Пророчества Торы
Досужие специалисты, рассуждая об иудаизме, сравнивают его зачастую с другими религиями. И очень часто предъявляемые ими претензии совершенно справедливы, но не по отношению к иудаизму, а по отношению к другим религиям. Иногда таким людям можно ответить в духе старого анекдота про атеиста, который пришел к ребе и сказал ему: “Я не верю в Б-га!” — “Ну и что? - отвечал ему ребе, — я тоже не верю”. “Да как же это?! — опешил атеист. — Ведь это Ваша профессия верить в Б-га?” - “Я не верю в того Б-га, в которого не веришь ты”, — отвечал ему ребе. Многие поднимают знамя священной войны против иудаизма и самих его основ. И мы готовы поддержать их в этой битве, потому что иудаизм, о котором они говорят, — это нечто совершенно нереальное, то, что существует только в их воображении. Много раз стоял я пораженный, пытаясь понять: откуда взялись столь дикие представления?
Несколько раз я встречался с группой профессоров из института Вайцмана. С одним из них, уроженцем Франции, мы никак не могли наладить контакт. Он все время задавал мне один и тот же вопрос. Я давал ему один и тот же ответ. Мы топтались на месте. Неожиданно, наверное по ассоциации со словом “Франция” мне пришла в голову идея, которая в дальнейшем оказалась вполне продуктивной.
Великая французская революция ознаменовала начало пересмотра основ властвующей в Европе религии, которая в те времена вела настоящую войну против новейших открытий науки. Многие фундаментальные положения религии, касающиеся социального устройства мира, оказались абсолютно непригодными в новой обстановке. И Французская революция, восстав против старого мира, подняла знамя войны против религии. Все это знает каждый, кто учился в средней школе. Ему известны причины борьбы с религиозным засилием, однако про иудаизм он не знает ничего, кроме того, что иудаизм — это религия. И, естественно, он считает, что все религии одинаковы и все сказанное про христианство остается верным так же и по отношению к иудаизму. Закончив среднюю школу, он твердо знает, что всякая вера начинается с безусловного принятия тех или иных положений. Под словом “вера” здесь я понимаю то, что именуют этим словом на улице, то, что интуитивно представляют себе все те, кто не потрудился изучить вопрос достаточно основательно. Можно услышать что-нибудь вроде: “Ты вырос в религиозной семье и тебе привили основные положения вашей религии. Я же вырос в иной среде, воспитывался на других принципах. Я могу уважать тебя или ненавидеть, жалеть тебя или проклинать. Но твоя вера — не моя вера и до твоей мне нет никакого дела!”
Не исключено, что любая религия начинается с веры в некоторые конкретные положения. И христианство, и ислам построены на вере. Ни один христианский теолог не посмеет заявить, что у него есть доказательства того, что рассказывается по поводу произошедшего в спальне девы Марии после внезапного появления там Святого Духа. Либо ты веришь, либо нет. Более того, любой христианский теолог скажет: “Если ты не веришь, то тебе нечего делать у нас”. Это официальная позиция Церкви. В исламе также никто не утверждает, что есть доказательство тому, что Мухаммеда в час приступа эпилепсии посещал архангел Гавриэль. Либо веришь, либо нет. Если ты веришь, то можно продолжать беседу, если нет, то не о чем говорить — доказательства отсутствуют.
Иудаизм, со своей стороны, утверждает, что еврейская религия основывается на знании. В другом месте мы обсудим, что означает слово “знать”, пока же приведем цитату из книги Второзаконие: “И будешь знать отныне и примешь в сердце своем, что Г-сподь — Б-г неба и земли, и нет другого”. Этот стих содержит все важнейшие положения иудаизма: есть Б-г, Он властвует на небе и на земле; нет другой высшей силы, помимо Него. И про все эти основные положения Тора говорит “знать”! Маймонид, излагая основные положения веры, начинает со слова “знать”. Р. Моше-Хаим Луцатто в книге “Путь Всевышнего”, посвященной последовательному изложению основных положений иудаизма, не пользуется глаголом ”верить”, он пользуется глаголом “знать”.
Здесь я хочу сделать небольшое отступление. Американец Рон Гарвард, изобретатель сайнтологии, в предисловии к своей книге сказал: “Если человек хочет зарабатывать деньги, он может стать столяром, бухгалтером, писателем и т.д., но если человек хочет стать очень богатым, он должен изобрести новую веру”. У нас в распоряжении есть книга “образец того, как не изобретается новая религия. И это Писание. Если кто-нибудь решит описать новую религию в том же стиле, в котором написано Пятикнижие, то ему гарантирован полный провал. Многие находят весьма странный способ выражения своего восхищения Пятикнижием. Генрих Гейне писал: “Сколь мала гора Синай, когда на ней стоит Моисей, величайший законодатель!”. Не надо говорить глупостей! Если бы авторство новой религии принадлежало Моисею, он написал бы Тору совсем по-другому. Только сумасшедший мог бы писать о будущем так много и так конкретно. Нормальный человек, сочиняя такого рода книгу, излагал бы расплывчато и непонятно.
Р. Моше-Хаим Луцатто в книге “Даат Твунот” (“Знание Премудростей”) в параграфе 162 пишет: ”Тора настаивает: “И будешь знать”; и это значит, что на любой, связанный с заповедями Торы вопрос должен быть ответ”. Вы не обязаны верить словам РАМХАЛя, но вам следует понять его мысль.
Попробуем быть конкретными
Оставим всю систему логических построений в стороне. Наша сегодняшняя тема: “Пророчества и их исполнение”. Общеизвестно, как пишутся статьи на эту тему. Вначале цитируются несколько стихов Писания. Затем приводятся несколько комментариев к ним, потом утверждается, что этот стих намекает на то, а этот на это. В конце, на десерт, можно поговорить о гиматриях, то есть о цифровых значениях букв и слов и о связи между ними. Все довольны, все расходятся по домам ни в чем не убежденными. Все же попробуем быть убедительными. Для этого потребуем, чтобы пророчества, о которых мы сегодня будем говорить, удовлетворяли некоторым критериям. В Торе есть множество пророчеств, но только несколько десятков из них будут удовлетворять тем критериям, которые мы изберем.
Первое требование: пророчество должно быть записано заведомо задолго до его исполнения. В этой фразе логическое ударение падает на слово “заведомо”. Часто можно услышать такое утверждение: не исключено, что пророчество, на которое ты ссылаешься, написано после предсказываемого события, для вящей убедительности. Вследствие этого ограничения мы не сможем ссылаться на многие пророчества, даже если мы безгранично верим, что они даны задолго до предсказываемых событий. Например: Иегошуа бин-Нун проклял того, кто восстановит стены Иерихона (Иегошуа 6:26), пообещав, что его дети умрут во время строительства. По прошествии около шестисот лет, во времена царя Ахава, его министр Хиэль восстановил стены Иерихона, и при строительстве фундамента умер его первенец Авирам, а в конце строительства умер последний из его детей Сегув (Книга Царей I 16:34). Перед нами пророчество и описание его исполнения. Однако вследствие первого установленного нами критерия мы не будем использовать его как пример исполнившегося пророчества. Потому что тот, кто сомневается, всегда может сказать, что нет ни одного доказательства тому, что пророчество в книге Иегошуа написано до того, как произошли все эти события, и не исключено, что это поздняя фальсификация, или же события, описанные в книге Царей, вообще не имели места, и все это просто сочинили для того, чтобы произвести впечатление на простодушного читателя.
Поэтому прежде, чем приступить к обсуждению конкретных пророчеств, мне бы хотелось установить дату окончательной записи Танаха. Причем выбрать такую дату, которую никто не станет оспаривать. По нашим представлениям, Пятикнижие записано 3300 лет назад. Практически нет историка, который считает, что Пятикнижие моложе 2700 лет. Для наших целей я могу выбрать последней датой записания 300 год до н.э., исходя из того, что приблизительно в это время Тора была переведена на греческий язык — трудно поверить в то, что книга была переведена прежде, чем была написана. Поэтому мы сосредоточимся только на тех пророчествах, которые исполнились в течение последних двух тысяч лет, чтобы никто не мог сказать, что, может быть, стих, на который мы опираемся, записан a posteriori, после свершившегося.
Второй критерий состоит в том, что мы будем опираться только на те стихи, смысл которых совершенно ясен. И говорить о событиях, которые заведомо произошли. То есть говорить только о тех стихах и о тех событиях, смысл которых очевиден даже ребенку. Тем самым мы отбрасываем любые методы толкования Писания как некоего ребуса. Мы не пользуемся гиматриями в стиле: “сумма числовых значений слов “Бегин” и “Садат” равна числовому значению оборота “Пошел к черту”.
Третий критерий: конкретность. Мы не будем пользоваться пророчествами общего плана. Например прорицанием общего характера, вроде того, что, мол, если евреи не будут вести себя достойно, будет разрушен Храм. Это слишком неконкретно. Давайте потребуем, чтобы пророчества были ясными и четкими, чтобы в них содержалось подробное описание событий. Мы накладываем это ограничение для того, чтобы никто не мог сказать, что, мол, возможно, стих написан до того, как произошли события, и события эти имели место, но, весьма вероятно, что события развивались так в силу естественного хода истории, а не во исполнение данного пророчества. Поэтому, чем больше подробностей содержит пророчество, тем обоснованней предположение, что оно говорит именно о данном событии, и тем ниже вероятность случайного совпадения. Желательно, чтобы вероятность случайного совпадения была равна нулю. Этот критерий в чем-то соответствует принципу Карла Попера, который заявил, что научная теория может считаться научной только тогда, когда есть возможность ее опровергнуть. Приведем пример, иллюстрирующий принцип Карла Попера. Астролог пообещал некоему человеку, что сегодня ему предстоит романтическое переживание. Тот, кому это предсказано, увидев на улице цветок, может счесть, что это та самая романтика, о которой говорил астролог. Точно так же можно счесть, что есть толика романтики в переломе ноги. У астролога всегда есть возможность проинтерпретировать события так, что они станут как бы предсказанными. И если вдруг случится катастрофа, такая, которую никак нельзя прокомментировать в нужную сторону, то всегда можно сказать, что какая-то безответственная звезда ворвалась на карту небесных сфер и все испортила. Карл Попер устанавливает, что астрология — не наука, просто потому, что астрологи всегда правы. Пользуясь такими методами, можно неплохо заработать. Для этого достаточно открыть контору и за скромную мзду в 50 долларов предсказывать пол нерожденного младенца. В половине случаев предсказанное не сбудется, и тогда придется вернуть деньги. Зато в остальных 50 процентах случаев деньги останутся при вас. Понятно, что когда мы говорим о пророчествах и об их исполнении, мы должны быть как-то защищены от подобного шарлатанства. И именно поэтому мы будем выбирать только те пророчества, которые могут и исполниться, и не исполниться.
Я полагаю, что трех приведенных выше критериев вполне достаточно и ими можно удовлетвориться. Однако я хочу добавить еще два. А именно, мы будем говорить только о предсказаниях, содержащих элемент абсурда или парадокса. Имеется в виду следующее: если некто предскажет, что 10 января будет ливень, и он действительно будет, то, естественно, возникнет вопрос: как он угадал? Однако в том, что ливень был, нет ничего удивительного: январь - месяц дождей. Гораздо сильнее поразит наше воображение прогноз дождя на июль - время засухи. В таком предсказании есть нечто абсурдное, и его исполнение не может не вызвать удивления. Или, скажем, некто заявит, что всякий раз, когда имярек выйдет из дому с горшком с кактусом на голове, пойдет дождь. И, о чудо! именно так и происходит. Это не может не удивить, ведь связь между кактусом на голове и дождем не очевидна. Нет ничего поражающего воображение в исполнении пророчества, которое обещает, что грядущий год будет дождливым и Израиль не будет испытывать недостатка в воде. Понятно, что если будут дожди, то не будет недостатка влаги, и вызывает любопытство только то, откуда предсказатель узнал, что будут дожди. Если же предсказание будет парадоксальным и будет гласить, что в грядущем году будет много воды, но люди будут помирать от жажды, или, наоборот, что в грядущем году с неба не упадет ни капли дождя, а уровень озера Кинерет повысится на три метра, то в таком пророчестве есть элемент парадокса, и его исполнение не может не озадачить.
Единственное пророчество
Во время подготовки этого материала я просмотрел все книги Танаха несколько раз и не обнаружил ни одного пророчества, которое бы не исполнилось. Разумеется, я не говорю о тех пророчествах, время исполнения которых еще не наступило, а также тех, исполнение которых было так или иначе обусловлено, и эти условия не были выполнены. Все остальные пророчества, содержащиеся в Танахе, а мы говорим только о пророчествах, записанных в книгах Писания, исполнились.
Замечу, что ни одна иная священная книга, кроме Танаха, не рискнула привести предсказания, поддающиеся проверке. Книги Евангелий и Коран содержат много мудрых мыслей, но в них нет ни одного пророчества. Есть обещания, касающиеся рая, ада, грядущей эпохи Высшего Царства, но эти обещания невозможно проверить. Они неопровержимы и их невозможно подтвердить просто потому, что из тех мест еще никто не вернулся. И остается только верить или не верить.
Яаков Герцог, описывая встречу с теологами из пятнадцати стран и говоря об одном из пророчеств, спросил: “Есть ли подобное предсказание, касающееся будущей судьбы целого народа, в одной из книг, в одной из стран, будь то Греция или Индия, или какая бы то ни было другая страна?”. Теологи переглянулись, посовещались и сказали “нет”. Они немного ошиблись. Есть пророчество епископа Крисостома (IV в.н.э.), в котором он предсказал, что евреи за то, что епископ называет “их преступлением перед Б-гом”, никогда не вернутся в Святой город Иерусалим и не восстановят Храм. Крисостом жил через 250 лет после разрушения Храма. В это время еврейский народ был разбросан по всему свету. Окинув взглядом прошлое и вспомнив историю других народов, которые были изгнаны со своих земель и никогда на них больше не возвращались и от которых ничего, кроме воспоминаний, не осталось, он мог прийти только к одному выводу: такое же будущее ожидает и еврейский народ. Все те долгие века, пока события в мире подтверждали предсказание Крисостома, мы всегда могли сказать, что это не пророчество. Он, просто опираясь на опыт прошлого, мог делать предположения по поводу будущего. До Шестидневной войны международное христианство было счастливо. Смотрите, евреи возвращаются в свою страну, но, о чудо! только до пределов Иерусалима. В 1967 году христианский мир был в шоке, перед ним встала серьезнейшая теологическая проблема. И 17 лет назад Вселенский собор в Париже официально снял с евреев обвинение в убийстве Иисуса.
В Америке жил кардинал Спельман. Один из самых популярных католических лидеров на Западном побережье. Он одно время считался самым вероятным кандидатом на Папский престол. Кардинал Спельман был большим другом р. Соловейчика из Бостона, одного из лидеров ортодоксального иудаизма в Америке. Они часто встречались, обсуждали вопросы философии, вместе изучали Писание. Однажды р. Соловейчику сообщили, что его друг умирает и призывает его. Рабби немедленно оставил все дела и пришел к умирающему другу. Кардинал попросил всех присутствующих оставить его наедине с рабби и сказал: “Еще немного, и я предстану перед Высшим Судьей и дам отчет твоему и моему Создателю о моих поступках, о моих делах, о моей вере и о моих взглядах. Скажи мне! По твоему мнению, то, что сегодня происходит в Израиле, это то, о чем пророчествовали пророки, говоря, что Земля Израиля всегда будет принадлежать народу Израиля и что евреи в будущем вернутся в эту страну?” На это рабби ответил: “Прости меня, но я верю, что это так”. Кардинал умер, и в последний момент его жизни его вера была разбита.
Христианство один раз осмелилось дать пророчество, и это пророчество не сбылось. Может быть, для того, чтобы мы выучили, что дать истинное пророчество очень сложно. Танах дает множество пророчеств, и ни про одно из них невозможно сказать, что оно ложное.
Израиль и Вечность
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе, имеет ли право на существование философия истории. То есть существует ли такая схема, согласно которой разворачиваются исторические события и согласно которой можно предсказывать развитие событий в будущем. В поддержку философии истории выступали крупнейшие философы мира, такие, как Жан-батисто Вико, Кант, Гердер, Гегель, Маркс, Шпенглер и многие другие. Однако многие историки категорически отвергают такую философию, утверждая, что всякий исторический момент — это новый момент, и всякая аналогия с прошлым — случайное совпадение. У истории нет законов, и нет никакого смысла искать в прошлом то, что произойдет в будущем. Наиболее ярким сторонником этого подхода в Израиле являлся проф. Ишаягу Лейбович. Этот спор имеет непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Если философия истории имеет право на существование, то у нас есть право предсказывать будущие события на основе нашей теории и с учетом событий прошлого. Если же такая теория неправомочна, то никаких предсказаний нет и быть не может. Однако независимо от того, кто в этом споре прав, невозможно предсказать события, подобных которым в прошлом не было и которые не соответствуют никакому историческому опыту. Мы хотим показать, что предсказания Писания не могли быть следствием прошлого исторического опыта, хотя бы потому, что они записаны слишком задолго до предсказываемых событий.
Знаменитый американский писатель Марк Твен в 1899 году напечатал большую историографическую статью, в которой он рассуждает об истории и судьбах разных народов. В разделе, посвященном истории евреев, он пишет: “Египтяне, вавилоняне и персы поднялись и наполнили весь мир шумом, великолепием и изяществом, но их блеск погас, и они канули в вечность. Греки и римляне пошли по их стопам — подняли большой шум и исчезли. Появлялись другие народы, они некоторое время несли свой факел, но он прогорал в собственном огне, и теперь они отошли в тень или полностью исчезли. Еврей видел их всех, пережил их всех и сегодня он остался таким же, каким был всегда. Нет никаких признаков заката, не видно старческой немощи. Его таланты сохранились и его внимание не притупилось. Все в этом мире смертны, кроме евреев. Все силы исчезнут, но они останутся”. После этого предисловия Марк Твен задает естественный вопрос: “Если все народы исчезли и остался только еврейский народ, то в чем секрет его вечности?” (“Харпере Мегезин”, сентябрь 1899). Иными словами, сам факт существования еврейского народа — уникальный исторический феномен, не имеющий аналога в мировой истории.
Русский философ Николай Бердяев пишет: “Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа. С точки зрения материалистической, эта судьба совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения, этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания” (“Смысл истории”).
Можно привести огромное количество подобных цитат. Например, высказывание Льва Толстого “еврей - символ вечности”. Можно привести отрывок из речи лорда Бальфура перед британским парламентом в 1917 году, в которой он объяснял необычность его политики по отношению к еврейскому меньшинству в Палестине. Среди прочего он сказал: “Я не могу относиться к еврейскому народу подобно тому, как я отношусь к другим народам”. Жан-Поль Сартр, французский экзистенциалист, после 67 года, когда его спросили об отношении к арабско-израильскому конфликту, ответил: “Я не могу относиться к этому конфликту без учета вечной истории еврейского народа”. Ницше — человек, который подверг жесткой критике почти все ценности в мире, резко меняет тон, когда переходит к истории еврейского народа. В книге “По ту сторону добра и зла” он пишет о евреях как о самой чистой расе в Европе, пишет о вере и о заповедях, которые поддерживали еврейский народ на протяжении истории. Гитлер, о чьем отношении к евреям можно не распространяться, в “Майн Кампф” утверждает, что евреи сочинили совесть (понятно, что с его точки зрения это страшное обвинение). Никто из тех, кто брался описывать историю евреев, не оставался равнодушным, какие бы чувства к евреям он ни испытывал.
В Торе, в главе Бехукотай (“По Законам Моим”), среди страшных проклятий есть слова утешения: “Но и при этом, когда они будут на земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, не нарушу Свой союз с ними” (Вайикра 26:44). Тора обещает, что еврейский народ никогда не прекратит свое существование. Тора предсказывает феномен, осмыслению которого посвящены горы книг.
Вавилон — краса Халдеи
Пророк Йермиягу (Иеремия), согласно мнениям всех комментаторов и исследователей, жил в период разрушения Первого Храма. Он видел расцвет Вавилонской империи, видел победы вавилонян над огромными империями. Он видел развал еврейского государства, видел еврейский народ накануне тяжелого испытания. К тому моменту он еще не мог знать, что еврейский народ способен жить на чужой почве. До него еврейский народ еще ни разу не сталкивался с изгнанием. Если бы он предсказал, что Вавилон никогда не будет разрушен и ему суждена вечность, если бы он предсказал, что евреи никогда не оправятся от нанесенного им удара, то мы бы удивлялись. Мы бы имели право спросить, на каком основании он рискует предсказывать будущее.
Но при этом мы могли бы сказать, что он видел сложившуюся ситуацию и считался с ней. Что он был убежден в том, что сложившееся положение вещей никогда не изменится. Пророк Ишайагу (Исайя), живший до Иеремии, предсказал: “И будет Вавилон, краса царств, великолепие халдейцев, подобен Сдому и Аморре (Содому и Гоморре), низвержен Б-гом” (13:19). В этом пророчестве нет ничего, поражающего воображение. Пророк предсказывает разрушение Вавилонской империи, и пророчество исполнено. Но при этом хорошо известно, что всякая империя в конце концов разваливается. Однако продолжение пророчества выглядит просто поразительно: “Никогда не будет он заселен и не будут жить в нем вовеки. Араб не раскинет там шатра, не уложит пастух скот свой”. Точно такое же пророчество содержится в книге пророка Иеремии (гл. 50). Если человек рискнет сделать такое предсказание сам, то можно только подивиться его наглости. Как вы можете говорить о вечности?! Всякое предсказание, касающееся вечности, очень рискованно. Сегодня город Вавилон лежит в развалинах, а завтра он, может быть, будет отстроен. Может, послезавтра его вновь разрушат, но пророчество уже не будет исполнено. Это пророчество было дано достаточно давно. Мы знаем, что оно начало исполняться только после разрушения Израиля и после того, как евреи попали в Вавилонский плен. Давайте посмотрим, что происходит сегодня. Может быть, исполнение этого пророчества чисто случайно? Это маловероятно. Речь идет о городах древности, построенных на перекрестке дорог, при источнике воды. Такой крупный центр, как Вавилон, не был построен на случайном месте. И вероятность того, что после разрушения город будет восстановлен, очень велика - подобное случалось со многими восточными городами — их разрушали и они вновь отстраивались на прежнем месте. Мы можем убедиться в этом собственными глазами, посетив археологические раскопки древних городов. Мы увидим многие слои — город на развалинах прежнего поселения. Если мы считаем, что пророчество Исайи - это просто удачное гадание, то оно сверхудачное - ведь оно “попало” в чуть ли не единственный город древнего Востока. После правления Кира Вавилон все еще оставался одним из крупнейших городов, одной из столиц Персидской империи. Однако город постепенно приходил в запустение. Александр Македонский сделал попытку превратить его в центр своего грандиозного царства, но этому плану не было суждено сбыться, и Вавилон постепенно сошел со сцены мировой истории. Развалины города сегодня свидетельствуют об истинности предсказаний еврейских пророков. Откройте энциклопедию и посмотрите статью “Вавилон”. В ней вы прочтете: “Вавилон — город, который во втором и первом тысячелетиях до нашей эры был столицей многих империй. В наше время от него ничего не осталось. На его месте находится огромная, простирающаяся на много километров пустошь — к востоку от реки Евфрат, в 34 километрах к югу от Багдада”.
Пророки говорили о вечности, мы же можем сказать только о том, что произошло за последние 23 века. Я полагаю, что даже если сегодня-завтра кто-то предпримет попытку восстановить Вавилон, то у него ничего не выйдет. Я верю, что предсказание будет исполнено. Мы можем говорить только о том, что уже случилось, — мы ведь не пророки. Но это пророчество до сих пор выдержало проверку временем.
Пророк Иеремия, который видел расцвет Вавилонской империи и предугадал ее закат, предсказывает: “Так сказал Г-сподь, Который дает солнце для освещения днем и устанавливает законы луне и звездам, чтобы светили ночью, Который подымает бурю и движет валы морские, Имя Которого — Г-сподь Воинств: Так же, как не исчезнут эти законы предо Мной, — говорит Г-сподь, - так и семя Израиля никогда не прекратится, будет оно народом предо Мною”. Иными словами, пророк предсказывает, что пока солнце и луна светят над землей, пока грохочут морские валы, будет существовать еврейский народ, происходящий от Яакова. Он не просто обещает, что народ Израиля продолжит свое существование, он предсказывает, что этот народ продолжит быть “пред Г-сподом”. Он не говорит, будет ли это весь народ Израиля, он не указывает, какой процент народа будет соблюдать повеления Творца, но обещает, что всегда будут соблюдающие заповеди евреи. И вновь возникает вопрос. Как можно говорить о вечности? Может быть, народ в конце концов “прозреет”, может быть “разовьется”, может станут евреи “нормальными” людьми и все, как один, прекратят соблюдать заповеди? Как можно было 2800 лет назад обещать, что народ Израиля останется существовать и при этом будет стоять “пред Г-сподом”? Итак, с одной стороны Иеремия предсказывает закат Вавилона, захватившего его страну, а с другой, предсказывает вечность Израиля, чье поражение от рук Вавилона он видел собственными глазами. Ясно, что это пророчество записано задолго до его исполнения. Ясно, что речь идет о прямом смысле текста, а не о комментариях к нему. Ясно, что вероятность исполнения пророчества мала, и очевиден парадокс, заключенный в нем: Вавилон-победитель полностью исчезнет, а побежденный народ сохранится навсегда.
Вообще, если говорить о “живучести” народов, то лучшие шансы сохраниться имеют наиболее многочисленные народы. Например, на сегодняшний день насчитывается около миллиарда китайцев. Если с народом, насчитывающим миллиард душ, случится небольшая катастрофа и маленький городок с населением в шесть миллионов будет стерт с лица земли, то это почти не отразится на демографической ситуации народа. Однако Тора предсказывает полностью противоположный сценарий: “И станете малочисленными, хотя многочисленностью своей были сравнимы со звездами” (Втор. 28:62).
Тора продолжает и говорит, что этот народ не будет жить вместе, на одной земле в какой-нибудь маленькой тихой стране, вроде Новой Зеландии: “И рассеет Г-сподь тебя по всем народам от края земли и до края...” (Втор. 28:64). Германский теолог Вернер Келлер написал книгу “Танах как исторический источник”, в которой показывает, что Танах абсолютно аутентичен с точки зрения истории. Я с удивлением обнаружил, что немецкий оригинал называется иначе, а именно: “Танах все же прав”. Тот же автор написал еще одну книгу под названием: “И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли и до края”. В этой книге автор разбирает историю всех народов, которые были рассеяны по миру, и приходит к выводу, что рассеяние, которому подвергся еврейский народ, ни с чем не сравнимо. Нет ему аналога в мировой истории. И вопрос, который он задает, звучит так: “Откуда Моисею было известно будущее?”. Как и предсказало Писание, еврея можно найти в каждой точке земного шара.
Все три пророчества, которые мы упомянули, исполнились, хотя, с точки зрения здравого смысла, наиболее вероятно обратное развитие событий. На протяжении истории неоднократно повторялось одно и то же явление: всякий народ, который попадал в изгнание и становился национальным меньшинством в чужой стране, постепенно полностью ассимилировался и исчезал как национальное явление. Тора же обещает прямо обратное: еврейский народ будет малочисленным, и при этом он будет рассеян среди других народов, то есть всюду он будет в ничтожном меньшинстве и, несмотря на это, он все же сохранится и будет “стоять пред Г-сподом”. Такой расклад не только уникален, он просто противоречит здравому смыслу. Законы природы выступают против такого развития событий.
Более того, если бы этот народ был уважаемым членом международного сообщества, если бы его культура была приемлема для других народов, то, может быть, другие народы согласились бы уважать его старость и постарались бы сохранить как исторический реликт. Однако все не так. Тора предсказывает совсем противоположное: “И ты станешь ужасом, притчею и посмешищем среди народов, к которым отведет тебя Г-сподь” (Втор. 28:37). То есть будут рисовать на тебя карикатуры, ты будешь объектом ненависти. Тора продолжает и обещает, что “не будет покоя твоим ногам... И будет жизнь твоя висеть на волоске... и не будет тебе покоя ни днем ни ночью, и не будешь уверен в самой жизни своей”. Мы не обсуждаем “за что нас постигла участь сия?”, как бы нам этого ни хотелось. Тема этих строк другая: пророчества и их исполнение.
Одно из самых странных явлений мировой истории — антисемитизм. Нет ни одного народа, который бы страдал от аналогичного явления. Даже его причины не ясны. Д-р. Йосеф бен-Шломо, преподаватель философии в Тель-Авивском университете, проделал большую исследовательскую работу об антисемитизме. В ней он приходит к следующим выводам: ”Когда проводят опрос и спрашивают у разных людей, почему они ненавидят евреев, то получают на удивление разные ответы. И факт, что ответы на этот вопрос очень часто противоречат один другому, ничего не меняет во взглядах антисемита. Одни ненавидят евреев за то, что они капиталисты (чаще — “международные капиталисты”), другие за то, что они все коммунисты. Одни — за то, что евреи не лояльны странам, в которых они проживают, и не хотят интегрироваться в обществе своего проживания, а другие за то, что евреи прикладывают слишком большие усилия, стараясь стать французами во Франции и немцами в Германии. Одни утверждают, что все евреи трусы и уклоняются от службы в армии, а другие утверждают, что евреи милитаристы. Евреи — пацифисты и евреи — разжигатели войны. Они — националисты, они же — космополиты. Рациональное мышление отступает на задний план, как только речь заходит о евреях. Вольтер — светоч Просвещения XVIII века, чьи слова и мысли глубочайшим образом повлияли на европейское мышление. Гуманизм, рационализм, здравый смысл, война против засилия Церкви и за веротерпимость — это ключевые слова в мировоззрении Вольтера. Всякое преследование за взгляды и убеждения заставляло кипеть его кровь. Он выступал против любых предубеждений и предрассудков как по поводу религии, так и по поводу науки. Он настаивал на том, что о любом явлении можно судить только с позиций рационального мышления. Однако когда Вольтер начинает обсуждать еврейский вопрос, мы обнаруживаем абсолютную предвзятость, он повторяет все глупости самых твердолобых реакционеров, к которым добавляет еще и собственные. Куда-то пропадает рациональное мышление, исчезает гуманизм, он не хочет обращать внимание на факты.
На протяжении многих веков культурный обмен между Востоком и Западом был равен практически нулю. Единственное, что объединяло эти два мира, — это антисемитизм. И обвинения были поразительно похожи. Наверное, найдутся ученые, которые смогут найти объяснение этому явлению. Почти наверняка ученые найдут множество объяснений. Потому что любому факту можно дать рациональное объяснение ретроактивно. Но предсказать явление заранее - это совсем другое дело: “И ты станешь ужасом, притчею и посмешищем среди народов, к которым отведет тебя Г-сподь”.
Слово, которое мы переводим в этом стихе как “посмешище”, на самом деле происходит от слова “разговаривать”, “учить”. То есть на самом деле в конце стиха говорится, что “о тебе будут непрерывно вести разговоры”. Еврейский народ - это самый обсуждаемый народ в мире. Один израильский агроном вернулся из Боливии, где находился в рамках обмена сельскохозяйственным опытом. Надо сказать, что Боливия - это тридевятое царство и люди там примитивнее израильтян. Ему задали вопрос: “Что простые боливийцы знают о государстве Израиль?”. В ответ он рассказал анекдотический случай. Как-то, во время его пребывания в Боливии, к нему подошел крестьянин и спросил откуда родом наш агроном. И тот ответил ему загадкой: “Я из далекой, очень маленькой страны, о которой постоянно говорят в последних известиях”. “А, — угадал крестьянин, — ты из Израиля”. Это курьез. Однако, если говорить о статистике, то одно из статистических бюро в Америке проводило исследование: какая страна наиболее обсуждаема на страницах американской прессы. Первое место в Америке заняла сама Америка. Второе - СССР (как бывший, так и настоящий). Третье — Израиль. Итак, страна, по размерам равная Бельгии, по населению — половине Голландии, в культурном отношении сравнимая с Конго, является темой постоянных разговоров по всему миру. Нам осталось только сказать, что это явление предсказано в самом начале существования еврейского народа, во Второзаконии, в том стихе, который мы приводим. РАШИ в комментарии к этому стиху пишет: “Будут говорить о тебе”. Сценарий, приведенный здесь, крайне необычен, и ожидать, что история будет развиваться именно так, очень смело. И, тем не менее, так оно и произошло.
До сих пор мы говорили об общем явлении. Теперь мы попробуем разобрать другое пророчество, намного более частное. Вот слова пророка Исайи: “Я, — вот Мой союз с ними, — сказал Г-сподь. — Дух Мой, который на тебе, и слова, которые Я вложил в уста твои, не сойдут с уст твоих и с уст потомков твоих, и с уст потомков потомков твоих, — говорит Г-сподь, — отныне и вовеки” (59:21). И опять пророк с полной уверенностью пророчествует о вечности. Греческая культура стала книгами на полках, в которые иногда заглядывают исследователи — книжные черви. От остальных существовавших в дни пророка культур не осталось даже и того. Однако культура, о которой предсказал пророк, сохранилась и продолжает существовать и развиваться.
Верная народу земля Коль скоро мы заговорили о народе Израиля и о его ценностях, мы не можем пропустить тему “Земля Израиля”. Прежде чем перейти к пророчествам, касающимся частных подробностей, приведем одно пророчество общего планат-Тера (Втор. 11:10-12) говорит: “Земля, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, она не как земля Египетская, из которой вы вышли. Там, посеяв семя, ты орошал его трудом ног своих, как огород. Но земля эта - земля гор и долин, от дождя небесного пьет она. Земля, о которой Г-сподь, твой Б-г, печется. Взор Г-спода, Б-га твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года”. Этот стих гласит, что Всевышний непрерывно печется о земле Израиля. Даже если не принимать во внимание слова пророков, история земли Израиля - это уникальная история. Нет никакого сомнения, что нет истории какой-либо другой страны, которая была бы хоть как-то схожа с историей Израиля. Климат Израиля подходит для сельскохозяйственной деятельности. Почва на большей части страны очень плодородна. В те времена, когда евреи жили на этой земле, в эпоху Первого и Второго Храмов, земля была обильна, и это мы покажем ниже. Как только евреи оставили Страну, она немедленно пришла в запустение. Как показал проф. Бравер в “Географической энциклопедии” (статья “Земля Израиля”): “Страна Израиля в течение всего периода, от разрушения Храма и до Возвращения в Сион, была в запустении”. Возможно, были отдельные, пригодные для сельского хозяйства районы, но вся страна, как единое целое, была в запустении. Не было зеленой полосы от Дана до Беер-Шевы, которую можно наблюдать сегодня с самолета. Как только евреи вернулись на землю Израиля, земля вновь расцвела.
Доктор
Иегошуа Левин в книге “На тропе возрожденной веры” говорит, что этому явлению нет аналога в мировой истории. Не было цветущей страны, которая спустя тысячи лет запустения вновь начала цвести, и уж тем более невероятно, чтобы страна расцветала только тогда, когда ее народ возвращается на родину. Это явление усугубляется тем фактом, что народы, которые в период запустения поселились на этой земле, пришли из стран с развитой культурой земледелия и из стран, чей климат схож с климатом Израиля. И даже французы и немцы, которые сумели развить продуктивное земледелие в Рейнской области, чей климат хоть и не вполне похож на климат Израиля, но все же достаточно тяжел, ничего не смогли добиться в Палестине. Тогда как евреи, не имевшие опыта земледелия на протяжении тысяч лет, сумели возродить почву, и земля вновь расцвела. Д-р Иегошуа Левин считает, что один этот факт уже должен вызвать вопрос: “Кто управляет этой землей?”. Но еще более поражает факт, что такое развитие событий было предсказано изначально. Тора пишет: “Ибо Г-сподь, Б-г твой, приводит тебя в прекрасную страну, страну рек и источников, бьющих в долинах и на горах, землю пшеницы и ячменя, инжира и граната, землю масличных олив и меда. Землю, в которой без скудости будешь получать пропитание свое”. Иосиф Флавии в иудейской войне” (3:3:2), среди всего прочего, описывает страну Израиля такую, какой она была до разрушения Храма: “Галилея очень плодородна, изобилует пастбищами, богато насаждена разного рода деревьями и своим богатством поощряет на труд даже самого ленивого пахаря. Немудрено поэтому, что вся страна густо заселена; ни одна пядь не остается незанятой; скорее, она даже чересчур пестрит городами, и население в деревнях, вследствие удивительного плодородия почвы, также везде до того многочисленно, что в самой незначительной деревне насчитывается более 15000 душ”.
То, что пророчество исполнилось, когда евреи вернулись в свою страну после Вавилонского плена, хорошо известно. Во втором веке н.э. римляне изгнали евреев из Страны. В книге Второзаконие (гл.28) описаны бедствия, которые постигнут еврейский народ. Описан враг, который захватит страну и перед которым падут одна крепость за другой. Тора описывает этот народ так (там же, 49): “Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь”. И далее (52): “И будет теснить тебя во всех вратах твоих, доколе не разрушит стен твоих, высоких и крепких, на которые надеешься ты, по всей стране твоей”. Иными словами, народ, который изгонит евреев из их земли, согласно описанию Торы, имеет четыре признака. Далекий народ, с другого края земли. Как-то связанный с орлами. Которого не знали до сих пор. Такое описание можно отнести ко многим народам, но так же ясно, что его нельзя отнести к огромному числу народов, например к Вавилону, разрушившему Первый Храм. Вавилон не находится на другом краю земли, он никак не связан с орлами, про него нельзя сказать, что его язык евреям не был известен, и уж, разумеется, это не тот народ, которого “не знал ни ты, ни предки твои”, как обещано в Торе. Наши предки сами пришли из Вавилонии — приблизительно в том регионе жил Авраам, в Уре Халдейском. Очевидно, что этим народом не может быть Египет. Ибо Египет — это не край земли. Язык
Египта достаточно хорошо был известен евреям на протяжении всей их истории. И уж, разумеется, это никак не тот народ, которого “не знали ваши предки”, — наши предки отлично узнали Египет за 210 лет рабства в нем. Тогда как Рим, который пришел на Восток приблизительно во II в. до н.э., был неизвестен нашим предкам на момент написания пророчества, зафиксированного за много лет до того. Рим находился весьма и весьма далеко, с точки зрения евреев — на краю света. По поводу орла — он был эмблемой римских легионов. Талмуд, в трактате Мегила, утверждает, что латинский язык был не известен еврейским мудрецам в момент прихода римлян на Восток.
В конце пророчества о бедствиях Тора обещает: “И возвратит тебя Г-сподь в Египет на кораблях, тем путем, о котором сказал тебе: ”ты более не увидишь его“. И будете продаваться там в рабы и в рабыни, но не будет покупателя” (там же, 68). Иными словами, пророк пишет, что евреев продадут в рабство. Продадут в рабство в Египте. И более того, он даже осмеливается предсказать положение рынка на тот момент. Пророк идет на величайший риск, сообщая такие подробности. Можно было по крайней мере опустить подробности о кораблях, о положении рынка. Историк Ментер описывает то, что произошло после падения Бейтара (132 г. н.э.). Пленные были вывезены на рабский рынок в Аела. Те, кто не был продан там, были посажены на корабли и вывезены в Египет. Ширер, другой немецкий историк, дополняет, что в Египте их продали в рабство, и рабов было так много, что цена еврейского раба стала ниже цен на лошадей. Представьте себе, что вы читаете это пророчество до того, как оно исполнилось. Вы рассуждаете приблизительно так: так как очевидно, что речь идет не о Египте, то очень странно, что евреев вывезут на рынки в Египет. Как можно подумать, что у этого народа будет власть над Египтом? То есть автор должен как-то управлять не только историей евреев, но и историей других народов. Намного естественней было бы предположить, что даже если придет такой народ, то он вывезет пленных к себе на родину или перебьет их всех.
Давайте перейдем к другому пророчеству о разрушении. К пророчеству в книге Левит: “И опустошу Я землю вашу. И будут изумляться ей ваши враги, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши станут руинами” (26:32-33). То есть, несмотря на то, что враги будут жить на этой земле, она все равно превратится в пустошь. РАМБАН комментирует этот отрывок и говорит: “Это благое предвестие для нас. Здесь говорится, что во времена изгнания Страна не будет принимать наших врагов. А доказательство тому: нет в мире земли, кроме Земли Израиля, которая раньше столь процветала, а теперь столь разрушена и пустует. Ведь с тех пор, как мы покинули ее, многие народы хотели утвердиться на ней, но не удалось им, так как не принимает она никого”. Приехав в Страну Израиля в 1267 г., РАМБАМ написал письмо своему сыну и в нем описал состояние страны: ”Что я могу рассказать тебе об этой стране? Она пустынна и запущена. Самые святые места в ней подверглись, как правило, самым наибольшим разрушениям. Иудея пострадала больше всего. А в Иудее больше всего пострадал Иерусалим”.
Знак Союза
Земля Израиля лежала в запустении до самого возвращения евреев на родину. Пророк Ехезкель (Иезекиил) предсказывал: “А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу моему, Израилю, ибо скоро придут они” (36:8). Пророк предсказывает, что страна Израиля вновь начнет цвести и восстановит свое плодородие к возвращению евреев на родину. Все пророчества сбылись. Народ Израиля жил в Израиле, и страна процветала. Римляне изгнали евреев, и страна пришла в запустение. Евреи вернулись, и вновь страна плодоносит.
Многие спрашивают: если все это так, если земля Израиля находится под опекой Всевышнего, то как же Он дает жить на ней нерелигиозным евреям? И здесь есть один очень интересный момент. Да, конечно, евреи, которые пришли восстанавливать страну, в большей части своей не соблюдали заповеди Торы. Но кто сказал, что они были неверующими? В заслугу за исполнение какой заповеди удостаиваются люди поселиться в Стране Израиля? Книга ”Зогар” написана р. Шимоном бар-Йохаем 1800 лет назад. Даже те, кто не верят в древность этой книги, не спорят с тем, что ей по крайней мере 650 лет — после Моше де Лиона эта книга стала общеизвестной. Для нашего обсуждения достаточно и 650 лет. В книге “Зогар” написано, что народ Израиля получает право на землю Израиля в заслугу исполнения заповеди обрезания. И история это подтверждает. Моше вывел евреев из Египта. Что первое он делает после 210 лет рабства? - Обрезание. Те, кто родились в пустыне, по техническим причинам не были обрезаны. Что делает Иегошуа бин-Нун для того, чтобы подготовить армию к битвам? Операцию обрезания всем солдатам! В Гальгале он делает всем обрезание. Талмуд (трактат Менахот 43б) пишет: “Евреи оставили страну Израиля только после того, как прекратили делать обрезание”. Когда в прошлом веке евреи прибыли восстанавливать Землю Израиля, часть из них не верила ни во что, часть не знала Торы, но заповедь обрезания соблюдали все! Если 150 лет назад я бы поймал еврея на улице и спросил бы его: “Представь себе, что придет время, когда народ Израиля прекратит соблюдать Тору и ее заповеди, то, как ты думаешь, какую заповедь он сохранит?” - то последний ответ, который я ожидал бы от него, был бы: “Обрезание”. Брать ребенка и делать ему операцию - звучит, как ничем не оправданная жестокость. Не рассказывайте мне истории о том, что это, мол, гигиенично. Гигиена никак не связана с заповедью обрезания. Само религиозное обрезание состоит из двух частей. Первая — обрезание верхнего лепестка — имеет гигиенический смысл, но вторая — подгибание нижнего лепестка — не имеет никакого гигиенического смысла. Одна женщина объяснила сохранение этой заповеди тем, что люди хотят иметь связь с еврейским народом, а обрезание — это знак такой связи на теле. Это, конечно, верно, но в этом рассуждении есть лишь один недостаток. Заповедь обрезания относится только к пятидесяти процентам евреев мира. Большинство заповедей Торы должны исполнять не только мужчины, но и женщины. Остальные заповеди, от которых женщины освобождены, они по крайней мере имеют право исполнять. Не так с обрезанием. Есть только две заповеди, от которых женщины полностью свободны и не могут их выполнить, — на них не распространяется запрет брить бороду бритвой и они не обязаны делать себе обрезание и не могут его сделать, даже если выразят такое желание. В обоих случаях, так сказать, по техническим причинам. И довольно странно, что именно ту заповедь, которую никак не может исполнить часть народа, взялись исполнять для того, чтобы продемонстрировать связь с народом. Кто-то пытался мне доказать, что обрезание делают для того, чтобы потом у мальчика не было проблем при заключении брака. Чтобы потом в раввинате его не заставили делать обрезание непосредственно перед свадьбой. Однако я не помню, чтобы перед заключением брака мне задавали вопрос, обрезан ли я. Задавали множество вопросов, но все они имели отношение к браку, не более того. Кроме того, нет такого еврейского закона, который бы запретил необрезанному еврею вступить в брак. Может даже случиться, что главный раввин Израиля будет не обрезан. Например, если старшие братья умерли во время обрезания, то третьего сына запрещено обрезать. И такой человек обязан выполнять все заповеди Торы, в том числе жениться. Разве что принести пасхальную жертву он не имеет права. Но тот, кто выдвинул этот аргумент, не похож на человека, который первым побежит приносить пасхальную жертву как только представится такая возможность.
Однако такое положение дел было предсказано 2800 лет назад пророком Захарией. 750 лет тому назад о том, что такое положение дел сохранится, писал РАМБАМ. 1600 лет тому назад об этом писал Мидраш. “И ты — ради крови завета твоего, выпустил Я узников твоих из ямы, в которой нет воды” (Захария 9:11). РАМБАН (13 в.) в комментарии к Песне Песней (гл. 8) объясняет этот стих так: “Намек на поколение, предшествующее приходу Машиаха. Все то поколение будет виновным перед Всевышним. И забудут они Тору. И умножится наглость. И единственная заповедь, которую они продолжат исполнять, — это заповедь обрезания”. А также пишет Мидраш: “Несмотря на то, что нет заслуг у народа Израиля,спасет их Творец в заслугу исполнения заповеди обрезания”.
Исполнены все пророчества, связанные с изгнанием с Земли Израиля. Плодоносящая земля в период, когда на ней живут евреи, — исполнено. Неизвестный пророкам народ изгнал евреев из их Страны — исполнено. Вывез пленных в Египет и продал их там в рабство — исполнено. Земля опустела — исполнено. Евреи вернулись в свою Страну без Торы и без заповедей — и это исполнено. Осталось только узнать какой народ захватит Землю Израиля и будет жить на ней в течение тех веков, пока евреи будут находиться в изгнании. Об этом пишет “Зогар”: ”Ишмаэль пришел к Всевышнему и сказал Ему: “Ты обещал, что у всякого обрезанного есть доля в Земле Израиля. Я тоже хочу получить свою долю”. Далее продолжает Зогар: “В будущем потомки Ишмаэля придут разграбить Святую Землю, и она будет в запустении, и они не будут давать евреям вернуться в нее. Все это будет продолжаться, пока не исчерпается заслуга потомков Ишмаэля”. Арабы захватили Палестину в 640 году и властвовали над ней 13 веков. Число 13 вызывает ассоциации с возрастом Ишмаэля во время его обрезания. К тому же он потомок Авраама. Но в этой ассоциативной связи никто не виноват — не мы сочиняем историю. То, что предсказание Зогара выполнено, все мы видим. Если книга Зогар написана 1800 лет назад, то в этом предсказании есть четыре удивительных момента: арабы еще не жили в нашем регионе и даже не намеревались двинуться в направлении Святой Земли. Откуда же Зогару было это известно? Откуда автору было известно, что во времена арабского завоевания Страна превратится в пустошь? И откуда автору было известно, что евреи примут страну именно из рук арабов и что арабы будут мешать евреям вернуться домой? Даже если мы примем, что Зогар написан 650 лет назад, то отпадет только первый вопрос, остальные три останутся.
Прежде чем приступить к нашей теме и обсудить пророчества как доказательство Высшего Авторства Писания, мы выдвинули пять критериев, которым должны удовлетворять такие пророчества. Мы получили следующие, удовлетворяющие нашим критериям, предсказания: разрушение Вавилона, расцвет Израиля под властью евреев, изгнание евреев неизвестным на то время народом, захват Израиля арабами, опустошение Страны, возврат евреев без Торы и без заповедей, исполнение заповеди обрезания, сопротивление арабов еврейскому возвращению.
Зогар пишет: “И в то время потомки Ишмаэля постараются заставить весь мир выступить против Иерусалима, как сказано: “И соберу все народы против Иерусалима на войну””. Р. Моше Кордоверо комментирует это место и говорит: “Все народы заключат между собой союз и придут разрушить Иерусалим” (р. Моше Кордоверо жил более четырех веков тому назад). Однако, опираясь на Зогар, р. Кордоверо продолжает: “И будет время великой скорби у Яакова. Но не будет (он) уничтожен, и придет к нему спасение!” На этой оптимистической ноте мы завершаем эту работу.
Рав Мордехай Нойгершл - "Иерусалим - Еврейский Центр"