ТШУВА

ТШУВА

Обретший свой мир в один час

Человек (речь идет о еврее) всегда должен быть занят Торой и мицвот, даже если "не во имя", ибо из "не во имя" выходит "во имя" / Псахим*, 50:2/.

А гаон, рабейну Хаим из Волошина, написал в своей чудесной книге "Дух жизни" по поводу 4-й мишны из второй главы Пирке авот*:

Учение "не во имя" — великий ключ (открывающий дорогу) к "во имя", ибо без этого человек не поднимется против ецер (га-ра)\ и еще написал там по поводу 1-й мишны из третьей главы, что невозможно достичь ступени "во имя", если этому не предшествовало "не во имя". И это поистине подтверждается словом "всегда".

Потому мы очень поражены: что сделал нам Творец, когда нашему, такому слабому в изучении Торы и служении Ему поколению Он, Благословенный, совершенно отменил "не во имя", — ведь кому не известно, что в наше время человек не приобретет ни серьезных доходов, ни большого почета занятием Торой. Более того, хоть иногда и была тень от "не во имя"ъ великих ешивах, бросил их Святой, благословен Он, под власть большевиков, противников любой религии; и не только напрочь ликвидировано было' "не во имя", но требуется огромная самоотверженность (месирут нефеш) от учащих Тору. Что это сделал Творец? Разве Он желает уничтожить Свою Тору и служение ему?!

Углубимся в некоторые подробности, чтобы понять их.

1. По поводу "не во имя" сказал мой дед, хасид, гаон, наш учитель и рав Симха Зисл, что целью того, чтобы поначалу человек занимался Торой "не во имя", будет прийти к "во имя". Ясно, однако, что не каждый, учащий "не во имя", придет к "во имя". Такое произойдет, лишь если главное стремление его — чисто, тогда "не во имя" помогает и облегчает ему противоборство с ецер гара, и таким путем он придет к "во имя".

Помню (мне было тогда девять лет), как принято было у моего отца и учителя и дяди моего, реб Гдальягу, вставать в субботу в полночь и вместе заниматься Торой — до утренней молитвы, примерно девять часов; и я поднимался на несколько часов, и учил со мной мой рав — отец мой. И мама, праведница, мир ей, вставала и учила Мидраш, и Рамбана, и Мальбима* — их объяснения к недельному разделу Торы. Когда она вставала, это было для меня праздником, потому что угощала нас горячим кофе и оладьями прямо с огня, изумительно вкусными. Конечно, главной целью ночного вставания было учение, но и у оладий была своя доля в моем быстром подъеме.

Так пояснял мой дедушка сказанное в трактате Брахот /54:1/: "...всем сердцем твоим — обоими твоими побуждениями: ецер га-тов и ецер га-ра", — используй желания ецер га-ра к добру.

2. Надо понимать, почему такова была воля Благословенного, что Он помог человеку в служении Ему, через "не во имя"-, почему Он сделал так, что "нечистота" проникла в святость; разве нельзя было сотворить человека таким, чтобы он мог подняться к святости, не прибегая к "нечистоте"? Но дело-то все в том, что Он создал лестницу — от земли до небес, и на каждой ее ступени надо прилагать большие усилия к тому, чтобы противостоять ецер га-ра, и не может человек скакнуть снизу вверх, одним махом, а день за днем должен подниматься со ступеньки на ступеньку. Вот так и со ступенью "во имя", которая, при ее слабости, нуждается в содействии и поддержке от "не во имя", и человек, прилагая усилия, будет подниматься по ступеням "не во имя", достигая "во имя", а от этой ступени еще выше, пока не придет к полному и совершенному служению "во имя".

Так писал раби Хаим из Волошина /"Дух жизни", гл. 3, стр. 41/:

Например, господин велел своему слуге подняться вверх, и нельзя предполагать, что будет сердиться на того, если тот поднимается по ступеням лестницы, а не пытается преодолеть ее одним прыжком и т.д., ибо невозможно подняться не по ступеням и т.д.; в процессе учения "не во имя" человек поймет, что он лишь на определенной ступени и ему надо подниматься пока не достигнет рту пени "во имя" и т.д., и, конечно, если господин увидит, что слуга ходит туда-сюда по ступеням и вообще не поднимается вверх, — немедленно рассердится на него и т.д...

Замечательно то, что даже Яакову (которого наши мудрецы считали избранным из праотцев и даже Аврагам получил многое в заслугу Яакова: ведь Аврагам стал родоначальником еврейского народа потому, что от него произошел Яаков, главным свойством которого была ,'истина", и именно благодаря этому он смог породить 12 сынов — родоначальников колен Израиля, и каждый из них был свят, не то что Ишмаэль у Аврагама или Эсав у Ицхака) намекнул Святой, благословен Он, что тот не может подняться иначе, как лишь со ступени на ступень лестницы [которую Он дал ему увидеть в пророческом сновидении]!

3. Здоровый человек поднимается по лестнице сам, даже если приходится преодолевать множество ступеней; слабый и больной также поднимутся, но им придется прихватить посох для опоры; и ребенок, помогая себе руками и ногами, поднимется на какую-то ступень; однако безногий вообще не сможет сам подняться, он и стоять не может, а падает, — такой взывает к Милосердному, чтобы вознес его; он был внизу — попал наверх, но его подняли.

Так же происходит и с лестницей, со ступенями служения Всевышнему: цадики поднимаются сами, побеждая, покоряя свой ецер на каждой ступени; иным подъем дается тяжело. А начинающие служение, будучи на уровне ребенка, помогают себе руками, посохом — всем, что "не во имя". Однако грешники, люди с изъяном, дефектом, те, кто не могут преодолеть ецер, чье сердце отупело от многих "нечистот", — такие никак не смогут подняться даже на одну малую ступеньку. Что делать им? Они взывают к Творцу, и Он проявляет к ним милосердие — и поднимает их вверх не по ступеням, при условии, что сердце их сокрушено и они поистине раскаялись в совершенных ими мерзостях и преступлениях; они взывают с мольбой к Творцу — и оказываются наверху, как сказано: "...и дам им сердце новое..." В то время как цадик трудится многие годы, чтобы наполнить свое сердце духом святости, о совершившем тшува сказано: "...и новый дух водворю в вас".

Из этого ясно, что грешащий не должен говорить: "Как я могу сделать тшува, ведь я так далек, полон страстей, и сердце мое бесчувственно-тупое", — он должен увидеть истину и раскаяться, и просить у Благословенного, и Тот поможет ему. Сказано: "Верни нас, Всевышний, к Себе, и мы вернемся...", то есть согрешивший должен лишь раскаяться, молить искренно, чтобы Благословенный вернул его к Себе, и Творец проявит милосердие в такой мере, что даже "верни нас" будет зачтено, как если бы сам человек вернулся, своими силами сделал тшува, как сказано: "...и мы вернемся..." В этом — суть явления "обретший свой мир в один час" /Авода зара*, 10:2/. И везде, где в Талмуде упоминается об этом, — речь идет о сделавших тшува. Но цадик трудится всю свою жизнь, чтобы подняться со ступени на ступень.

4. Как человек не завидует безногому из-за того, что тот не может ходить, а передвигается при помощи других, так и цадик не должен завидовать баал тшува, потому что награда — по большинству поступков человека и по ступени, степени покорения им своего ецер га-ра. Конечно же, цадик, всю жизнь боровшийся с ецер га-ра, более велик, чем баал тшува, и поэтому трудно понять, почему о поступках грешников, сделавших тшува, сказано: "Плакал Раби, (потому что) есть обретший свой (грядущий) мир в один час"? Более того, тяжело понять высказывание мудрецов: "На том месте, где стоят "баалей тшува", не могут стоять (даже) совершенные цадики; как могут "баалей тшува" быть более великими, чем такие цадики?"

Объяснение этому таково. Написано у пророка Йешаягу /43:7/: "...каждого, названного Именем Моим, и во славу Мою сотворил его, создал его, также сделал его", ибо цель творения — чтобы через него раскрылась, проявилась слава Благословенного. Это возможно двумя способами: а) когда цадики, своими делами самоотверженно выполняя волю Создателя, раскрывают этим величие славы Его; б) в том, как Благословенный управляет миром соответственно действиям человека, раскроется — когда будут устранены

заблуждения из мира — глубина Его мудрости, точность Его законов и истинность их, и мощь Его милосердия — без предела. Но и человек должен участвовать в этом, ибо он — важный фактор этого процесса, составная его часть, потому что его действия способствуют раскрытию, проявлению Всевышнего. Это раскрытие — одновременно и в материальном, и в духовном планах.

Передали наши мудрецы слова Всевышнего: "Откройте Мне вход, как игольное ушко, — и Я открою вам вход, как ворота в храм". По мере усилий, проявляемых человеком в его служении Творцу, дает ему в изобилии Святой, благословен Он, помощь с небес — в таком огромном размере, как "вход в храм", за "вход, как игольное ушко". И вся суть, вся основа суда и милосердия, касающихся этого мира, — базируется на этой помощи небес. Также и удовлетворение материальных нужд связано с этим.

Цадик раскрывает славу Творца по своему выбору — всем множеством своих добрых поступков во все дни своей жизни. Каждым своим добрым делом — тем, что каждый "вход, как игольное ушко" у него приводит к "входу в храм", притом что первый находится в нашем мире, а второй, против него, в мире грядущем — он обуславливает, вызывает раскрытие качеств и свойств Благословенного и славы его. Однако грешник, всю свою жизнь всеми своими действиями усиливает, увеличивает сокрытие Всевышнего, ибо действует назло, вопреки Ему; и даже когда делает тшува, "вход, как игольное ушко" у него поистине малюсенький, так как не может сам подняться даже на одну малую ступень, после того как стал бесчувственным из-за множества своих скверных дел. Однако он становится побудительной причиной, и, благодаря ему, раскрываются помощь небес в необыкновенной степени и беспредельное милосердие — в такой мере, что цадик вообще не может вызвать подобное, и милосердие тшувы взмывает вверх прыжком, но при этом отношение его самого к этому великому раскрытию, связь его с ним — очень незначительны, потому что открытый им "вход, как игольное ушко" мал и очень незначителен. Особенно оно, это место, предназначенное для подобного изумительного раскрытия, к которому сам баал тшува имеет некоторое отношение, но оно не может быть достигнуто цадиком', и именно в этом отношении на месте, где стоят баалей тшува, не могут стоять даже совершенные цадики. Об этом и плакал Раби, когда увидел свет великого раскрытия, возникающий благодаря баал тшува, — почему он не удостоен того, чтобы в этом была и его доля, его участие.

5. Оказывается, есть два пути: тяжелый — для цадиков, поднимающихся ступень за ступенью, и легкий — для грешников, когда решают сделать тшува: следовательно, чем дальше отойдет человек (от Б-га), тем он ближе к возможности (сделать тшува). Это объяснено нашими мудрецами в трактате Сукка / 52:1 /:

"В грядущем приведет Святой, благословен Он, ецер га-ра к человеку и т.д., цадикам он (ецер) покажется высокой горой, а грешникам — тонким волоском. Одни плачут. Цадики плачут и говорят: "Как мы смогли одолеть такую высокую гору?" А грешники плачут и говорят: "Как это, что мы не смогли преодолеть этот тонкий волосок?" и т.д.

Нельзя объяснить по-иному то, что в грядущем мире истины ошибутся в понимании трудности одоления ецер га-ра, как только таким образом; и каждый плачет поистине о своем.

6. В трактате Сангедрин* /95:1/ сказано:

"Сын Давида (Машиах) придет только к поколению, которое все невиновно (имеет на это право), либо к поколению, которое все виновно (в грехах) и т.д."

Объясняется это следующим образом.

а) Так же, как поднимаются по лестнице, ступенька по ступеньке, так и спускаются по ней; то есть когда человек опускается ступень за ступенью, он все же может вернуться и подняться по ступеням — если все еще стоит на лестнице, даже на очень низкой ступени: если еще не потерял возможности подняться хоть на малую ступень.

б) Чем больше проявляет человек уважение к небесам, тем руководство им со стороны Благоеловенного более открыто: мы знаем, что для великих цадиков совершил Святой, благословен Он, открытые чудеса, и Моше-рабейну был удостоен того, что, благодаря ему, открылась слава Творца глазам каждого человека — как, например, при выходе из Мицраима (Египта), рассечении Красного моря, даровании Торы и пр.

в) А чем больше человек своими дурными поступками заслоняет, как бы скрывает славу Творца, так и Святой, благословен Он, скрывает Свою Славу от него; и это проблема галута (изгнания), суть которого — "галут шхины", то есть когда даже там он оскверняет Имя Творца, как сказано: ',Почему должны говорить народы...: где же Бог?" Однако есть и немалая польза, ибо, когда человек начинает подниматься по ступеням — с самой низкой, то и часть небес поднимается с ним мало-помалу. При этом видим, как приходит помощь Всевышнего даже естественным путем, даже в условиях галута: когда обращаются к Нему и молятся Ему — Он помогает, Он спасает. Это раскрытие из сокрытия, которое идет в соответствии со степенью этого раскрытия в деятельности человека, начавшего подниматься с очень низкой ступени.

г) "Поколение, которое все виновно", — то, у которого нет уже надежды, что сможет подняться по ступеням, и поэтому нет уже пользы продолжать галут, "Святой, благословен Он, ставит над ними царя, чьи приговоры тяжелы, как (приговоры) Гамана, [и Исраэль делает тшува] и становится лучше" / Сангедрин, 97:2/. Что значит "делает тшува и становится лучше?" После тшува становится лучше? И кто возвращает к лучшему— Святой, благословен Он, или царь, тяжкий, как Гаман? Но такова истина: когда стоит над ними (евреями) царь, тяжкий, как Гаман, тогда раскалывается их сердце от горя — и взывают с мольбой ко Всевышнему. А Благословенный, видя, что они желают сделать тшува, но слабы их силы настолько, что не могут подниматься по лестнице, Он, Благословенный, "возвращает их к тшува'''' и Сам поднимает их, и приводит к ним Машиаха при великих раскрытиях (Себя) и откровениях на глазах у всех. Потому и сказано, что Машиах, сын Давида, придет к "поколению, которое все невиновно (имеет на это право)" — то есть само удостоится того, что Машиах откроется ему; или к "поколению, которое все виновно", которому уже нет пользы от галута, — тогда Благословенный поднимает его, после того как разобьется сердце его, и приводит за это Машиаха. 7. Таково объяснение вопроса, поставленного нами в начале статьи. Нашей целью не было усложнять проблему, ибо "прямы пути Творца" — вне сомнения. "Преступники потерпят неудачу на них (на этих путях)" — потому что будут задавать множество вопросов и будут в растерянности, но??цадики пойдут ими (этими путями)" — потому что будут знать, как учиться у Благословенного тому, как Он руководит миром: ведь суды Его — истина, Он исследует сердца и знает суть каждого человека, видит, к чему тот склонен, чего желает. Потому, если человек будет учиться только путям Благословенного, то сможет осознать свое истинное духовное состояние — без ошибок и фантазий и, благодаря этому, поднимается на высокую ступень цадиков.

Когда мы видим, как Всевышний забрал у нас все, "что не во имя", когда закрыл перед нами, можно сказать, двери почти всех святых ешивот, испытания, выпавшие на долю изучающих Тору, тяжки и горьки, — разве не оказалось, что Он отобрал у нас лестницу? Но зачем? В знак того, как низко пали мы в Торе и в служении Всевышнему, — потому нет пользы нам в лестнице, мы не можем подняться даже на одну ступень. И наоборот, беды наши умножились — сверх головы, а от всех наших стремлений устроиться в этом мире в наслаждении и покое осталась только кучка праха. Разве все это не свидетельствует нам с абсолютной ясностью, что есть у нас одинединственный путь — вернуться, сделать тшува, и тогда... Он, Благословенный, поднимет нас.

8. Как это сделать: приобрести мир за один час тшува? Ведь, кажется, так тяжела тшува\ Неверно, в нашем положении — это очень легко, совсем как преодолеть волосок. Если не будем тупыми и глупыми, то поймем: Всевышний сделал так, что все наши излюбленные пути закрыты, запечатаны для нас. Это те пути, на которых мы, своей волей, все силы наши отдали идолам — погоне за деньгами; с юности учились заботиться только о содержании, снабжении тела, на это бросили все силы, стремились получать в изобилии удовольствия от жизни этого мира, еще и еще; и у нас, изучающих Тору, есть доля в этом, — что пользы в том, что попытаемся обмануть самих себя, сказав, что у нас и в мыслях подобного не было. — А как мы служили Творцу? Пытались подкупить Святого, благословен Он, "хоть чем-нибудь", а то и об этом забывали. Взглянем со всей искренностью в глубь наших сердец и увидим! А теперь — "пусть оставит грешник свой путь", хочешь не хочешь, а оставит; ',и каждый грешник — мысли свои" — ясно, что Бог перекрыл все эти пути; а тогда... "вернется к творцу"; и Благословенный быстро примет нас, "и смилостивится", и поднимет нас.

Как бестолковы люди, не видящие того, что делает Всевышний, люди, чьи сердца все еще преданы животным желаниям и материальным устремлениям, те, кто надеется, что еще немножко — и все вернется к прежнему, и каждый сможет делать все, что ему заблагорассудится. Жаль таких: они подобны рыбам, попавшим в сети, мечутся туда-сюда, теряют силы — а все бесполезно.

Нам следует всем сердцем понять, что именно таково положение в мире, очистить наши сердца от всех привычных нам глупостей и всецело отдать себя служению Благословенному — искренне и с полной уверенностью. Если же возникнет мысль: "как обеспечить свое существование, откуда взять средства на жизнь?" — ответим задающему этот вопрос нашему ецер га-ра: "А если будешь поступать по своему желанию — будешь знать, как обеспечить себя?" Человек не должен требовать много от этого мира, а довольствоваться малым.

Известно, что привязавшиеся к удовольствиям этого мира скажут: все это — крайности. Однако каждый, принявшийся искоренять в себе зло, — он человек крайностей, и все те, кто приобрел мир за один час, также были людьми крайностей. Чего недостает нам сейчас, так это именно крайности, порожденной сильным чувством и огромным вдохновением, энтузиазмом. Общее правило: тшува к Творцу очень легка для нас, но только лишь при помощи вдохновения, энтузиазма.

"Обретший свой мир..." — Эта статья была написана, когда над Англией в 1941—42 гг. нависла угроза фашистского нашествия. Рав Деслер был занят тогда проблемами тшува в порядке "скорой помощи". "Рецептом для излечения" он считал заметку: "Тшува — краткий путь", помещенную после данной статьи.

Тшува: краткий путь

В наше страшное время, когда неизвестно, что принесет новый день, нет времени заниматься постоянным возвышением со ступени на ступень, как в нормальные годы. Нам сейчас необходима тшува — коротким путем: "приобрести грядущий мир в один час"; то есть общее излечение грешников методом "скорой помощи".

К этому есть четыре пути:

1. Изучение Торы — изгнать ецер га-ра.

2. Изучение мусара — приобретение "истинного взгляда" (ибо "благодеянием и истиной будет искуплен грех").

3. Привычка сокрушать желания.

4. Увеличивать благодеяния — исправлять прегрешения, совершаемые людьми по отношению друг к другу; как в отношениях между отдельными людьми, так и в действиях по отношению ко всему народу Израиля; также в проявлениях сердечного блага — когда нужно подставить свое плечо и помочь ближнему, молиться за других.

Как достичь этого?

а) Вместо того, чтобы увеличивать личное за чужой счет, вернуть личное в общее так, чтобы такое личное включало в себя и ближнего твоего.

б) Иметь в виду, чтобы заслуги за совершенные человеком благодеяния засчитывались и ближнему его (как бы воздавать добром за неприятности, причиненные ближнему).

в) При общем подсчете на небесах, когда подводится итог, считаются с причиной, и если определено, что страдания ближнего привели человека к тшува, это засчитывается тому как такая большая заслуга, что по большому счету стоило страдать, ради возбуждения тшува.

Спросил римлянин у раби Акивы: "Если Всевышний любит бедных, почему Он их не кормит?" Ответил ему раби Акива: "Чтобы наша помощь им поставлена была бы нам в заслугу". То есть стоит бедным страдать, чтобы этим возбудить у других желание выполнить мицву "цдака" — оказание безвозмездной помощи.