АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
АЛФАВИТНЫЙ СЛОВАРЬ
Авода зара (буквально — "Чужое служение") — трактат Талмуда, излагающий законы о том, как следует обращаться с язычниками и предметами их культов.
Агада — предание, притча, нравоучение, короткий рассказ, а также собирательное название сборников агадот.
"Ам га־арец" (дословно — "народ страны") — простолюдин; еврей, не изучающий Тору как следует, невежда.
"Апикорес" (искаженное — эпикуреец) — принятое с древних времен название безбожника. "Баал тшува" — еврей, сделавший тшува. "Бен ешива" (буквально — сын ешивы) — учащийся ешивы, высшего учебного заведения для юношей и мужчин, где глубоко изучают Письменную и Устную Тору, книги Священного писания и пр.
Браха — 1) дар Всевышнего; 2) благословение Всевышнего за блага, даруемые нам; 3) пожелание добра ближнему.
Брешит Раба — первая книга Мидраш Раба, составленного во И-Ш вв. н.э. — пояснения древних мудрецов к Брешит (Бытие).
Ваад (совет, комитет) — избираемый или уполиомачиваемый традиционный руководящий орган еврейского самоуправления.
Виленский Гаон, Элиягу бен Шломо Залман (1720 — 1797) — величайший из мудрецов Торы последних поколений, установил новые пути изучения Торы на основе опыта древних мудрецов, уточнил многие места в тексте Талмуда, дал объяснения как к Письменной, так и к Устной Торе; был глубоким знатоком многих естественных наук.
Гаман (потомок царя амалекитян — Агага) — согласно Мегилат Эстер (Книге Эсфири), всесильный министр персидского царя Ахашвероша, ненавистник евреев, подготовивший тотальное уничтожение еврейского народа. Царица Эстер и мудрец Мордехай сумели одолеть его, и он с 10 его сыновьями были повешены в 14 день месяца Адар 3405 года от сотв. мира (ныне этот день — праздник Пурим).
"Гейгином" — место, где несут наказания, страдания души грешников-евреев не более 12-ти месяцев после смерти человека.
"Ецер га-ра" — ,,дурное побуждение", человеческие стремления низшего, телесного происхождения.
"Ецер га-тов" — "хорошее побуждение", духовные устремления человека.
Ийов — праведник и мудрец, жизнь и взгляды которого описаны в Танахе ("Книга Ийова"). Кабала (от лекабель — получать) — знание сокровенного смысла Торы, получаемое (на протяжении тысячелетий) учеником от его учителя в той мере, в какой возможно ему дать.
Кидуш га-Шем (буквально — "освящение Имени") — проявление самоотверженности, силы духа у еврея, готовность пойти на смерть за свою веру, за иудаизм. Это мицва Торы: "И не бесчестите святое Имя Мое, чтобы Я был святым среди израильтян..." /Ва-йикра, 22:32/. Кидушйн — трактат Талмуда о законах бракосочетания.
Когэлет (Экклезиаст) — одна из книг Танаха, книга мудрости, написанная царем Шломо (Соломоном).
Колель — так называют учебные заведения для молодоженов, как продолжение их учебы в ешивах. Сотни таких колелей имеются сегодня в Израиле и др. странах.
Ктубот (от ктуба — брачный контракт) — трактат Талмуда, в котором обсуждаются законы о брачном контракте и материальных взаимоотношениях супругов.
Малъах (от млаха — работа) — посланец Всевышнего, духовное создание Творца, действующее по Его повелению.
Мидраш — общее название книг, где собраны исторические предания, высказывания еврейских мудрецов, галахические и агадические материалы на темы Танаха.
Мицва (от цав — приказ) — веление, заповедь, собственно — закон Торы. Мальбйм Меир Либуш (1809 — 1870) — выдающийся ученый, составивший оригинальные пояснения ко всем книгам Танаха. Жил в России, Польше, Румынии, Германии.
Магарал из Праги, Йегуда Ливо бен Бецалель (1525 — 1609) — великий мудрец и кабалист, автор многих выдающихся трудов по Торе и иудаизму.
"Мсилат йешарим" (1739) — важнейшая из книг раби Моше Хаима Луцато (1707 — 1747), написанная с целью помочь еврею подняться на высшие уровни духовной жизни и морального поведения.
Нефеш, нешама — нефеш: так наз. ',животная душа", связанная с жизнедеятельностью тела человека; нешама: так. наз. "Б-жественная душа", которую Творец вдохнул в Адама и которая связывает человека с Создателем, как часть с ее источником.
Онкелос — гер (прозелит), один из величайших еврейских мудрецов (ок. III в. н.э.), перевел Тору (Пятикнижие) на арамейский язык с י исключительной тщательностью и точностью, что местами обусловило дополнительные разъяснения.
"Пирке авот" ("Поучения отцов"), "Авот" — трактат Мишны, сборник нравственных изречений и наставлений мудрецов и учителей Закона, живших с IV века до н.э. по III век н.э.
Псахим — трактат Талмуда, в котором обсуждаются законы и обычаи праздника Песах.
Раби — 1)так называют хасиды своих духовных руководителей; 2) почетное звание танаев, мудрецов Мишны, и первых амораев в Эрец Исраэль; 3) так называли раби Иегуду га-Наси, редактора Мишны.
Рав (то есть "великий" в Торе) — наставник и учитель в Исраэле. Впервые упоминается в эпоху Второго Храма как почетное звание, затем ставшее постоянным наименованием учителей и наставников во всех еврейских общинах.
Рамбан (Рабену Мошё бен Нахман, 1194 — 1270) — крупнейший талмудист, комментатор Торы, мыслитель, кабалист и врач.
Раши (Рабену Шломо Ицхакй, 1040 — 1105) — величайший комментатор Танаха.
Сангедрин — 1) трактат Талмуда, посвященный законам об уголовных преступлениях, а также многим основным принципам иудаизма; 2) Верховный суд, который в составе 71-го из величайших мудрецов Израиля решал наиболее важные законодательные проблемы.
Сатан (от легастин — обвинять) — высшая духовная сила, обвинитель на суде Всевышнего; исследует мысли и поступки, испытывает людей — насколько полна их связь с Б-гом.
"Ситра ахара" (буквально — "другая сторона") — так в кабале называется сила нечистоты и зла, желающая править миром.
Сота — трактат Талмуда, в котором обсуждаются законы о женщине, подозреваемой в измене мужу, и некоторые другие законы.
Сфорно, Овадья (ок. 1470 — ок. 1550) — известный комментатор Торы, философ, врач. Жил в Италии.
Сукка — 1) трактат Талмуда, посвященный законам праздника Суккот; 2) шалаш, воздвигаемый в праздник Суккот, согласно заповеди Торы, в котором живут (едят, пьют, молятся, спят) все дни этого праздника.
Талмид-хахам (буквально — мудрый ученик) — почетный титул знатока Торы.
Тегилим (от легалель — прославлять) — книга в 3-й части Танаха, Ктувим, содержащая гимны (псалмы), прославляющие Всевышнего, сказанные, в основном, царем Давидом, а также Адамом, Аврагамом, Моше-рабейну и др.
Тшува (буквально — возвращение) — возвращение в раскаянии к путям Всевышнего, к исполнению мицвот Торы. По закону Торы,если еврей полностью раскаялся в своих дурных поступках и твердо решил в дальнейшем исправлять себя, свои поступки, то ему дается прощение за совершенные проступки.
Цдака (от цедек — справедливость) — закон Торы, по которому еврей должен отделять часть от своих доходов в помощь изучению Торы, бедным и т.д., ибо, если Творец дал ему, то справедливо — если он от полученного даст другому.
Хасидизм (от хасид — благочестивый) — еврейское религиозно-общественное движение, зародившееся в Восточной Европе (Украина, Белоруссия) во II половине XVIII в. Основатель хасидизма — раби Исраэль Баал Шем Тов (1700 — 1760), его ученики и последователи создали различные направления и общины в хасидизме, существующие и по сей день во многих странах.
Хафец Хайм — так в еврейском мире именуют раби Исраэля Меира га-Когэна (1838 — 1933) по названию одной из его ранних книг. Ему принадлежит популярнейшее учебное пособие по галахе "Мишна брура" и ряд других книг. Хёсед — благо, благодеяние.
Га-Шем (дословно — Имя) — это слово употребляют вместо четырехбуквенного Имени Творца, произносить которое запрещено по закону Торы.
"Шулхан арух" (буквально — "накрытый стол") — книга р. Йосёфа Каро (1848 — 1575, Толедо, Цфат), в которой просто и сжато изложен огромный галахический материал; самый авторитетный и популярный свод еврейского законодательства по всем вопросам жизни.
Шхина — Б-жественное присутствие.
Эрувин — трактат Талмуда, в котором обсуждаются законы об эруве, когда и где запрещено переносить предметы в шабат.
Ярмо — надевают на шею волу, чтобы управлять им в упряжке. В переносном смысле — принятие на себя исполнения законов Торы ("владычества небес"), благодаря которым человек становится управляем Всевышним.