой приговор. И вот человек находит убедительное доказательство невиновности и излагает его товарищу. Его друг – умный и здравомыслящий человек, но не специалист в законе. Он, скорее всего, подтвердит, что, с точки зрения здравого смысла, доказательство убедительное, и его вполне можно привести в суде. Но если он обратится к опытному адвокату, тот объяснит ему несостоятельность его доводов. Юрист возможно сможет найти другие доказательства, которые будут приняты в суде, потому что знает закон во всех его подробностях, и это знание подсказывает ему, что местная юридическая система не предусматривает освобождения от ответственности на основании данного довода ответчика. А то, что с позиции здравого смысла его доказательство веско, не имеет никакого значения, если законодатель не отвел ему места в юридической системе.

То же самое можно сказать и о раскаянии. Не зная принципов строения мира и его сокрытых основ, мы полагаем, что, с точки зрения логики и здравого смысла, раскаяние должно иметь место в мироздании. Но наши мудрецы, благословенной памяти, постигшие Творение вплоть до его корней в высших мирах, поняли, как устроено мироздание в целом и иерархия миров. Они увидели, что у каждого греха в мироздании есть особая способность нанести вред душе человека, но нет в мироздании корня раскаяния, позволяющего ему очистить душу от покрывающей ее скверны греха.

А раз раскаянию нет места в законах мироздания, то несостоятельны и наши размышления о его действенности. Как в системе государственного законодательства все подчинено определенным законам, по которым живет государство и выносятся все решения, так и все, что происходит в мире, тоже подчинено определенным законам и известному порядку. Существование в мире любого творения и его действия определяются законами мироздания. И то, что в них отсутствует, не имеет права на существование, ведь ему просто не отведено в мире места! Наши мудрецы отметили: «Сказал раби Симон: нет ни одной травинки, у которой не было бы созвездия на Небесах, влияющего на нее и повелевающего ей: расти!»[17] У каждого создания в высших мирах есть ангел, который наблюдает за ним и делает возможным его существование и развитие. А так как у раскаяния нет такого ангела, то, согласно системе творения, возможность раскаяния не заложена в природу мира.

Награда и наказание в порядке мироздания и его законах

Правильный подход к воздаянию награды и наказания за заповедь и грех совершенно иной. Награда и наказание вложены в систему мироздания согласно установленным для них законам. Порядок мироздания требует, чтобы за каждую исполненную заповедь полагалась награда, а за каждое совершенное преступление – наказание. Наши мудрецы, благословенной памяти, постигшие корни мироздания и его законы, отметили суть заповеди и преступления, награды и наказания.

Заповеди Торы отличаются от законов государств. Понятия награды и наказания, установленные в законах, принятых человеком, это не то же самое, что награда и наказание, установленные святой Торой.

Награда, которую человек получает за исполнение указаний государства, и наказание, которому он подвергается, нарушая их, приходят к нему извне. Они напрямую не связаны ни с ним самим, ни с его действиями. Каждый поступок человека имеет свое отражение в книге закона. Судья судит человека по этому закону, а исполнитель осуществляет наказание.

С заповедями Торы все не так! Исполненная заповедь остается в душе человека, и, в соответствии с системой мироздания, награда приходит к нему из нее самой. Преступление тоже остается запечатленным в его душе и приносит ему наказание. Наши мудрецы сформулировали это так: «Награда за заповедь – заповедь, а наказание за грех – грех»[18]. Заповедь дает человеку награду, а преступление выносит ему наказание.

В Талмуде об этом сказано:

«Раби Йоханан всегда плакал, когда произносил стих Торы: «И будет, когда встретят его многие несчастья и бедствия...»[19] Он говорил: если хозяин посылает своему рабу несчастья и бедствия, на что тому остается надеяться?»[20]

Мы уже приводили пример, помогающий это понять. Великий царь посылает своего слугу исполнить важное и ответственное поручение, требующее большого внимания и исключительной сосредоточенности, и напутствует его: «Будь внимателен, чтобы ни в чем не ошибиться и не отнестись халатно к моему поручению, ибо тогда тебя либо казнят, либо пожизненно заключат в темницу!» Насколько слуга будет бояться совершить даже малейшую ошибку – ведь за это его ожидает столь тяжкое наказание! Однако он все же может успокаивать себя надеждой: «Наш царь милосерден. Если я совершу оплошность, упаси Б-г, то паду к его ногам и стану молить о прощении, и он смилостивится и пожалеет меня!»

Но насколько сильнее будет страх слуги, если за выполнением поручения будет следить посланное царем подразделение солдат во главе с командиром! Ведь если слуга не выполнит порученное как подобает, то, по приказу царя, командир немедленно его казнит, и слуге не у кого будет просить пощады.

Однако человеку свойственно обнадеживать себя. Даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации слуга будет молить командира о милосердии и заступничестве перед царем.

Но можно представить себе и еще большую опасность. Царь направляет слугу на важную и ответственную работу, и если он не исполнит ее надлежащим образом, наказание будет связано с нею самой. Само его преступление повлечет за собой наказание. Теперь у слуги вообще не остается никакой надежды на спасение! Ведь его наказывает не царь и не его люди, – наказание заложено в самом его грехе. Именно об этом сокрушался раби Йоханан. «Раб, которому Хозяин посылает несчастья и бедствия» – Хозяин не наказывает раба, когда тот нарушает его приказы, а посылает ему бедствия и несчастья, заложенные в самом нарушении Его заповедей. И провинившийся теряет надежду.

Поэтому сколь сильно должен человек трепетать и бояться сойти, упаси Б-г, с праведного пути и подвергнуть свою душу опасности страшного и тяжкого наказания за грех и преступление!

Однако мне кажется, что это высказывание наших мудрецов можно понять и глубже. Раби Йоханана привел в сильное волнение стих: «И будет: когда встретят его многие несчастья и бедствия…» В этом стихе – упрек людям, которые не осознают, что терпят наказание за свои дурные поступки. Они не пытаются задуматься о том, что «им посланы многие несчастья и бедствия» из-за их злодейства. Они считают, что их беды никак не связаны с их собственными поступками. Вместо того чтобы понять, что им воздается за грех и зло, которое они сами на себя навлекли, люди старательно изыскивают внешние причины постигшего их несчастья.

Если бы человек осознавал, что терпит наказание за нарушение заповедей Б-га, он бы трепетал и дрожал, стараясь быть очень осторожным в своих делах. Но люди не видят, что причина постигающих их несчастий – в их поступках, и у них остается возможность ошибиться и связать свои беды с другими причинами или воспринимать их как случайность, и они не осознают порочность своих путей. Люди считают, что несчастья и бедствия происходят в мире случайно, а не порождены их собственными поступками. Поэтому они не задумываются о раскаянии. Раби Йоханан плакал именно о том, что несчастья происходят без видимой людям причины, оставляя им возможность пребывать в заблуждении, ибо если хозяин посылает рабу несчастья, побуждая видеть в них «случайность», то «на что ему надеяться?»

Только Всевышний может очистить от греха

Действительно, в системе законов мироздания нет места раскаянию, и нет ангела, который поддерживал бы его существование. Сам Всевышний, в Своем великом милосердии, внес в мир понятие раскаяния, минуя миры ангелов, распоряжающихся Творением.

В этом и состоит суть утверждения наших мудрецов о том, что раскаяние создано еще до сотворения мира[21], поскольку сказано: «Прежде, чем родились горы»[22]. Дело в том, что в сотворенном мире мы вообще не найдем идеи раскаяния, она лежит выше мироздания.

Б-жественный знаток Тайного Учения раби Моше Кордоверо, благословенной памяти, пишет:

««И Он проходит мимо греха»[23]. Это – великое свойство. Ведь прощение дается не через посланника, а непосредственно из руки Всевышнего, как сказано: «Ибо у Тебя – прощение…»[24] Прощение состоит в том, что Он смывает преступление, как сказано: «Б-г омывает нечистоту дочерей Цийона…»[25] И сказано: «И Я изолью на вас очищающую воду…»[26] Слова «Он проходит мимо греха» означают, что Всевышний омывает человека очищающей водой, и преступление снимается. Точно так же должен вести себя и человек. Ему не следует думать: зачем я стану исправлять то, что нарушил или испортил другой? Ведь человек грешит, а Всевышний не через посланника, а Сам выпрямляет искривленное им и смывает нечистоту его греха. Из-за этого человеку следует стыдиться возвращения к греху – ведь Сам Царь смывает нечистоту с его одежд!»[27]

На первый взгляд, остается непонятным, почему именно раскаяние в большей степени «в руках Б-га», чем все остальное, – ведь все в руке Б-га!

Но как раз это мы и разъяснили. Все, что есть в мироздании, Всевышний сотворил в соответствии с определенным порядком и подчинил установленным законам. Для каждого явления, заложенного в мироздании, Всевышний предусмотрел средства, благодаря которым оно сможет существовать. У каждого творения есть ангел, наблюдающий за ним. Но раскаяние не заложено в систему мироздания, и никакой ангел за него не в ответе. В постоянно действующей системе мироздания ему нет места! Происходит следующее: когда грешник раскаивается, Всевышний создает для него искупление – высшую «очищающую воду», которая омывает душу человека от скверны. Поэтому получается, что Всевышний не через посланников, а Сам омывает и очищает человека от греха.

Ответ Всевышнего на утверждение людей

Теперь нам ясно, что сыновья Израиля не верили в возможность раскаяния, так как знали: в системе мироздания ему нет места!

И Всевышний ответил им: «Так вы сказали» – вы сказали верно о том, что «наши преступления и наши грехи на нас». Согласно законам мироздания, наши грехи и преступления действительно остаются на нас. «И из-за них мы умираем» – это тоже верно, так как сам грех наказывает и убивает нас. «И как выжить» – как же раскаяние может помочь, если в мироздании ему не отведено места? Но: «Скажи им: «Жив Я, слово Б-га». Даже если в мире и нет места для раскаяния – все же Он «жив», и в Его власти сделать даже то, что не заложено в мироздание. «Я желаю не смерти злодея, а того, чтобы он вернулся со своего пути и жил». А потому «вернитесь, вернитесь со своих дурных путей, зачем вам умирать, Дом Израиля!»[28]

Ответы мудрости и пророчества согласно их постижению Творения

Познать Творение и его тайны можно двумя способами. Первый – посредством мудрости – через постижение сути сил, заложенных в нижнем мире, а вслед за этим – проведение аналогии и соответствия высшего мира нижнему. Познав силы нижнего мира, мудрец может прийти к пониманию сущности этих сил в мире, который располагается выше нашего, и из которого они и спускаются в наш мир. Осознание сути сил более высокого мира помогает мудрецу понять корни этих сил в еще более высоком мире. Его знание о нижнем мире служит ему основой для постижения корней явлений в более высоком мире. А это новое знание он, в свою очередь, может использовать как основу для постижения корней мироздания.

Такое осознание может прийти к человеку через мудрость и без того, чтобы душа поднималась в высшие миры, где она сама увидит корни мироздания в их высшей сути. Мудрость поднимает человека снизу вверх, ступень за ступенью, до постижения корня мироздания. Именно это повествует нам Писание о царе Шломо, который «изрек три тысячи притч»[29]. Но разве величие царя Шломо состояло в количестве изречений? Его мудрость позволила ему подняться на столь высокую ступень, что, анализируя суть миров от нижнего к высшему и используя знание о каждом нижерасположенном мире как основу для постижения следующего, более высокого, он дошел до высших миров, поднявшись на три тысячи ступеней познания.

Второй способ постижения Творения – через пророческое видение. Когда человек поднимается на ступень пророчества, ему открываются корни мироздания. И оттуда он видит, как они спускаются по уровням из мира в мир, сверху вниз.

Познавая мироздание этими двумя способами через мудрость и через пророчество, невозможно обнаружить корень раскаяния, ибо в мироздании ему нет места. Хотя мудрец и пророк знают из святой Торы и из слова Б-га, обращенного к пророкам, что раскаяние существует и что злодей, оставивший дурной путь, сохранит жизнь, – это остается абстрактным знанием. Но в самом мироздании ни мудрость, ни пророчество не способны усмотреть корня раскаяния. Познание мира через мудрость приводит к противоположному выводу: «Грешников да преследует зло». А познание, полученное через пророчество, свидетельствует: «Душа согрешившая да умрет». Поэтому вопрос был задан Самому Всевышнему: где же корень раскаяния и на чем основана его реальность? И Он ответил: «Пусть раскается – и его грех будет искуплен». Ибо только в Его власти даровать прощение.

Раскаяние перед Святым, благословен Он

Ради достижения окончательной цели Творения Всевышний счел благом не вкладывать в него идею раскаяния. Раскаяние находится вне системы законов Творения. Всевышний Сам воздействует на мир, смывая с грешника преступление. Но тогда, согласно заложенной в нас при сотворении природе, мы видим в этом изъян и недостаток мироздания, по законам которого грешник не может раскаяться, а «душа согрешившая да умрет». И Всевышний исправляет его тем, что Сам удаляет грех, Сам смывает мерзость и нечистоту преступного деяния.

Теперь мы можем понять слова Песикты, с которых начали эту главу. Именно в этом состоит «раскаяние Всевышнего», что поначалу было нам непонятно. После того как Он сотворил мироздание согласно заранее установленным правилам и законам, в которых не была заложена возможность раскаяния, Он отменил эти установленные законы и вышел из рамок постоянно действующих правил. Он раскаялся, передумал и исправил то, что было несовершенно, тем, что Сам принимает раскаявшихся и смывает с них преступление.

Именно об этом говорит Всевышний. Иногда мы наблюдаем, что люди стыдятся раскаяния. В молодости они идут неправедным путем, а с возрастом начинают понимать его порочность. Или бывает, что человек оказывается в новом окружении и осознает, что до сих пор двигался пагубным путем. Но людям трудно изменить свой образ жизни, оставить принципы, которыми они руководствовались прежде. Им неловко отказаться от подхода, приверженцами которого они были ранее. К ним и обращается Всевышний, говоря: «Вы стыдитесь раскаяться?! Я раскаялся первым! Я открою вам тайну, которую вы должны твердо знать: любой недостаток нужно восполнить, и все несовершенное требует исправления, – в этом и состоит предназначение человека во все дни его жизни. И смотрите: Я, Сотворивший мир без возможности раскаяния, Сам раскаялся и исправил несовершенное!»

День, который весь Шабат – мир раскаяния

Мироздание, в котором не отведено места раскаянию – это мир, сотворенный лишь на шесть тысяч лет и соответствующий «шести дням Творения». Но в седьмом тысячелетии, соответствующем седьмому дню, будут новые Небеса и новая земля. Согласно воле благословенного Б-га, Творение достигнет совершенства. Все, видимое мудрецами и пророками – это только то, что заложено в этом мире на шесть тысяч лет Творения. И «деяния Б-га» – это мир в том виде, в котором мы наблюдаем его сейчас. Поскольку этот мир еще не пришел к истинному совершенству, в нем есть место для всех бед и несчастий.

Но правильное и совершенное мироздание будущего соответствует истинной воле благословенного Творца и является абсолютным добром. Тогда мы увидим и осознаем, что все, что нам пришлось претерпеть за шесть тысяч лет, было только во имя нашего блага, ради нашего истинного счастья. Мудрецы сказали об этом в комментарии на книгу пророка: «И будет Б-г царем над всей землей, в тот день будет Б-г един и имя Его едино»[30]: «Но разве сейчас Он не един? Ответил рав Аха бар Ханина: Грядущий мир не таков, как этот. В связи с хорошим известием в этом мире человек произносит благословение: «Благословен Тот, Кто добр и творит добро», а в связи с печальным – «Благословен Судья истинный». А в Будущем мире Он только «добр и творит добро»»[31]. Тогда мы увидим, что даже несчастья и страдания предназначались нам во благо. Грядущий мир можно определить как «замысел Б-га», поскольку Всевышний только замыслил его создать, но пока еще не внес его принципы в наш мир.

Когда царь Давид, да пребудет на нем мир, предвидя жизнь будущего, вознесся в своей Б-жественной Песне, он начал ее словами[32]: «Песнь в честь дня Шабата». Ведь именно Шабат дает нам возможность почувствовать задуманное Б-гом высшее Провидение, которое будет действовать в будущем, в «день, который весь Шабат»: «Хорошо благодарить Б-га и воспевать Твое высшее имя», «провозглашать утром Твое милосердие». «Утро» – которое наступит в будущем. Наши мудрецы сказали: «Это Грядущий мир, ибо он подобен утру»[33]. Именно тогда мы увидим, что все мироздание было сотворено ради нашего счастья и блага. «Твое милосердие» – потому что тогда мы осознаем, что все произошедшее было проявлением к нам милосердия Всевышнего.

«И Твою верность – ночами». Но даже сейчас, когда мы переносим страдания, не осознавая сокрытого в них блага, мы провозглашаем Твою надежность, то есть веру в Б-га и упование на Него, а также уверенность в том, что все делается нам во спасение. «Твою надежность ночами – в этом мире, который весь – только ночи»[34].

«На цитре и на арфе, торжественной песнью на скрипке». Для воспевания Б-га и Его благодарения тогда будут использованы все музыкальные инструменты.

«Ибо Ты восхитил меня, Б-г, деяниями Своими». И тем, что Ты уже сделал, Ты обрадовал меня, Б-г, поскольку в Твоих деяниях я узрел великую мудрость и чудесную гармонию, наполняющую все мироздание – «Деяния Твоих рук я буду воспевать».

«Как велики Твои дела, Б-г». Как велико все, сотворенное Тобой, что мы называем «деяниями Б-га»! «И сколь глубоки Твои замыслы»! Насколько безбрежно чудесное мироздание, существующее пока лишь в Б-жественном замысле!

Царь Давид завершает свою Песнь словами о том, что с помощью мироздания, заключенного в Б-жественном замысле, мы сможем осознать и провозгласить: «Ибо праведен Б-г, моя твердыня, и нет в нем несправедливости». Ведь в этом удивительном мироздании нет ни изъяна, ни недостатка, и в нем мы увидим великое благо, которое Б-г дарует Своим творениям.

Это поможет разъяснить неподвластное нашему пониманию повествование в Мидраше:

«Сказал раби Леви: эту Песнь произнес Первый человек. Адам встретил Каина словами: «Какой приговор мы должны тебе вынести?» Тот ответил: «Я раскаялся и освободился от наказания». Адам начал бить себя по щекам и кричать: «Оказывается, сила раскаяния так велика, а я и не знал!», и тут же встал и вознес Песнь в честь Шабата»[35].

Адам встретил Каина – а они оба согрешили и были приговорены оставить этот мир – и спросил его: «Какой приговор мы должны тебе вынести?» Адам знал корни мироздания от его края и до края, но не нашел возможности исправить совершенный грех. Ответил ему Каин: «Я раскаялся и Высший Суд смягчил свой приговор». Тогда Адам увидел, что существует реальность раскаяния, которой нет места в мире. А узнав это, он путем рассуждений постиг, что в будущем мир обретет полное исправление. И он встал и в восхищении вознес «Песнь в честь дня Шабата», дня, который в Грядущем мире весь будет Шабатом. Он увидел, что корень раскаяния находится не в этом мире, а в том, который пока еще существует лишь в Б-жественном замысле.

Управление миром, связанное с «Престолом милосердия»

Из наших рассуждений следует, что идея раскаяния выше всех корней мироздания. В Своем милосердии Б-г установил для нас пути раскаяния, вступающие в действие, если мы возвращаемся к Нему в полноте своего сердца и оставляем наши дурные пути.

Очищающее душу от греха полное раскаяние, которое принимает Всевышний, описал Рамбам:

«Что такое раскаяние? Оно состоит в том, что нечестивец оставляет свой грех, устраняет его из своих мыслей и принимает твердое решение больше не совершать его, как сказано: «Оставит злодей свой путь…»[36] Кроме того, ему следует раскаяться в том, что он уже совершил в прошлом, как сказано: «Ибо, раскаявшись, я пожалел о содеянном»[37]. И Знающий сокрытое засвидетельствует, что человек никогда больше не вернется к греху, как сказано: «Мы не будем больше называть богами изделия наших рук…»[38]»[39]

Признаком достижения человеком уровня истинного раскаяния будет свидетельство Знающего сокрытое о том, что кающийся никогда не вернется к греху. Для этого необходима исключительная сила души. Однако даже если человек пока не достиг этого уровня, он может пробудить милосердие Б-га и отсрочить исполнение приговора, дабы, упаси Б-г, не погибнуть из-за своего греха. Это свойство Б-жественного милосердия, по-видимому, находится уже в рамках мироздания. В системе мироздания изначально заложен путь подобного милосердия, как сказали об этом наши мудрецы:

«День делится на двенадцать часов. Три первых часа Всевышний занимается Торой. Вторые три часа Он судит весь мир. А когда Он видит, что мир заслужил уничтожения, то встает с Престола справедливости и пересаживается на Престол милосердия…»[40]

Таким образом, в системе мироздания есть «Престол милосердия», то есть возможность отсрочить исполнение приговора, если он не позволит миру существовать. При этом Б-г не пренебрегает справедливостью – нет сомнения, что по приговору Суда с мира взыщется согласно его грехам. Всевышний лишь на время откладывает исполнение приговора, оставляя людям возможность исправить свои пути. И это качество Милосердия применяется не только к миру в целом. Каждый человек может пробудить к себе Б-жественное милосердие и на некоторое время отсрочить исполнение сурового приговора. Наши мудрецы сказали об этом: ««И Я помилую того, кого Мне помиловать»[41] – несмотря на то, что он этого не заслуживает; «и Я смилуюсь над тем, над кем Мне смилостивиться»[42] – несмотря на то, что он этого не достоин»[43]. Раши объясняет: «Я помилую – того, к кому на какое-то время раскроется Мое милосердие, несмотря на то, что он этого не достоин». Получается, что, хотя по закону человеку положено, упаси Б-г, строгое и тяжкое наказание, на некоторое время к нему пробуждается милосердие Всевышнего, дабы он не пропал из-за своего греха.

Но чем человек может пробудить к себе милосердие Всевышнего, если он еще не пришел к полному раскаянию? Он должен проявить желание исправить свои поступки или по меньшей мере их улучшить. Человек должен стараться быть честным хотя бы в своих материальных делах, не отзываться о людях дурно, по возможности исправлять свои поступки. Так он постепенно сможет дойти и до уровня истинного раскаяния.

В первую очередь ему следует стремиться освятить и возвеличить имя Небес. Он должен ревностно отстаивать попранную истину, способствовать тому, чтобы все люди осознали царскую власть Б-га на земле. Тем самым человек сможет приблизиться к дворцу Царя и пробудить Б-жественное милосердие.

Ведь если в человеке не будет стремления освятить имя Всевышнего, если в нем не возникнет побуждения возвеличить и вознести Его в мире, он останется далеким от Всевышнего, и его молитва не сможет подняться до Небес, пробудить милосердие и привести к помилованию наперекор справедливости? Только если человек направит все свои мысли на возвеличивание имени Б-га, на осознание господства Небес и «исправление мира под царством Всесильного», он станет близок к Господу и пробудит Его милосердие.

Поэтому в дни Суда, когда нам выносится приговор, мы не просим Б-га ни о насущном хлебе, ни о других потребностях нашей жизни на весь предстоящий год. Вся наша молитва в Дни Трепета – это просьба об освящении Б-жественного имени. «И поэтому наведи страх перед Тобой…», «да будут трепетать перед Тобой все творения…», «да будешь царствовать Ты, Б-г, Единственный…», «царствуй над всем миром в Своей славе».

Мы уже разъяснили, что в дни Суда и вынесения приговора необходимо возвыситься и осознать Его царствование, поскольку тем самым мы приблизимся к Нему и увеличим в мире славу Его царства, и за это Он дарует нам благо и милосердие[44]. Ведь с четким осознанием царствования над нами Б-га, на нас снисходит милосердие и благословение. Бедствия же и страдания постигают нас только в результате сокрытия Его лица.

В молитве «Шмонэ Эсрэ» мы просим: «Благослови нас всех вместе, Отец наш, сиянием Твоего лица, ибо в сиянии Твоего лица Ты даровал нам, Б-г, наш Господь, Тору жизни и любовь к милосердию», то есть мудрость и возвышенные качества – «справедливость, благословение, милость, жизнь и мир». Ибо в свете лица Б-га скрыто все благо и счастье.

В силах человека открыть врата своего сердца, ощутить существование Б-га и Его царствование и тем самым открыть «врата мира» перед славой Царя. Когда человек возвышается настолько, что начинает стремиться к свету Б-га и Его царству, он устраняет завесу, отделяющую его от Творца, приближаясь к Б-гу и пробуждая к себе Его милосердие.

«Принимает подношение» – несовершенное раскаяние

Итак, мы разъяснили, что, даже если человек еще не пришел к полному раскаянию, все же, когда он стремится к освящению имени Б-га и старается исправить свои пути, его действия на некоторое время пробуждают к нему Б-жественное милосердие. На языке наших мудрецов этот путь называется «подношением». Иными словами, даже если человек еще не полностью очистился от своего преступления, но уже возжелал царства Небес, он приближается к благословенному Б-гу и смягчает себе приговор. Наши мудрецы сказали об этом:

««От Тебя исходит мой приговор»[45]. Сказал раби Леви: «Всевышний обратился к царю Давиду: «Разве напрасно Я утвердил Сангедрин – раввинский суд? Отправляйся к ним, и пусть они судят тебя!» На что ответил царь Давид: «Властелин мира! Ты указал в Торе: «И взятки не бери»[46]. Поэтому перед судом они не примут у меня подношение. Ты же принимаешь подношение, как сказано: «Подношение от злодея примет»[47]». Подношение, которое Всевышний принимает от злодеев в этом мире – это раскаяние и добрые дела. Всевышний сказал Израилю: «Дети Мои! Пока открыты врата раскаяния, – раскайтесь, ибо Я принимаю подношение в этом мире. Но когда Я заседаю в Суде в Будущем мире, Я не принимаю подношения, как сказано: «Он не будет считаться ни с каким подношением»[48]»[49].

Из этих слов следует, что речь идет не о глубоком раскаянии, при котором душа полностью очищается от греха. В этом мире Всевышний принимает подношение даже от злодеев, если они встают на путь исправления. Раскаяние, как и добрые дела, совершаемые ради освящения имени благословенного Б-га, это и есть «подношение», которое Всевышний принимает в этом мире согласно его порядку и законам.

Безусловно, грех отделяет человека от его Творца, как сказано: «Если бы не ваши грехи, которые отделяют вас от вашего Господа»[50]. И все же, если человек будет исправлять свои поступки и глубоко осознает существование и единство Всевышнего, то сможет преодолеть все завесы между собой и благословенным Б-гом. И насколько человек возвысится в постижении славы Господа, настолько он поднимется, приблизится к Нему и пробудит Его милосердие.

Вернись, Израиль

«Вернись, Израиль, к Б-гу, твоему Господу, ибо ты споткнулся о свое преступление».[51] Твое преступление стало для тебя преткновением, и ты не сможешь немедленно и полностью очиститься от него. Но устремись к Б-гу: «Возьмите с собой слова» – подношение, о котором мы говорили, – «и вернитесь к Б-гу»[52]. И если по закону вам положено суровое наказание, а полного и немедленного раскаяния вы совершить не сможете, все же покажите, что вы ступили на путь полного раскаяния и возвращения к Нему, приблизьтесь к Нему. Скажите Ему: «Нет ничего существующего, кроме Тебя; и все создания этого мира, и все, что с ними связано, вся награда и наказание – лишь по слову Твоих уст, а значит Ты можешь принять наше раскаяние!»

«Скажите Ему, сносящему все» – ведь Ты терпишь и поддерживаешь все. А раз так – «снеси грех»! Раз Ты несешь все, Ты сможешь снести наш грех, стерпеть его, пока мы не совершим полного раскаяния, которое Ты примешь в Своем милосердии. Выражение «сносящий все» мы понимаем, основываясь на объяснении, данном нашими мудрецами (включая Раши) сходному выражению из стиха: «Мой грех больше, чем можно снести»[53]. Они говорят так: «Эта фраза читается с вопросительной интонацией. Каин сказал Всевышнему: Ты сносишь и высшие, и нижние миры, а мой грех Ты не можешь снести?!» То же самое и мы скажем Б-гу: «Ты, Кто сносит все» – даже если по законам мироздания, перед нами закрыты врата раскаяния, Ты ведь можешь принять наше раскаяние, ибо «Ты несешь все». Поэтому Ты Сам снеси и наш грех, пока мы не очистимся от него.

И сейчас, в дни раскаяния, в Дни Трепета, когда открыты врата милосердия, мы должны приложить все усилия для того, чтобы подняться и исправить свои души, выпрямить наши пути и возжелать упрочения в мире царства Б-га. Ведь нам не дано знать степень нашей вины перед Ним! Сколько людей стояло здесь в прошлом году, не подозревая, что им вынесен приговор – оставить наш мир в предстоящем году, – если только свою молитву Б-гу они не наполнят истинным чувством и не исправят свои поступки. Тогда, возможно, к ним пробудится милосердие Б-га и их жизни продолжатся! И разве сегодня мы можем знать, какой приговор вынесен нам на Небесах? Поэтому, пока врата раскаяния еще открыты, пока наше раскаяние еще может быть принято, пожалуйста, давайте искренне раскаемся в своем сердце и возвратимся к нашему Творцу! И благословенный Б-г поможет нам и поддержит нас, дабы мы вернулись к Нему в полном раскаянии, амен!

 

[1] Произнесено в Большом Доме Учения в Шабат Раскаяния 5686 (1926) года. Записано нашим учителем великим мудрецом раби Э.М.Блохом, благословенной памяти.

[2] Мишлей 6:35.

[3] Ялкут Шимони Теилим, 17, 670.

[4] Берешит Раба 10:7.

[5] Теилим 90:2.

[6] Теилим 90:3.

[7] Берешит Раба 1:5.

[8] Ошеа 14:2.

[9] Ирмеягу 30:18.

[10] Песикта дерав Каана, гл. 44.

[11] Мишлей 13:21.

[12] Йехезкель 18:20.

[13] Теилим 25:8.

[14] Ялкут Шимони Теилим, 25, 702.

[15] Йехезкель 33:10-11.

[16] Орах Хаим 606:1.

[17] Берешит Раба 10:7.

[18] Авот 4:2.

[19] Дварим 31:17.

[20] Хагига 5а.

[21] Берешит Раба 1:5.

[22] Теилим 90:2.

[23] Миха 7:18.

[24] Теилим 130:4.

[25] Йешаягу 4:4.

[26] Йехезкель 36:25.

[27] Томер Двора, гл. 1.

[28] Йехезкель 18:31.

[29] Млахим (I) 5:12.

[30] Зехария 14:9.

[31] Псахим 50а.

[32] Теилим, гл. 92.

[33] Ялкут Шимони, Теилим 92, 843.

[34] Ялкут Шимони, там же.

[35] Ялкут Шимони, Теилим, 92.

[36] Йешаягу 55:7.

[37] Ирмеягу 42:10.

[38] Ошеа 14:4.

[39] Рамбам, Законы Раскаяния 2:2.

[40] Авода зара 3б.

[41] Шмот 33:19.

[42] Там же.

[43] Брахот 7а.

[44] См. Шиурей Даат, «Изучение Мусара».

[45] Теилим 17:2.

[46] Шмот 23:8.

[47] Мишлей 17:23.

[48] Мишлей 6:35.

[49] Ялкут Шимони Теилим, 17.

[50] Йешаягу 59:2.

[51] Ошеа 14:2.

[52] Ошеа 14:3.

[53] Берешит 4:13.