К главе Экев
Если евреи будут последовательны в выполнении заповедей, Вс-вышний благословит их; тогда евреи должны вытеснить («съесть») языческую цивилизацию Ханаана; не надо страшиться величия и количества языческих народов, ибо как спас Вс-вышний евреев от Египта, так Он поможет вытеснить язычников. Этот процесс должен быть медленным и постепенным. Материальные символы языческих культов должны быть уничтожены, несмотря на то что они сделаны из серебра и золота.
Надо помнить сорокалетнее путешествие по пустыне, цель которого - этическое воспитание народа. «И насылал Он лишения и голод, и кормил тебя маном, которая была неведома тебе и твоим предкам, чтобы показать тебе, что не хлебом одним жив человек, а всем, что исходит из уст Вс-вышнего, жив человек... и знай - вместе с сердцем твоим ־ что так, как воспитывает человек сына своего, так Вс-вышний, Б-г твой, воспитывает тебя». Земля же, в которую приходит народ, богата и будет кормить его, а сытому следует благословлять Вс-вышнего за эту землю.
Если евреи забудут Вс-вышнего, они пропадут.
Не из-за своей праведности евреи победят языческие народы, а из-за неправедности этих народов. Евреи не должны забывать свое нравственное несовершенство и то, что было в пустыне. Моше приводит в качестве примера историю с золотым тельцом (см. гл. Ки Тиса).
Все, что требуется от евреев, - идти по Пути Вс-вышнего, который «нелицеприятен в суде и не берет взяток, вершит (справедливый) суд для сирот и вдов и любит чужака, любит, чтобы ему давали одежду и хлеб. Евреи должны любить неевреев, живущих среди них, ибо такими же они сами были в Египте; хранить и соблюдать заветы Вс-вышнего. Земля Израиля отличается от вечно плодородного Египта тем, что ее плодородие зависит от дождя, а дождь - знак благоволения Вс-вышнего. Если евреи будут соблюдать заповеди - дождь будет. Если нет - будет засуха. Это - постоянный знак для евреев.
Благой и Творящий добро
Одна из заповедей Торы, выделяющаяся в главе Экев, — это заповедь Биркат а-Мазон, благословение после еды. Когда человек ест хлеб, он обязан благодарить Вс-вышнего за землю и пищу, как сказано в нашей главе (Дварим, гл. 8): (7) Ибо Вс-вышний, Б-г твой, ведет тебя на землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе; (8) На землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и граната, на землю масляных олив и меда; (9) Землю, где не в скудости есть будешь хлеб, не будешь иметь недостатка ни в чем; землю, чьи камни—железо, а из гор ее высекать будешь медь. (10) И будешь есть, и насытишься, и благословлять будешь Вс-вышнего, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе.
Обязанность этого благословения мы учим из Торы; канонический текст благословения установили мудрецы, как мы учим в книге Мишнэ Тора Рамбама, во 2-й главе Законов о благословениях:
Наиболее полный источник об истории составления благословения после еды (состоящего из пяти частей) мы встречаем в Талмуде, трактате Брахот, л. 48: «Сказал рав Нахман: “Моше установил первую часть благословения — благодарность Вс-вышнему за то, что он питает нас”; вторую часть, благословение за "Землю и ее плоды", установил Иегошуа бин Нун, когда евреи вошли в Землю Израиля. Цари Давид и Шломо установили третью часть: Давид постановил говорить благословение за народ Израиля и Иерусалим, Шломо — за “Дом Великий и Святой” — построенный им Храм. Отрывок “Благой и Творящий добро” установили мудрецы города Явне после разрушения Второго Храма в память о погибших в неравном бою с римлянами защитниках крепости Бейтар. Ибо сказал рав Матна: В тот день, когда римляне разрешили похоронить защитников Бейтара, мудрецы Явне (который стал главным центром изучения Торы после того, как был разрушен Храм) дополнили Биркат а-Мазон этой частью».
Бейтар был разрушен римлянами при подавлении восстания, которое подняли евреи Земли Израиля против их владычества во времена правления императора Адриана, между 132 и 135 годами н.э. Во главе восстания встал Шимон Бар-Кохба, который удостоился горячей поддержки мудрецов Израиля во главе с рабби Акивой. Восставшие одержали несколько блистательных побед, но силы были неравны, и оно было безжалостно подавлено. Сотни тысяч евреев были убиты, Земля Израиля пришла в запустение. В течение трех лет, которые Бар-Кохба правил Иудейским царством, оно было последним в истории независимым еврейским государственным образованием — до провозглашения в 1948 году Государства Израиль.
Пятнадцать лет назад я был приглашен Европейским Еврейским конгрессом в Будапешт участвовать в межрелигиозном форуме, и это был период, когда в новых государствах, образовавшихся после распада Югославии, бушевали кровавые межнациональные и межрелигиозные конфликты. Темой обсуждения был прежде всего геноцид косовских албанцев, массовые убийства невинных людей, женщин, детей и стариков только за то, что они отличались своей национальностью, языком и религией. Участники форума обратились к религиозным лидерам Сербии, Хорватии и Косова, чтобы они попытались призвать к миру гражданских лидеров своих наций и положить конец кровопролитию, какого Европа не видела со времен Второй мировой войны.
Еврейская делегация, как представители конфессии, не замешанной в конфликте, была призвана на форум в качестве незаинтересованной стороны, которая могла бы выступать в роли «третейского судьи» между духовными лидерами враждующих наций, попытаться убедить их приложить усилия, чтобы по мере возможности смягчить атмосферу непримиримой ненависти, царящую между их народами.
В своей речи на форуме я упомянул выдающегося раввина прошлого столетия р. Иехиеля Вайнберга. Уроженец Литвы, он был ректором раввинской академии в Берлине и в годы Холокоста сумел спастись, найдя убежище в Швейцарии, где в городе Монтрей и прожил до конца своих дней. В своей книге он задает следующий вопрос:
Не возникает вопросов, почему в Биркат а-Мазон мы благословляем Вс-вышнего за пищу, которую Он дает нам. Также понятно, почему мы благодарим Его за плодородную землю, данную Им нам в удел. Ясно, почему мы просим о восстановлении Храма и Царства рода Давида. Ведь Биркат а-Мазон — это не просто выражение нашей личной благодарности Творцу за пропитание; мы благодарим Его от имени всего избранного Им народа.
Но остается непонятным: почему мудрецы постановили благодарить Его за то, что стало возможным похоронить защитников Бейтара? В чем был символический смысл этого события, произошедшего после полного уничтожения еврейской государственности с подавлением восстания Бар-Кохбы?
Зверства римских легионеров в Бейтаре могут сравниться лишь со зверствами нацистов в годы Холокоста. Свидетельствует Талмуд (Гитин, л. 58а):
Четыреста домов молитвы было в городе Бейтар, и в каждом из них было по четыреста учителей, учивших детей, и каждый имел по четыреста учеников. Когда враг вошел в город, учителя сами убивали своих учеников (чтобы они не погибли еще более мученической смертью или не попали к римлянам в качестве мальчиков для их извращенных утех). Когда город был взят, римляне завернули учителей в свитки Торы и так сожгли...
Гитин, л. 57а: Сказал рабби Зейра, сказал рабби Абагу, и сказал рабби Йоханан:
«Восемьдесят тысяч римских легионеров вошли в город, когда он пал, и убивали мужчин, женщин и детей так, что ручей из их крови достиг моря. И не говори, что море было рядом — оно было в расстоянии мили от города». Учили мы, рабби Элиэзер Великий говорил:
«Две реки протекали в долине Бикъат Ядаим, которые разветвлялись в стороны. И подсчитали мудрецы, что в тот час на две трети воды в них текла треть крови».
И в Мишне учили: «Семь лет после этого идолопоклонники, жившие в округе, могли не удобрять своих виноградников».
И вот как отвечает на свой вопрос рав Вайнберг: Когда идет война и одна сторона одолевает другую и убивает множество людей, побежденная сторона ждет, когда она сможет набраться сил и отомстить за своих убитых. И эта жажда мести порождает бесконечный кровавый порочный круг, из которого не видно выхода. Тем более, когда враг не дает побежденным похоронить своих убитых, жажда мести овладевает ими с удвоенной силой, и они клянутся, пусть ценой собственной жизни, отомстить за поругание мертвых. Поэтому, когда евреи получили возможность похоронить погибших в Бейтаре, эта война, которая была развязана зелотами еще в конце эпохи Второго Храма, пришла к своему завершению. И сыны Израиля могли начать думать уже не о войне, не о смерти и мести, а о том, как продолжать жить — пусть без своей страны, без Храма и без Иерусалима. Жить, чтобы сохранить себя как народ.
Так я сказал на форуме лидерам религиозных конфессий Югославии и Косова: вы должны признать, что ни один из воюющих народов не может похвалиться тем, что не запятнал себя убийствами, насилием, грабежом. Если каждый будет жить исключительно желанием отомстить за кровь родных, близких и земляков, пролитой враждебной этнической группой, — это закончится тем, что земля придет в запустение и некому уже будет ее возрождать.
И поэтому стоит взять пример с мудрецов Израиля, которые видели благословение и Б-жественную милость в том, что сотни тысяч евреев Бейтара получили наконец свое последнее право — право быть погребенными. Ибо мудрецы видели, что нет никакого смысла горстке повстанцев продолжать борьбу с могучей римской армией, и во имя того, чтобы не исчезло семя Израиля, не побоялись «испортить имидж» своим «пацифизмом» и «пораженчеством»...
Основатель легендарной ешивы «Поневеж» в Бней-Браке — рабби Йосеф-Шломо Каанеман, потерявший во время Холокоста в Литве всех своих сыновей. После войны в Земле Израиля он посвятил всю свою жизнь преподаванию Торы многочисленным ученикам и возрождению традиций литовских ешив. Чтобы собрать средства для содержания ешивы, он объездил фактически весь мир в поисках новых спонсоров, и как-то раз пути привели его в Италию. В своих поездках рав Каанеман не имел обыкновения интересоваться достопримечательностями городов и стран своего пребывания, занимаясь лишь решением финансовых вопросов ешивы и попутно читая лекции по Торе. Но, будучи в Риме, он попросил своего сопровождающего показать ему триумфальную арку императора Тита, что рядом с Колизеем. Арка была построена в честь победы над Иудеей, которая сопровождалась разрушением Второго Храма. Рельефные изображения пленных евреев, несущих храмовую Менору, можно назвать хрестоматийными .
Рав подошел, несколько минут разглядывал триумфальную арку с ее изображениями и наконец с печальной иронией произнес: «Тит-император! Где твоя непобедимая Римская империя? И где евреи, поверженные тобой? Лишь руины остались от твоего могущества, а народ Израиля — живет и будет жить!»
И именно поэтому установили мудрецы благословение «Благой и Творящий добро» — ибо с того момента, когда, милостью Вс-вышнего, сыны Израиля получили возможность воздать последний долг жертвам Бейтара, был положен конец кровопролитной войне и еврейский народ спасен от неминуемого уничтожения. А если народ жив — то не потеряна надежда, что сбудутся слова пророка Зхарии (Зхария, гл. 8): (3) Так сказал Вс-вышний: «Возвращусь Я в Сион и пребывать буду в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим — Городом Истины, а Гора Вс-вышнего Всех Воинств — Горою Святой». (4) Так сказал Вс-вышний: «Еще будут сидеть старцы и старухи на улицах Иерусалима, у каждого посох в руке, от многих лет. (5) И улицы города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на улицах его».
И кроме того, каждый человек должен постараться похоронить своих «бейтарских мертвых». Есть люди, которые посвящают всю свою жизнь тому, чтобы отомстить своим недругам за нанесенные ими обиды. Но нужно уметь похоронить вражду и ссоры, ибо жизнь важнее. Ибо человек, живущий жаждой мести, не живет своей жизнью — он живет смертью своих врагов. Есть в мире Суд и есть Судья, который свершит правосудие и взыщет кровь невинных. А наша задача — продолжать жизнь. Свою и своего народа.