Стремись к истине

Деслер Э.

От переводчика

Перевод трудов рава Элиагу Элиэзера Деслера — первая проба изложения учения мусара на русском языке.

Мусар (от корня исар — управлять собой, укорять, поучать) — обуздывание; поучение, как управлять собой, своими мыслями, эмоциями.

"Учение мусара охватывает все проблемы жизни человека во вселенной. Это учение развивали выдающиеся руководители ешив на протяжении многих лет, но мусар не вышел за пределы ешив и остался, главным образом, устным учением. Лишь очень немногое было написано и напечатано, и каждая книга, исследующая учение мусара, — явление очень важное и радостное. /Рав Нафтали га-когэн Шековицкий/.

Корни мусара — глубоко в Торе, в Книгах пророков, в трудах мудрецов Израиля всех поколений.

Моше-рабейну (Моисей — наш учитель), наставляя евреев перед их входом в Эрец Исраэль, говорил о тех, "...которые не видели мусар Г-спода, Б-га вашего..." /Дварим 11:2/. Пророк Йирмеягу передает слова Всевышнего о наказании евреям, забывшим Его, Б-га Израиля: "...ударом вражеским поразил Я тебя, жестоким мусаром за множество беззаконий твоих..." /30:14/. В обоих случаях слово "мусар" говорит не только о порицании, укоризне, но и о наказании страданием. В Книге Йирмеягу /2:29,30,31/ сказано: "Все вы отступили от Меня, — говорит Г-сподь. — Напрасно поражал Я сыновей ваших: они не восприняли мусара..." — ни укора, ни наказания. Не случайно в самом начале своей книги "Мишле" /"Притчи"/ царь Шломо (Соломон) пишет: "Слушай, сын мой, мусар отца твоего..." /1:8/, а затем: "...ибо светильник — мицва, и Тора — свет, и путь жизни — укоры мусара" /6:23/.

Мудрецы Талмуда, приводя в трактате "Макот" /24а/ высказывания Моше-рабейну, царя Давида (из "Тегилим"), пророков Йирмеягу, Михи, Хавакука и др., видят в них основы мусара и суть всех 613 мицвот Торы.

Несравненным произведением, проникнутым высокими идеями мусара, является трактат "Авот", или "Пирке авот", в котором собраны высказывания великих мудрецов эпохи II Храма и Талмуда. Недаром написано в трактате "Бава кама" /30а/: "Желающий стать хасидом, пусть осуществляет сказанное в "Авот". Кроме "Авот", проблемы мусара обсуждаются также в таких трактатах Талмуда, как "Дерех эрец" и " Авот д-раби Натан", и почти во всей агадической части Талмуда. Мусару посвящены так называемые "Восемь разделов" Рамбама /1135-1204/ — его вступление к "Авот", "Обязанности сердца" рабену Бехаяй Эвн Пкуда, "Сефер хасидим" раби Йегуды Хасида, и "Шаарей тшува" раби Ионы Хасида из Геронди, "Решит хохма" раби Элиягу ди-Видаш, "Шевет мусар" раби Элиягу га-Когэна, "Шней лухот габрит" раби Йешаягу га-Леви Горовица, "Мсилот йешарим" раби Моше Хаима Луцато и др. Особый интерес представляет послание Рамбама его сыну, посвященное мусару, "Арахот хаим" раби Элиэзера Великого и др. Были созданы книги мусара на идиш специально для женщин: "Цухат Шпигель" раби Авигдора Хильдегайма, "Брант Шпигель", а затем "Марэ га-сорефет".

Современное движение мусар создал раби Исраэль Салантер /1810—1883/, основатель первой ешивы мусара в 1844 г. в городе Ковно (Литва). Вслед за тем ешивы и колели мусарников возникли во многих городах и местечках Литвы: Телз, Мир, Поневеж, Радин, Шауляй, Хелм, Ломжа.

Раби Салантер подчеркивал, что человеку не легко контролировать свои духовные силы, и нужны величайшие усилия воли, чтобы побеждать ецер гара и воспитывать в себе хесед, — это непрестанная внутренняя борьба. Он учил, что мусар — наука, которая учит нас, как исцелять душевные недуги: ,'...человек под влиянием мусара может обрести силы для преодоления дурных сторон своего естества". Учение раби Салантера открыло еврею его собственный мир, мир человеческий и, наряду с этим, мир еврейский. На пути мусара стало ясно, что еврею есть что делать и чего добиваться в жизни, мусар способствовал росту самоуважения и уважения к Торе.

В начале 80-х гг. в Слободке (пригороде Ковно) была основана ешива мусарников "Кнесет Исраэль", во главе которой стоял раби Ноте Гирш Финкель, оригинальный мыслитель, блестящий организатор и тонкий знаток человеческой души.

Он был учеником раби Симхи Зисл Зива из Хелма, одного из старейших учеников раби Исраэля Салантера. Следуя главнейшему своему правилу: "Человек должен всю жизнь отдать учению, всю жизнь работать над самим собой", — раби Симха Зисл в основанной им в Хелме Талмуд Торе особое внимание уделял поведению учащихся, систематически вводя мусар в область воспитания. Его прославленный ученик раби Ноте Гирш Финкель учил: "Вся Тора заключается в совершенствовании человека... И если мы научимся понимать человека, мы лучше поймем Тору... Поэтому прежде всего мы должны достичь высоты, чтобы стать достойными носить имя человека. Тогда мы станем достойными изучать Тору".

Следует отметить, что такие ешивы, как "Поневеж", "Мир", "Слободка", "Кнесет Исраэль" и многие другие находятся сейчас в Израиле. Это очень престижные ешивы, имеющие огромный авторитет в еврейском мире.

Читать книгу