Введение

Введение

Настоящая работа была проведена на основе объективного исследования положения еврейской учащейся молодежи в государственном образовании. Документы позволили выявить историческую реальность по истории развития системы образования в Российской империи, подчиненной государственной системе управления и контроля и место еврейской учащейся молодежи в этих системах.

В отличие от других данное исследование рассматривает уникальную качественную характеристику евреев как массовое явление: умственная одаренность и священное отношение к образованию, которые определили позицию царского правительства к евреям со всеми вытекающими ограничениями в праве на образование. Как показали первоисточники, не русская образованность в русском государстве не имела права на существование и публичное признание.

Тем не менее, когда одни русские чиновники боролись с образованностью евреев, другие противостояли им и старались защитить еврейскую учащуюся молодежь от ограничительных мер и чиновничьего произвола. В этом процессе показана борьба ума и безумия, выходящая за рамки социально-правовых норм в отношении русских подданных евреев.

Образованность всех слоев еврейского населения рассматривается как общая тенденция на пути к просвещению независимо от социально-правового статуса: дети ортодоксальной семьи или интеллигентной (маскила), экономических евреев, городских жителей, учеников частных, общественных и государственных учебных заведений, объединенных одним помыслом - будущее зависит от просвещения молодого поколения и в этом вся его сила.

В тяжелейших условиях социально-экономических и политических потрясений в имперской России, разнообразием народов, языков и верований, сложным процессом формирования системы светского образования, пропитанной идеологией укрепления русской государственности через государственный язык, евреи в домашнем обучении и общественных училищах нарабатывали базу знаний и развивали интеллектуальные способности. Начальные, общеобразовательные, средние частные и правительственные и высшая школа стали показательными в проявлении способности к обучению еврейской молодежи, что выделило их в особый контингент в образовании.

В отличие от других еврейские мальчики и девочки поступали в государственную школу с заметным запасом знаний, которые позволяли выдержать вступительные экзамены и продолжить образование. Это обстоятельство обнажало низкий уровень подготовки в школу православной группы учащихся, а начитанность и эрудиция еврейских детей только усложняли их положение в образовании.

С середины XIX века в системе повышенного начального, государственного среднего и высшего образования как фактор человеческой деятельности возникла процентная норма для евреев. Идея ограничений опиралась на широкую практику ограничительных мер в дореволюционной России во всех сферах социальной, административной, торгово-промышленной, военной и государственной жизни, образовании. Установление нормы для евреев в правительственной школе было вызвано донесениями попечителей Виленского, Киевского, Московского, Одесского и Харьковского учебного округа в министерство о том, что число евреев следует ограничить. Причина в следующем: евреи, как пролетарии умственного труда могут быть опасными для государственного строя. Однако, документы докажут, что на государственный строй они могли повлиять только знаниями на благо развития цивилизации. Тем не менее, в отношении еврейской учащейся молодежи была установлена еврейская вакансия, для остальных - школьная вакансия и комплектование студентов христиан. Еврейская вакансия - это интеллектуальный конкурс и занять ее мог только сдавший экзамены на «хорошо» и «отлично», школьная вакансия – массовое комплектование с элементарным умением читать и писать. В итоге, процентная норма оказалась не столько ущемляющей, как принято считать, сколько возносившая еврейских учащихся над всеми умственным развитием, не имеющих сходства с другими в системе образования. Вопрос, что хуже. Но, так как регулирование и пересмотр процентной нормы отдавался в компетенцию педагогических и университетских советов, обязательность ее исполнения перед министерством исключалась, равно как и беспрецедентность этого явления. Архивные материалы убеждают, что ни педагогические советы средней школы, ни университетские советы не ставили перед собой задачу ограничивать еврейскую молодежь в образовании. Но именно чиновники-самодуры, ограничительными мерами выявили конкурентноспособность евреев в борьбе за место в средней и высшей школе.

Мы не отвергаем общего признания умственной одаренности этого уникального народа, но считаем, что развитие интеллекта формировалось в результате каждодневного интеллектуального труда. За основу исследования был взят период с середины XIX и до свержения монархии в России как прогрессивный в плане развития государственной системы управления и образования и место евреев в этих системах. Документы раскрывают совершенно новые стороны проблемы и позволяют опровергнуть устоявшиеся взгляды по многим вопросам еврейских юношей и девушек в образовании и значение ограничений. Действия правительства, министерства, местных самоуправлений, попечителей и государственных лиц, выступающих, как за евреев, так и против них свидетельствуют об одном: еврейский народ как массовый индивид особый по своему менталитету и вносивший огромный вклад в развитие цивилизованного общества, являлся феноменальным явлением в Российской империи.