ПУТИ НЕБЕС

ПУТИ НЕБЕС

Вступление

Эта статья была написана в 5700 году (1939 — 1940), вскоре после начала второй мировой войны. Члены кружка учеников р.Деслера в Англии оказались рассеянными по разным странам. Статья была написана как шиур бихтав ("письменная лекция"); чтобы поддерживать контакт с учениками, ее отправляли по частям. (Р.Деслер сам печатал шиур на пишущей машинке, стараясь закладывать максимальное число листов.) В то же самое время составлялись и распространялись шиурим по Галахе, состоявшие из разъяснений глав Талмуда.

Статья была задумана как дискуссия на тему о природе и значении Б-жественного провидения и критериев применения свойств ,'справедливости" и "милосердия". В ходе широкого исследования выявляются многие глубокие психологические тонкости, в частности относящиеся к природе и сущности иудаизма, а также тонкости ецер га-тов и ецер га-ра и природы свободного выбора; рассматриваются проблемы чистой и нечистой мотивации и другие факторы, влияющие на возникновение трудных ситуаций в жизни людей (вообще) и евреев (в частности).

Как и в других статьях, здесь проходит центральная мысль — о реальности и первичности духовной жизни. Грядущий мир для р.Деслера — это яркий, сияющий мир. Причем в нынешнем мире и в настоящее время духовный опыт нашей жизни, то, что мы испытываем здесь, позволяет получить не более чем намек на этот грядущий мир. У духовной вселенной есть свои законы, подобно тому, как это имеет место в физическом мире. Существуют законы духовного наследования; в этой вселенной (но не в той) приобретенные свойства могут наследоваться при условии, что, будучи приобретены, они глубоко укоренятся в душе, как бы "гравируются" в ней в пламени проб, испытаний и в преодолении искушений.

Еще одна идея, впервые появляющаяся здесь, а позднее часто встречающаяся в размышлениях р.Деслера, — то, что смерть не приводит к фундаментальным переменам в личности человека. Основные черты характера и склонности, приобретенные за годы жизни, сохраняются после смерти тела и остаются базой будущих впечатлений и переживаний личности в духовном мире. В Талмуде имеются серьезные доводы в пользу такой идеи, и из нее вытекает ряд интереснейших вещей.

Если оглянуться на прошлое, можно сказать, что этот шиур был почти пророческим: в нем подчеркнута способность еврея принять от Б-га даже настоящие несчастья с непоколебимой верой. До Катастрофы оставалось еще два года, но р. Деслер уже тогда писал, что ,'такая пылкая вера требуется больше, чем когда бы то ни было, сейчас, когда на нас обрушилось огромное количество бед и преследований, каких не бывало за всю длинную и горькую историю нашего галута". Эти слова — проявление непоколебимой веры еврея в доброту Б-га, веры, сохраненной даже перед лицом Катастрофы.

Почему страдают праведники?

Р.Деслер рассматривает древнюю, но всегда актуальную проблему: почему страдают праведники и процветают злодеи? Он отнюдь не стремится обойти сложности, а напротив — готов рассмотреть все аспекты проблемы, в том числе трудные случаи врожденных заболеваний. Здесь стоит отметить, что всем трем главным этапам дискуссии предпосылается притча или история из повседневной жизни.

Главная цель р. Деслера — дать своим молодым ученикам понятия и концепции, с помощью которых они смогут правильно рассматривать все подобного рода проблемы. Как было сказано в предыдущих разделах, главным средством для достижения поставленной цели является правильная оценка состояния и назначения "этого мира". Мысль о том, что этот мир является "неким коридором, ведущим в грядущий мир", не означает, что этот мир не так уж важен. Напротив, из сказанного вытекает, что он чрезвычайно важен, потому что все совершаемое здесь обладает исключительной способностью создавать вечные духовные структуры. Этот парадокс ясно описан в Мишне. С одной стороны, "вся жизнь в этом мире не может сравниться с одним часом духовного удовлетворения в грядущем мире". С другой — "вся жизнь в грядущем мире не может сравниться с одним часом раскаяния и добрых дел в этом мире". Смысл сказанного ясен. Если "этот мир" Мы понимаем как материальные удовольствия и эгоистические интересы (своекорыстие), то действительно все это не может сравниться с одним часом, измеренным в категориях вечности. Однако если "этот мир" мы воспринимаем как уникальную возможность выбрать путь воссоздания себя, покорения своей низменной натуры и как беззаветное посвящение себя распространению добра, тогда нет ничего более возвышенного. Если концепция "другого мира" подразумевает, что все происходящее в нашем мире — маловажно, то с точки зрения Торы не может быть ничего более отталкивающего, чем подобная мысль. "Олам габа" — это мир вечных духовных ценностей. Человек завоевывает себе место в этом мире путем преданности соблюдению Торы и мицвот. Однако следует всегда помнить, что основная цель Торы и мицвот — сделать наш мир более справедливым и честным, более здоровым и более приятным для живущих в нем. Нет никакого противоречия между представлением об "этом мире" как коридоре, ведущем в "олам га-ба", и об "этом мире" как среде обитания, имеющей чрезвычайно большую важность, в качестве функции и средства, а также среды для исполнения мицвот.

Нам нужно следить за тем, чтобы различать конкретные аспекты "этого мира", о которых заходит речь. Когда р.Деслер говорит, что "этот мир сам по себе ничего не представляет", он имеет в виду, что материальные заботы и эгоистические усилия бесполезны; более того, они могут быть даже вредными, если превращаются в самоцель. Однако р.Деслер в этой и других статьях разъясняет, что материальные заботы, связанные с достижением целей (исполнением мицвот), приобретают огромное значение. Они действительно "машина", которая везет нас в "олам га-ба", являющийся по замыслу результатом полного развития духовного потенциала человека.

Только уяснив себе эти основные перспективы, мы можем продолжить обсуждение, рассматривая проблемы процветания и страдания в "этом мире".

Тшува

Время — лето 5700 года (1940). Старый удобный мировой порядок разрушен. Никто не знает, что принесет завтрашний день.

Р. Деслер всегда подчеркивал: мы делаем слишком большой упор на экономическое обеспечение, в ущерб духовному развитию. Сейчас наступил "момент истины". Идолы прошлого лежат в развалинах. Р.Деслер сравнивает наше положение с ситуациями, имевшими место в трех знаменитых историях, упоминаемых в Талмуде ("Авода зара"); речь там идет о людях, которые "обрели свой мир в течение одного часа". Поскольку предполагается, что читающие данную статью не знакомы с этими историями, они даются ниже.

1. Дело римлянина, Ктия бар Шалом (Авода зара, 106):

В чем заключается дело Ктия бар Шалома? Один римский император ненавидел евреев. Он обратился к своим советникам: скажите, если у человека нога поражена гангреной, следует ли ему ампутировать ее и продолжать'жить дальше (без ноги) или сохранить ногу и страдать? Советники ответили: ему следует ампутировать ее и жить. Ктия бар Шалом сказал им: во-первых, вы не сумеете одержать над ними (евреями) победу... мир не может существовать без Израиля; во-вторых, люди станут называть вашу империю "ампутированной" империей. Император ответил: ты говорил хорошо; однако всякий, кто побеждает императора в споре, должен быть погребен заживо. Когда бар Шалома вели на казнь, одна римская женщина сказала ему: горе кораблю, который плывет, не уплатив сбора! [Тебя убивают из-за Израиля; как жаль, что ты еще не "уплатил сбора" (т.е. ты не обрезан, так что ты можешь разделить их судьбу).] Пока его вели, он сумел сделать себе обрезание. Он сказал: я уплатил свой сбор, переправился и ушел. Перед казнью он сказал: все мое состояние пусть пойдет раби Акиве и его коллегам... Тут раздался небесный голос: Ктия бар Шалом удостоен жизни в грядущем мире. Раби заплакал, промолвив: одни обретают грядущий мир за один час, а другие — за много лет.

2. Дело "раби" Элъазара бен Дурдая (там же, 17а):

О "раби" Элъазаре бен Дурдае говорили, что во всем мире не было блудницы, с которой он не вступил бы в сношения. Как-то раз он услышал, что в одном большом городе в далекой заморской стране жила блудница, бравшая в качестве платы целый кошелек динаров. Он взял кошелек с динарами и отправился за семь рек, чтобы встретиться с ней. Когда они остались наедине... она сказала: "Точно так же, как это дыхание не вернется в то место, откуда оно исходит, никогда не будет принято раскаяние Элъазара бен Дурдая". Он ушел от нее и уселся меж двух гор... Он сказал: "Горы и холмы, просите милости для меня!" Они сказали ему: "Мы скорее станем просить милости для себя, ибо написано: "Горы уйдут, и холмы будут сдвинуты". Он сказал: "Небеса и земля, просите милости для меня!" Они ответили "Мы скорее станем просить милости для себя, ибо написано: "Небеса исчезнут, как дым, и земля износится, как одежды". Он сказал: "Солнце и луна, просите милости для меня!" Они сказали ему: "Мы скорее станем просить милости для себя..." Он сказал: "Звезды и планеты, просите милости для меня!" Они сказали ему: "Мы скорее станем просить милости для себя..." Он сказал: "Все зависит от меня одного". Он положил голову на колени и разразился рыданиями, и плакал до тех пор, пока душа его не отлетела. Раздался небесный голос: Раби Элъазар бен Дурдай удостоен жизни в грядущем мире... Раби заплакал, промолвив: одни обретают грядущий мир за один час, а другие — за много лет. Позднее раби сказал: мало того, что раскаявшихся грешников принимают; им даже дают титул "раби".

3. Дело римского палача (там же, 18а)

[Римляне] обнаружили, что раби Ханина бен Терадйон сидит, изучая Тору, в окружении многочисленных последователей, и на груди у него — Сефер Тора (свиток Торы). Они привели его [на место казни], обернули в свиток Торы, вокруг разложили кучи веток и подожгли. Они принесли куски спутанной шерсти, пропитанной водой, и положили ему на грудь, возле сердца, чтобы он не умер слишком быстро. Его дочь сказала: "Отец, мне суждено видеть тебя в таком состоянии!" Он ответил ей: "Если бы меня сжигали одного, меня бы это беспокоило, но ведь меня сжигают вместе с Сефер Тора, — "тот, кто будет стремиться дать отмщение за Сефер Тора, будет стремиться дать отмщение и за меня". Его ученики сказали ему: "Раби, что вы видите?" Он ответил: "Свиток (пергамент) горит, но буквы летают в воздухе". [Они сказали]: "Почему вы не открываете рот, чтобы огонь вошел внутрь вашего тела?" Он ответил им: "Пусть лучше Он, который дал ее, возьмет ее, а я не стану причинять себе вред". Палач сказал ему: "Раби, если я увеличу пламя и уберу с вашей груди куски шерсти, вы сделаете, что я удостоюсь жизни в грядущем мире?" Он ответил: "Да". [Тот сказал]: "Поклянитесь мне". Он поклялся. Тут же тот увеличил пламя и снял куски шерсти с его груди. Его душа отлетела чистой. [Палач] тоже бросился в огонь. Раздался небесный голос: Раби Ханина Терадйон и палач удостоены жизни в грядущем мире. Раби заплакал, промолвив: одни обретают грядущий мир за один час, а другие — за много лет.