Глава 8. О путях изучения Торы, об изучении во имя ее самой и о внутреннем аспекте Торы

Глава 8. О путях изучения Торы, об изучении во имя ее самой и о внутреннем аспекте Торы

1. Подобно тому, как при выборе профессии следует руководствоваться критериями чистоты (чтобы она не была связана с воровством и запрещенными вещами) и легкости, [чтобы не отнимала много времени и сил], (как написано в трактате Брахот 63а), так и в Торе следует искать легкое учение, чтобы оно не было выше его сил и чтобы не бросил его, и чистое, чтобы в нем не было личной выгоды. И детей тоже нельзя обременять учением [сверх меры], а нужно учить их в удовольствие и давать им мелкие монеты [за успехи], потому что учение только тогда воспринимается человеком, когда оно происходит в спокойной обстановке и в удовольствие. И необходимо, чтобы дети выучили, прежде всего, все Пятикнижие, чтобы знали его почти наизусть.

2. Сначала нужно наполнить голову Писанием, Мишной (даже если человек не может объяснить миьину , пусть выучит всю), Вавилонским и Иерусалимским Талмудами, Тосефтой, Мехилыпой, Сифрой, Сифри и всеми барайтами , а после этого займется пилпулем [детальным сравнительным изучением кажущихся противоречий] в обществе соучеников, и в этом - великолепие Торы. Тот же, кто изменяет порядок учения, и пытается сначала освоить технику пилпуля, не зная как следует ни одной мишны, потеряет даже то малое, что слышал в детстве.

3. Тот, кто учит законы в сокращенном виде, в конце концов, забудет все.

4. Мудрец получает во время учения удовлетворение от того, что выполняет заповедь Творца, даже если еще не знает [предмет], и постоянно повторяет [материал] и находит в нем [новый] смысл. А глупец не получает удовлетворения, пока не закончит книгу, и поэтому спешит ее побыстрее закончить, и оттого не преуспевает в учении.

5. Тот, кто говорит изощренные объяснения простого смысла и иносказания, не соответствующие истине Торы, для того чтобы хвалиться, получит очень большое наказание.

6. Как выгодно покупать дешевый товар, который в будущем подорожает, так и в Торе: вопрос, который мало кто учит, вглядись в него и изучи его, потому что, в конце концов, его будут спрашивать у тебя.

7. Лучше учить немного, постоянно это повторять и знать в совершенстве, чем учить и набирать много материала и не знать его как следует.

8. Написано (Авот 3:11): "Тот сохранит мудрость, у кого боязнь греха предшествует мудрости". Ибо человек, боящийся греха, ищет в изучаемом знание о правильном пути. А природа человека такова, что вещь, которую он искал долго и с большим трудом, очень дорога ему и сохраняется в его памяти. А тот, кто не страшится греха, даже если учит несколько раз, ничего не обретает, так как найденное не дорого ему, и "то, что человек не обязан делать, он не помнит".

9. Когда человек учится у учителя, не следует говорить ему свои открытия в Торе, (чтобы похвастаться), но нужно постараться постоянно принимать от него Тору, как написано (Мишлей 11:2): "со скромными - мудрость".

10. Как в материальном мире нужно как следует пережевывать пищу, чтобы она хорошо усвоилась, так нужно досконально изучать ("перемалывать") тонкости святой Торы, чтобы вывести закон воистину. И если человек не трудится над этим, он не находит правильного закона, и об этом сказано ( Авот 3:21): "Если нет муки - нет Торы" - нет сути Торы. Пунктуальное изучение Торы помогает исправить плохие качества характера и совершать добрые дела.

11. Как в материальном хлебе есть солома, отруби и т.п., и зерно должно пройти несколько этапов обработки, прежде чем получится хлеб, так же и в Торе, о которой сказано: "Идите, ешьте Мой хлеб" ( Мишлей 9:5), и в этом заключается весь труд Торы - вывести ясную алаху. (И об этом сказано: "Колючки и тернии вырастит она тебе, и будешь есть полевую траву"; "В поте лица твоего будешь есть хлеб" /Берешит 3:18/).

Человек, который учит Тору во имя ее самой, подобен тому, кто ест чистый хлеб досыта, ибо вследствие такого учения он удостаивается истины Торы и она сохраняется в его руках, как написано {Мегила 66): "Чтобы сохранить выученное, требуется помощь с Неба". Но изучающий Тору не во имя ее самой подобен тому, кто ест солому и отруби, и даже это - не досыта. (И об этом написано /Теилим 19:10/: "Страх перед Б-гом чист, стоит навеки", что в изучении Торы с Б-гобоязненностью есть два достоинства - что она /Тора/ чиста во время изучения и стоит навеки).

12. В том, что сказано (Песахим 506): " Пусть человек всегда занимается Торой даже не во имя ее самой, ибо от этого придет к изучению Торы во имя ее самой", имеется в виду человек, который не имеет какой-то определенной цели в изучении Торы, а делает это, потому что его к этому приучили, но не тот, кто учится главным образом, чтобы достичь почета. И так же, если ецер ара подстрекает человека к тому, чтобы не учиться совсем, и если он захочет изучать Тору во имя ее самой, то не сможет выдержать битву с ецером. Пусть тогда начнет учиться даже не во имя самой Торы, и от этого придет к изучению Торы во имя ее самой.

13. Лучше учить во имя Торы даже немного, чем учить много и быть переполненным при этом негодными мыслями, например, о почете и т.п.

14. Есть четыре вида изучения Торы не во имя ее самой:

а) чтобы Всевышний дал ему жизнь;

б) чтобы достичь величия;

в) чтобы похваляться;

г) чтобы возбудить зависть товарища.

Первая из них - не тяжела и близка к святости. Поэтому, если еврей говорит: "Эти деньги я даю на благотворительность, чтобы мой сын выжил и чтобы я удостоился Будущего мира", - он - абсолютный праведник. А три остальные соответствуют зависти, страсти и почету [и поэтому резко отрицательны].

15. Написано ( Авот 1:3): "Не будьте, как рабы, служащие господину ради получения награды, а будьте, как рабы, служащие господину не ради награды". На первый взгляд [миьина составлена] странно: сначала в форме предупреждения - "не будьте", а затем совета - "а будьте", и, [фактически, одна мысль] повторена дважды.

Смысл этого в том, что есть три вида действий:

а) когда человек учится во имя достижения какой-то посторонней цели: "буду читать, чтобы меня называли "раби"", то есть для [достижения] богатства и почета;

б) когда учится для своего Творца, чтобы найти милость в Его глазах и чтобы Он дал ему добрую награду в Грядущем мире;

в) когда человек исполнен Б-гобоязненности и учится, потому что так приказал Ашем, без всяких посторонних побуждений. Поэтому сначала сказано в форме предупреждения и отрицания "не будьте", о первом виде. А о третьем виде сказано: "а будьте" - постарайтесь достигнуть того, чтобы учиться без всяких посторонних побуждений.

16. Три наказания есть в Ган Эдене : тот, кто учится ради награды, имеет там "балдахин", но обжигается от "балдахина" товарища, который учился во имя самой Торы. Тот, кто учился для того, чтобы его называли "раби", то есть для почета, стыдится там самого себя. Тот же, кто учился, чтобы уязвить товарища, будет опозорен там другими.

17. У праведников еда и другие телесные функции тоже святы, потому что они делают все во имя Неба. И есть такие люди, у которых даже Тора и добрые дела - только того, чтобы похваляться, и они происходят со стороны эрев рае [скопища разных народов, присоединившихся к сынам Израиля во время Исхода из Египта] и принадлежат Геиному.

Постоянно и охотно изучать Тору во имя Неба очень тяжело. Но нужно учиться у этих злодеев, которые учат Тору с большим усердием не во имя Небес, и так же учиться всем сердцем во имя Небес. И об этом сказано ( Йов 35:11): "Учащий нас от скота земного", то есть - у злодеев, которые своими деяниями походят на скот.

18. Когда ецер ара подбивает человека учиться для достижения [материальных] удовольствий или для получения поста раввина, и человек не может противостоять ему, лучше в такие моменты учить книги мусара , пока ецер не оставит его, и тогда начать учиться. И если у учителя злой глаз (айн раа) и он обучает только из посторонних побуждений - для денег и т.п., нельзя учиться у него, потому что из-за этого ученик потеряет даже то, что учил ранее. И также наоборот: ученик-злодей может сбить с толку учителя, даже если тот учится во имя Неба.

19. Мудрецы сказали: "Святой, благословен Он, дает мудрость только тем, в ком есть мудрость" ( Брахот 55а). Ибо Высшее благословение не нисходит на пустую вещь. Причина этого известна: из-за своей тонкости оно не может нисходить на предмет этого мира, а лишь на нечто близкое ему по тонкости. Поэтому тот, кто больше очистится духовно, удостоится большей [мудрости], как сказано "Дает мудрость мудрецам" (Даниэль 2:21). И об этом сказано (Брахот 40а): "Но пустое не удерживает", то есть, рука Всевышнего открыта для всех, но тот, кто не учится сам, не может получить изобилие мудрости свыше. И это то, о чем написано (Дварим 11:13): "Если будешь слушать" - снизу - "услышишь" - свыше.

20. Душа каждого мудреца поднимается каждую ночь в Высшую Ешиву, чтобы постичь там то, что невозможно постичь наяву. И в этом вся цель сотворения сна.

21. Открытия, которые человек находит в Торе согласно ее простому значению, должны соответствовать ее тайному смыслу. И когда мудрецу открываются тайны Торы, он понимает, что и то, что он открыл в юности, тоже истинно и верно [согласно скрытой части Торы]. И все то время, пока человек не понимает тайны Торы, даже простой смысл не ясен ему.

22. Первым делом нужно учить законы и выполнять их, ибо они - как хлеб, насыщающий сердце человека, и уже после этого заниматься изучением тайн Торы, которые уподоблены вину и маслу. Тот же, кто изменяет порядок, не преуспеет, ибо потеряет все.

23.  Агадот (повествовательная часть Талмуда) и мусар (нравоучения) необходимы всем, как деньги, которые нужны и бедным, и богатым.

24. У каждого есть возможность постичь Тору в соответствии с тем, чему учили его в чреве матери. Тот, кто мог постигнуть тайны Торы и не старался постичь их, получает суровое наказание.

25. С того момента, когда был разрушен Храм, все добро перемешалось со злом. Поэтому использование практической кабалы есть тяжкое преступление, сравнимое с грехом Первого человека, который съел плод дерева познания добра и зла. Только те, кто в совершенстве освоил принятые и особые каванот и ихудым1 во всех заповедях, и знает, как каждое имя выходит из Четырехбуквенного Имени Всевышнего, а также различных его вариантов с разными огласовками и т.д. - каждое со своей каваной, [могут заниматься практической кабалой], и это - пользование "деревом жизни". Этого нельзя сказать про употребление кабалы для нужд человека, которое есть пользование "деревом познания добра и зла".

26. В агадот (повествовательной части Талмуда и Мидрашей), которые на первый взгляд кажутся пустословием, спрятаны все тайны Торы. И на это намекает стих (Йеьиая 53:5): "А он изранен нашими преступлениями". [Гемара ( Coma 14а) относит этот стих к Моше Рабейну. В результате греха у вод Меривы было постановлено, что святость Торы Моше должна принизиться. Она воплотится в слова, над которыми будут смеяться насмешники поколения. Моше просил отменить этот приговор, но безуспешно. На это намекает смерть и погребение Моше за пределами Эрец Исраэль.]

27. Внутренний аспект Торы - это жизненность внутреннего аспекта тела, а именно, нефеьи (низшей души). А внешний аспект Торы - [жизненность] внешнего аспекта тела. Ецер ара не в состоянии спровоцировать тех, кто занимается тайнами Торы.

1.  Каванот и ихудим - специальные настрои сознания во время или перед молитвой и исполнением заповеди.