В наше время было сделано множество открытий в самых разных областях человеческого знания. Тора не представляет исключения. После тщательного исследования текста Пятикнижия с помощью новейших методов, включая компьютерный анализ, обнаружилось, что за внешним повествовательным слоем Книги Книг скрываются более глубокие слои. Работа еще далека от завершения, еще рано делать какие-либо выводы, но открывшиеся факты поразительны. Возникает чувство, сходное с тем, которое, наверное, испытывали первооткрыватели новых земель. Мы приглашаем вас в путешествие по новому "континенту", которое мы назвали "Путешествие в страну «Семь»"
Перед вами, на фотографии, первая глава Пятикнижия, в которой рассказывается о том, как Б-г создал мир. На этот раз вас не просят читать текст, вам предлагают его ”считать”. Подсчитайте, сколько раз в этом отрывке встречается слово אלוקים (Б-г). У вас должно получиться 35. 35 раз повторяется слово Б-г в рассказе о сотворении мира, длившемся семь дней. Пять раз по семь (35 = 5 x 7).
Если вы продолжите ”считать” текст, то вы обнаружите, что все самые значимые слова в этом отрывке встречаются семь или кратное семи число раз.
Отметим, что первая глава разбита на семь ”абзацев” (см. фото), в каждом из которых описан один из семи дней Творения. Более того, число семь повторяется в каждом из семи абзацев. Например, в описании первого дня Творения в третьем стихе сказано: ”И сказал Б-г: Да будет свет! и стал свет”. Ключевое слово אור — свет повторено в описании первого дня Творения семь раз.
Четвертый абзац посвящен четвертому дню Творения. В этот день были созданы солнце, луна и звезды для того, чтобы освещать землю и быть ”знаками и знамениями” для живущих на ней.
Слова, однокоренные слову אור (светило, освещать, свет), появляются в четвертом абзаце семь раз.
Во втором и третьем абзацах рассказывается о сотворении водных стихий (стихи 6-13). Подсчитайте сколько раз появляется в двух этих отрывках слово מים (вода).
В самом первом стихе Торы одним из ключевых слов является слово שמים (небо). В тексте двух первых абзацев, от начала Сотворения мира до создания небесного свода, слово שמים (небо) и слово רקיע (небесный свод) повторяется семь раз. Эта пара слов появляется еще семь раз в тексте следующих двух абзацев — третьего и четвертого (в четвертом описано создание светил). К этому можно добавить, что второе ключевое слово первого стиха Писания ארץ (земля) появляется в различных вариациях в тексте первой главы 21 раз (7 х 3 = 21).
В пятом и шестом абзацах описано сотворение мира животных, начиная с низших животных в пятый день Творения и кончая человеком в шестой день. Слово חיה (животное, живое) повторяется в этих абзацах семь раз.
Нельзя не обратить внимание на то, что Б-г семикратно провозглашает, что сотворенный Им мир хорош. В седьмой раз Он, осмотрев весь созданный Им мир, провозглашает, что этот мир "очень хорош”.
”Следы” числа семь мы находим не только в повторяемости слов, но и во многих стихах отрывка. Известный каждому ребенку первый стих Писания: ”В начале создал Б-г...” содержит семь слов. Второй стих, с которого, собственно, начинается рассказ о создании материи, состоит из 14 (два раза по семь) слов. Последний отрывок, описывающий покой Всевышнего и освящение Субботы, состоит из 35 слов, что соответствует числу упоминаний имени אלוקים во всей первой главе.
Внимательно присмотритесь к седьмому абзацу. В середине его стоят три полустиха. Каждый из них содержит семь слов и в середине каждого из них стоит слово יום השביעי (день седьмой). Вот они:
1. ”И завершил Б-г в день седьмой работу, которую делал”.
2. ”И отдыхал в день седьмой от всей работы, которую делал”.
3. ”И благословил Б-г день седьмой и освятил его”.
Перед вами совершенная композиция на тему числа семь в рассказе длиной в семь абзацев, повествующем о семи днях Творения.
Мы видим, что число семь, в том или ином виде, играет огромную роль в строе первой главы Писания. Ниже мы расскажем о значении этого числа в еврейской традиции. Пока же нам достаточно указать на числовую гармонию разбираемого отрывка. Один из современных исследователей Писания сказал, что гармония чисел проходит красной нитью через всю главу и является свидетельством ее единства, опровергая мнение тех, кто считает ее компиляцией разрозненных источников. Полемические стрелы этого высказывания направлены против тех ученых, которые, усматривая тонкие стилистические различия между отдельными отрывками Торы, опираясь на кажущиеся противоречия между отдельными фразами, создали целую науку под названием ”Библейская критика”. Основное положение этой теории состоит в том, что Тору на протяжении многих поколений компоновали из нескольких первоисточников. Не исключено, что выявление особого строя этой главы, основанного на цифре семь, послужит еще одним опровержением данной теории.
В ходе нашего путешествия мы обнаружим, что цифровое единство текста Писания характерно не только для первой главы книги Берешит, но и для всего текста Торы. Внимательное изучение этого явления позволяет даже сформулировать закон появления семерок в тексте Пятикнижия.
Слово ”закон” мы использовали в переносном смысле. Нельзя сказать, что ”закон семерки” сравним с законами природы, скажем, с законом всемирного тяготения. Однако, присваивая этому правилу закономерности столь громкий титул, мы хотим подчеркнуть тот факт, что закономерность появления семерок находит выражение во всей Торе, в каждой ее главе и, самое главное, она проявляется последовательно и систематически. Итак, законы семерки:
1. Содержание отрывка подчеркивается семикратным повторением имени центрального персонажа, или семикратным упоминанием стержневого события, или темы данного отрывка.
2. В тех случаях, когда Тора желает лишний раз подчеркнуть ту или иную идею, она выражает ее в нестандартной форме.
3. Семикратное подчеркивание центральной мысли выражается не только отдельными словами, но и целыми фразами. И, напоминаем, всякое дополнительное уточнение или подчеркивание выражается отклонением от обычного стиля.
Для того, чтобы читатель мог убедиться в этом, приводим ряд отрывков из Пятикнижия. Это лишь несколько фрагментов, но они хорошо иллюстрируют сформулированный нами закон.
Фотография первой главы ТАНАХа . По галахическим причинам, при публикации мы внесли изменение в написание слова Б-г и пишем его не через ה, а через ד как это издревле принято в еврейском мире.
Правило 1
Потоп
В рассказе о Потопе два центральных момента: а) нравственное падение человечества - ”всякая тварь (בל בשר) извратила путь свой”; б) Hoax и его сыновья были спасены в ковчеге תיבה. Словосочетание ”всякая тварь” כל בשר появляется в отрывке семь раз (на фотографии отмечено рамками).
Начиная с момента, когда ”разверзлись хляби небесные”, то есть с момента начала Потопа, слово תיבה (ковчег) повторяется 14 раз. Любопытно отметить, что это слово повторяется семь раз в отрывке от входа Ноя и его детей в ковчег и до сообщения о том, что вода достигла наиболее высокого уровня (стихи 7-24); семь раз, начиная с момента, когда ”Б-г вспомнил Ноя”, и до выхода из ковчега. (Слово תיבה отмечено кругом. Линия разделяет высшую точку Потопа и ”вспоминание” Б-гом Ноя).
В восьмой главе, повествующей о прекращении потопа, главная тема — появление суши, и потому слово ”земля” הארץ встречается в ней семь раз (отмечено квадратом).
Авраам в Стране Израиля
В этом отрывке рассказывается о повелении, данном Вс-вышним Аврааму: оставить страну Харан и поселиться в Земле Ханаан. В ней рассказывается о недолгом пребывании Авраама в Ханаане, о его вынужденном уходе в Египет (из-за голода в Ханаане) и о возвращении назад.
Главные ”герои” данного отрывка - Аврам אברם и Страна הארץ. Вы можете убедиться сами, что слово הארץ упомянуто в разделе семь раз, а слово 21 - אברם раз. Любопытно заметить, что в самом первом отрывке, повествующем о недолгом пребывании Авраама в Ханаане, слово Страна הארץ повторяется в различных вариациях семь раз (,ארצך, הארץ, ארצה בארץ).
Авраам - Элимелех
В 21 главе (стихи 22-34) описана встреча Авраама и царя Грара Элимелеха. Имена каждого из героев рассказа повторяются в отрывке семь раз.
Моше - Амалек
Сразу после выхода евреев из Египта на них напал Амалек. Эта война превратила народ Амалека в вечного врага народа Израиля. Во время войны Моше взошел на гору и сражался с врагом, творя молитву. Главные персонажи этой истории упоминаются в коротком отрывке по семь раз каждый.
Хлеб с неба
Это отрывок о манне - хлебе с небес, которым Вс-вышний кормил сынов Израиля на протяжении 40 лет их скитаний по пустыне. Подсчитайте, и вы обнаружите, что слово לחם (”хлеб”) повторено в отрывке семь раз. Словосочетание בני ישראל (”сыны Израиля”, удостоившиеся хлеба с небес) повторяется семь раз. А Имя Того, Кто дает хлеб, - Вс-вышнего, повторено 21 раз.
Путешествие сыновей Израиля
Еще один маленький отрывок (Бемидбар 9:15-23). В нем рассказывается о путешествии евреев по пустыне. Подсчитайте. Главные слова отрывка - מסע (”путешествие”) и 'פי ה (”по слову Г-спода”) (евреи выходили в путь по знаку Всевышнего - появлению облака над Скинией ( משכן). Всего в девяти стихах эти три слова встречаются семь раз. Обратите внимание, семикратное повторение трех слов в столь коротком тексте не нарушает связность изложения.
Скрижали Завета
В свете сказанного выше немалый интерес представляет история со Скрижалями Завета. О даровании Скрижалей рассказано сначала в книге Шмот, а затем в книге Дварим. Перед вами фотографии страниц из обеих книг. И в том и в другом отрывке описаны первые и вторые скрижали. Первые скрижали Моше принес с горы Синай и разбил, увидев, что евреи поклоняются золотому тельцу. Вторые - Моше сделал сам и с ними отправился на вершину горы Синай, чтобы восстановить на них текст первых скрижалей.
И вновь, в каждом из четырех отрывков основное слово рассказа לוחות (скрижали) повторяется семь раз.
Даты, заповеди, личности и события
Следующий список призван продемонстрировать неразрывную связь семерки с еврейскими праздниками, заповедями Торы, жизнеописаниями патриархов и с событиями Библейской истории.
1. Еврейские праздники
Во-первых, главный еврейский праздник - Суббота всегда выпадает на седьмой день недели. Если внимательно рассмотреть устройство еврейского календаря, то сразу станет видно, что, кроме Субботы, Тора устанавливает еще семь дней полного отдыха: два дня Песах - день в начале и день в конце праздника, третий день - праздник Шавуот, четвертый - Рош а-Шана (согласно закону Торы, празднуется только один день), пятый - Йом-Кипур, шестой - первый день Суккот и седьмой - праздничный день сразу после Суккот - Шмини Ацерет. Из двух упомянутых в этом списке праздников два - Песах и Суккот - продолжаются семь дней (не все дни праздника должны быть днями полного отдыха).
Примечание: Ханука и Пурим установлены мудрецами, и в эти дни разрешено работать.
2. Заповеди
Здесь тоже появляется семерка в самых разных вариациях. Например, в заповедях, связанных с временем - с конкретными днями, неделями или с особо выделенными годами. Например: семь дней торжеств для жениха и невесты, семь дней траура, семь дней храмовой чистоты и нечистоты. Освящение Скинии в пустыне продолжалось семь дней.
В связи с двумя, связанными со временем заповедями, семерка появляется дважды - семь раз по семь 49 - и следующее по порядку число - пятьдесят. Одна из этих заповедей связана с днями и неделями, а другая - с годами.
Первая - это отсчет Омера. Следует отсчитать 49 дней - семь раз по семь дней и, как только исполнятся 49 дней, сразу после этого установить - на пятидесятый день - праздник Шавуот. (Каждый вечер, после вечерней молитвы ведут счет Омера. Например: "Сегодня второй день от принесения Омера", или "Сегодня пятнадцатый день, то есть две недели и один день от принесения Омера" и т.д.). По окончании этого счета устраивают праздник Шавуот - праздник дарования Торы.
Похожая заповедь связана с годами - заповедь субботнего года, ”шмиты”. Каждый седьмой год следует устраивать ”шмиту” - на целый год прекращать всякую сельскохозяйственную деятельность. Идея здесь та же, что и в установлении субботнего дня в конце каждой недели. После того, как проходят семь раз по семь лет, то есть по окончании седьмой ”шмиты”, на пятидесятый год устанавливают Юбилейный год (Ваикра 22:1-11). Может быть, здесь уместно упомянуть и семь заповедей потомков Ноя, данных всему человечеству.
3. В жизни патриархов
С семеркой мы постоянно сталкиваемся и в жизнеописаниях патриархов. Например: за всю свою долгую жизнь наш праотец Авраам удостоился семи откровений (Берешит 12:2,3; 12:7; 13:14-17; там же 15 - ”союз между рассеченными тельцами” там же 17 - союз обрезания; там же 18 - известие о рождении Ицхака, там же 22 - жертвоприношение Ицхака).
Во время первого откровения Всевышний обещал Аврааму семь благ:
1) сделать великим народом,
2) ”Я благословлю тебя”,
3) ”Я возвеличу имя твое”,
4) ”и будешь благословением”,
5) ”благословлю благословляющих тебя”,
6) ”проклинающих тебя прокляну”,
7) ”тобой будут благословлены все семьи земли”.
Ицхак получил также семь благословений:
1) ”Я буду с тобой”,
2) ”Я благословлю тебя”,
3) ”ибо тебе и потомству твоему отдам все эти земли”,
4) ”Я исполню клятву, которую дал Аврааму”,
5) ”Я умножу потомство твое”,
6) ”Я дам потомству твоему все эти земли”,
7) ”Будут благословлены потомством твоим все народы земли” (Берешит 26:3-4).
Это же число вы обнаружите и в благословении, данном Ицхаком Яакову:
1) ”Даст тебе Б-г от рос небесных”,
2) ”будут служить тебе народы”,
3) ”преклонятся перед тобой племена”,
4) ”ты будешь господином брату своему,
5) ”преклонятся перед тобой сыновья матери твоей”,
6) ”проклинающий тебя - проклят”,
7) ”благословляющий тебя - благословен” (там же 27:28-29).
Если вы внимательно прочтете историю патриархов, то обнаружите многократную повторяемость числа семь в их биографиях.
4. Библейская история
Вновь, только беглый взгляд, только несколько примеров:
1) Чистые животные приходили к Ною в ковчег ”семерками”.
2) Семь баранов поставил Авраам во время заключения союза с Элимелехом.
3) Семь ”тощих” и семь ”тучных” лет в Египте во времена Йосефа.
4) Билам установил семь жертвенников, пытаясь проклясть Израиль.
5) Семь дней обходили евреи вокруг стен города Иерихона и каждый день семь коэнов трубили в рог. В седьмой день они обошли город семь раз, и городские стены пали.
6) На протяжении семи месяцев ковчег Завета находился в плену у филистимлян.
7) У Самсона волосы были заплетены в семь кос - они были источником его поразительной силы.
Правило 2
Напомним, правило 2 выглядит так: если Тора хочет подчеркнуть центральную тему повествования, она не только повторяет соответствующее слово семь раз, но возвращается к центральной мысли еще раз, пользуясь при этом синонимом или уточняющим оборотом.
О земле
Вернемся к первой фотографии, к рассказу о Творении. В нем семь раз повторяется оборот על הארץ — ”на земле” (он обведен на фотографии жирной линией). Однако в продолжение рассказа Тора еще раз желает подчеркнуть этот оборот, и он появляется еще раз, но теперь в иной форме על פני כל הארץ — ”над ликом всей земли” (стих 29).
Всякая плоть
Аналогичное явление можно обнаружить в рассказе о Всемирном Потопе. В нем семь раз повторяется оборот כל בשר - всякая плоть. Тора подчеркивает тему рассказа, повторяя этот оборот в другой формулировке:כל היקום - ”все сотворенное” (стихи 4 и 23).
Сад
Первый человек провел несколько первых, самых приятных часов своей жизни в Эденском саду, откуда был изгнан в наш негостеприимный мир. Рассказ о саде приведен полностью в книге Берешит во второй и третьей главах. При внимательном чтении обнаруживается, что слово הגן - сад повторяется в этих двух главах семь раз: 2:9,10,16; 3:1,2,2,8. Этот чудесный сад упомянут в отрывке еще несколько раз, но с помощью другого словосочетания: גן בעדן מקדם - ”сад в Эдене с востока” (2:8) и, в седьмом стихе: בגן עדן - ”в Эденском саду”. Как уже сказано, само слово ”сад” с определенным артиклем повторяется в отрывке ровно семь раз.
Порядок поколений
Любопытное проявление этого правила можно обнаружить в перечислении поколений от Адама до Ноя и от Ноя до Авраама. В книге Берешит (5) перечислены поколения от Первого человека до Ноя - второй по значимости фигуры в истории человечества. Это перечисление упоминает все поколения и связывает каждое следующее поколение с предыдущим и последующим. Внимательно присмотревшись к этой генеалогии, мы обнаружим полное единство стиля. Но, опять-таки, только в семи стихах. Еще в двух стихах мы обнаружим отклонение от стиля. В них множественное число ויהיו - ”и были” заменено на единственное ויהי — ”и было”:
1. И были (ויהיו׳) все дни Адама... (5)
2. И были (ויהיו) все дни Шета... (8)
3. И были (ויהיו) все дни Эноша... (11)
4. И были (ויהיו) все дни Кейнана... (14)
5. И были (ויהיו) все дни Магулалеля... (17)
6. И были (ויהיו) все дни Ереда... (20)
7. и были (ויהיו) все дни Метушелаха... (27)
Только в двух стихах стиль несколько иной:
1. И было (ויהי) всех дней Ханоха... (23)
2. И было (ויהי) всех дней Лемеха... (31)
Когда-то эти отклонения от общего стиля послужили основанием критикам Писания для утверждения, что этот отрывок составлен из двух разных источников. Утверждалось, что компилятор, составитель текста Пятикнижия, забыл отредактировать окончательный текст и свести его к единому стилю, а когда обратили внимание на то, что в некоторые стихи вкралась ошибка и они написаны в единственном числе, а не во множественном, было уже поздно. Книги уже были канонизированы, и никто не посмел вносить исправления в канонизированный текст.
По нашему мнению, не надо придумывать некоего неаккуратного компилятора - составителя, жившего в незапамятные времена в Израильском царстве. Само это отклонение внесено вполне сознательно и вызвано желанием сохранить семеричный стиль во всем тексте. Косвенным подтверждением нашей правоты является строение такого же генеалогического отрывка в 11 главе (10-26), описывающего порядок поколений от Ноя до Авраама. В нем 14 раз (2 х семь) повторяется оборот ויהי - и жил и дважды (в стихах 12 и 14) оборотное прошедшее время глагола заменяется на простое הי - жил.
Правило семь, которому следует текст Торы, подчеркивает единство ее текста, единство стиля и, в конечном счете, указывает на единство Автора.
Прежде чем перейти к следующей главе, приведем еще один красноречивый пример. На этот раз из книги Бемидбар (34:19-29). В этом коротком отрывке перечисляются десять князей колен Израиля, на которых была возложена обязанность возглавить народ во время завоевания Земли Израиля. Поразительно, но только в семи из десяти случаев рядом с именем князя стоит слово נשיא - князь. По какой-то причине этот титул не упомянут рядом с тремя первыми именами (стихи 19-21).
До сих пор мы занимались случаями появления семерки в словах и оборотах. В дальнейшем нам предстоит убедиться в том, что ”закон сохранения семерки” носит гораздо более общий характер. Он выполняется в целых стихах и полустихах. За примерами дело не станет.
Первый пример: Фраза: ”И сказал Г-сподь Моше”. Книга Шмот состоит из двух частей. В первой части (главы 1-11) описывается история евреев в Египетском плену. В этой части разбираемая нами фраза появляется только однажды. Во второй части книги (главы 12-40), описывающей историю евреев начиная с чудесного исхода из Египта - получение Торы у горы Синай, грех золотого тельца и создание Скинии, - этот оборот повторяется 21 раз.
Еще один пример из книги Шмот. Целые главы книги посвящены приготовлениям к строительству переносного храма - Скинии и повелениям Вс-вышнего о том, как он должен быть устроен. Две последние главы (39-40) посвящены описанию исполнения этих повелений. Фраза: ציווה הי את משהכאשד - ”как повелел Г-сподь Моше”, подтверждающая, что все было сделано в точном соответствии с повелениями Всевышнего, повторяется по семь раз в каждой из этих глав.
И вновь фраза, подчеркивающая, что все было сделано в точном соответствии с волей Б-га, появляется еще раз, но в ином виде: אשר ציווה ה את משהככל - все, как повелел Г-сподь Моше”. Изучение 40 главы позволяет обнаружить ряд вариаций идеи, их назначение — сохранение единства различных разделов Торы.
Приведем еще два примера, на этот раз из книги Дварим. Сама книга - это подведение итогов жизни Моше и всего ”Поколения пустыни”. Моше вновь повторяет все события, происшедшие с евреями с момента выхода из Египта и до прихода в Моавские степи, к границе Земли Обетованной. Моше старается извлечь урок из каждого события, происшедшего в пути. Он обращается к самому сердцу слушателей и пытается иногда резко, а иногда и мягко, убедить всех евреев следовать пути, установленному Всевышним, и после завоевания ими Земли Израиля, которую он видит перед собой и в которую никогда не войдет.
В этой книге стих בפל לבבך וגבל נפשך - ”всем сердцем твоим и всей душой твоей” повторяется семь раз и еще несколько раз — в небольшой вариации: בכל לבבכם ובכל נפשכם - ”всем сердцем вашим и всей душою вашей” - множественное число вместо единственного. Стих ובערת הרע מקרבך - ”и искоренишь зло из своей среды” также повторяется семь раз и еще два раза — в небольшой вариации.
* * *
Мы привели примеры далеко не всех структур, включающих в себя семерку. Есть более сложные структуры, но пришло время устроить небольшой перерыв. Во время него мы попробуем дать ответ на ряд вопросов.
Что такое семь? Что это число символизирует? Почему именно семерка является ”камертоном” Писания? Почему число семь так часто появляется в заповедях, в разделах Торы, в ее рассказах и даже в стихах?
У нас нет исчерпывающего ответа на этот вопрос. По выражению РАМБАНа (р. Моше бен-Нахман, 1194, Жерона — 1270, Акко) — это одна из тайн Торы. Но все же должны существовать хоть какие-то доступные объяснения. Попробуем порыться в книгах комментаторов. И действительно, кое-что на эту тему мы находим в трудах МААРАЛа из Праги (р. Лев Бецалель, ок. 1520-1609).
Возьмите в руку любую, первую попавшуюся вещь. Все равно какую — стакан со стола, книгу с полки, монету из кармана, часы, яблоко — неважно. Рассмотрите его. Вы увидите, что у него есть шесть сторон: верх, низ, западная сторона, восточная, северная и южная. Всякая материальная вещь имеет шесть сторон. Неудивительно поэтому, что материальный мир символизируется числом шесть.
Число семь следует сразу за числом шесть. Поэтому это число символизирует выход за пределы материального мира. Оно — символ внутреннего содержания всякого материального предмета, без которого он не смог бы существовать. Без этого внутреннего содержания всякий предмет становится подобным телу после того, как от него отлетела душа. Тело цело — но нет в нем духа жизни.
Поэтому материальный мир был создан за шесть дней. Седьмой день - день отдыха Всевышнего, выражает отношение Б-га к миру, который Он только что завершил. Поэтому семерка так часто встречается в строении заповедей и праздников. Поэтому семерка так ”активно ведет себя” в главе, повествующей о Сотворении мира, она заложена в саму структуру этой главы. Поэтому число семь оставило свою печать почти на всех главах Пятикнижия, как мы могли убедиться на ряде примеров. В любом случае, семерка — это символ духовного, Б-жественного измерения всякой вещи, дела, события, личности, заповеди.
Последние слова — это только самый краешек тайны, ибо тайна семерки намного глубже и шире. Однако эти страницы не посвящены открытию тайн. Все, что мы хотели, это продемонстрировать единство строения всех частей Торы.
Наше путешествие еще не завершено, нам еще предстоят сюрпризы. Самое интересное нас ждет впереди.
Оставим ”равнину” слов и стихов, попробуем проникнуть в глубины — во ”впадину” букв.
Нам откроется совершенно новый мир, в котором закон семи сохраняет свою силу. Там буквы сцепляются друг с другом особым, необычным образом. Там существует стандартный код, с помощью которого можно прочитать главную идею отрывка, если читать его, перепрыгивая через заданное заранее количество букв. Мы не зря подчеркнули слово ”стандартный”. Только благодаря повторяемости, мы можем утверждать, что действуем в рамках какого-то установленного Торой закона. Сегодня мы покажем только один код - ”код 50”. Но нам хочется предварить примеры несколькими словами.
Два события в Торе поставлены в соответствие семь раз по семь (7 х 7 = 49). Это праздник Шавуот, праздник дарования Торы, который приходится на пятидесятый день счета Омера, то есть через 49 дней после праздника Песах. И Юбилейный — пятидесятый год, объявляемый по окончании седьмой ”шмиты”, то есть по окончании семи циклов по семь (Ваикра 25:1-24).
Две эти даты имеют сходное значение. Главный их смысл — свобода. В юбилейный год все рабы выходят на свободу, а наследственные наделы возвращаются своим хозяевам: ”И вернется всякий человек к своему наделу, каждый вернется в свою семью” (там же 10). В таком году вся жизнь освобождается от экономических и социальных принуждений, из-за которых человек иногда теряет свободу. Дарование Торы, по еврейским представлениям, даровало человеку свободу. Свободу от зависимости от низменных чувств, страхов и инстинктов, властвующих над человеком. Тора дает человеку инструмент построения свободной жизни. Эта идея нашла свое воплощение в кратком высказывании Пиркей Авот: ”Только исполняющий Тору свободен”. Связь между юбилейным годом и праздником Шавуот достаточно глубока и достойна специального, отдельного обсуждения. Мы же сейчас занимаемся только числом 50, которое, по выражению наших мудрецов, символизирует Б-га вне связи с материальным миром. Схематически мысль можно пояснить так: семь символизирует связь Б-га с миром, поэтому семикратное повторение семерки (= 49) заключает в себе все возможные проявления Б-га в нашем мире. Пятьдесят символизирует собственно Б-га. Символ неограниченности, полной свободы, которую не в силах охватить человек (МААРАЛ).
Такова, изложенная вкратце, главная идея числа пятьдесят.
Теперь посмотрим, как эта философско-каббалистическая идея находит свое выражение в строении Торы. Рассмотрите рисунок ”Меноры”. Мы выбрали это изображение для того, чтобы сделать идею наглядной.
Ветви пятисвечника составлены из первого и последнего отрывка каждой их книг Пятикнижия.
В четырех ветвях появляется слово ”Тора”, если читать каждую пятидесятую букву. В центральной ветви появляется другое слово. В начале книги Ваикра появляется четырехбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего, записанное кодом с шагом восемь. Число восемь, следующее за числом семь, по мнению МААРАЛа, символизирует выход в бесконечность, за пределы природы. У самого основания пятисвечника помещен седьмой раздел книги Ваикра - ” Кдошим”. В этом отрывке непроизносимое Имя (Тетрагамматон) записано кодом с шагом пятьдесят. Поразительно то, что слово ”Тора”, зашифрованное в книгах Бемидбар и Дварим, записано в обратном порядке, и чтобы прочесть его, нужно читать как бы от конца книги к центру. Может быть, в этом выражена идея, что весь авторитет Торы проистекает из ее центральной точки, выраженной Именем Б-га.
Это фантастическое по красоте строение было открыто только в нашем поколении. Оно ни разу не было описано в книгах прошлого. (Первый раз ”код 50” был описан р. Вайсманделем в книге ”Торат хемед”. Во время второй мировой войны р. Вайсмандель находился в Словакии, откуда взывал к совести союзников, призывал их приложить все усилия для спасения европейского еврейства и разбомбить подъездные пути к лагерям уничтожения. После войны он открыл ешиву в Америке. Многие наши примеры проявления ”кода 50” взяты из его книги).
* * *
Может быть, все это - игра случая? Мы считаем, что систематичность появлений этого кода снижает такую вероятность. Если добавить соответствие между полученной картиной и философско-каббалистической символикой, можно считать, что вероятность случайности сводится к нулю.
Полученная картина очень впечатляет, и мы можем ограничиться ее показом. Однако приведем еще примеры записей ”кодом 50”, чтобы продемонстрировать, что ”код 50” так же, как и ”код 7”, оставил след по всему тексту Торы.
Мы приведем только несколько примеров, но в начале сформулируем правила, согласно которым формируются слова с помощью ”кода 50”:
Правило 1
Имя главного действующего лица отрывка или центральной идеи отрывка зашифровано в том же отрывке с помощью ”кода 50”.
Правило 2
Слово, записанное ”кодом 50”, уточняет или углубляет наше понимание отрывка.
Правило 3
Иногда буквы, образующие имя главного героя или центральной темы отрывка, берутся из самого имени героя или основного слова отрывка.
Теперь примеры (взяты из книги Гилада Овермана).
קין Каин
Имя Каина записано ”кодом 50” в отрывке, посвященном Каину.
הבל Авель
В этом отрывке описан разговор Лемеха и его жен после того, как Лемех убил Каина. Имя пассивного героя отрывка - Авеля, за чью кровь невольно отомстил Лемех, записано в этом отрывке ”кодом 50” дважды.
בבל Вавилон
Отрывок рассказывает о попытке построить Вавилонскую башню и о трагическом конце этой затеи. ”Кодом 50” записано слово ”Бавель” - Вавилон.
שבת Шабат
Строение этого отрывка весьма непросто. Слово שבת (Суббота) появляется в нем дважды. Но в первый раз буква ש расположена вне отрывка, а во второй раз буквы ב и ת расположены вне отрывка. При этом буквы, образующие слово ”Шабат”, встречаются как внутри отрывка, так и вокруг него, но в самом отрывке они идут не по порядку, а снаружи—по порядку.
שובה Вернитесь!
Этот отрывок описывает последние дни изгнания, когда народ Израиля вернется на свою землю и к Б-гу Израиля (прочтите отрывок внимательно). Мы видим, что ”кодом 50” записано главное слово отрывка שזבה Вернитесь! (Это слово в первую очередь ассоциируется со стихом: ”Вернись, Израиль, к Г-споду”).
תורה Тора
Перед нами пример второго правила.
В этом отрывке мы видим просьбу Моше к Создателю объяснить пути Его и показать ему Славу Всевышнего (см. этот и предыдущий отрывки). Б-г ответил на просьбу Моше и провел перед ним ”все Его Благо”. Мы не знаем ни что такое ” Благо Вс-вышнего”, ни что такое ”Его Слава”, ни что такое ”Пути Г-спода”. Слово, записанное ”кодом 50” в данном отрывке, — это ”Тора”. Может быть, перед нами ответ на наши вопросы?
אדם Человек
Удивительный мы получаем результат при изучении этого отрывка. Центральное действующее лицо его - Первый человек. Отрывок подводит итог его жизни. Имя אדם — Адам записано в отрывке ”кодом 50”, при этом каждая буква его является частью слова Адам, написанного непосредственно в тексте Торы. По непонятным нам причинам, имя Адам записано здесь в обратном порядке.
יהודה Иегуда
Так же, как и в предыдущем примере, имя Иегуда записано в этом отрывке от конца к началу. При этом три буквы имени являются сами по себе частью слов ”Иегуда”, записанных непосредственно в тексте.
האשה Женщина
Этот отрывок является частью раздела Сота, посвященного закону о жене, подозреваемой в неверности мужу. Слово האשה — ”женщина” записано в отрывке от конца к началу. При этом каждая составляющая буква записана в слове האשה текста (буква ש стоит в слове אישה — ”ее муж”, которое пишется так же, как и слово ”женщина”).
Наше путешествие подошло к концу. Мы всего лишь ступили на берег материка. Мы увидели внутреннее, невидимое ”невооруженным глазом” единство текста. Не ясно, имеют ли обнаруженные особенности философское значение. Однако не исключено, что обнаруженное единство текста так или иначе сродни единству природы. В любом случае, симметрия и единство природы заставляют нас поражаться ее красоте. И если подобная структура обнаружена в Торе, если мы своими глазами можем убедиться в ее гармоничном строении, то в этом уже есть благо.
Рав Моше Грилак - "Иерусалим - Еврейский Центр"