Биографическая информация

Биографическая информация

Алтер, раби ЙеЬуда Арье Лейб (1847—1905) — ребе из Гура (Польша), возглавлял в свое время движение гурских хасидов. Автор Сфат эмет ("Язык истины"). Сын раби АвраЬама Мордехая (стар­шего сына раби Ицхака Меира), в детстве осиротел, рос и воспиты­вался у своего деда В 1870 году стал адмором, то есть возглавил движение хасидов.

Алтер, раби Ицхак Меир (1789—1866) — хасидский лидер из Польши, основатель хасидской династии Гур. Автор Хидугией карим.

Амстердам, раби Нафтали (1832—1916) — ученик раби Исраэля Салантера. Блестящий и благочестивый талмид хахам, который всю жизнь распространял идеалы Торы и му cap.

Бакст, раби АЬарон (1862—1941) — талмудист и человек Торы. Ученик раби Ицхака Блаузера, раби Натана Цви Финкеля и раби Симхи Зисель Зива. Был раввином в различных общинах Литвы.

Бамбергер, раби Зелигман Бер (1807—1879) — рав Вюрцбурга (Германия). Ьалахический авторитет в автор книг.

Берлин, раби Нафтали Цви ЙеЬуда (1817—1893). — Его назы­вают “Нецив”, по начальным буквам его имени. Один из ведущих Иалахических авторитетов своего поколения, глава ешивы Воложин в течение 40 лет. Его комментарий к Торе Наэмек давар был опуб­ликован в Вильно в 1879—1880. Его респонса озаглавлена Метив давар.

Блаузер, раби Ицхак (1837—1907) — один из ведущих учеников раби Исраэля Салантера В 1864 стал раввином Санкт-Петербурга, поэтому его называют “Реб Ицеле Петербургер”. Автор Ьалахического труда При Ицхак и классического произведения сти­ля му cap Op Исраэль.

Блох, раби ЭлияЬу Меир (1894—1954) — известный глава еши­вы. Сын раби Йосефа Лейба Блоха, главы ешивы Телыпяй в Литве. В 1941 основал вместе со своим родственником раби Хаимом Мордеха­ем Кацем одноименную ешиву в Кливленде, ОЬайо. После смерти собрание его лекций о му cape опубликовал его сын, раби Йосеф За­лман Блох.

Бродки, раби ЙешаяЪу (умер в 1863) — талмид хахам и глава общины. Родился в Пинске (Белоруссия), репатриировался в Эрец Исраэль в 1828. Зять раби Исраэля из Шикалова, автора Паат Нашулхан. В течение почти 35 лет возглавлял ашкеназскую общину Иерусалима.

Вассерман, раби Эльханан (1875—1941) — ученик Хофец Хаи- ма. Возглавлял ешиву ОЬель Тора в Барановичах. Его комментарии к Талмуду были опубликованы в сборниках Ковеи, Шиурим и Ковеи, he ар от, которые широко изучают. Его опубликованные эссе были названы Ковец маамарим.

Вайденфельд, раби Дов Бариш (1881—1965) — Ьалахический авторитет и рош ешива. Известен как Чабинер рав. Сын раби Яакова Вайденфельда, автора Кохав Мияаков. Основатель ешивы Чабин в Иерусалиме. Автор Довев мешорим.

Гаон из Вильно (раби ЭлияЬу бен Шломо Залман из Вильно) (1720—1797) — феноменальный гений, знаток всех аспектов Торы, оставил след во всех разделах литературы о Торе. Написал коммен- тарии почти ко всем классическим произведениям.

Гарфинкель, реб Довид (1889—1969).— С малого возраста учил- ся в хедере в Антиполе, затем в Бриске. В 16 лет приехал в США, в конце концов стал фермером в Монтичелло, все свободное время отдавая изучению Торы и добрым делам. Известен своей верой и преданностью Торе.

Гордон, раби Элиэзер (1841—1910) — основатель и глава ешивы Телыпяй в Литве. Ученик раби Исраэля Салантера. Автор Пиувот рав Элиэзер.

Гродзенский, раби Хаим Озер (1863—1940) — рав Вильно. Один из духовных лидеров литовского еврейства. Близкий друг и коллега Хофец Хаима. Известен феноменальной памятью и состраданием к людям. Автор книги Ахиэзер.

Гродзинский, раби АвраЬам (1884—1944). — Был менаНель ру- хани (духовным руководителем) ешивы Слободка в Литве в 1927. Ученик раби Носона Цви Финкеля, следовал его методу му cap а. По- еле смерти вышел сборник его лекций, озаглавленный Торат Ав- раЬам.

Ьальберштам, раби Йехезкель Шрага из Шилова (1813—1899) — сын раби Хаима из Цанза. Хасидский лидер и Ьалахический авто­ритет. Автор Диврей Йехезкель.

Ьальберштам, раби Хаим (1793—1876). — Известен как Цанзер рав, рав из Цанза. Родился в Тарнограде, в Польше. Хасидский руко­водитель и блестящий талмид хахам. Автор Диврей Хаим.

Ьенкин, раби Йосеф ЭлияЬу (1880—1973) — талмудист и Ьалахический авторитет. Учился в Слуцке у раби Исера Залмана Мельцера. В 1922 эмигрировал в США. В 1925 становится директо­ром Эзрат Тора, организации, основанной в 1915 Союзом ортодок­сальных раввинов для поддержки ученых раввинов. Под его управлением Эзрат Тора расширила свою работу, сотнями тысяч долларов помогая нуждающимся.

tmpni, раби Шимшон Рафаэль (1808—1888) — раввин и писа­тель, руководитель, который помог сохранить ортодоксальную об­щину Германии 19 века. В 1851 был призван раввином в Эдат Йешурун во Франкфурте-на-Майне, где служил 37 лет, до самой смерти. Его основные работы: перевод Торы и ТеНилим и коммента­рии к ним, а также Хорее—разъяснение заповедей.

Ьуминер, раби Шмуэль (1914—1977). — Родился в Иерусалиме и учился в ешиве Эц Хаим. Известен благочестием и скромностью. Автор многих работ, среди них: Икрей диним (основные законы ла­шон Ьара, изданные на иврите), Эвед Номелех (к Танаху) и Олат тамид (о молитве).

Ьурвиц, раби Йосеф Йозель (1848—1919). — Под влиянием раби Исраэля Салантера начал изучать мусар. Основатель и глава ешивы Новардок. Способствовал распространению Торы, открыл многие отделения этой ешивы. Автор Мадрегот Наадам.

Данцигер, раби Йерахмиэль Исраэль Ицхак из Александер (1843—1910) -хасидский ребе. Ученик раби Менделя из Ворки. Автор Исмах Исраэль.

Десслер, раби ЭлияЬу Элизер (1891—1954) — выдающийся представитель движения мусар. Родился в Гомеле, в Белоруссии. В 1929 году поселился в Лондоне и в 1941 возглавил коллель в Гэйтс- хеде (Англия). С 1947 до самой смерти был духовным руководите­лем ешивы Поневеж в Бней-Браке (Израиль). Многие его лекции и письма были впоследствии опубликованы под названием Михтав Меэлияку.

Дискин, раби ЙеЬошуа Лейб (1817—1898) — раввин, Ьалахический авторитет и лидер старого игиува (общины) Иеруса­лима. С 1873 по 1877 был раввином Бриска, отсюда его титул “Бри- скер рав”. В 1877 поселился в Иерусалиме, где служил раввином до самой смерти.

(Раби) Довид из Лелова (1746—1813) — основатель хасидской династии Лелов в Польше. Его учение делает акцент на любви к ев­рейскому народу.

Душницер, раби ЭлияЬу (1836—1949). — Родился в Йедване около Ломжи. Учился в ешивах Ломжи, Телыпяя, Слободки и Кель­ма. Поехал в Радин, чтобы учиться у Хофец Хаима, впоследствии стал духовным руководителем ешивы в Радине. После первой миро­вой войны стал духовным руководителем ешивы в Ломже, затем ре­патриировался в Эрец Исраэль и с 40 учениками основал ешиву Ломжи в Петах-Тикве.

Зив, раби Симха Зисель (1824—1898) — ученик раби Исраэля Салантера, основал и возглавил ешиву Кельм, которая стала основ­ным центром по распространению движения мусар. После смерти были опубликованы его письма в сборнике, названном Хохма уму- сар.

Зонненфельд, раби Йосеф Хаим (1849—1932) —ученый Торы и руководитель общины. Родился в Венгрии. С 1873 года стал жить в Старом городе в Иерусалиме, был одним из самых деятельных и влиятельных людей в общине.

(Раби) Зуся из Аниполя (умер в 1800) — хасидский лидер. Уче­ник Магида из Межерича и брат рава Элимелеха из Лиженска. Изве­стен праведностью и любовью к людям.

Ибн Эзра, раби АвраЬам (1089—1164) — Родился в Толедо, в Испании. Много путешествовал в течение жизни. Комментатор Та- наха, ученый — грамматик, глубокий философ. В комментариях объяснял буквальный смысл сказанного. Они пользуются огромной популярностью благодаря его энциклопедическим знаниям и глуби­не. Ьалахический авторитет, знаменитый также своей феноменаль­ной памятью.

(Раби) ЙеЬуда Ьахасид (ок. 1150—1217) — один из главных учи­телей хаеидей Ашкеназ. Автор и издатель Сефер хасидим, Ьалахического учения о нравственности, часто цитируемого в рав­винской литературе.

(Рабейну) Йона из Героны (умер в 1263) — испанский раввин и моралист тринадцатого столетия. Двоюродный брат Рамбана (На- хманида). Написал много произведений, среди них комментарии к Торе, к Пиркей авот, оригинальные мысли к некоторым трактатам Талмуда и знаменитые работы по мусару: Шаарей тшува, Игерет катшува и Сефер кайра.

(Раби) Йосеф Зундель из Саланта (1786—1866). — Считается духовным отцом движения мусар. Ученик рава Хаима из Воложина. Хотя он был великим ученым, но отказывался принять пост раввина. Известен величайшим благочестием и скромностью. Раби Исраэль Салантер, основатель движения мусар, находился под его сильней­шим влиянием.

Клецкин, раби ЭлияЬу (1852—1932). — В 1881 был назначен рав­вином Картуз-Береза (ныне Гродненская область), в 1894 стал равви­ном Мирьямполя (район Сувалок), а в 1910 становится раввином Люблина. В1928 переехал в Эрец Исраэль.

Котлер, раби АЪарон (1892—1962) — основатель и рош ешива Бейт мидраш гаво1та в Лэйквуде (Нью-Йорк). Зять раби Исера За­лмана Мельцера, главы ешивы Клецка. Был одним из столпов Агу- дат Исраэль.

Кранц, раби Яаков (1741—1804). — Известен как Магид из Дуб- но. Родился около Вильно, в возрасте 20 лет начал ведущим в минь- яне в своем городе. Был раввином Дубно в течение 18 лет. Говорят, что Гаон из Вильно слушал его гомилетические интерпретации и притчи. После смерти были опубликованы его работы: Окель Яаков к Торе и Мишлей Яаков — сборник его притч.

Кронглас, раби Давид (умер в 1972). — Родился в Кобрине, где учился в юности. Позднее учился в ешиве Мир в Польше, во время Второй Мировой войны был со своей ешивой в Шанхае. В 1946 стал духовным руководителем ешивы Нер Исраэль в Балтиморе (США), где в течение 22 лет оказывал очень большое влияние на своих сту­дентов. Автор Диврей Давид. Многие его лекции по мусару были

/публикованы в Сихот хохма у мусар.

Ландау, раби Йехезкель (1713—1793). — Родился в Польше. Ьалахический авторитет 18 века, известный как Нода БейеНуда, по названию одной из своих работ. Обладал выдающимися качествами и стал одним из самых известных раввинов своего времени. Его ре- спонса в Нода БейеНуда часто публиковалась с комментариями ве­дущих раввинов.

Лэзерович, раби Барух бер (1866—1941) — ученик раби Симхи Зиселя Зива. Духовный руководитель ешивы Ор хаим в Слободке.

Лейбович, раби Барух Бер (1866—1939) — литовский талмуди­ческий ученый. Глава ешивы Каменец. Ученик раби Хаима из Бри- ска. Автор Биркат Шму эль, сборника его лекций по Талмуду.

Левенштейн, раби Йехезкель (1884—1974) — один из известных представителей мусар а, известен своим особым благочестием. Был духовным руководителем ешивы Мир в Польше до второй мировой войны, во время войны был с ешивой в Шанхае, а затем в Нью-Йорке и Иерусалиме. В 1954 стал духовным руководителем ешивы Поневеж в Бней-Браке, на этом посту оставался до самой смерти. Собрание его лекций по мусару было опубликовано как его письма в Ор Йехез­кель.

(Раби) Леви Ицхак из Бердичева (1740—1810) — хасидский ли­дер. Известен великой любовью к еврейскому народу и тем, что су­дил всех благосклонно. Пережал в Бердичев в 1785 и был равом города до самой смерти. Автор Кдугиат Леви.

Левин, раби Арье (1885—1969). — Учился в Слуцке и Воложине. В 1905 приехал в Эрец Исраэль и продолжил обучение в ешиве Эц хаим. С 1915 стал духовным наставником школы, связанной с ешивой Эц хаим. Посвятил свою жизнь добрым делам, помогая бедным и не­счастным, постоянно посещая заключенных, был очень известен и любим всеми, кто его знал.

Левовиц, раби Йерухам (1874—1936) — выдающаяся фигура в движении мусар. Учился у раби Носона Цви Финкеля в Слободке и раби Симхи Зисель Зива в Кельме. Был духовным наставником в ешиве Хофец Хаима в Радине, но более известен как духовный на­ставник ешивы Мир в Польше, на которую оказал большое влияние.

Лупьян, раби ЭлияЬу (1876—1970) — выдающаяся фигура в дви­жении мусар. Ученик раби Симхи Зисель Зива. Почти семьдесят лет распространял учение мусара в Кельме, Лондоне и Израиле. После смерти его лекции по мусару были опубликованы в Лев Элияку.

Любчанский, раби Исраэль Яаков (умер в 1941). — Родился в Барановичах, где его отец служил раввином. Учился в ешиве Но вар- док и стал зятем раби Йосефа Ьурвица, главы ешивы. Был духовным руководителем ешивы раби Эльханана Вассермана в Барановичах.

Луццато, раби Моше Хаим (1707—1764) — автор произведений мусара и кабалист. Родился в Падуе, Италия. С детства считался ге­нием. Его главное произведение — Месилат яшарим (Путь пра­ведных).

Майзель, раби ЭлияЬу Хаим (1821—1912) — польский талму­дист и выдающийся раввин. Учился в ешиве Воложин. Был раввином во многих маленьких общинах, затем возглавил раввинат Ломжи, а потом еще более важный раввинат Лодзи. Ученый, который глубоко понимал людей и сочувствовал им. Он являет собой пример того, ка­ким должен быть раввин.

Мальбим, раби Меир Лейб (1809—1879) — раввин и коммента­тор Торы. Его прозвище представляет собой акроним его имени Ме­ир Лейб бен Йехиэль Михель. Родился в Волохише (Волынь). Служил раввином в разных общинах. Его комментарий к Торе счита­ется классическим.

Медини, раби Хаим ХизкияЪу (1832—1904). — Родился в Иеру­салиме. В 1853 поехал в Константинополь, где пробыл 14 лет. В 1899 вернулся в Иерусалим и в 1901 поселился в Хевроне, где основал ешиву. Автор Сдейхемед, монументального Ьалахического труда.

(Раби) Меир Симха ЬакоЬен (1843—1926). — Был раввином Двинска (Литва) в течение 40 лет. Выдающийся ученый Торы. Автор Ор самеах, комментария к Яд хазака Рамбама, и Мегиех хохма, ком­ментария к Торе.

Мельцер, раби Иср Залман (1870—1953) — глава ешивы в Слуц- ке с 1903. В 1917 эта ешива переехала в Клецк в Польше. В 1925 стал главой ешивы Эц хаим в Иерусалиме. Автор Эвен каэзель, коммен­тария к Рамбаму.

(Раби) Менахем Мендель из Коцка (1787—1859) — один из вы­дающихся и оригинальнейших деятелей хасидского движения.

(Раби) Моше Лейб из Саеова (1745—1807) — хасидский лидер. Учился у раби Шмуэля Шмелке Ьурвица из Никольсбурга в течение 13 лет. Переехав в Сасов, он привлек к себе многих последователей, и город стал большим хасидским центром. Известен любовью к ев­реям и большими пожертвованиями, из-за чего приобрел прозвище “отец вдов и сирот”.

(Раби) Нафтали Цви из Ропшица (1760—1827) — хасидский ли­дер. Ученик раби Элимелеха из Лиженска. Один из ведущих лиде­ров хасидизма Галиции после смерти Хозе из Люблина.

Орнштейн, раби Яаков (1860—1908). — Родился в Иерусалиме. Блестящий талмид хахам, чьи лекции в ешиве ОЬель Моше вызыва­ли большой интерес. Хотя все свое время он отдавал изучению То­ры, с ним советовались, чтобы разрешить трудные инженерные и математические проблемы.

Пицичер, раби Моше (1813-1901). — Родился в Бриске, репат­риировался в Эрец Исраэль в 1873. Держал лавку, но все свободное время посвящал изучению Торы и добрым делам.

Польер, раби Моше из Кобрина (1784—1858) — хасидский ли­дер. Стал ребе в 1833 и привлек много последователей. Его мысли о Торе были опубликованы в Имрот теЬорот.

Рабинович-Теумим, раби ЭлияЬу Давид (1842/3—1905). — В 1874 стал раввином общины города Поневеж (Литва), в 1893 равом города Мир. В 1901 был назначен раввином Иерусалима. Написал значительное число ученых трудов, многое сделал для общины.

(Раби) Рафаэль из Бершада (умер в 1815/1816) — хасидский ли­дер. Ученик раби Пинхаса из Кореца. Известен своей необыкновен­ной честностью.

Рамбам, раби Моше бен Маймон (Маймонид) (1135—1204) — крупнейший раввин, кодификатор Ьалахи, философ и выдающийся врач. Родился в Кордове, Испания, умер в Египте. Его слава кодифи­катора основана на произведении Яд хазака или Мишнэ Тора, в ко­торой собраны и классифицированы Ьалахические решения Вавилонского и Иерусалимского Талмудов. •Он написал также клас­сическое произведение о 613 мицвот и философское произведение Морэ невухим ("Наставник заблудших"). После смерти он стал цент­ральной фигурой в мире Ьалахи, на его произведения написано мно­жество комментариев.

Рамбан, раби Моше бен Нахман (Нахманид) (1214—1270). — Родился в Героне, Испания. Великий авторитет в Торе, Талмуде и кабале. Написал много работ к Талмуду, часто цитировался и интер­претировался его учениками и позднейшими учеными. Одержав полную победу в диспуте с выкрестом Пабло Кристиани при дворе Альфонса Арагонского, он покинул Испанию и репатриировался в Эрец Исраэль, где создал свой знаменитый комментарий к Торе.

Раши, раби Шломо бен Ицхак (1040—1104) — главный коммен­татор Торы и Талмуда. Родился в Труа (Франция), где в возрасте 25 лет основал школу, которая привлекла много выдающихся учеников. Язык Раши чрезвычайно краток, одним словом или даже намеком он объясняет сложнейшие проблемы.

(Раби) Саадья-гаон (892—942) — глава ешивы в Суре, одна из самых значительных фигур периода гаонов. Писал о 1талахе, филосо­фии и грамматике. Самая знаменитая работа — Сефер эмунот веде- от ("Книга вер и учений"), написанная на арабском и впоследствии переведенная на иврит раби ЙеЬудой ибн Тибоном.

Салант, раби Шмуэль (1816—1909) — Учился в ешиве в Воло- жине, с 1841 жил в Иерусалиме, где был главным раввином почти 70 лет. Основатель ешивы Эц хаим и больницы Бикур холим. Известен своими обширными познаниями в Торе и теплым отношением к лю­дям.

Салантер, раби Исраэль (Липкин) (1810—1883) — основатель и духовный руководитель движения мусар, в котором первостепенное значение уделялось нравственному совершенствованию человека на основе традиционной этической литературы. Его учение имело очень большое значение, и появление данной работы в огромной ме­ре — результат его влияния.

Сарна, раби Йехезкель (1890—1969) — глава ешивы Хеврон в Иерусалиме. Зять раби Моше Мордехая Эпштейна. Автор Далиот Йехезкель, которая была опубликована посмертно.

Сфорно, раби Овадья (1475—1550) — известный комментатор Торы, философ и врач. Жил в Италии, основал ешиву в Болонье. Его классический комментарий к Торе часто цитируется позднейши­ми комментаторами.

Сильвер, раби Элиэзер (1882—1968) — выдающийся ученый и раввин. В 1907 эмигрировал в США. С 1931 и до самой смерти был раввином в Цинциннати, Огайо. Основал Ваад Ьацала. Автор Анфей эрец.

(Раби) Симха Буним из Пшисха (1765—1827) — хасидский ребе в Польше. Его подход, который отличался интеллектуализмом и глубоким изучением Торы, собрал вокруг него большое число моло­дежи.

Софер, раби АвраЬам Биньямин (1815—1871) — автор Ктав Софер. Сын раби Моше Софера, автора Хатам Софер. Наследовал своему отцу на посту раввина и главы ешивы Прессбург.

Софер, раби Моше (1762—1839). — Известен как Хатам Софер, по названию своей книги. Раввин, глава ешивы, Ьалахический авто­ритет и один из духовных лидеров своего времени. В 1806 стал равом Прессбурга, в то время самой важной общины Венгрии, где оставал­ся до конца своей жизни.

Соловейчик, раби Хаим (1853—1918). — Известен как раби Ха­им из Бриска. В 1880 становится главой ешивы Воложин и в 1892 — главным равом Бриска. Обладая замечательной способностью к ана­лизу, он основал новый подход к изучению Талмуда. Автор Хидугией рае Хаим аль)гарамбам.

Соловейчик, раби Ицхак Зеев (1889—1959) — сын раби Хаима Соловейчика, становится равом Бриска вслед за своим отцом. Во время второй мировой войны бежал в Эрец Исраэль. Блестящий уче­ный, оказал значительное влияние на мир Торы. Он не занимал ни­какого места в ешиве, но учил избранных учеников. Автор Хидугией Нагриц аль Нарамбам.

Соловейчик, рав Йосеф Дов (1820—1892). — Широко известен по названию своей классической работы Бэйт )галеви. Возглавлял ешиву в Минске, разделял руководство ешивой Воложин, был равом Слуцка. Хорошо известен как раби из Бриска, которым был с 1875 до своей смерти. Отец рава Хаима из Бриска. Его правнук, который пол­учил имя в честь прадеда, возглавляет ныне ешиву и коллель Бриск в Иерусалиме.

Спектер, раби Ицхак Эльханан (1817—1896) — выдающийся раввин в Ковно (Литва) и авторитет среди раввинов. Многие его ре- спонсы были опубликованы в Нахаль Ицхак и Беер Ицхак.

Тейтельбаум, раби Йоэль (родился в 1888). — Известен как Сат- марский ребе. Выдающийся хасидский лидер с многочисленными последователями. В 1947 поселился в Вильямсбурге, Бруклин, Нью- Йорк. Выдающийся талмид хахам и блестящий полемист. Автор Вайоэль Моше.

Файнштейн, раби Моше (родился в 1895) — выдающийся Ьалахический авторитет и рош ешива. Родился в России, приехал в Нью-Йорк в 1937 и возглавил ешиву Метивта тиферет Иерусалим. Многие из его респонс были опубликованы в Игрот Моше, а его от­крытия в Талмуде — в Диброт Моше. Некоторые его мысли о Торе были собраны и опубликованы раби АвраЬамом Фишелисом в Бас­тионе веры.

Финкель, раби Элиэзер ЙеЪуда (1879—1965) — глава ешивы в городе Мир с 1907. После второй мировой войны переехал с ней в Иерусалим. Автор Диврей Элиэзер.

Финкель, раби Носон Цви (1849—1927) — глава ешивы Слобод­ка в Литве, один из лидеров движения мусар. Автор Ор Нацофин, сборника его мыслей о мусаре, который был опубликован после его смерти.

Хазон Иш (1878—1953). — Настоящее имя — раби АвраЪам ЙешаяЪу Карелиц, свое прозвище получил по названию его глубоко­го талмудического труда. В 1933 репатриировался и поселился в Бней Браке, привлек туда тысячи людей, которые хотели видеть его своим руководителем и наставником. Не занимал никакого офици­ального поста, но был крупнейшим мировым авторитетам в области еврейского закона во всех жизненных вопросах.

(Раби) Хаим из Воложина (1749—1821) — ведущий ученик Гао- на из Вильно. В 1802 основал ешиву в Воложине, которая стала вдох­новляющим прототипом для ешив в Восточной Европе. Автор Нефеш Нахаим и Руах кахаим.

Хасман, раби ЙеЬуда Лейб (1869—1935) — один из выдающихся деятелей мусара. Был духовным наставником в ешиве Тельшяй в Литве. Затем основал ешиву в Стучине, в которой вскоре собралось 300 учеников. В 1926 стал духовным наставником ешивы в Хевроне в Эрец Исраэль. Оказывал большое влияние на своих учеников. Его ученик раби Шалом Швадрон опубликовал его эссе в трехтомном сборнике Ор Йоэль.

Хизкуни (раби ХизкияЬу бен Маноах). — Мало известно об этом выдающемся комментаторе Торы, который жил во Франции 13

в. Согласно традиции, в память о своем отце, который потерял пра­вую руку ради верности еврейскому пути, он написал (около 1240) свой комментарий к Торе, названный Хизкуни (Усиль меня").

Хофец Хаим (1839—1933). — Так называют раби Исраэля Меира Кагана по заглавию его первой книги, изданной в 1873 году, в кото­рой разбираются законы лашон 1!ара. Был знаменит благочестием, ученостью и скромностью. Автор многочисленных работ, среди ко­торых Мишна брура (шеститомный энциклопедический коммента­рий к Орех хаим), Шмират Налашон, А/гават хесед, Торат Набайт, АНават Исраэль, Маханэ Исраэль и Шем олам.

Шапиро, раби Бен Цион (1873—1947). — Родился в Иерусали­ме. Сын раби Цви Михель Шапиро, автора Писун хацот. Известен праведностью и благочестием.

Шапиро, раби Меир (1887—1934) — раввин в Польше, основа­тель и глава ешивы Хохмей Люблин, общинный деятель. На конг­рессе Агудат Исраэль в 1923 году он внес предложение, чтобы евреи всего мира по определенной программе изучали ежедневно по одно­му (и тому же) листу Талмуда (даф йоми), таким образом проходя за 7 лет весь Талмуд, что и делается многими тысячами евреев по сей день.

Шер, раби Ицхак Исаак (1875—1952) — Учился в ешивах Воло- жин и Слободка. Зять раби Носона Цви Финкеля. Возглавлял ешиву в Слободке и читал там лекции по мусару. После Второй Мировой войны основал ешиву Слободка в Бней-Браке. Многие его эссе по­смертно были опубликованы в Лекет сихот мусар.

Шкоп, раби Шимон (1860—1940) — литовский талмудист. Воз­главлял ешиву в Телыпяе (Литва), а затем был главой ешивы Шаа- рей Тора в Гродно. Автор Шаарей йогиер и Хидушей рав Шимон к различным трактатам Талмуда.

(Раби) Шнеур Залман из Ляд (1745—1813) — основатель хасид­ского движения Хабад (Любавич) и родоначальник династии хасид­ских ребе. Ученик раби Дов Бера, Магида из Межерича, который поручил ему написать Ьалахическую работу. Ныне она носит назва­ние Шулхан арух карав, была опубликована после его смерти, в 1814. Автор книги Тания, основополагающего труда хасидизма.

Эйгер, раби Акива (1761—1837) — известный Ьалахический ав­торитет и талмудист. Рав Позена, Германия. Известен блестящей ученостью и добрыми делами, а также необычайной скромностью. Автор Хидугией рав Ахива Эйгер и Тшувотп рав Акива Эйгер.

ЭйнЪорн, раби Зеев (конец 19 века). — Был раввином в Вильно. Автор Перуги Махарзу, основного комментария к Мидраш раба.

(Раби) Элимелех из Лиженска (1717—1787) — популярный ха­сидский лидер. Рав Элимелех и его брат рав Зуся ездили из местеч­ка в местечко, чтобы чувствовать, что они в изгнании. В 1772 поселился в Лиженске (Галиция), который в результате этого стал важным хасидским центром.

Эпштейн, раби Барух (1860—1940). — Родился в Бобруйске (Бе­лоруссия). Учился у своего отца раби Йехиэля Михеля, автора Ьалахического труда Арух ~агиулхан, и своего дяди раби Нафтали Цви ЙеЬуда Берлина, главы ешивы Воложин. Автор многочисленных работ, из которых наибольшей известностью пользуется Тора тми- ма, в которой для объяснения Торы он привлекает цитаты из Талму­да и мидрашей.

(Раби) Яаков Ицхак из Люблина (1745—1815) — один из основа­телей хасидского движения в Польше и Галиции. Известен по про­звищу /гахозе (Провидец) или Хозе из Люблина.