Декабрь 2024 / Кислев 5785

Предисловие

Имя Альберта Эйнштейна (1879—1955) хорошо известно каждому. Знаменитый физик, создатель теории относительности, он был награжден в 1921 г. Нобелевской премией, а его вклад в науку сравнивают с открытиями Галилея и Ньютона.

Эйнштейн родился в городе Ульм в Германии и получил образование в Швейцарии, в Цюрихском политехническом институте (1896—1900). (Впоследствии Эйнштейн получил швейцарское гражданство, а Цюрихский университет, где он работал с 1909 г., присвоил ему степень доктора наук.)

Два года спустя Эйнштейн был назначен профессором Немецкого университета в Праге, но позднее возвратился в Цюрих. В 1914 г. он стал членом берлинской Королевской академии наук Пруссии, которая предоставила ему стипендию с тем, чтобы он мог посвятить все свое время научным исследованиям. Когда в 1933 г. к власти пришел Гитлер, Эйнштейн подал в отставку и навсегда покинул Германию. Он принял предложенную ему Принстонским институтом (США) профессорскую кафедру, которую занимал вплоть до своей смерти.

Тема данной книги — еврейский аспект в жизни и творчестве Эйнштейна. Великий ученый отдавал себе отчет в том, сколь значительную роль сыграло еврейское наследие в его формировании. Он много писал по вопросам иудаизма, считая, что именно еврейская традиция зародила в нем стремление к правде, справедливости и свободе; по мнению Эйнштейна, еврейский народ был призван приобщить к этим идеалам остальное человечество.

Во время своего пребывания в Праге (1912 г.) Эйнштейн впервые ознакомился с сионизмом. Впоследствии он стал близким другом Хаима Вейцмана. Они были глубоко привязаны друг к другу, несмотря на различный подход к решению еврейской проблемы. Вейцман считал Эйнштейна оторванным от практической жизни идеалистом, Эйнштейн же шутливо называл Вейцмана “великим реальным политиком" (realpolitiker).

Эйнштейн придерживался пацифистских убеждений, но во время Второй мировой войны он осознал необходимость силой сопротивляться тирании (его вклад в создание атомной бомбы и разработки в области использования ядерной энергии хорошо известны, но не следует забывать, что Эйнштейн неизменно возражал против применения атомной бомбы).

Эйнштейн с особым интересом отнесся к созданию и развитию Еврейского университета в Иерусалиме и с самого его основания являлся членом попечительского совета университета. Именно в связи с планами создания Еврейского университета Эйнштейн впервые приехал в США вместе с Хаимом Вейцманом. Имя Эйнштейна носит физический факультет Еврейского университета; в этом университете хранится и рукопись знаменитого труда Эйнштейна по теории относительности.

Эйнштейн активно поддерживал создание Еврейского национального очага в Палестине; в 1946 г., выступая перед англо-американской комиссией по изучению положения в Палестине, он высказался за создание государства Израиль. После кончины первого президента Израиля Хаима Вейцмана Давид Бен-Гурион предложил Эйнштейну выдвинуть свою кандидатуру на этот пост. Эйнштейн отклонил предложение, заявив, что он “очень тронут, но не считает себя подходящим для такого поста".

О преданности Эйнштейна еврейскому государству свидетельствует тот факт, что, отправляясь в больницу, из которой он уже не вышел, Эйнштейн взял с собой заметки, которые собирался использовать при подготовке телевизионного выступления по случаю 7-й годовщины со дня провозглашения независимости Израиля — выступление это, увы, так и не состоялось.

В этой книге собраны статьи, речи и письма Эйнштейна, посвященные вопросам иудаизма, сионизма и другой еврейской проблематике. Книгу завершает блестящее эссе об Эйнштейне известного английского философа сэра Исайи Берлина.

В заключение хочется привести высказывание Эйнштейна, свидетельствующее о том, что для него стремление к знанию и справедливости было неразрывно связано с духовными традициями еврейского народа: "Стремление к знанию ради самого знания, любовь к справедливости, граничащая с фанатизмом, и тяга к личной независимости — таковы духовные традиции еврейского народа, заставляющие меня рассматривать свою принадлежность к нему как подарок судьбы. Те, кто в наше время обрушились на идеалы разума и личной свободы и пытаются грубой силой ввергнуть человечество в состояние бездушного рабства, справедливо видят в нас своих непримиримых противников. История навязала нам жестокую борьбу. Но пока мы будем преданно служить правде, справедливости и свободе, мы не только останемся старейшим из всех существующих на земле народов, но будем по-прежнему создавать в своем творчестве ценности, помогающие облагородить человечество”.

Проф. И.Гафни