ЖИЗНЬ ДУХА

ЖИЗНЬ ДУХА

Мицвот, обращенные к сердцу и разуму

Мы рассмотрели четыре аспекта программы, изложенной в Торе: установление справедливости в отношениях между людьми и совершенствование этих отношений, а также установление справедливости в отношениях с окружающей средой и улучшение этой среды. Теперь обратимся к внутреннему миру человека.

Что такое, согласно Торе, внутренняя жизнь, или духовный мир человека? С одной стороны, это высшая точка в выполнении законов Торы, в жизни по Торе; с другой — это трамплин для достижения высшего уровня справедливости и совершенствования наших взаимоотношений.

64. Изучение Торы
Мицва изучать Тору при любой возможности

65. Молитва (тфила) и синагога (бет кнесет). Обращаться к Б-гу мысленно и словами. Благословения (брахот). Бет кнесет
Тихая тфила / Чтение Торы

66. Шма
Напоминание самим себе об основах жизни по Торе

67. Благословение когэнов
Наследие службы в Храме

68. Основные положения
Знание и жизнь / Наши взаимоотношения с Б-гом

69. Источник наших обязательств
Принятие миссии и мицвот Торы на Синае / "Синай в душе"

70. Единство Б-га
Видеть это единство во всем разнообразии жизни

71. Идолопоклонство — древнее и современное
Культ природы / Новая мифология

72. Благоговейный страх перед Б-гом
Осознание близости Б-га / Чего не достичь мыслью

73. Любить Б-га
Почему и как любить / Сердцем, душою и всеми силами

74. Брать пример с Б-га
Только Б-г — образец / Долготерпение / Благодарность / Прощение

75. Вера в Б-га
Вера и доверие / Представленный нам пример

76. Провидение и деятельность человека
Взаимодействие Б-га и человека / Посланники Б-га

77. Скромность
Истинное величие / Скромность необходима

78. Он назвал их "Адам"
Смысл человеческих качеств / Жизнь внутренняя и внешняя / Разные жизненные ситуации

79. Освящение Имени Б-га
"Доброе Имя" Б-га / Есть за что умереть / Валюта вселенной

80. Цель всех наших усилий
Три стадии эры Машиаха / Намерения и возможности / Новое начало


64. Изучение Торы

МИЦВА ИЗУЧАТЬ ТОРУ ПРИ ЛЮБОЙ ВОЗМОЖНОСТИ

Слушай, Исраэль, уставы и законы, которые Я изрекаю в уши ваши сегодня; а вы изучите их и храните их, (чтобы) исполнять их. —  ДВАРИМ 5:1

И да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. — ДВАРИМ 6:6

А весьма близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его. — ДВАРИМ 30:14

Как люблю я Тору Твою! Весь день она — (предмет) размышлений моих. — ТЕГИЛИМ 119:97

Найди для себя учителя (Торы) и приобрети для себя товарища. — ПИРКЕ АВОТ 1:6

Ибо если строго соблюдать будете все это веление, которое я заповедую вам исполнять его, (чтобы) любить Г-спода, Б-га вашего, идти всеми Его путями и прилепиться к Нему... — ДВАРИМ 11:22

Как может человек подняться в выси и "прилепиться к Нему"?.. Только если приле1}иТся к мудрецам и их ученикам; и Я подниму тебя (так), будто ты поднялся в выси... — МИДРАШ СИФРИ НА ДВАРИМ 11:22

Необходимость изучения Торы

Высший закон Торы гласит: изучайте Тору. Соблюдать Тору во всех ее аспектах можно только тогда, когда соблюдению сопутствуют изучение, размышление, познание, напряженная умственная работа. Занятия Торой стимулируют интеллектуальные способности человека, развитие которых необходимо для создания цивилизации Торы. Занятия Торой — это обязательный компонент общественной жизни, построенной по законам Торы.

"Каждый человек в Исраэле обязан изучать Тору:

бедный ли, богатый ли, здоровый или больной, молодой или старый, весьма одряхлевший. Даже если он бедный, существующий на цдака... И даже имеющий жену и детей обязан установить для себя время для изучения Торы — днем или ночью, ибо сказано: Обдумывай ее днем и ночью" /Рамбам, Мишна Тора, гл. Изучение Торы 1:8/.

Вряд ли когда-либо еще существовала цивилизация, где учеба являлась бы религиозной обязанностью всех слоев населения. Известны цивилизации, в которых стремились любой ценой оставить народ в невежестве. Для реализации же задач, поставленных Торой, необходимо изучение ее как можно более широкими кругами евреев.

В чем тут секрет?

Смысл изучения Торы — не только в накоплении знаний. Это, конечно, важно, но это еще далеко не все. Изучение Торы непредсказуемым образом влияет на человека. Оно побуждает нас лучше выполнять мицвот, совершенствовать свою жизнь, обогащая наш внутренний мир ценностями Торы. Изучение Торы способно изменить человека, семью, общество. И -хотя удивительные результаты этого изучения хорошо известны, механизм его воздействия по-прежнему остается тайной.

ЛЕС

"Мицва — светильник, а Тора — свет" /Мишле* 6:23/.

* Мишле — Книга притчей царя Шломо (Соломона); одна из книг Танаха, в его третьем томе, Ктувим (Писания).

Это притча о нелегком жизненном пути человека.

Человек в мире подобен путнику, оказавшемуся в темную ночь без фонаря в дремучем лесу. Он не видит даже на два шага впереди. На каждом шагу он рискует провалиться в глубокую яму, запутаться в кустах и колючках. На него могут напасть разбойники или дикие звери. К тому же у него нет ни малейшего представления о том, где он находится и в каком направлении ему следует идти.

Вдруг путник находит фонарь, и этот фонарь светит! Путник облегченно вздыхает: теперь он, по крайней мере, будет видеть, куда он идет; он уже не угодит в яму или в заросли колючек. Но дикие звери и бандиты все еще представляют серьезную опасность, и он по-прежнему не знает, в какую сторону надо идти.

И вот наконец восходит солнце. Звери возвращаются в свои логова, разбойники — в свои укрытия. Путник вне опасности. Однако он все еще не знает, в правильном ли направлении он идет. Когда же он подходит к указательному столбу, все его беды — позади / По агаде из ВТ, Сота21а/.

Путник — это и вы, и я, и любой человек. Мы странствуем во мраке, если не руководствуемся на своем жизненном пути Торой и ее мицвот, нам застилают глаза страсти и предрассудки, так что мы не можем отличить истину от лжи. На каждом шагу мы можем свалиться в яму, то есть сделать неправильный нравственный выбор, который способен повлечь за собой страшные последствия. Мы можем стать жертвой диких зверей или разбойников — игры страстей, и последствия будут катастрофическими.

Фонарь, спасающий нас от ловушек жизни, - это мицвот Торы. Жизнь по Торе учит и воспитывает нас, и это может помешать окружающему нас аморальному миру оказать на нас слишком сильное влияние. Но исполнение мицвы без знания Торы — лишь частичное решение проблем. Путнику угрожает нападение диких зверей или разбойников — человек подвержен внезапным порывам страсти. Где же выход? Выход там, где восходит солнце. Свет солнца - это символ постижения Торы человеческим разумом. Постижение Торы возвышает человека. Страсть к Торе может вытеснить все иные страсти. А что такое указательный знак? Здесь мнения расходятся. Возможно, это страх греха.

Программа учебы

Тора — это грандиозное явление, но не настолько, чтобы к ней нельзя было подступиться, чтобы нельзя было начать учить ее. Выучите немного сегодня, немного завтра; учите усердно и настойчиво. Знания накапливаются постепенно. Истины Торы глубоки, но не настолько, чтобы мы не смогли их постигнуть, каждый на своем уровне. Быть может, сегодня вы забудете то, что выучили вчера, и вам покажется, что вы ничуть не продвигаетесь. Знайте, что это не так: то, что вы когда-то выучили, остается в вашем подсознании и незаметно помогает вам.

Изучите Пятикнижие, и вы узнаете о происхождении нашего народа, о его миссии и о тех указаниях, которые дал евреям Б-г для ее осуществления. Изучите Книги пророков Израиля; вы сможете извлечь из них важные уроки, узнав о взлетах и падениях нашего народа в далеком прошлом. Пусть в вашей душе возгорится то же пламя, что горело в душах пророков, чьи страстные призывы к социальной справедливости, вдохновлявшие людей в течение тысячелетий, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Изучайте Писания; вслушайтесь в мелодию арфы, звучащую в Псалмах; впитайте в себя благородную мудрость Книги притчей и Книги Ийова, драму Эстер, тайны Даниэля. Изучайте Танах с объяснениями к нему мудрецов нашего народа, и вы поймете, какие уроки извлекали они из него.

Изучайте Устный Закон — единственный авторитетный источник, из которого мы узнаем, как следует осуществлять на практике принципы Торы. Чтобы получить общее представление о Галахе, занимайтесь Мишной. Учите Шулхан Арух, другие своды Галахи, которыми следует руководствоваться в повседневной жизни. /Объяснение этих терминов см. в приложении "Тора в веках"./

Затем переходите к Гмаре — этой сокровищнице мудрости Торы, блестящего ума и проницательности великих мудрецов Талмуда. Вы будете сопровождать их в Дома Учения, участвовать в оживленных диспутах, гулять с ними по многолюдным рыночным площадям Вавилонии, сидеть рядом с ними в суде. Живите рядом с мудрецами; присоединитесь к ним в их непрерывной борьбе за прояснение воли Б-га и осуществление ее в повседневной жизни. Это то, чем действительно стоит заниматься всю жизнь. В течение многих столетий и

вплоть до нынешнего времени эта задача постоянно занимает лучшие умы нашего народа.

НАСЫПЬ, ПИРОЖОК И ДЫРЯВОЕ ВЕДРО

У одного человека было поле с огромной земляной насыпью посередине. Он тщательно осмотрел ее и пришел к выводу, что ничего с ней сделать нельзя и что поле использовать невозможно. И он продал поле. Покупатель сказал: "Насыпь действительно большая, но я за нее возьмусь. Я вынесу пару ведер земли сегодня, пару ведер завтра и постепенно расчищу это место. И у меня будет прекрасное поле".

Два человека оказались в просторной комнате. Они заметили, что высоко под потолком подвешен пирожок. Один из них сказал: "Он слишком высоко, нам не достать". Другой сказал: "Если кто-то придумал, как подвесить, я придумаю, как его снять". Он принес большой стол, поставил на него несколько приступок, взял длинный шест и снял пирожок.

Два человека сидели без дела. Им предложили за хорошую плату носить ведром воду на ближайшее поле. Проблема состояла в том, что единственное ведро было дырявым, и большая часть воды выливалась еще по дороге к полю. Один сказал: "Это смешно. Я не собираюсь весь день таскать воду в дырявом ведре". Другой сказал: "Они платят за работу хорошие деньги, не так ли? Какая же мне разница?"

В этих историях речь идет о трех причинах, по которым начинающие отказываются заниматься Торой. Большая насыпь — это большой объем материала; подвешенный под потолком пирожок — высокий уровень Торы. Дырявое ведро — символ печального факта, что людям свойственно забывать то, что они выучили. Ответы на их возражения даны выше.

/По материалам Мидраш Раба, Ва-йикра 19:2/.

Захватывающее стремление

Изучать мицвот во всех деталях, прослеживать их источники, анализировать и обсуждать лежащие в их основе принципы — все это, разумеется, занимает много времени. И это естественно. Наш учитель Моше советовал: "Положите их на сердце ваше... и говори о них, когда ты сидишь в доме своем и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь". Может показаться, что это должно отнимать у нас большую часть нашего свободного времени.

В самом деле, законы Торы чрезвычайно сложны. Как уже упоминалось во введении, эта сложность соответствует сложной структуре человеческого разума. В то же время они представляют собой систему, подчиняющуюся определенным принципам. Последовательное применение этих принципов, устранение кажущихся противоречий, возникающих в процессе учения, — вот чем занимаются люди, изучающие Тору. Разрешение возникающих логических проблем — это, как и в любой науке, увлекательное, требующее полной самоотдачи занятие. В этом и состоит изучение Торы на высоком уровне.

В основе такого изучения лежит глубокая и тонкая психологическая мотивация. Как мы уже не раз подчеркивали, цель всех мицвот заключается в освящении жизни человека и в полном высвобождении его нравственного и духовного потенциала. Но нельзя только и делать, что обсуждать нравственные нормы. Чрезмерное увлечение этим занятием приводит к обратным результатам: разум восстает против постоянных дидактических наставлений. Тора прибегает к опосредованному воздействию. Вместо того чтобы заниматься все время нравственными проблемами, соблюдающие Тору евреи обсуждают самые разные мицвот во всех их деталях. Таким образом они погружаются в слова

Б-га, а это уже само по себе очищает людей. Кроме того, нравственные и духовные аспекты присущи всем мицвот, хотя они далеко не всегда лежат на поверхности. Можно с головой уйти в логические тонкости галахи, не отдавая себе отчета в моральных требованиях, которые заключены в мицвот. Но духовный аспект мицвы "осматическим" путем впитывается подсознанием человека.

И еще одно. Изучение Торы никогда не ограничивается простой передачей информации, при которой одна сторона активна, а другая остается пассивной. Напротив, диалог и спор поощряются на самых ранних стадиях обучения. Горячие споры, которыми часто сопровождается изучение Торы, — это тонкий психологический прием, целью которого является сублимация природных агрессивных стремлений человека. По словам наших мудрецов, "отец и сын, учитель и ученик, которые в Доме учения подобны вступившим в сражение врагам, в конце концов покидают его лучшими друзьями, держась за руки".

Изучать, чтобы исполнять

Тору изучают, чтобы ее исполнять. Это фундаментальный принцип Торы. Тора открывает свой истинный смысл лишь тому, кто стремится найти в ней путь жизни.

Человек может заниматься Торой и из других соображений — чтобы развивать ум, чтобы завоевать авторитет или заработать себе на жизнь, а иногда и просто из интереса к древностям. Такое изучение Торы тоже ценно, но лишь потому, что близость к ней может постепенно привести человека к изучению Торы ради ее истинных целей.

Найдите себе учителя Торы, даже если за обучение

придется платить. Найдите себе товарища, который будет стремиться к тому же, что и вы. Повторяйте вместе с ним то, что вы прошли, с тем чтобы вы могли развивать свои способности в ходе изучения Торы.

Но не учитесь у того, чей образ жизни вызывает нарекания, каким бы знатоком Торы он ни был. Вы не найдете у него источника истинной мудрости.

Отдых

Живя по законам Торы, мы делим время между изучением и исполнением Торы. Время не принадлежит нам, и мы не должны растрачивать его попусту. Леность недопустима. Разве жизнь — это не постоянное выполнение поставленной перед нами задачи? Нам так много нужно сделать. Разве не должны мы проявлять справедливость и милосердие, хранить завещанные нам предками запасы мудрости, приучать наш разум постоянно помнить о Б-ге? Леность — это путь к скуке и греху.

Безусловно, отдых человеку необходим. Отдыхать — одна из наших обязанностей. Отдых нужен для восстановления умственных и физических сил. Выйти из дому, на свежий воздух, наполненный присутствием Б-га, обновить наш завет с небом и землей, с природой, к которой мы принадлежим, — это отдых. Необходимо преодолеть одиночество, найти хороших людей или хотя бы одного хорошего человека и в беседе, в обмене самыми сокровенными мыслями, обновить наш завет с обществом. 'Это поддерживает наши умственные и физические силы. Но читать, слушать или говорить о том, что не помогает нашей подлинной жизни, значит совращать воображение и разум, то есть убивать то лучшее, что есть в нас.

Среда Торы

Если мы хотим стать благословением для мира, необходимо готовить себя к выполнению этой задачи. Эта подготовка длится всю жизнь. Изучая Тору при любой возможности, мы создаем среду Торы в своем сознании, в своем доме, обществе. В такой среде формируются люди, живущие по законам Торы.

Колелим

Многие великие рабаним нашего осиротевшего поколения понимали, что необходимо дать возможность как можно большему числу молодых людей изучать, исследовать и преподавать Тору на высоком уровне. Мы должны делать все, что в наших силах, чтобы возродить мир, погибший во время Катастрофы. Евреи самых разных слоев общества, соблюдающие Тору, участвуют в создании исследовательских центров, известных как колелим, и оказывают им материальную поддержку.

Благодаря этому молодые люди, вступающие в жизнь, имеют возможность стать исследователями Торы или проявить себя в других сферах общественной деятельности. Их влияние на общество чрезвычайно многообразно. Такие люди много делают для совершенствования среды Торы в самых разных местах земного шара.

65. Молитва (тфила) и синагога (бет кнесет)

ОБРАЩАТЬСЯ К Б-ГУ МЫСЛЕННО И СЛОВАМИ / БЛАГОСЛОВЕНИЯ (БРАХОТ) / БЕТ КНЕСЕТ / ТИХАЯ ТФИЛА / ЧТЕНИЕ ТОРЫ

... И служить Ему всем сердцем вашим и всей душою вашею/Дварим 11:13/. Что такое служение сердцем? — Молитва. — ВТ. ТААНИТ 2а

К Б-гу воззову я... Вечером, и утром, и в полдень беседовать (с Ним) буду и стенать, и Он услышит голос мой. — ТЕГИЛИМ 55:17-18

Даниэль... пошел к себе домой. А у него наверху были открыты окна в сторону Йерушалаима, и три раза в день... молился он и славил Б-га. — ДАНИЭЛЬ 6:11

И будешь ты есть и насыщаться, и благословлять будешь Г-спода, Б-га твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе. — ДВАРИМ 8:10

Мудрецы Великого собрания установили для Исраэля благословения (брахот), молитвы (тфилот), освящения (кидуш) и разделения (5авдала). — ВТ, БРАХОТ ЗЗа

Тфила*, идущая от сердца

Тфила — это не столько обязанность, сколько привилегия, преимущество и также благоприятная возможность. По причинам, о которых будет сказано в главе 77, для евреев, совершенствующих свою жизнь в духе Торы, тфила становится существенным компонентом духовного прогресса. Необходимо на время вырваться из круговорота повседневной жизни, чтобы в присутствии Б-га восстановить свои духовные силы, "перезарядить духовные батареи", чтобы поддержать свою готовность к служению Б-гу. Благодаря тфиле Б-жест-венная воля воздействует на душу человека и раскрывает имеющийся у него потенциал духовного развития. Кроме того, регулярно обращаясь к Б-гу по поводу наших повседневных нужд, мы учимся признавать Его истинным источником всей нашей жизни и нашего благосостояния /см. главу 76/.

*Тфила (молитва): от глагола лефалел (основа — пал, падать) — повергаться, полагать, думать; в форме гитпалел — поклоняться до земли (в молитве).

"НЕ БУДЬ ДУРАКОМ!"

Гершон Розенштейн, в прошлом советский ученый, отказник в течение 15 лет, рассказал о том, как он впервые попытался молиться — проникнуть в глубины своего сердца, не зная еще, что в нем кроется. По его словам, скептическая "половина" его души говорила ему: "Неужели, по-твоему, ты действительно с кем-то говоришь? Не будь дураком!" Гершон Розенштейн преодолел свои колебания, и теперь он преисполняется бесконечной благодарностью к Б-гу всякий раз, когда думает о том, что бы сталось с ним, если бы он прислушался к этому скептическому голосу.

Молитвы и благословения

Во времена Первого Храма индивидуальные, собственные размышления и глубоко прочувствованные эмоции еврея сами создавали тфилу, сами выливались в слова тфилы. Так, книга царя Давида — Тегилим (Книга псалмов), в течение тысячелетий являющаяся для многих источником вдохновения, именно таким путем была создана человеком, сумевшим приблизиться к Б-гу.

После вавилонского изгнания, во время Второго Храма, этот спонтанный путь уже не был приемлем, и возникла необходимость дать людям руководство о форме и структуре тфилот. Мудрецы Великого собрания еще в начале эпохи Второго Храма разработали обширную программу по "распространению Торы в народе".

Тора требует, чтобы, отведывая плоды земли, мы благословляли Б-га. Одним из наиболее существенных нововведений мудрецов было значительное расширение сферы применения понятия "благословение" (браха).

Они внесли мысль о Б-ге в нашу повседневную жизнь именно тем, что установили брахот, которые следует произносить по самым разным поводам. Произносят, в частности, следующие брахот:

брахот перед тем, как мы насладимся прекрасными созданиями нашего мира;

брахот перед исполнением мицвот;

брахот при некоторых переживаниях или при созерцании чего-либо прекрасного (например, цветущих весной деревьев), а также при виде океана, новой луны, радуги, молнии и т. п.; брахот в качестве тфилот.

Мудрецы установили брахот, произносимые при наступлении и на исходе шабат и праздников (кидуш и Заедала), семь свадебных брахот, а также многие другие брахот, которые можно найти в сборнике ежедневных молитв — сидуре.

Благодаря этому уникальному установлению, существующему вот уже две с половиной тысячи лет, мудрецы сумели вовлечь нас в контакт с Всевышним в те моменты нашей жизни, когда мы занимаемся самыми обычными, повседневными делами. Каждый еврейский ребенок знает, что нельзя ничего съесть или выпить, не благословив Б-жественный источник этого наслаждения. Мудрецы учат нас, что в жизни нет ничего тривиального. Во всем, что мы делаем, во всем, что мы испытываем, мы должны видеть Б-га. Даже для того, чтобы выпить стакан воды, надо произнести слова необычайной важности: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь вселенной, по слову Которого возникло все".

Значение благословения Б-га

Большинство благословений начинаются следующим выражением: "Благословен Ты (или: "Да будешь Ты благословен"), Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который творит... [создает, делает] [дает эту конкретную вещь, переживание, дар и т. д., по поводу которых и произносится браха.

Говоря о Б-ге "благословен" барух, мы имеем в виду, что Он — источник всех брахот. Когда мы благословляем Б-га, это означает, что мы верим в осуществление Его замысла в творении. Разумеется, это предполагает и наше содействие в этом осуществлении. Таким образом, браха является обязательством с нашей стороны помочь достижению желанной цели.

Синагога (бет кнесет)

Настойчиво добиваясь того, чтобы евреи как можно глубже идентифицировали себя с Торой, мудрецы в начале периода Второго Храма постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна была построить "дом собрания" (бет кнесет), куда бы люди собирались на тфилот в шабат, праздники и будни. Время службы в бет кнесете совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Бет га-микдаш (Святом доме) — Храме. Жертвоприношения в Храме также сопровождались тфилот и благословениями, многие из которых были включены в синагогальную службу.

Продолжая и развивая древние традиции, мудрецы включили в службу чтение Торы и Книг пророков. Община должна участвовать в этих чтениях. Членов общины "вызывают" к Торе; они произносят браха, на которую отвечает вся община, и затем либо читают сами, либо чтец (карьян) читает для них фрагменты из недельного раздела Торы. В шабат и йом тов читают также фрагмент из Пророков, связанный по смыслу с недельным разделом Торы.

В бет кнесете изучают Тору не только мужчины, часто проводятся уроки для женщин и детей. Не случайно бет кнесет на идиш — шул (школа), поскольку важнейшей функцией его является еврейское образование и воспитание.

Итак, во времена Второго Храма функцией бет кнесета было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Йерушалаимским Храмом — средоточием жизни по Торе. И после разрушения Храма бет кнесет возрождал во всех еврейских общинах дух Святого Храма (мудрецы называют синагогу "Храмом в миниатюре"). Эта роль бет кнесета подчеркивается и тем, что евреи, где бы они ни жили, строят свои батей кнесет так, чтобы стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, где хранятся свитки Торы), всегда была направлена в сторону Йерушалаима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом в ту же сторону.

Кадиш

Некоторые молитвы имеют такое огромное значение, что их нельзя читать в одиночку, а можно только в миньяне, то есть в группе из десяти молящихся взрослых мужчин, как бы представляющих еврейскую нацию в ее общественном аспекте.

Одна из таких молитв -кадиш. Эта молитва, написанная и читаемая на арамейском языке, начинается словами: "Да возвеличится и освятится великое Имя Его в мире, который Он создал по воле Своей, да явит Он царствование Свое, и да взрастит спасение, и приблизит (приход) Машйаха Своего при жизни вашей, во все дни ваши, и при жизни всего дома Исраэля, вскоре, в ближайшее время. И скажем: аменГ И община отвечает: "Амен! Да будет благословенно великое Имя Его всегда и на веки веков"

В молитве кадиш мы просим об осуществлении нашей главной цели — о духовном освобождении всего человечества. Именно этой молитвой заканчивается каждая часть службы; кадиш на торжественной ноте завершает и всю службу; им заканчиваются также все публичные занятия Торой.

Это должно заставить нас постоянно помнить о том, что Тора несет в первую очередь мессианскую идею, оставляя в стороне частнь1е проблемы. Стремление к достижению конечной цели — к духовному освобождению всего человечества — прослеживается по всей Торе.

Кадиш — это молитва, которую произносит скорбящий в момент глубокой скорби, в течение первых одиннадцати месяцев года траура и в каждую годовщину смерти (йорцайт). Слова кадиша позволяют ему преодолеть личную трагедию, подчинив свои чувства осознанию того, что община продолжает существовать и однажды достигнет поставленной перед ней великой цели.

СОН

Пятнадцать учеников одной американской ешивы как-то сопровождали главу ешивы на свадьбу одного из учеников в Нью Йорке. На обратном пути из-за снежной бури их самолет приземлился в Вашингтоне. Ожидая вылета, они решили прочесть минху (ежедневную дневную молитву) и спросили служащего в аэропорту, нет ли комнаты, в которой можно было бы помолиться. Служащий еще ни разу не сталкивался с подобной просьбой, однако показал им пустую комнату на первом этаже. Когда они начали молитву, в комнату вошел другой служащий, более высокого чина.

- Вы позволите мне присоединиться к вам? — спросил он. — Я еврей. Если можно, я бы хотел сказать кадиш.

Всю молитву он стоял молча, а в конце попросил, чтобы ему помогли прочесть кадиш.

После этого глава ешивы отвел его в сторону и спросил, чем была вызвана его просьба. После некоторых колебаний служащий рассказал свою историю.

- Мой отец умер несколько лет тому назад, — начал он. — Я еще юношей покинул дом и почти не общался с отцом. Я никогда не интересовался иудаизмом. Но на следующую ночь после смерти отец явился во сне и сказал:

- Почему ты не читаешь по мне кадиш

- Я просто не знаю, что нужно делать, — ответил я.

- Ты можешь найти какую-нибудь синагогу? — спросил он.

- Я не знаю ни одной синагоги, — ответил я.

- Ну, а если случится так, что в один из ближайших дней группа евреев будет молиться в твоем аэропорту, ты присоединишься к ним и прочтешь по мне кадиш?

- Разумеется, — ответил я.

Поэтому, когда я увидел, что вы идете молиться в эту комнату, я понял, что именно вас мне надо было ждать.

Тихая тфила

Эта тфила — кульминационный момент каждой службы. Произнося ее перед Б-гом, еврей неслышно обращает к Нему слова благоговения и прославления, высказывает Ему свои просьбы.

Еврей просит не за себя, а за весь Исраэль, и лишь в трех местах можно упомянуть личную просьбу.

Эту молитву мудрецы называют просто Тфила. Иногда ее называют также Амида (потому что ее читают стоя) или, чаще всего, Шмоне эсре, потому что в будни она состоит из восемнадцати брахот.

В шабат и праздники Шмоне эсре состоит из семи брахот. В эти дни читают дополнительную тфилу (Мусаф), соответствующую дополнительному жертвоприношению в Храме. Мусаф читают и в рош ходеш.

Ведущий службу повторяет Шмоне эсре вслух.

Община трижды принимает участие в этом повторении:

1. Когда говорят кдуша (освящение) — после третьей брахи. Словами ангельских воинств, открытыми нам пророками, мы освящаем, благословляем и провозглашаем трансцендентальность Всемогущего Б-га.

2. В предпоследней брахе, брахе благодарения, община присоединяет свои слова благодарности к словам ведущего. Принцип благодарности лежит в основе иудаизма, и мы не можем оставаться в стороне при выражении благодарности Б-гу. (Эта вставка называется модим д-рабанан.)

3. Перед последней брахой, брахой мира, когэны произносят "тройную браху" так называемую “Биркат коганим”