ЭПИЛОГ

Эпилог

Привычка рассматривать каждую мицву Торы в отдельности и пытаться понять ее таким образом лишает нас возможности составить о мицвот целостное представление. В далеком прошлом пророк Йешаягу жаловался, что именно так в его время народ Израиля относился к Торе:

"И стало для них слово Г-спода — повеление за повелением, повеление за повелением, черта за чертой, черта за чертой, немного тут, немного там..." /Йешаягу, 28/.

Люди не сумели или не захотели охватить взором целостную картину, воспринять общий принцип, стоящий за каждой мицвой, что и привело к катастрофическим последствиям.

Каков же общий принцип? Пророк колеблется — сказать или не сказать; он знает, что его слова будут "словами невнятными и языком чуждым", но он все же произносит их:

"Вот отдых. Дайте отдых усталому. И вот покой" — и добавляет в отчаянии:

"Но они не хотели слушать". Мы можем посочувствовать слушателям Йешаягу, которые не смогли уловить смысл его слов, но сегодня он должен быть для всех абсолютно ясен.

Сущность Торы в том, чтобы давать, а не брать, говорит нам Йешаягу. Отдых в этом мире достигается не самоутверждением и не снисходительностью к себе. Истинный дух человека, еврея, никогда не удовлетворится эгоистической жизнью. Дух еврея отдыхает только тогда, когда он обеспокоен положением других. Истинный отдых состоит в том, чтобы дать отдых усталому. Это парадокс, которого люди не хотят понять. Они не слышат слов пророка, потому что их духовный потенциал недостаточно развит. Целью Торы является развитие этого потенциала. "И вот покой". Покой — это больше чем отдых. Отдых предполагает жизнь в согласии со своей совестью, покой — жизнь в согласии с Духом вселенной.

Мы узнали, что роль мицвот, регулирующих отношения человека с Б-гом, заключается в развитии чуткости и понимания по отношению к ближнему. Это значит, что целью Торы является создание справедливого и милосердного общества, а мицвот святости — лишь средства для достижения этой цели.

Идеальное общество — это общество, в котором созданы условия для развития человеческого духа. Является ли общество, построенное по законам Торы, только средством к достижению этой цели? Ответ состоит в том, что ни то ни другое не является целью само по себе. Идеальное общество способствует развитию духа, но развитие духа каждого человека должно положительно сказаться на обществе. Это замкнутый процесс, динамическое переплетение двух составляющих; это два полюса, между которыми возникает напряжение. Высшая цель заключается в том, чтобы жить на земле в соответствии с волей Б-га и, развивая свой духовный потенциал, стать подлинным подобием Б-га.

Тора и ее развитие в веках

В этой книге неоднократно упоминалась Тора, Мишна, Галаха, Агада, Талмуд, Гмара, Мидраш. Поэтому мы сочли уместным дать краткий обзор развития Торы во времени.

Прежде всего, следует различать два значения слова "Тора": в узком значении Тора — это Пятикнижие, пять книг Моше-рабейну, в широком — все книги Священного Писания, все законы, практика, обычаи и понятия, которые составляют содержание иудаизма.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ ТОРА

Тора, которую мы получили на горе Синай, состоит из Письменной и Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Исраэля вступил в завет с Б-гом; там же излагается основной смысл законов — мицвот, которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также практика их применения передавались устно из поколения в поколение на протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Наши мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни. Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Галахой.

Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним единую книгу ТаНаХ*.

*ТаНаХ — аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим.

В Книги пророков входят записанные речи пророков Исраэля; это уникальное явление в мировой истории. Их страстные призывы к справедливости и братской любви во имя Б-га и Его Торы находили отклик во все времена; отзвуки их нашли свое отражение и в настоящей работе. Святые Писания, включающие в себя Тегилим (Псалмы), Мишле (Притчи), Книгу Ийова и многие другие, — это ответ великих обладателей Святого Духа на духовный призыв Торы.

МИШНА

В конце II в. н.э. раби Йегуда га-наси, предвидя длительное изгнание и рассеяние еврейского народа, возглавил обработку, кодификацию и запись Устного Закона. Этот труд был назван Мишной, что означает "повторение" или "передача". Мудрецов Мишны называют танаим, а этот период — эпохой танаим.

ТАЛМУД

Мишна сразу же стала предметом новых дискуссий. В ешивах Вавилонии эти дискуссии продолжались в течение трех столетий. В конце V в. они были подытожены, собраны в единую книгу и необыкновенно искусно отредактированы и изданы равом Аши и равом Равиной II. Записи этих диспутов — Гмара (завершение) вместе с Мишной, которую они разъясняют, составляют Вавилонский Талмуд. Мудрецов Талмуда называют аморайм (разъяснители).

В середине IV в. из-за преследований христиан ешивы Эрец Исраэль закрылись. Собранные в то время дискуссии живших в Эрец Исраэль амораим составили Йерушалаимский Талмуд. В это время поддерживался тесный контакт между двумя основными центрами еврейской жизни — Вавилонией (Междуречьем) и Эрец Исраэль (Палестиной).

САВОРАИМ

В течение полувека после составления Вавилонского Талмуда его текст изучали последователи амораим — савораим (мыслители), которые добавили к нему лишь некоторые завершающие штрихи.

Хотя Талмуд и был завершен, обсуждения содержащихся в нем положений никогда не прекращались. Труд амораим и савораим продолжили вавилонские геоним ("гаон" — гений) в период с 540 по 1040 г. Они положили начало литературе респонса (посланий), в респонсах давались авторитетные ответы на вопросы отдельных людей или общин.

РИШОНИМ

Евреи, жившие в Европе под христианским владычеством, получили название ашкеназим (от Ашкеназ, как в Торе названа Центральная Европа), а тех, кто были под властью мусульман в Испании и Северной Африке, стали называть сфарадим (сефарды, от Сфа-рад, как в Торе названа Испания).

С распространением еврейской диаспоры в Западной Европе (Испании, Франции и Германии) и в Северной Африке там возникли центры изучения Торы. Учители Торы этого времени известны как ришоним (ранние).

Период ришоним приходится на 1000-1500 гг. Среди многих выдающихся галахических трудов, написанных в это время, выделяется Мишне Тора Рамбама (1187).

АХАРОНИМ

Начиная с 1500 г. мудрецов Торы называют ахароним (позднейшие). Основным галахическим трудом этого времени стал, несомненно, Шулхан Арух, созданный раби Йосефом Каро в 1567 г. в Эрец Исраэль. Со временем в эту книгу вошли и замечания раби Моше Иссерлеса из Кракова (Польша), выражавшего ашкеназийскую точку зрения по обсуждаемым вопросам. Они были включены в авторский текст (хотя Каро был сефардом). Написано и много других галахических трудов; продолжал развиваться жанр респонса.

Ахароним занимались, в основном, применением принципов, изложенных в Торе и Талмуде, к тем социально-экономическим условиям, в которых оказывались евреи в те времена.

Этот процесс продолжается и в наши дни. И если настоящую книгу, не претендующую на особое значение, читатели сочтут возможным принять как еще одно. звено в этой длинной цепи обсуждения законов Торы, автор будет считать себя вознагражденным в полной мере.

ТаНаХ

Тора — Пятикнижие

Брешит — Бытие
Шмот — Исход
Ва-йикра — Левит
Бе-мидбар — Числа
Дварим — Второзаконие

Невиим — Пророки

Йегошуа бин Нун — Иисус Навин
Шофтим — Судьи
Шмуэль (I-II) — Самуил
Млахим (I-II) — Цари
Йешаягу — Исайя
Йирмеягу — Иеремия
Йехезкэль — Иезекиил
Трей асар — Двенадцать

/Гошеа, Йоэль, Амос,
Овадья, Йона, Миха,
Нахум, Хавакук,
Цфанья, Хагай,
Зхарья, Малахи/

/Осия, Иоиль, Амос,
Авдий, Иона, Михей,
Наум, Аввакум,
Софония, Аггей,
Захария, Малахия/

Ктувим — Писания

Тегилим — Псалтирь
Мишле — Притчи
Ийов — Иов
Шир га-ширим — Песнь песней
Рут-Руфь
Эйха — Плач Иеремии
Когэлет — Экклесиаст
Эстер — Эсфирь
Даниэль — Даниил
Эзра — Ездра
Нхемья — Неемия
Диврей Га-ямим — Паралипоменон
(I-II) (I-II)