Глава Ваэтханан
Продолжается пересказ речи Моше, которую тот произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В ней пророк, как и раньше, наставляет народ, напоминая ему, как происходило получение Торы у горы Синай, и заново перечисляет все Десять речений (Десять заповедей), услышанных народом в тот памятный день. В конце Моше снова призывает евреев во всем держаться правды и справедливости.
В нашей главе есть одна интересная заповедь:
«Не прибавляйте к тому, что заповедую вам (сказал Моше), и не убавляйте» (Дварим 4:2). Комментатор Раши на основе информации из Устной Торы поясняет: «Например, не увеличивайте число растений, поднимаемых на праздник Суккот», — их должно быть четыре: лулав, этрог, мирт, ветвь ивы. Но все - таки, а почему нельзя увеличивать, устрожать и брать на себя дополнительные обязательства, ну хотя бы чуть больше, чем предписывает Тора? Как говорится, маслом кашу не испортишь. Раби Йонатан Айбешиц из Праги живший в начале 18 века, приводит для объяснения такой пример: больной, получив предписание врача, старается выполнить все, что написано в рецепте — не прибавляя и не убавляя ни одной таблетки, ни одной капли горькой микстуры. Ведь лекарства, как мы знаем, имеют определенное свойство - они помогают только в определенной дозе. В меньшей дозировке они неэффективны (а иногда и вредны), в большей - очень опасны.
Но если так поступает тот, кто беспокоится о физическом здоровье, то что делать людям, заботящимся о здоровье духовном? Тора говорит им: не прибавляйте и не убавляйте ни слова из сказанного Всевышним! Теперь объяснение Раши становится более понятно - не увеличивать и не уменьшать ничего не надо - нужно действовать строго по инструкции, данной Творцом нашего мира.
* * *
В нашей главе еще раз повторяются Десять Речений, сказанных на горе Синай. Они начинаются словами: «Я — Всевышний, твой Б-г, Который вывел тебя из Египта». Обратим внимание, что написано «тебя» - в единственном числе. Но разве Тора дана не всем евреям? Знаменитый мудрец Торы Хозе из Люблина (раби Яаков Ицхак Гурвич, умер 9 ава 1815) отвечал: все Десять Речений были сказаны в форме единственного числа — «уважай», «соблюдай», «не укради», для того, чтобы каждый еврей знал, что, даже если весь мир оставит Тору (не дай Б-г!), он не имеет права перестать соблюдать ее. — «Явывел тебя из Египта» - говорит Б-г каждому из нас. Тебя, а не кого-то другого. Поэтому Тору надо соблюдать без оглядки на отступников.
Кстати, почему Вс-вышний, давая Десять Речений, говорит, что Он - тот, кто «вывел из Египта», а не «создал землю и небо»? В чем больше проявляется Его величие — в создании мира или в выводе евреев из египетского плена? Отвечает раби Йеуда Алеви (1075—1141), автор популярного по сей день философского трактата «Кузари»: глаза человека не видели создание мира, мы в это только верим; но в Исходе из Египта принял участие весь народ, и все впрямую наблюдали чудеса, которые совершил тогда Творец. Поэтому для нас Он — Тот, Кто вывел нас из Египта.
* * *
В нашей главе есть еще одно не очень понятное на первый взгляд речение Торы: «Поступай справедливо и хорошо» (6:18). Разве не достаточно сказать «справедливо»? Зачем добавлено «хорошо»? Мудрецы отвечают: старайся поступать справедливо даже в большей степени, нежели требуется по закону. В Талмуде (трактат Бава Меция) рассказывается: один мудрец нанял грузчиков для перевозки вина. Те нечаянно разбили бочки, а заплатить за ущерб им было нечем. Хозяин отобрал у них верхнюю одежду как залог в счет выплаты долга. Грузчики пожаловались Раву, великому мудрецу того поколения. Рав приказал нанимателю: отдай им одежду. — Тот спросил: разве таков закон? — Да, ответил Рав, ибо написано: «Чтобы ты ходил дорогой добрых людей» (Мишлей 2:20). — Отдал тот одежду. Пришли грузчики и сказали: мы бедные люди, трудились целый день, нам нечего есть. — Сказал Рав: заплати им. — Как? Они разбили мне бочки, а я еще и плати? Разве таков закон? — Да, ибо в продолжение того же стиха написано: «И чтобы держался ты путей праведников»... Отсюда мы учим: праведнику и мудрецу, да и простому человеку надо постараться поступать не только справедливо, но и так, чтобы поступок в глазах людей считался хорошим. А поступать «хорошо» - значит делать хорошо по мнению того, кому мы делаем добро, а не то, что мы считаем, что будет для него хорошо.
* * *
В главе Ваэтханан евреи слышат из уст Моше очень тяжелые слова. Именно здесь он объявляет о пророчестве, согласно которому в будущем евреев ждет тяжелейшее из наказаний — изгнание. Эту часть его речи трудно назвать благословением. Но тогда возникает вопрос — почему именно Моше было поручено так сурово говорить с народом? Вспомним, совсем недавно злодей Билам благословил еврейский народ, хотя и пытался выжать из себя проклятие (см. главу Балак). Кажется, не разумней ли наоборот дать Биламу возможность сказать тяжелые слова, ведь он же — злодей, а Моше — произнести одни благословения? Мидраш отвечает: если бы Билам принялся поучать евреев, они бы сказали: чему нас учит тот, кто полон ненависти? Если бы Моше ограничился благословениями, то сказали бы прочие народы: ну конечно, он же любит своих! Поэтому Всевышний решил: увещевания услышите от того, кто вас любит, а браху — от того, кто вас ненавидит. Тогда пойдет вам на пользу и то и другое. Сказано в Мишлей (27:7): «Доверяй ранам, (полученным) от любящего, и не верь поцелуям ненавистника». Как говорится, выговор — от праведника, браха — от злодея.
р.Элиягу Эссас - по материалам журнала "Община"